Космический корабль орион

Орион (космический корабль)

О проекте ядерно-импульсного космического корабля см. Орион (МКА). У этого термина существуют и другие значения, см. Орион.

Орион

Orion Multi-Purpose Crew Vehicle


Космический аппарат «Орион» в космосе
(Рисунок НАСА)

Заказчик

НАСА

Производитель

Lockheed Martin

Задачи

  • Доставка грузов и экипажа на МКС
  • Пилотируемые полёты к Луне и Марсу.

Ракета-носитель

SLS
Delta IV Heavy (испытательный полёт)
Арес-1 (отменён)

Технические характеристики

Масса

15 тонн

Размеры

3,3 м х 5,3 м

Срок активного существования

210 дней

Логотип миссии

Сайт проекта

Орион на Викискладе

«Орио́н», MPCV (англ. Multi-Purpose Crew Vehicle — многоцелевой пилотируемый корабль) — многоцелевой частично многоразовый транспортный космический корабль США, разрабатываемый с середины 2000-х годов в рамках программы «Созвездие». Целью этой программы было возвращение американцев на Луну, а корабль «Орион» предназначался для доставки людей и грузов на Международную космическую станцию (МКС) и для полётов к Луне, а также к Марсу в дальнейшем. В околоземных полётах «Орион» должен прийти на смену космическим челнокам «Спейс шаттл», завершившим полёты в 2011 году, а в будущем обеспечить высадку человека на Марс. Первоначально в документах НАСА корабль назывался CEV (Crew Exploration Vehicle — пилотируемый исследовательский корабль). Затем корабль получил официальное название в честь известного созвездия — «Орион».

Первоначально испытательный полёт космического корабля был намечен на 2013 год, первый пилотируемый полёт с экипажем из двух астронавтов планировался на 2014 год, начало полётов к Луне — на 2019—2020 гг. В конце 2011 года предполагалось, что первый полёт без астронавтов состоится в 2014 году, а первый пилотируемый полёт — в 2017 году. По состоянию на 2016 год предполагается, что первый пилотируемый полет «Ориона» состоится не ранее 2023 года, хотя компания заявила, что постарается успеть к 2021-му.

Первый беспилотный испытательный полёт (EFT-1) состоялся 5 декабря 2014 года, в нём использовалась ракета-носитель Delta IV Heavy.

Беспилотный полёт (EM-1) с помощью носителя SLS с облетом Луны был запланирован на конец 2018 года, однако затем из-за технических недостатков и финансовых трудностей NASA запуск SLS отложили, как минимум, до 2019 года.

Описание

На корабле «Орион» будут выводиться в космос как грузы, так и астронавты. При полётах на МКС, в экипаж «Ориона» могут входить до 6 астронавтов. В экспедиции к Луне планировалось отправлять по четыре астронавта. Корабль «Орион» должен был обеспечить доставку людей на Луну для длительного пребывания на ней с тем, чтобы в дальнейшем подготовить пилотируемый полёт на Марс.

Диаметр корабля «Орион» — 5,3 метра (16,5 футов), масса корабля — около 25 тонн. Внутренний объём «Ориона» будет в 1,5 раза больше, чем внутренний объём корабля «Аполлон». Объём кабины корабля Orion (MPCV) около 9 м³. И это не общий объём герметичной конструкции, а именно пространство, свободное от оборудования, компьютеров, кресел и другой «начинки», корабль будет оборудован туалетом.

Форма основной части корабля «Орион» схожа с формой предыдущих космических кораблей «Аполлон», но при его создании используются новейшие достижения в компьютерной технике, в электронике, в технологии систем жизнеобеспечения, в технологии теплозащитных систем. Коническая форма спускаемого аппарата является самой безопасной и надёжной при возвращении на Землю, особенно со скоростью возвращения из дальнего космоса (около 11,1 км/с). Предполагается многоразовое использование основной части корабля. Планируется что сервисным модулем корабля Орион (SM) в двух первых полетах на РН SLS будет модернизированная версия транспортного корабля ЕКА ATV, которая будет оснащена главным двигателем AJ-10 и восемью двигателями R-4D. Корабль «Орион» будет иметь возможность стыковки с российскими аппаратами, в том числе с «Федерацией».

Корабль «Орион» со служебным модулем на основе ATV и третьей ступенью.

До полётов к Марсу специалисты разрабатывают план пилотируемой миссии «Ориона» к астероиду не ранее конца 2020-х годов. Так как изначально корабль создавался для полетов на Луну, которые занимают относительно немного времени, для подготовки к дальним космическим путешествиям потребуется его модернизировать и увеличить объём полезного пространства. Рассматривается вариант объединения двух «Орионов» или соединения корабля с более объемным жилым модулем. Планируется, что к астероиду корабль отправится с двумя астронавтами на борту.

Сценарий «Созвездия» предполагал, что на орбиту «Орионы» будут выводить новые ракеты-носители серии «Арес», однако от их создания было решено отказаться. Поэтому космический корабль переориентируется для совместимости с уже существующими тяжелыми ракетами-носителями «Дельта 4» или «Атлас 5» для полётов на околоземную орбиту и на разрабатываемый новый сверхтяжёлый носитель SLS для полётов в дальний космос.

