Космонавты после приземления

Содержание

Дальность и продолжительность полета

Дальность и продолжительность полета – одни из важнейших летно-технических характеристик самолета. Дальность полета Lп – это максимальное расстояние, которое может преодолеть самолет, израсходовав определенный запас топлива. Продолжительность полета tп – промежуток времени, затрачиваемый на достижение дальности полета.

Различают техническую и практическую дальность полета.

Технической дальностью называют максимальную дальность полета самолета в стандартных атмосферных условиях, без ветра при полной заправке самолета топливом и полной его выработке, за исключением невырабатываемого остатка. Наличие невырабатываемого остатка связано с тем, что не все заправленное в баки самолета топливо может быть выработано, что связано с конструктивными особенностями топливной системы. Обычно невырабатываемый остаток топлива составляет 1,5 % от массы заправляемого запаса топлива.

Техническая дальность является важным показателем предельных возможностей самолета. Однако завершение реального полета с пустыми баками является недопустимым по соображениям безопасности, т.к. любое непредвиденное отклонение от маршрута, наличие встречного ветра и т.п. могут привести к тому, что самолет не достигнет аэродрома назначения. Поэтому более реальным показателем является практическая дальность полета.

Практическая дальность – это максимальная дальность полета самолета в стандартных атмосферных условиях, без ветра при полной заправке самолета топливом и полной его выработке, за исключением невырабатываемого остатка, а также заданного заранее аэронавигационного запаса топлива.

Аэронавигационный запас топлива предназначен для компенсации возможных отклонений условий полета от расчетных, а также для ожидания в воздухе в районе аэродрома назначения или достижения запасного аэродрома в случае возникновения особых обстоятельств. Аэронавигационный запас топлива составляет, как правило, 10…15 % от массы заправляемого топлива.

Дальность полета Lп складывается из следующих участков (см. рис. 44):

Lнаб – дальность набора высоты;

Lкрейс – дальность крейсерского полета;

Lсн – дальность снижения.

Рис. 44. Профиль траектории полета самолета

Крейсерский полет – это основной этап полета, на котором преодолевается большая часть расстояния (до 95 %) между аэродромами вылета и назначения. Крейсерский полет проходит, как правило, с постоянной скоростью на постоянной высоте (или в заданном диапазоне высот – эшелоне). В первом приближении его можно считать установившимся горизонтальным полетом.

При выборе высоты и скорости крейсерского полета стремятся к тому, чтобы минимизировать расход топлива. Различают часовой и километровый расходы топлива. Дальность полета Lкрейс вычисляют, используя километровый расход топлива, а продолжительность tкрейс – используя часовой расход топлива:

, (70)

где mт – расходуемая масса топлива ;

qкм – километровый расход топлива .

, (71)

где qч – часовой расход топлива .

Часовой расход топлива qч – расход массы топлива за один час пути. Часовой расход топлива рассчитывается по формуле:

, (72)

где суд – удельный часовой расход топлива (расход массы топлива за один час пути на единицу тяги ).

Из формулы (72) видно, что наименьшим часовой расход qч min будет при минимальной потребной тяге Pп min (точка «4» на диаграмме потребных и располагаемых тяг (см. рис. 42)), т.е. на наивыгоднейшей скорости Vнв. Полет при этом согласно формуле (71) будет иметь максимальную продолжительность. Из формулы (64) вытекает, что , поэтому :

. (73)

Часовой расход топлива стремятся минимизировать, если основная задача полета связана не с транспортной операцией, а, например, с патрулированием, когда важна именно продолжительность полета. Если же выполняется перевозка грузов, то при этом важно обеспечить заданную дальность полета. Для этого стараются минимизировать километровый расход.

Километровый расход топлива qкм – расход массы топлива на один километр пути. Километровый расход топлива равен:

, (74)

где V – скорость полета, которая имеет размерность .

Из формулы (74) видно, что километровый расход топлива будет минимальным, когда минимально отношение . Ранее при рассмотрении диаграммы потребных и располагаемых тяг (см. рис. 42) мы отметили характерную точку «3», в которой как раз выполняется это условие. Соответствующая этой точке скорость будет скоростью крейсерского полета Vкрейс, обеспечивающего максимальную дальность на данной высоте полета при заданном запасе топлива.

Как километровый, так и часовой расходы топлива уменьшаются с увеличением высоты полета. Поэтому в качестве крейсерской высоты полета рекомендуется выбирать высоту практического потолка, если нет других ограничений (например, отсутствие герметичной кабины на самолете). Необходимо отметить, что в процессе полета по мере расходования топлива масса самолета уменьшается, в результате чего постепенно возрастает высота практического потолка. Если самолет будет постоянно лететь на высоте практического потолка, т.е. с небольшим набором высоты, то в этом случае дальность его полета будет больше, чем при горизонтальном полете. Такой способ выполнения крейсерского полета получил название полета по потолкам.

Дальность и продолжительность полёта

Дальность полета (L) — это расстояние, измеренное по земной поверхности, которое пролетает самолет по маршруту от места взлета до места посадки .

Продолжительность полета (T) — это время пребывания самолета в воздухе от момента отрыва до момента приземления самолета.

Дальность и продолжительность полета определяются для полета в целом. Полет рассматривается как последовательность типовых этапов – взлет, набор высоты, крейсерский полет, снижение, заход на посадку и посадка. Из перечисленных этапов 85…95% составляет крейсерский полет.

Для расчета дальности и продолжительности полета необходимо задать маршрут и определить профиль полета. Профили полета бывают:

а) полет на заданной высоте;

б) полет ”по потолкам”.

Рис. 4.15 Профиль полета на дальность

Дальность полета включает в себя следующие составляющие:

L = Lнаб + Lкс + Lсн

В аэродинамике различают техническую и практическую дальность полета.

Под технической дальностью понимают расстояние по горизонтали, которое должен пролететь самолет
в условиях полного безветрия при израсходовании всего запаса топлива за исключением невырабатываемого остатка.

Невырабатываемый остаток — это то топливо, которое по какой-то причине не может быть выкачено из бака для подачи его в камеру сгорания двигателя.

Практической дальностью называется расстояние по горизонтали, которое пролетает самолет в условиях полного безветрия при израсходовании располагаемого запаса топлива.

Под располагаемым запасом топлива понимают все топливо за исключением невыработанного остатка и гарантийного запаса топлива.

Gрасп = Gт – Gгар – Gнев

Гарантийный запас предусматривается на тот случай, когда нужно обойти грозовую облачность, горы, вторично зайти на посадку и т. д.

Gгар = (0,07…0,1) Gт

Дальность и продолжительность полета определяются по следующим формулам:

L = ; Т =

q — километровый расход топлива, т.е. количество топлива, расходуемое на 1км пути.

q — часовой расход топлива, т.е. топливо, расходуемое за 1ч пути.

Простота этих формул кажущаяся, т.к. расходы топлива зависят от удельного расхода топлива, изменяемого в полете веса самолета, качества самолета К
и скорости полета.

Часовой расход топлива q определяется по формуле:

q = СеP= Се ;

где Се – удельный расход топлива; Р = – тяга, необходимая для выполнения горизонтального полета;

Gср – полетный (средний) вес самолета.

Gср =

где — взлетный вес самолета; — посадочный вес.

Километровый расход определяется по формуле:

= .

Тогда формулы для определения дальности и продолжительности примут вид:

L = T= .

Для самолетов с ТВД характеристикой силовой установки является мощность, а не тяга:

N=P V

Для ТВД часовой и километровый расходы топлива определятся по формулам:

Поэтому формулы для определения дальности и продолжительности полета самолетов с турбовинтовыми двигателями преобразуются в следующий вид:

L= T=

Важными характеристиками самолета являются максимальные дальность и продолжительность полета.

Определим режимы максимальной дальности и продолжительности, анализируя формулы для определения L и T.

Наибольшую продолжительность реактивный самолет будет иметь при наивыгоднейшей скорости Vнв, так как при угле атаки αнв, при полете на котором обеспечивается эта скорость, аэродинамическое качество самолета максимально.

Tmax=

Максимальная продолжительность самолета с ТВД будет обеспечиваться при минимальной мощности,
т. е. на экономической скорости полета. В этом случае

Tmax=

Максимальная дальность имеет место на режиме полета, при котором величина имеет максимальное значение.

Расчеты показывают, что максимальное значение этой величины обеспечивается на крейсерскойскорости, которая несколько выше наивыгоднейшей.

Наивыгоднейшая высота при полете на дальность лежит несколько ниже практического потолка самолета. Так как практический потолок по мере выгорания топлива все время возрастает, то для выдерживания оптимального режима при полете на максимальную дальность нужно постепенно увеличивать высоту. Такой режим называют «полетом по потолкам» (рис. 4.15)

При попутном ветре дальность полета увеличивается, при встречном – уменьшается.

Вопросы для повторения

1. Какие признаки имеет установившееся движение самолета?

2. Каким образом уравновешиваются силы, действующие на самолет в горизонтальном полете?

3. От каких факторов зависит потребная для горизонтального полета скорость? Чем опасен полет при ?

4. При каком угле атаки тяга, потребная для горизонтального полета, минимальная? Подтвердите свое мнение формулой.

5. Что называется избытком силы тяги?

6. Как изменяются угол атаки и избыток силы тяги, если при постоянном режиме работы двигателя скорость полета увеличивается от до ?

7. Что называется избытком мощности? Зависит ли он от избытка силы тяги?

8. Какое влияние оказывает избыток тяги (или избыток мощности) на режим полета?

9. Как влияет масса самолета на потребную скорость и потребную силу тяги?

10. Как влияет масса самолета на продолжительность и дальность полета?

11. Чем различаются первый и второй режимы горизонтального полета?