Хронология

  • 2006 год, 22 августа — НАСА сообщило, что новый пилотируемый космический корабль будет носить имя одного из ярчайших и известнейших созвездий — «Орион».
  • 2006 год, 31 августа — НАСА подписало контракт на разработку, строительство и испытание нового пилотируемого космического корабля «Орион» с концерном «Локхид Мартин». Сумма контракта — до 8,15 млрд долл.
  • 2010 год, 1 февраля — руководитель NASA Чарльз Болден сообщил об отказе от космической программы «Созвездие» (Constellation), а также о прекращении разработки космического корабля «Орион» и ракет-носителей «Арес I» и «Арес V», в связи с предложением президента Барака Обамы об отмене программы. Однако окончательно судьба программы и корабля зависит от решения конгресса.
  • 2010 год, 16 апреля — президент Барак Обама пообещал не отказываться от разработки космической капсулы «Орион», но упростить её, чтобы она на первоначальном этапе могла выполнять функцию спасательного плота на МКС. Со временем президент предложил доработать капсулу, чтобы она могла стать основой для создания более мощного аппарата, который сможет вывести астронавтов за пределы околоземной орбиты.
  • В сентябре 2010 года компания-разработчик «Локхид Мартин» приступила к созданию полноразмерных макетных прототипов с завершением сборки к декабрю 2010 года.
  • 2011 год, 25 мая — НАСА подтвердило, что будущий пилотируемый корабль для полётов в дальний космос будет основан на концепции корабля «Орион». Новый корабль пока не имеет названия и обозначается буквами MPCV.
  • 2011 год, 12 июля — в испытательной гидролаборатории (Hydro Impact Basin) в Научно-исследовательском центре НАСА в Лэнгли проведено первое испытание по моделированию посадки на воду командного модуля корабля «Орион». Во время испытаний модуль весом 10 297 кг падал в воду со скоростью до 38,6 км/час.
  • 2011 год, 20 июля — расходы НАСА на проект превышают 5 млрд долл.
  • 2011 год, 21 июля — в Научно-исследовательском центре НАСА в Лэнгли проведено второе испытание по моделированию посадки на воду командного модуля корабля «Орион». Во время испытаний модуль весом 9979 кг падал в воду со скоростью до 80 км/час.
  • 2011 год, 26 августа — компания «Локхид Мартин» проводит серию интенсивных испытаний прототипа корабля. Очередной этап испытаний проходит в научных лабораториях «Локхид Мартин» (шт. Колорадо). Прототип установлен в специальной акустической камере, где воспроизводится звуковая нагрузка мощностью свыше 150 дБ. Это эквивалентно расчётному показателю во время будущих запусков корабля. «Мы хотим понять, как различные компоненты корабля справляются с определённой акустической средой. Полученные результаты позволят нам сравнить наши расчёты с реальным положением дел», — сообщил эксперт корпорации Поль Санн.
  • 2011 год, 22 сентября — на полигоне Юма проведено первые испытание парашютной системы корабля «Орион» в близкой к полётной конфигурации. После сброса с C-130 с высоты 7600 м макет командного модуля приземлился на трёх парашютах со скоростью около 7,5 м/с.
  • 2011 год, 20 декабря — космический корабль успешно прошел очередные испытания парашютной системы во время испытательных сбросов с большой высоты. Спуск происходил на двух парашютах вместо трёх. Парашютная система успешно справилась с данным аварийным сценарием и подтвердила способность обеспечить безопасное возвращение и посадку спускаемого аппарата.
  • 2012 год, 29 февраля — очередные испытания парашютной системы. Испытания прошли в штате Аризона на военном армейском американском полигоне в Юме. С самолёта С-17 была сброшена точная копия по массе и габаритам — макет корабля. Со своей задачей парашютная система справилась.
  • 2012 год, 12 сентября на слушаниях в Конгрессе США помощник директора НАСА Дэниел Дамбакер рассказал, что корабль отправится в свой первый испытательный полёт без экипажа в 2014 году и будет запущен ракетой Дельта 4. В 2017 году для этих же целей предполагается использовать новый тяжёлый носитель SLS. На 2021 год запланированы испытания корабля с экипажем на борту. В свою очередь, вице-президент Lockheed Martin Клеон Лэйсфилд уточнил, что в 2014 году корабль планируется запустить на расстояние около 6 тыс. км от Земли или в 15 раз дальше, чем расположена орбита обращения МКС. Его коллега из Boeing Джим Клифтон информировал, что разработка SLS также идёт по плану. Эта ракета будет выпущена в разных модификациях, рассчитанных на вывод в космос грузов массой от 70 до 130 тонн. По расчётам НАСА, один её запуск будет стоить примерно 500 млн долл. — в полтора раза меньше, чем в своё время стоила каждая экспедиция «Спейс шаттл».
  • 2013 год, 29 мая на конец года назначена защита проекта и начало производства оборудования для европейского космического служебного модуля, который будет в составе американской пилотируемой возвращаемой капсулы «Орион».
  • 2013 год, 16 декабря — тепловой экран для «Ориона» доставлен в центр «Кеннеди».
  • 2013 год, декабрь — озвучены планы на первый испытательный беспилотный полёт (EFT-1) с помощью носителя Дельта 4 в сентябре 2014 года.
  • 2014, март — перенос даты первого полёта с сентября на декабрь 2014 года, одной из причин названа необходимость в более раннем запуске другой нагрузки на ракета-носителе Дельта-4.
  • 2014, сентябрь — специалисты НАСА завершили изготовление первого модуля космического корабля «Орион».
  • 2014, 4 декабря — на базе ВВС США на мысе Канаверал, пусковой комплекс SLC-37B, состоялась первая попытка запуска космического корабля «Орион» с помощью ракеты-носителя Delta IV Heavy, но после нескольких попыток запуска в пусковом окне, останавливаемых из-за нарушения границ опасной зоны, неблагоприятных погодных условий (сильный ветер) и технических проблем, запуск был перенесён на 5 декабря.
  • 2014, 5 декабря — запуск успешно произведён в 12:05 UTC. В этот же день, в 16:48 UTC корабль успешно завершил первую испытательную миссию и приводнился в Тихом океане у побережья Калифорнии.
  • 2015 год, сентябрь — начало строительства космического корабля для миссии EM-1 специалистами компании Lockheed Martin и НАСА в сборочном комплексе НАСА Michoud Assembly Facility. Корабли для EFT-1 и EM-1 имеют различия.
  • 2016 год, 1 февраля — капсула космического корабля доставлена во Флориду в космический центр им. Кеннеди, для испытаний и последующей сборки.
  • 2016 год, май — проведены успешные испытания на приводнение капсулы.
  • 2018 год, январь — официальное начало строительства космического корабля для первой пилотируемой миссии EM-2 специалистами компании Lockheed Martin в сборочном комплексе НАСА Michoud Assembly Facility. Корабли для EM-1 и EM-2 имеют различия.