12. Как влияет высота полета на избыток силы тяги ΔP, избыток мощности ΔN, минимальную скорость и диапазон скоростей горизонтального полета ΔV?

13. Каким образом уравновешивается силы при режиме подъема?

14. Для какого полета — горизонтального или подъема — нужна большая скорость?

15. В каком полете необходима большая подъемная сила? Почему?

16. Что называется вертикальной скоростью самолета при подъеме? За счет чего она создается?

17. Как влияет высота полета на вертикальную скорость?

18. Какое различие в понятиях теоретического, практического и динамического потолка?

19. Чем различаются первый и второй режимы подъема? Где граница этих режимов?

20. Когда используется режим снижения с работающими двигателями? Почему?

21. Каким образом уравновешиваются силы, действующие на самолет при планировании?

22. Какие факторы влияют на скорость планирования?

23. Какие факторы влияют на дальность планирования?

24. Когда самолет имеет наибольшую дальность планирования?

25. Чем характерны особые режимы планирования: парашютные, ответственное пикирование?

26. Чем различаются первый и второй режимы планирования, где граница между ними?

27. Как обеспечить условие H=const в горизонтальном полете?

28. Как обеспечивается условие 0=const при наборе высоты и при планировании?

29. Как обеспечивается условие V=const в горизонтальном полете, при наборе высоты, планировании?

30. Как и почему изменяются избыток тяги и максимальная скорость горизонтального полета при увеличении массы самолета?

31. Назовите факторы, влияющие на продолжительность и дальность полета.

32. Как и почему изменится ΔP; ΔN; ΔV при увеличении высоты полета?

33. Как направлен вектор подъемной силы в горизонтальном полете, при наборе высоты, планировании?

34. Как уравновешиваются силы, действующие на самолет при наборе высоты?

35. Как следует изменить угол атаки и угол наклона траектории, чтобы при неизменном режиме работы двигателей обеспечить разгон самолета при наборе высоты?

36. При какой из перечисленных ниже скоростей полета набор высоты невозможен, при ; ; ; ? Почему?

37. Что называется перегрузкой самолета?

38. Когда возникают перегрузки и почему?

39. Как создается неуравновешенная сила, необходимая для выполнения виража?

40. Запишите формулу коэффициента перегрузки при вираже.

41. Как можно уменьшить радиус виража? Докажите формулой.

42. Почему для выполнения правильного виража подъемная сила должна стать больше веса самолета? Что для этого делается?

43. Влияет ли высота полета на радиус виража? Докажите.

Глава 5. Неустановившееся
движение самолета

Движение самолета считается неустановившимся, если на него действуют неуравновешенные силы, вызывающие изменение скорости по величине и направлению. Оно связано с реализацией различных траекторий полета самолета, которые определяются техническим заданием на проектирование (ТЗ). Наиболее сложные траектории реализуют самолеты, спроектированные и построенные специально для занятий авиационным спортом.

На рисунке 5.1. показан комплекс фигур высшего пилотажа самолета для воздушной акробатики

.

Рис. 5.1. Комплекс фигур высшего пилотажа

На траектории полета показаны следующие фигуры высшего пилотажа:

1 – управляемая горизонтальная бочка;

2 – три четверти петли с полуоборотами на нисходящих под углом 45 линиях;

3 –переворот на горке;

4 – петля Нестерова;

5 – полупетля;

6 – один виток штопора;

7 – восьмерка с полуоборотами на нисходящих под углом 45 линиях;

8 – поворот на вертикали;

9 – восходящая управляемая бочка под углом 45 ;

10 – переворот;

11 — восьмерка с полубочкой на восходящих под углом 45 линиях;

12 – полубочка на восходящей вертикальной линии;

13 – фиксированная бочка на горизонтальной линии;

14 – одна четверть бочки на восходящей и нисходящей вертикальных линиях.

В ТЗ для самолетов различного назначения различна и так называемая «номенклатура режимов полета», однако для всех самолетов общими режимами являются режимы взлета и посадки.

Взлет и посадка являются наиболее ответственными и напряженными этапами полета самолета. К их характеристикам предъявляются жесткие требования по условиям безопасности, а схема выполнения обычно жестко регламентирована (НЛГС – 2). Скорости, дистанции, характеризующие маневры взлета и посадки, определяют возможность эксплуатации самолета с того или иного аэродрома. Рассмотрим взлет и посадку самолета.

Взлет самолета

Траектория полной взлетной дистанции самолета представлена на рис. 5.2.

Собственно взлет — это ускоренное движение самолета с момента старта до момента

одновременного дос­тижения регламентируемых значений высоты Hбез и скорости Vбез, обеспечивающих безопасность взлета.

Безопасной высотой по международным нормам считается высота Нбез=10,7 м (НЛГС–2).

Рис. 5.2 Траектория взлета

Безопасной скоростью является скорость, на которой самолет обладает устойчивостью и управляемостью и может перейти к следующему этапу – начальному набору высоты.

Для самолетов применяют две схемы взлета (рис. 5.3):

· классическую для самолетов с поршневыми двигателями, при которой выдерживание производится на постоянной высоте;

· нормальную для самолетов с ТРД и ТВД, имеющих большой избыток тяги, при которой выдерживание не выполняется, а самолет сразу после отрыва производит разгон с набором высоты.

Взлет современных самолетов совершается по нормальной схеме. Практически весь разбег совершается на трех опорах при стояночном угле атаки αст. По достижении скорости подрыва носового колеса плавным движением щтурвала на себя пилот поднимает колеса передней опоры над ВПП и без выдерживания выводит самолет на взлетный угол атаки. Разница в скоростях подъема колес передней опоры и отрыва не превышает 15…20 км/час.

Рис. 5.3. Схемы взлета самолета: а) классическая; б) нормальная

При движении по ВПП кроме известной системы сил, действующих на самолет в полете, на него действуют силы реакции опор N и силы трения F (рис. 5.4).

Результирующая сила реакции опор N самолета зависит от соотношения между силой тяжести самолета G и подъемной силой Y :

N= Y — G.

При увеличении скорости движения по ВПП подъемная сила растет, а сила реакции опор уменьшается. При равенстве Y = G сила реакции опор становится равной нулю.

Результирующая силы трения колес зависит от коэффициента трения качения f и силы реакции опор:

F = fN.

Коэффициент f зависит от материала покрытия ВПП, ее состояния, метеоусловий, давления в пневматиках и т. д.

Рис. 5.4. Схема сил, действующих на самолет при разбеге:
а) реальная; б) приведенная к центру масс

Обычная методика взлета такова. На старте выпускается во взлетное положение механизация крыла. Получив разрешение на взлет, летчик переводит двигатели на взлетный режим, отпускает колесные тормоза и самолет начинает ускоренное движение по взлетной полосе в стояночном положении при . После достижения скорости подрыва носового колеса Vп.ст, при которой рули становятся достаточно эффективными, производится плавный подъем передней стойки шасси с увеличением угла атаки до . На скорости Vотр подъемная сила уравновешивает силу тяжести самолета и происходит его отрыв от поверхности ВПП. Далее самолет переводится в набор высоты с разгоном от скорости отрыва Vотр до безопасной скорости полета Vбез на безопасной высоте Hбез.

Таким образом, для современного самолета взлет состоит из следующих этапов:

1) разбег;

2) отрыв от поверхности ВПП;

З) набор высоты с разгоном до безопасной скорости полета.

Разбег — это ускоренное движение самолета по земле до скорости отрыва. Этот этап необходим для создания подъемной силы, способной оторвать самолет от земли.

Путь, проходимый самолетом от начала старта до скорости отрыва, называется длиной разбега. Она опреде­ляет размер ВПП. Приближенно длину разбега можно определить по формуле:

L = ;

где — стартовая тяговооруженность ;

f – коэффициент трения на разбеге;

j — среднее ускорение на разбеге.

Длина разбега самолетов с ТВД определяется по формуле

Lразб= .

Для уменьшения длины разбега применяют взлетно-посадочную механи­зацию, реактивные ускорители взлета, форсаж двигателей.

В конце разбега самолет достигает скорости отрыва Vотр, при которой можно безопасно оторвать самолет от земли и продолжать взлет.

Отрывом называется отделение самолета от земли.

Скорость отрыва определяется по формуле:

,

где Су — коэффициент подъемной силы, соответствующий углу атаки

; по статистике =9…11 .

Набор высоты представляет собой ускоренное прямолинейное дви­жение самолета вверх по наклонной
к горизонту траектории.

Взлет считается завершенным, когда са­молет на высоте 10,7м над уровнем ВПП разгонится до безопасной скорости.

Vбез=1,2 Vсв,

где Vсв – минимальная скорость, соответствующая полету на угле атаки αкр, для взлетной конфигурации самолета (т.е. с выпущенной во взлетное положение механизацией крыла).

Vсв=

Расстояние по горизонтали, проходимое самолетом за время на­бора безопасной высоты, определяется по формуле:

L =

Суммарный путь, пройденный самолетом с момента старта до набо­ра безопасной высоты, называется взлетной дистанцией.

Lвзл.дист. = Lразб+Lнаб

За взлетом следует начальный набор высоты до H=400 м со скоростью не менее Vбез, в ходе которого убирается шасси, переводится в основное полетное положение механизация. На высоте H=400 м скорость достигает значения 1,25 Vбез.

При подсчете полной взлетной дистанции Lполн. взл учитывается также дальность начального набора высоты до H=400 м.

Посадка самолета

Посадкой называется замедленное движение самолета, включающее в себе снижение с безопасной высоты полета, соприкосновение с землей и пробег по земле до полной остановки.