Сравнение с аналогичными проектами

Сравнение характеристик разрабатываемых пилотируемых космических кораблей (Править)
Название Федерация Orion Dragon V2 Starliner (CST-100) Гаганьян
Разработчик РКК «Энергия» Lockheed Martin SpaceX Boeing CAST ISRO
Внешний вид
Многозадачность
  • к Луне, DSG
  • к астероиду
  • к Марсу
  • к ОС на НОО (МКС, НОКС)
  • грузовая модификация к ОС на НОО
  • к Луне, DSG
  • к Марсу
  • к МКС
  • к астероиду
  • к ОС на НОО (МКС)
  • грузовая модификация к ОС на НОО
  • к Луне (без посадки) (2018)
  • к ОС на НОО (МКС)
  • к Луне
  • к ОС на НОО
НОО
Год первого орбитального
беспилотного запуска
2023 (Иртыш (Союз-5))
2024 (Ангара-А5B)
2027 или 2028 (Енисей)
2014 (Delta IV Heavy)
2020 (SLS)
2 марта 2019 (Falcon 9) планируется август 2019 планируется 2019 (LM-5B или LM-7) дек. 2020 — 2021
Год первого пилотируемого
полёта
2024 (Иртыш (Союз-5))
202? (Енисей)
2023 (SLS) планируется 2019 планируется конец 2019 дек. 2021 — 2022
При полёте на НОО
Экипаж, чел. 4 или 5 или 6 по контракту c НАСА — 4, + 1 турист
максимальная — 7
по контракту с НАСА — 4, + 1 турист
максимальная — 7
до 6 чел. 3
Стартовая масса, т 14,4 12 14 14
Масса полезного груза в пилотируемом полёте, т 0,5
Масса полезного груза грузовой версии, т 2 3,31
Продолжительность полёта в составе станции До 365 дней До 720 дней До 210 дней
Продолжительность автономного полёта До 30 дней До 1 недели До 60 часов 7
Ракета-носитель
  • Иртыш (Союз-5)
  • Ангара-А5B
  • Delta IV Heavy
  • Falcon 9
  • Falcon Heavy
  • Atlas V
  • Vulcan
LM-5B или LM-7 GSLV Mk.III
При полёте к Луне
Экипаж, чел 4 4 2 3-4
Стартовая масса, т 20,0 25,0 20
Масса полезного груза в пилотируемом полёте, т 0,1
Продолжительность полёта в составе станции До 180 дней
Продолжительность автономного полёта До 30 дней До 21,1 дня
Ракета-носитель
  • Енисей
  • Ангара-А5B
  • SLS
  • Falcon Heavy

> См. также

  • Орион (МКА)
  • CST-100
  • SpaceX Dragon
  • Dream Chaser

Примечания

  1. 1 2 Эймос Д. НАСА выбрало новый корабль для полётов в дальний космос. BBS (25 мая 2011). Дата обращения 25 мая 2011. Архивировано 16 февраля 2012 года.
  2. 1 2 Lockheed выиграл тендер на замену «Шаттлов». BBS (31 августа 2006). Дата обращения 25 мая 2011. Архивировано 16 февраля 2012 года.
  3. 1 2 NASA Names Orion Contractor (англ.). NASA (31 August 2006). Дата обращения 25 мая 2011. Архивировано 16 февраля 2012 года.
  4. 1 2 NASA Names New Crew Exploration Vehicle Orion. NASA (22 августа 2006). Дата обращения 26 мая 2011. Архивировано 16 февраля 2012 года.
  5. Paul Rincon. Nasa budget slashes Martian funds. BBC News. BBC (13 February 2012). Дата обращения 13 февраля 2012.
  6. 1 2 Live coverage: Orion lands in Pacific
  7. ESA member states commit funding for Orion service module (англ.). spaceflightnow.com (3 декабря 2014). Дата обращения 5 декабря 2014. Архивировано 5 декабря 2014 года.
  8. NASA объявило об успешном испытании ракетного двигателя для будущих полетов на Марс. ТАСС (30 июля 2016). Дата обращения 30 июля 2016.
  9. Николай Воронцов. Первый запуск сверхтяжелой ракеты SLS отложили на 2019 год. nplus1.ru. Дата обращения 16 июня 2017.
  10. Афанасьев, И. Да здравствует Orion? // Новости космонавтики : Журнал. — 2011. — № 10. — С. 14-15. Архивировано 17 ноября 2011 года.
  11. Project Orion, Environmental Control and Life Support System Integrated Studies (англ.). NASA (2008).
  12. Building Orion (англ.). Aerospace America (ноябрь 2016).
  13. The Orion Spacecraft as a Key Element in a Deep Space Gateway (англ.). Lockheed Martin (июль 2017).
  14. «Ориону» нужны легкие изменения для стыковок с российскими аппаратами. РИА Новости (17 декабря 2014). Дата обращения 2 января 2015. Архивировано 2 января 2015 года.
  15. Отвергнутый космический корабль «Орион» отправят на астероид. Blogspot. Дата обращения 25 мая 2011. Архивировано 16 февраля 2012 года.
  16. Барак Обама отказался от лунной программы NASA. Lenta.ru (1 февраля 2010). Дата обращения 26 мая 2011. Архивировано 4 февраля 2012 года.
  17. Барак Обама нацелился на Марс. BBC (16 апреля 2010). Дата обращения 26 мая 2011. Архивировано 16 февраля 2012 года.
  18. Multi-Purpose Crew Vehicle Test Article Splash Test (англ.). NASA (13 июля 2011). Дата обращения 14 октября 2014. Архивировано 14 октября 2014 года.
  19. Преемники шаттла. BBC Russia (20 июля 2011). Дата обращения 21 июля 2011. Архивировано 16 февраля 2012 года. (Проверено 21 июля 2011)
  20. Testing NASA’s Next Deep Space Vehicle (англ.). NASA (21 июля 2011). Дата обращения 14 октября 2014. Архивировано 14 октября 2014 года.
  21. Проводятся интенсивные испытания прототипа многоцелевого пилотируемого корабля «Орион». АРМС-ТАСС (22 августа 2011). Дата обращения 5 января 2015.
  22. NASA Completes Orion Spacecraft Parachute Testing in Arizona (англ.). NASA (27 сентября 2011). Дата обращения 14 октября 2014. Архивировано 14 октября 2014 года.
  23. Новый космический корабль Orion сел на двух парашютах. Дата обращения 29 ноября 2011. Архивировано 16 февраля 2012 года.
  24. NASA Conducts New Parachute Test for Orion. Дата обращения 1 мая 2012. Архивировано 3 июня 2012 года.
  25. Первые испытания американского корабля «Орион» для полетов на Марс пройдут в 2014 году (недоступная ссылка). Дата обращения 14 сентября 2012. Архивировано 3 декабря 2012 года.
  26. Европейцы к концу года начнут делать оборудование для корабля «Орион» // РИА
  27. 1 2 США испытают новейший космический корабль «Орион» в декабре
  28. Тепловой экран для космического аппарата «Орион» доставлен в центр «Кеннеди»
  29. NASA’s Orion Space Capsule Inches Closer to 2014 Test Flight.
  30. NASA Unveils Orion’s Powerful Delta IV Heavy Rocket Boosters for Dec. 2014 Blastoff.
  31. NASA’s Orion Spacecraft Nears Completion, Ready for Fueling (англ.). NASA (11 сентября 2014). Дата обращения 14 октября 2014. Архивировано 14 октября 2014 года.
  32. 1 2 Orion EFT-1 Mission Updates (англ.) (недоступная ссылка). spaceflight101.com (05 декабря 2014). Дата обращения 5 декабря 2014. Архивировано 8 декабря 2014 года.
  33. Welding Process for Next Orion Spacecraft Begins (англ.). Lockheed Martin (8 сентября 2015). Архивировано 8 апреля 2016 года.
  34. New and Improved Orion Crew Module Arrives at Kennedy Space Center (англ.). Lockheed Martin (3 февраля 2016). Дата обращения 6 февраля 2018. Архивировано 12 февраля 2016 года.
  35. Капсула корабля Orion доставлена во Флориду для финальной сборки
  36. Joe Atkinson. NASA Crash-Test Dummies Suit Up for Action. NASA (18 мая 2016). Дата обращения 19 мая 2016.
  37. admin. Краш-тест капсулы Орион специалистами NASA — Интересные новости про космос. Интересные новости про космос (19 мая 2016). Дата обращения 19 мая 2016.
  38. Soon Humans Will Travel Out Beyond the Moon (англ.). Lockheed Martin (1 февраля 2018). Архивировано 5 февраля 2018 года.
  39. 1 2 Россия в ближайшие годы не откажется от использования космических кораблей «Союз». ТАСС (12 марта 2015).
  40. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Российский космос: история будущего. Евгений Микрин, Телестудия Роскосмоса (26.01.2018).
  41. В Роскосмосе рассказали о будущем корабля «Федерация»
  42. Первый шаг к Марсу. Lenta.ru (5 декабря 2014). Дата обращения 24 марта 2015. Архивировано 6 декабря 2014 года.
  43. 1 2 3 SpaceX to send privately crewed dragon spacecraft beyond the moon next year (англ.), SpaceX (27.02.2017). Архивировано 28 февраля 2017 года.
  44. 1 2 3 Jeff, Foust SpaceX no longer planning crewed missions on Falcon Heavy (англ.). spacenews.com (05.02.2018).
  45. 1 2 3 4 我国新一代载人飞船将实现近地轨道飞行和载人登月双重任务 (кит.). Science and Technology Daily (8 марта 2016).
  46. 1 2 3 4 China’s new spaceship to rival the best in the world (англ.). China daily (8 March 2016).
  47. 1 2 3 4 РОСКОСМОС 2.0. ПОСТАВЛЕННЫЕ РУКОВОДСТВОМ СТРАНЫ ЗАДАЧИ БУДУТ ВЫПОЛНЕНЫ. Роскосмос (18 июля 2018). Архивировано 19 июля 2018.
  48. 1 2 FY 2019 Budget estimates. НАСА. (февраль 2018).
  49. 1 2 April 3, 2019 – Commercial Crew Program (англ.). blogs.nasa.gov.
  50. 1 2 Jones, Andrew China’s Long March 5 heavy-lift rocket to fly again around November in crucial test (англ.). spacenews.com (14 марта 2018).
  51. 1 2 3 4 Rs 10,000 crore plan to send 3 Indians to space by 2022 (англ.). The Times of India (29 December 2018).
  52. Дмитрий Рогозин: ни один агрессор не рискнёт развязать войну против России. РИА Новости (03 июня 2017). Архивировано 3 июля 2017 года.
  53. Корабль «Федерация» могут создать в двух версиях (21.06.2017).
  54. Владимир Солнцев: РКК «Энергия» открывает Центр виртуального проектирования (22.02.2017).
  55. Eve of Launch: 2016 Goals Vital to Commercial Crew Success (англ.). NASA (20 января 2016). Архивировано 21 января 2016 года.
  56. United Launch Alliance and the Boeing Company Unveil the Atlas V Configuration for the CST-100 Starliner Crew Capsule (англ.), ULA (13.10.2016). Архивировано 13 октября 2016 года.
  57. ULA sees clean handover of Boeing crew launches to Vulcan rocket (англ.). spaceflightnow.com (18 апреля 2015). Архивировано 18 апреля 2015 года.
  58. SpaceX plans to send two people around the Moon (англ.), theverge.com (27.02.2017).