Заход на посадку (рис. 5.3) начинается с входа на высоте H=400 м в глиссаду. Снижение по глиссаде (участок 1 на траектории) идет со скоростью захода на посадку Vз.п. Управление при заходе на посадку происходит по радиосигналам ближнего приводного радиомаяка (БПРМ) и глиссадного радиомаяка (ГРМ)
и обеспечивает выход самолета к кромке ВПП на безопасной высоте посадки Hбез=15 м.

Рис.5.5.Траектория посадки

При заходе на посадку на высоте 300-400 м выпускается шасси, а на высоте 150-200 м закрылки.

Собственно посадка начинается на высоте 15 м, которая по нормативным документам является безопасной высотой посадки.

Рис.5.6. Схемы посадки

Во избежание срыва потока и перехода в область закритических углов атаки скорость самолета в момент достижения высоты 15 м должна быть на 25…30% больше скорости Vmin c учетом выпущенной в посадочное положение механизации:

Vбез пос =1,25…1,3

Посадка включает в себя следующие этапы:

1. Снижение.

2. Выравнивание.

3. Выдерживание.

4. Парашютирование

5. Пробег.

Препосадочное снижение самолета не является чистым планированием. Для обеспечения ухода самолета на 2-ой круг снижение выполняется с работающими двигателями. Заканчивается снижение нa высоте 6…10 м. Длина участка снижения определяется по формуле:

Lсн = Hбез К,

где К – аэродинамическое качество.

Как видно из формулы, для уменьшения участка снижения Lсн аэродинамическое качество самолета необходимо уменьшать. Но при этом надо помнить, что при уменьшении К планирование самолета становится более крутым (θпл=arc tg ).

Выравнивание — криволинейный участок посадки, на котором угол наклона траектории θ и вертикальная скорость Vy уменьшаются до нуля. Заканчивается он на высоте 1-0,5 м над землей. Для выравнивания самолета пилот отклоняет ручку штурвала на себя, увеличивая угол атаки. Подъемная сила становится больше составляющей веса mgcos , что заставляет самолет двигаться криволинейно.

Горизонтальный участок выравнивания сравнительно невелик и может не учиты­ваться при определении посадочной дистанции.

Выдерживание — практически горизонтальный участок посадки, предназначенный для уменьшения скорости до Vпос. На этом участке для поддерживания равенства летчик постепенно увеличивает угол атаки, доводя его до .

Длина выдерживания определяется по следующей формуле:

Lвыд =

Достигнув посадочной скорости Vпос, летчик прекращает уве­личение угла атаки, подъемная сила становится меньше веса и самолет парашютирует на землю. Участок парашютирования очень мал и в расчет при определении посадочной дистанции не берется.

Пробег — это замедленное движение самолета по земле до полной остановки. Он является заключительным этапом посадки. После касания земли самолет совершает про­бег на главных колёсах, после чего плавно опускается на переднее колесо и приступает
к торможению основных ко­лёс.

На самолетах с ТРД применяют реверс тяги боковых двигателей, который эффективен в нача­ле пробега. Длина пробега определяется по формуле,

где f=0,25— коэффициент трения.

Посадочная скорость – скорость самолета в момент касания земли – определяется по формуле:

,

где СY — коэффициент подъемной силы, соответствующий углу атаки .

Для современных самолетов или на 2…3 меньше.

Для уменьшения длины пробега применяются: посадочная меха­низация, колесные тормоза, реверс тяги.

Посадочной дистанцией называется расстояние по горизонтали, которое проходит самолет от точки, соответствующей безопасной высоте посадки Нбез=15м, до полной остановки.

Длиной посадочной дистанции является сумма участков снижения (планирования), выдерживания
и пробега:

Lпос дист= Lпл+Lвыд+Lпроб

По статистике длина посадочной дистанции колеблется в пределах.

Lпос дист = (1,2…2,5) Lпроб

В настоящее время для транспортных самолетов приняты две схемы посадки (рис. 5.4).

По первой схеме (сплошная линия) самолет до высоты выравнивания снижается прямолинейно с V = Vз.п. =const. На криволинейном участке выравнивания скорость самолета гасится до Vвыд с уменьшением вертикальной скорости снижения практически до нуля. Траектория выравнивания как бы сопрягает глиссаду с траекотрией, почти параллельной поверхности ВПП. Выравнивание завершается на высоте Нвыд, с которой начинается этап выдерживания. На этом этапе скорость уменьшается до Vпос и самолет совершает приземление и пробег.

По второй схеме ( пунктирная линия) самолет с высоты Нпос движется по криволинейной траектории,
сопрягающей глиссаду снижения с линией, параллельной поверхности ВПП, с постепенным увеличением угла атаки, уменьшением высоты и скорости
полета до Vпос. Снижение завершается касанием
колес главных опор ВПП и последующим пробегом. Такая схема посадки характерна для самолетов, выполняющих посадку в полуавтоматическом и автоматическом режимах.

Вопросы для повторения

1. Какое движение самолета называется неустановившимся?

2. Что понимается под полным взлетом самолета?