Лётные испытания Арес I-Х · Арес I-Y · Арес V-Y
Полёты на околоземной орбите «Орион»: 1 · 2 · 3 · 4 · 5 · 6 · 7 · 8 · 9 · 10 · 11 · 12 · 14 · 16 · 18 · 20
Лунная программа Альтаир 1 / Орион 13 · Альтаир 2 / Орион 15 · Альтаир 3 / Орион 17 · Альтаир 4 / Орион 19 · Альтаир 5 / Орион 21
Исследование солнечной системы
Компоненты Космический аппарат Орион · Лунный модуль Альтаир · Ракеты-носители: Арес-1 · Арес-5
Стартовые комплексы

СССР и
Россия

  • ВР-190 (1957—1959,отм.)
  • Восток (1961—1963)
  • Восход (1964—1965)
  • Союз (с 1967)
  • Л1/Зонд (1967—1970,отм.)
  • Л3 (1971—1972,отм.)
  • ТКС (1977—1985)
  • Заря
  • Спираль
  • ЛКС
  • Буран (1988)
  • Клипер
  • МАКС
  • Федерация (с 2021, с 2024)

США

  • Меркурий (1961—1963)
  • North American X-15 (1963)
  • Джемини (1965—1966)
  • Аполлон (1968—1975)
  • X-20 Dyna Soar
  • Спейс шаттл (1981—2011)
  • VentureStar
  • NASP (X-30)
  • Орион (с 2014, с 2018)

КНР

  • Шугуан
  • пилотируемый FSW
  • Шэньчжоу (с 2003)
  • Шэньлун (c 201?)

Индия

ISRO Orbital Vehicle (с 2016)

Евросоюз

  • Гермес
  • Зенгер-2 (Германия)
  • HOTOL (Великобритания)
  • CRV (с 2018)
  • ACTS (с 20??)

Япония

  • HOPE
  • Фуджи
  • Канко-мару
  • ASSTS
  • пилотируемый HTV (с 20??)

частные

  • SpaceShipOne (2004)
  • SpaceShipTwo (с 2012)
  • SpaceX Dragon (с 2010, c 201?)
  • CST-100 (с 201?)
  • Эскалибур-Алмаз (с 201?)
  • ROTON (с 201?)
  • Delta Clipper (с 201?)
  • Kistler K-1 (с 201?)
  • Silver Dart (с 201?)
  • Dream Chaser (с 201?)
  • Tycho Brahe (с 201?)
  • Stabilo (с 201?)
  • М-55 (Геофизика)² (с 201?)

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 Только беспилотные полёты, хотя корабль был создан для пилотируемых полётов.
  2. 1 2 3 4 5 6 Только суборбитальные полёты.

Подробности Опубликовано: 05.12.2014 09:35 20:34

А вот и обещанная статья: Долгий путь НАСА на Марс. На этом трансляция закончена. Всем спасибо за неравнодушие к космонавтике! 🙂

20:25

Команда спасения уже находится около спускаемого аппарата «Ориона». Он выглядит целым и здоровым.

19:35

Я выдержу 40-минутную паузу, чтобы убедиться, что в целом испытания прошли успешно. После этого будет опубликована статья.

19:33

Сейчас начнется длительная операция по доставке капсулы на берег.

19:31

За секунды до посадки: фото с камер на «Орионе».

19:30

Посадка подтверждена!

19:29

И еще съемка с беспилотника. Все выглядит очень хорошо.

19:27

Съемка с беспилотника.

19:25

Есть кадры раскрытия парашютов, переданные прямо с корабля.

19:23

Сигнал восстановлен. До приземления буквально минута. UPD. Простите, минутЫ.

19:18

Корабль входит в плотные слои атмосферы. Из-за трения воздух вокруг него раскаляется до образования плазмы, которая не пропускает радиосигнал. Сейчас связь с кораблем пропадет на три минуты. Именно в этот период температура поверхности «Ориона» будет максимальной. Высота — менее 100 км.

19:13

Высота около 520 км.

19:12

Высота около 900 км.

19:07

За секунду высота снижается примерно на два километра.

18:44

Прохождение через среду с очень высоким количеством заряженных частиц не сказывается на работе бортового компьютера и обмене данными с кораблем – сообщает официальный блог миссии.

18:41

Пролетаем радиационный пояс Ван Аллена. И, судя по трансляции, уже немного маневрируем.

18:34

Все системы работают нормально. До приземления остается менее часа.

18:30

В соответствии с расписанием, капсула уже отделилась от второй ступени ракеты и продолжает снижение самостоятельно.

18:22

Апогей – 5800,4 км.

18:16

Максимальное удаление от Земли. Чем дальше от нее находишься, тем красивее она выглядит. Вполне универсальное правило, кстати.

18:09

Текущая высота полета составляет приблизительно 5789 км.

18:05

Дела обстоят так. В 17:00 мск вторая ступень ракеты Delta IV Heavy, к которой пристыкован корабль, включилась во второй раз и проработала 4,5 минуты. Этот импульс придал связке ступени и корабля ускорение, которое позволит им подняться с примерно 545 до почти 6000 км. Полученной энергии, однако, не достаточно для того, чтобы преодолеть силы притяжения Земли. Примерно в 18:10 корабль достигнет максимума высоты, после чего начнет снижаться. Формально он мог бы много месяцев летать по такой сильно вытянутой эллиптической орбите, на каждом витке снижаясь до 500 км и поднимаясь на несколько тысяч вверх, но сегодняшний полет закончится быстро. Уже на окончании текущего (второго) витка вокруг Земли возвращаемая капсула (она же командный модуль) отделится от второй ступени ракеты и выдаст тормозной импульс. Ее скорость быстро упадет, а вместе с ней резко начнет снижаться и высота полета. Капсула войдет в атмосферу Земли и приземлится в Тихий океан около побережья Калифорнии.

17:59

Взгляд на Землю через иллюминатор «Ориона» с высоты около 4800 км.

17:52

Полет проходит в соответствии с приведенным ниже расписанием. Сейчас корабль покинул зону высокой радиации. Следующий этап — достижение максимальной высоты в районе 18:10 мск. Фото: Земля, какой ее видит «Орион».

16:54

Есть подтверждение того, что видео с корабля успешно загружено.

16:53

Земля с высоты ~545 км. Ведь уже лучше, чем с высоты МКС!

16:51

Пока ничего нового. Я вернусь на связь через час. Первые фотографии к тому времени должны уже появиться.

16:30

Дааааааааа, нам покажут фотографии Земли через окно капсулы «Ориона»! Я ждал этого!

16:29

Напоминаю, что вечером будет большая статья про полеты на Марс и вообще в глубокий космос.

16:24

Обещают через час с лишним показать видео, записанное установленными на(в) «Орионе» камерами.

16:16

Полет проходит нормально. Связь восстановится во время пролета корабля над Австралией. UPD. Уже есть, летит над Тихим океаном. Второое включение двигателя будет в 17 часов по Москве.

15:53

Видеозапись пуска для тех, кто пропустил.

15:51

С 17:00 до 17:50 в моей трансляции будет перерыв.

15:48

Сейчас «Орион» делает первый виток на своей орбите вокруг Земли из двух. Все системы работают нормально.

15:40

Перевел расписание полета в московское время для удобства. Уточню, что точность получилась до минуты, т. к. точное время пуска еще не было известно.