3. Какие этапы включает в себя собственно взлет?

4. Чем отличается взлет реактивных самолетов от взлета поршневых? С чем это связано?

5. Чему равна безопасная высота взлета?

6. От каких факторов зависит скорость отрыва?

7. Как влияет масса самолета на его взлетные характеристики?

8. На какой высоте при взлете убираются шасси?

9. Что делается для уменьшения длины разбега?

10. Какие этапы включает в себя собственно посадка?

11. Почему не разрешается посадка самолета с выключенными двигателями?

12. Для чего при посадке необходим участок выдерживания?

13. Какие факторы влияют на величину посадочной скорости?

14. Что делается для уменьшения длины пробега?

15. Как изменяются силы, действующие на самолет в процессе разбега?

16. Как поведет себя самолет, если при планировании запустить двигатели? Почему?

17. Создается ли перезагрузка при взлете и при посадке? На каких стадиях?

18. Как изменяется движение самолета, если в горизонтальном полете возникает крен? Как можно сохранить высоту полета?

19. Какое движение будет совершать самолет, если при выполнение режима горизонтального полета произойдет отказ двигателя, расположенного в фюзеляже?

>Медицинская энциклопедия

Косми́ческие Су́тки

цикл распорядка жизни космонавтов в полете; могут по продолжительности отличаться от обычного 24-часового цикла.

Смотреть значение Косми́ческие Су́тки в других словарях

Сутки — ж. мн. день и ночь вместе, разделяемые на 24 часа; время, в один оборот земли около оси своей. Смотря по принятому для счета полного оборота мерилу, сутки бывают: солнечные,……..
Толковый словарь Даля

Сутки Мн. — 1. Единица измерения времени, равная 24 часам; промежуток времени от одной полуночи до другой.
Толковый словарь Ефремовой

Сутки — суток, ед. нет. Единица времени, равная 24 часам, продолжительности дня и ночи. День да ночь — сутки прочь. Поговорка. Целые сутки. Полтора суток. За сутки вперед. Сутками……..
Толковый словарь Ушакова

Сутки — -ток, -ткам; мн. Промежуток времени от одной полуночи до другой; промежуток в двадцать четыре часа без перерыва. С. не спал. Поездка на двое суток. Работать пять часов в……..
Толковый словарь Кузнецова

Сутки — Представляет собой множественное число от сыпъкъ – «столкновение», в данном случае имеется в виду стыковка дня и ночи. К той же основе относятся ткнуть, тычок, сутолока.
Этимологический словарь Крылова

Космические Аппараты — активные и пассивные спутники и зонды.
Юридический словарь

Космические Исследования — , комплекс научных и технологических программ, направленных на сбор информации о космическом и околоземном пространстве, а также небесных телах в ходе РАЗВЕДКИ КОСМОСА………
Научно-технический энциклопедический словарь

Космические Переживания — (греч. kosmos вселенная) острые бредовые галлюцинаторные сноподобные состояния, содержанием которых являются грандиозные события, катаклизмы космического масштаба.
Большой медицинский словарь

Космические Сутки — цикл распорядка жизни космонавтов в полете; могут по продолжительности отличаться от обычного 24-часового цикла.
Большой медицинский словарь

Звездные Сутки — см. в ст. Сутки.
Большой энциклопедический словарь

Космические Лучи — поток стабильных частиц высоких энергий (приблизительноот 1 до 1012 ГэВ), приходящих на Землю из мирового пространства (первичноеизлучение), а также рожденное этими частицами……..
Большой энциклопедический словарь

Космические Скорости — см. Первая космическая скорость, Третья космическаяскорость, Параболическая скорость.
Большой энциклопедический словарь

Солнечные Сутки — см. Сутки.
Большой энциклопедический словарь

Сутки — единица времени, равная 24 часам. Различают звездные сутки -период обращения Земли вокруг своей оси относительно звезд и солнечныесутки — период обращения Земли относительно……..
Большой энциклопедический словарь

Космические Переживания — (греч. kosmos — вселенная). Острые онейроидные состояния с бредовыми и галлюцинаторными переживаниями, отличающиеся грандиозностью происходящих вокруг больного событий, мировых катастроф.
Психологическая энциклопедия

Космические Боги — Низшие боги, те, которые связаны с формированием
материи.
Философский словарь

Космические Скорости — первая, вторая, третья — критические значения скорости летательного аппарта в момент его выхода на орбиту, определяющие форму траектории его движения в космическом……..
Энциклопедия техники

СУТКИ — СУТКИ, -ток. Промежуток времени от одной полуночи до другой, 1/7 часть недели, а также вообще промежуток времени в 24 часа. Увольнительная на двое суток. Круглые с. (все 24……..
Толковый словарь Ожегова

Жизнь после невесомости

Мало кто знает, что после полета космонавты снова учатся. Правда, уже жить на Земле. Пройти по прямой или прыгнуть с небольшой ступеньки – такие простые задачи космонавты выполняют не без труда. Как же восстанавливаются покорители космоса, узнала корреспондент «МИР 24» Анна Бажайкина.