Время (мск) Описание
15:05 старт
15:09 отделение боковых модулей первой ступени
15:10 отделение центрального модуля
15:11 включение верхней ступени ракеты «Дельта IV Хэви»
15:11 сброс панелей служебного модуля
15:11 увод системы аварийного спасения
15:24 окончание первого включения двигателя верхней ступени
17:00 начало второго включения двигателя верхней ступени
17:05 окончание второго включения двигателя верхней ступени
17:10 первый вход в радиационный пояс Земли, длительность около 15 минут
18:10 достижение максимальной высоты полета, около 5800 км
18:29 отделение верхней ступени и служебного модуля от спускаемого аппарата
18:35 второй вход в радиационный пояс Ван Аллена
19:18 потеря связи, «Орион» входит в верхние слои атмосферы Земли
19:20 пиковый нагрев, приблизительно до 2200 градусов Цельсия
19:21 восстановление связи
19:24 раскрытие тормозной парашютной системы
19:25 раскрытие основной парашютной системы
19:29 приземление в воды Тихого океана со скоростью около 8,9 м в секунду

15:30

Фотографии пуска.

15:26

Корабль «Орион» находится на орбите высотой более 500 км. Второе включение двигателя поднимает апогей орбиты до 5800 км.

15:23

Корабль достиг скорости 6,7 км в секунду.

15:19

Через три минуты закончится первое включение двигателей второй ступени. Вот она, ссылка на расписание.

15:17

Отделение створок обтекателя служебного модуля (который в данном полете бутафорский).

15:14

Первая ступень отделилась. Ссылка на таймлайн была ниже.

15:11

Летим.

15:09

Летим.

15:05

Пуск.

15:03

Весь носитель на внутреннем питании.

15:01

T-0:04:00. Обратный отсчет пошел.

14:59

T-0:06:00. Опрос прошел, все говорят GO. Летим-летим-летим!

14:57

Космический аппарат переведен на внутреннее питание.

14:56

T-0:09:00. Что-то 10 минут я пропустил 🙁

14:50

15 минут до пуска. Схема та же, что и вчера. Около 15:00 опрос. В случае подтверждения всех параметров, в 15:01 начинается обратный отсчет с отметки T-0:04:00.

14:34

31 минута до старта. Погодные условия удовлетворительные. Говорят, что все еще опасаются дождя, но пока его нет. Скорость ветра (22 мили в час) близка к верхней допустимой границе (23 мили в час).

14:30

В рекламном ролике показывают электрореактивный двигательный модуль на солненой энергии (программа Solar Energy Propulsion). Уверен, многие пропустили эту новость, но совсем недавно он стал частью миссии по доставке астроида на лунную орбиту ARM (запуск в 2019). Это очень хорошая новость, потому что технология мощных электрореактивных буксиров понадобится для полета на Марс. Известно, что в SEP для миссии ARM будет около 10 тонн ксенона в качестве топлива. Для ионных двигателей – это очень много.

14:25

Болден говорит, что его внучка хочет работать на Марсе 🙂 Вчера я это пропустил. Или это не повтор? UPD: Да, это новое интервью.

14:21

Показывают повтор интервью с главой НАСА. Пока нет сообщений об ухудшении погоды или каких-то технических проблемах.

14:05

T -1:00:00. Ракета-носитель полностью заправлена топливом.

14:00

T -1:05:00. Началась трансляция.

13:52

Вид на Delta IV Heavy пятничным утром. напомню, официальная трансляция на НАСА-ТВ начнется в 14:00.

13:36

Погодные условия исправились. Заправка центрального и боковых блоков завершена.

13:15

Дружеской рекламы пост: Лунные программы, сверхлегкие носители, частная космонавтика.

13:05

T -2:00:00. А вообще, судя по наклону потоков испаряющегося кислорода, сегодня еще и ветер сильный.

12:57

Уточнение насчет погодных условий. Лететь нельзя из-за кучевых облаков, рядом с космодромом идет дождь. Ожидается, что примерно через час небо расчистится.

12:43

Что-то испарения жидкого кислорода не видно. Может, клапаны закрывают, проверяют работоспособность? UPD. А теперь парит опять.

12:41

Минутка опимизма: на данный момент погодные условия соблюдаются (как оказалось – нет).

12:21

Кадр из трансляции на 12:10 мск. Сейчас уже сильнее парит.

12:12

Сейчас продолжается заправка модулей первой ступени жидким кислородом. Скоро начнется заправка второй ступени. Все-таки водород и кислород – самое экологичное топливо: 2H2 + O2 = H2O. Не говоря уж о том что компоненты этого топлива легко добываются из той же воды, которая есть на многих телах Солнечной системы. О минусах кислородно-водородных ракет, думаю, все знают.

12:10

До пуска 2 часа 55 минут, если погода не помешает.

11:58

На трансляции видно, что началось испарение кислорода.

11:47

Кстати, корабль, сорвавший вчерашний пуск, оказался грузовой баржей. Вот так вот.

11:31

Ха-ха, оказывается, заправка ракеты только сейчас началась. Как сообщает внутренний Шелдон ведущего НАСА-блога, каждый из трех модулей первой ступени вмещает 500 тысяч литров компоненов топлива. При этом жидкий водород охлажден до -253°C, а кислород – до -183°C. Пока идет только заправка водородом.

11:14

Пока все вот так вот. Заправка продолжается. Погода беспокоит.