«Самочувствие космонавтов нормальное». Сухая фраза в газете советского времени означала окончание полета. Успешное для читателей, но не для космонавтов. Тогда о перегрузках говорили мало и не писали о том, как действительно чувствовали себя космонавты после полета.

После месяцев невесомости космонавты практически обездвижены. Слабые мышцы и нарушенное кровообращение на дают даже просто стоять на ногах. От переизбытка информации может наступить шок. Поэтому ближайшие три недели общение с родственниками и коллегами строго дозировано. За каждой реакцией и движением космонавта следят медики и психологи.

Обследование начинается сразу после приземления. Две недели тотального контроля за организмом. Задания, кажется, простые: пройти по прямой, прыгнуть, дотянутся пальцем до кончика носа.

В первые дни после полета Сергей Волков не мог прыгнуть с этой ступени. Сильные боли в пояснице не давали. Рассказывает: сначала даже спать тяжело. Кровать жесткая, тело тяжелое, мышцы практически пропадают. Лежать и сидеть приходится на костях. Однако с каждым новым полетом организм восстанавливается быстрее.

«Мои дети приходят ко мне в профилакторий вечером, когда я заканчиваю все упражнения, так что для них я практически не изменился. Единственное, что пока не поднимаю их, потому что тяжеловаты и мышцы пока не подготовлены», – рассказал Волков.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: На земле и под водой: как готовят космонавтов

Этот комплекс экспериментов специалисты Роскосмоса начали в 2013 году совместно с учеными NASA. Изучают: как долго восстанавливается космонавт, какие движения получаются хуже.

«Одна из дальнейших целей – оценить состояние космонавтов после длительного полета к дальней планете или дальнему спутнику, потому что нужно будет с какой-то долей вероятности сказать, что после высадки на планету они смогут встать, сделать забор грунта и переместиться», – сказал научный сотрудник Института медико-биологических проблем Илья Рукавишников.

Помимо долгосрочных планов, результаты исследований передают специалистам, которые встречают экипажи. В зависимости от этих показателей медики решают, как действовать после посадки: сколько раз измерять давление, как долго оставлять космонавтов на свежем воздухе.

Накануне Дня космонавтики лекции про космос собирали большие залы по всей стране. Лекторы – пилоты, инженеры и ученые. Среди слушателей и студенты, и пенсионеры. Тем, кто никогда не отправится в космос, интересны детали: что чувствует, как привыкает к еде, когда начинает ходить.

«Когда срабатывает дыхательная вентиляция внутри капсулы, экипаж вздыхает спокойно, потому что если он слышит треск, встряски, болтание, значит, все нормально, все штатно», – отметил инженер-испытатель РКК «Энергия» Илья Овчинников.

На десерт лекции – байки про жизнь после полета. Например, пилоты космического корабля привыкают, что любой предмет коллеге можно бросить, а не передать. Поэтому первое время родственники не просят космонавта подать тарелку или кружку.

Наука

Российские космонавты Михаил Корниенко и Сергей Волков, а также астронавт НАСА Скотт Келли утром 2 марта вернулись на Землю с Международной космической станции (МКС). В полете они побили несколько рекордов. Русская служба Би-би-си поинтересовалась у ветеранов космонавтики, что сейчас, вероятно, испытывают их коллеги.
Корниенко и Келли пробыли на орбите 340 суток — это самый долгий срок непрерывного пребывания на МКС. Келли также побил рекорд НАСА по «суммарному налету» — 552 дня. Волков пробыл на МКС 182 дня.
Как сообщили в «Роскосмосе», сразу после посадки экипаж отправили в медицинскую палатку для тестирования. Эти тесты необходимы для «отработки задачи по соблюдению условий посадки на другую планету».
С планируемым пилотируемым полетом на Марс связан и эксперимент по самостоятельному выходу космонавтов из спускаемого аппарата после приземления, правда, в этот раз он не удался — экипажу помогли выбраться.
С прицелом на Марс космонавты провели и больше, чем обычно, времени в открытом космосе. Корниенко и вернувшийся на Землю в сентябре 2015 года Геннадий Падалка находились за пределами станции 5 часов 34 минуты, Волков и продолжающий полет Юрий Маленченко — 4 часа 43 минуты.
Несмотря на рекорды нынешней миссии, самым долгим в истории остается полет россиянина Валерия Полякова: в 1994-95 годах он провел на станции «Мир»437 суток.
Тошнит, ломает, кружит
Некоторые космонавты называют момент возвращения на Землю «вторым рождением»: после посадки им нужно время, чтобы привыкнуть к хождению по твердой поверхности и восстановиться физически. Одним для этого нужны часы, другим — сутки.
«Самое сложное при посадке — это даже не момент соприкосновения с Землей, а вхождение в плотные слои атмосферы, когда космонавт испытывает перегрузки торможения, то есть отрицательного ускорения, — рассказывает Сергей Крикалев, проведший на орбите 803 дня в 1980-2000-е годы. — После возвращения все космонавты испытывают тяжесть в организме, у кого-то она проходит быстро, у других задерживается».
У Александра Лазуткина, который пробыл на «Мире» 184 дня в 1997 году, иной опыт: «Для меня самой неприятной была встреча с Землей, сам удар. У нас элементы мягкой посадки не сработали, поэтому мы очень сильно ударились. После приземления у меня появились вестибулярные расстройства, когда головой качаешь, а тебя тошнит. Потом это быстро проходит — день, два, и все. К Земле привыкаешь быстро».
По возвращении на Землю покорителям космоса нужно соблюдать меры предосторожности.

Космонавты Роскосмоса Михаил Корниенко, Сергей Волков и астронавт НАСА Скотт Келли (слева направо) после приземления спускаемого аппарата транспортного пилотируемого корабля «Союз ТМА-18М» на Землю

«Нельзя резких движений делать, нельзя шнурки завязывать, потому что упадешь тут же, — продолжает Лазуткин. — В космосе из костей выходит кальций, они становятся слабыми, хрупкими. У нас был случай, когда один член экипажа палец сломал, просто задев им стол».
Не бросать, а передавать
Недавно вернувшимся космонавтам можно есть все продукты, но в меру, говорят ветераны. Бокал шампанского возможен, по мнению Лазуткина, а по мнению Крикалева — недопустим.
«Миссия космонавта не заканчивается сразу после приземления, — говорит Сергей Крикалев. — В течение нескольких дней он проходит медицинские тесты, результаты которых обобщаются и учитываются в будущих полетах. Бокал шампанского может “смазать” эту картину».
Космические привычки на Земле быстро забываются.
«Скажем, в невесомости можно предмет не передавать из рук в руки, а бросить его — он направится по назначению. Эта же реакция в первые дни сохраняется на Земле, у тебя что-то просят — ты бросаешь. Но после второго раза восстанавливаются земные привычки», — объясняет Лазуткин.
Особое чувство — первый по возвращении сон в земной постели.
«Первую ночь, даже две чувствуешь себя странно из-за того, что приходится перекладывать руки, ноги… В невесомости этого нет. Но все равно засыпаешь быстрее, чем в космосе», — делится Крикалев.
«Космос лично мне не снился, — вспоминает его коллега Лазуткин. — Все земное, не за что зацепиться».
При этом оба космонавта утверждают: несмотря на то, что в полете космонавты находятся в крайне тесном кругу своих коллег, по возвращении они не прекращают общаться — ни через день, ни через годы.
Сейчас на борту МКС находятся россиянин Юрий Маленченко, американец Тим Копра и британец Тим Пик. Возвращение экипажа предварительно намечено на 5 июня 2016 года.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Почему в космосе испытывают состояние невесомос, Теперь Вы будете знать все)

Активные темы

  • Гвозди бы делать из этих людей: 15 невероятных фактов из истории… (35)

    BoBaMeXaH Картинки 15:15

  • Как Kinodanz наплевали на авторские права Ника Перумова (9)

    zhmur Инкубатор 15:15

  • В «Инстаграме» нашли страницу кассира из Башкортостана, сбежавше… (214)

    28e События 15:15

  • Родина осла, собаки, петуха и кота (123)

    Динамик Фотопутешествия 15:15

  • Разные картинки (28)

    Метафизик Инкубатор 15:15

  • Нелепые сгенерированные «пацанские» цитаты (26)

    point027 Инкубатор 15:15

  • «Вы что там жрете?!» Герман Стерлигов закрыл все м… (152)

    Dimems События 15:15

  • Продам парашут С-4У (39)

    Explicit Барахолка 15:15

  • В Кремле считают успешным опыт назначения в регионы людей из ФСО (35)

    Okkama Инкубатор 15:15

  • Проводил после неудачного грабежа (9)

    Ig112 Инкубатор 15:15

  • Министр здравоохранения: Жалоб на зарплату в отрасли здравоохран… (56)

    murawey Инкубатор 15:15

  • Нууу…За рыбалку! Не чокаясь… (10)

    jappy Инкубатор 15:15

  • Можно ли купить алкоголь после 23-00(у нас в городе после 22-00) (153)

    AlKoyot Инкубатор 15:15

  • Набиуллина назвала кредиты попыткой бедных россиян поддержать ур… (50)

    Ramoneur Инкубатор 15:15

  • Православный мир празднует Вознесение Господне (39)

    Sc999 Инкубатор 15:15

О том факте, что в Космосе наблюдается невесомость, сегодня знает, пожалуй, даже маленький ребенок. Такому широкому распространению данного факта послужили многочисленные фантастические фильмы про Космос. Однако в действительности, почему в Космосе невесомость, знают немногие, и сегодня мы постараемся дать объяснение данному явлению.