10:56

К вопросу о погодных условиях. В расчет принимаются ветер на различных высотах, дождь и облачность. Если все три фактора сойдутся, то пуск будет в 15:05. В противном случае мы будем ждать, пока что-то изменится. К счастью, погода на побережье Флориды меняется быстро.

Сейчас основная угроза пуску в пятницу исходит от приближающегося с юга дождя и от сильных высотных ветров. Тем временем, заправка ракеты уже началась.

10:47

Получено разрешение на заправку ракеты. Прогноз погоды не утешителен: шансы приемлемых условий составляют 40%.

10:37

Воспользуюсь однодневной популярностью сайта, чтобы напомнить о познавательных статьях. Вот, например, моё любимое: сравнение эффективности автоматов и людей в исследованиях космоса. А вот про реактивную систему посадки космических кораблей. Еще можно почитать оптимистичную статью о будущем человечества.

10:27

К разговору ниже: вот интерьер «Ориона». Конечно, к первому пилотируемому полету он еще может сильно измениться.

10:22

Немного статистики. Вчера следить за запуском «Ориона» на сайт пришло меньше людей, чем во время первой попытки пуска «Ангары-1.2ПП» в июне, но больше, чем во время второй попытки в июле. Не знаю, какие из этого можно сделать выводы, но вангую рекорд 25 декабря.

10:15

Давайте поговорим о конкурентах «Ориона», раз уж делать пока нечего. Их нет. «Орион» – это корабль для полетов в дальний космос, и люди такие не делали уже больше 40 лет. Правда, в России разрабатывается перспективный транспортный корабль нового поколения (ПТК НП), который часто не очень корректно называют ППТС. Он пока что существует лишь в проекте и должен отправиться в космос в следующем десятилетии, но ПТК НП единственный по своим возможностям может считаться аналогом американского корабля. Лично мне сложно сказать, какой из них лучше. Каждый имеет преимущества и недостатки. Например, у «Ориона» немного больше внутренний объем и уровень многоразовости. Предполагается, что срок службы американского корабля – до 15 лет, а ресурс ПТК НП – только до 3 полетов за пределы низкой околоземной орбиты (или до 10 полетов на НОО). У «Ориона» более совершенное теплозащитное покрытие, а максимальный срок полета в составе космического комплекса составляет два года (у ПТК НП – один год). Это и не удивительно, учитывая, что корабль разрабатывается для полета к Марсу.

ПТК НП тоже есть чем похвастаться. Управляемая посадка на сушу на реактивной двигательной системе выглядит гораздо более технологичной и комфортной для космонавтов, чем падение на парашютах в океан в стиле 1960-х. Теплый ламповый интерьер ПТК НП тоже явно будет удобнее для космонавтов. Наконец, срок космического полета ПТК НП, конечно, не дает использовать его в дальних полетах, однако я почти уверен, что он взят из техзадания и не связан с конструктивными ограничениями. Чтобы увеличить длительность полета в составе станции, понадобится просто провести небольшие исследования и подтвердить характеристики материалов. Есть мнение (и хорошо обоснованное), что Роскосмосу стоило бы трезво оценивать свои возможности и разрабатывать для Луны более легкий корабль на основе «Союза». Но в своем классе ПТК НП – хороший, конкурентоспособный проект.

Есть еще такая штука как пилотируемый корабль «Дракон» (Dragon), первый полет его назначен на 2017 год. Это низкоорбитальный корабль, и конкурентом «Ориона» он не является. С другой стороны, надо помнить, что компания SpaceX не скрывает своих межпланетных амбиций. Илон Маск в нескольких интервью подчеркивал, что теплозащитный экран «Дракона» будет способен выдерживать возвращение на Землю со второй космической скоростью. Одно это, впрочем, не превращает корабль автоматически в межпланетный.

9:46

Стартовая площадка на мысе Канаверал, фото НАСА. Напомню, что самое интересное начнется уже после старта. В ходе миссии, которая продлится 4,5 часа (расписание), установленные на корабле камеры будут отправлять фотоснимки на Землю. Мы увидем Землю с большой высоты. А возможно – и интерьер командного отсека «Ориона».

9:40

Сразу расскажу, где лучше следить за событиями в самые напряженные минуты около старта (т. к. сайт опять упадет). Телетрансляция — канал НАСА (1, 2), текстовая трансляция на английском — spaceflightnow.com. Кроме того, посвященный миссии EFT-1 блог НАСА обновляется достаточно оперативно. Желающим следить на форуме nasaspaceflight.com лучше зарегистрироваться там прямо сейчас, поскольку гостевой доступ к моменту запуска опять будет закрыт.

9:35

Пока все допивают утренний кофе, я открываю сегодняшнюю текстовую трансляцию. Старт ракеты с кораблем «Орион» запланирован на 15:05 мск. На этот раз репортаж НАСА-ТВ начнется в 14:00 в городе по умолчанию (это 16:00 в столице Урала, 17:00 в центре советской науки, 18:00 в городе на Енисее, 19:00 в городе, на гербе которого черный тигр поедает бедного соболя, 20:00 в стране мамонтов и духов природы дии, 21:00 в городе, откуда на Москву отправились пара контейнеров тепла сердец и, наконец, 23:00 в краю медведей и вулканов).