Космическая гонка СССР и США

СССР впереди

Первый успех США в космосе пришелся на январь 1958 года. С помощью ракеты «Юпитер-С» был запущен спутник «Эксплорер-1». Но именно Советский Союз продолжал открывать новые горизонты и устанавливать новые рекорды. С 1958 по 1961 год СССР было успешно запущено еще шесть спутников на околоземную орбиту. Они были намного больше, чем первый. СССР первым отправил зонд к Луне. И в апреле 1961 года успешно отправил человека в космос. Полет Юрия Гагарина состоялся за месяц до суборбитального полета Алана Шепарда. И за 10 месяцев до того, как Джон Гленн стал первым американцем на околоземной орбите.

Сразу после полета Гагарина президент Кеннеди захотел выяснить, что Соединенные Штаты могут сделать в космосе, чтобы ответить СССР. Вице-президент Линдон Джонсон провел опрос среди руководителей в НАСА, промышленности и армии. После анализа полученных данных он сообщил Кеннеди, что «прилагая значительные усилия» Соединенные Штаты «могут» победить Советы, отправив человека в полет вокруг Луны. Или даже осуществить высадку человека на Луне.

Ни у одной из сторон к тому моменту еще не было ракеты, достаточно мощной для такой миссии. Поэтому битва за Луну была соревнованием, в котором США и СССР стартовали в равных условиях. 25 мая 1961 года, когда Кеннеди объявил об амбициозной цели США — высадки человека на Луне до конца десятилетия, общее время, проведенное американцами в космосе, составляло всего 15 минут.

Но у американцев был фон Браун. Чтобы добраться до Луны под его руководством была произведена разработка супер-ракеты. Она получила название Сатурн-V. А вот разрабатываемая по советской лунной программе гигантская ракета Н-1 так и не смогла выйти в космос.

Американцы на Луне

21 июля 1969 года миллионы людей по всему миру смотрели по телевизору, как два американца впервые ступили на поверхность другого мира. Соединенные Штаты высадили людей на Луну и благополучно вернули их. Замысел Кеннеди был реализован и достиг своей цели.

Космическая гонка была выиграна. Но что дальше? В Соединенных Штатах многие надеялись, что программа Аполлон ознаменует рассвет новой эры. В ней люди начнут интенсивно осваивать космос. Человек построит базы на Луне и, возможно, даже на Марсе. Но поддержка пилотируемых полетов на Луну и за ее пределы сошла на нет. И фокус деятельности человека в космосе сместился на околоземную орбиту.

В чем же причина потери интереса к интенсивному освоению Солнечной системы? Ответ очевиден и прозаичен: нет необходимости. В настоящее время Земля вполне удовлетворяет потребности человечества. Полеты на Луну были лишь способом потешить пострадавшее самолюбие американцев. Сотни миллиардов долларов ушли фактически в никуда.

С тех пор, как Советский Союз прекратил свое существование, у США не осталось серьезного соперника в космосе. Если бы этого не произошло, кто знает, не развевался бы сейчас на марсианском ветру красный флаг с серпом и молотом…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Лунная гонка СССР — США

Тут я недавно один фильм посмотрел. О любви. Сюжет, скажем так, довольно оригинальный. Он, как водится, успешный бизнесмен на импортном внедорожнике. Она — ну такая красавица, словами не опишешь, но при этом набитая дура. Из истории не знает абсолютно ничегошеньки. Кто такой Сталин — не знает. О Великой Отечественной едва-едва припоминает. О царях вообще ни в зуб ногой. Глупышечка — одним словом. А бизнесмен то, друг её — наоборот, очень умный и начитанный, И вот, занимаются они по культурному сказать, любовью, во всех подходящих и не очень местах и позах, и при этом успешный и развитой бизнесмен просвещает ее в вопросах истории и политики. А она, сгорая от страсти, кричит от удовольствия и при этом повторяет и постигает лекции ее начитанного друга.
Да к чему это я? Да к тому что это для вас как бы тест, читатель. Если вы не в курсе кто такой Юрий Гагарин, то наверное вам лучше погулять по страницам анекдотов, да покачаться на волнах эротической прозы. Не будет тут для вас ничего интерестного.
И еще, если вы пребываете в уверенности, что американцы на Луну не летали и все съемки были сделаны в Голливуде, то и вам тут пожалуй делать нечего. Всех же остальных — милости просим.
Итак, главные действующие лица нашего повествования.
Королев Сергей Павлович — создатель легендарной семерки, ракеты Р-7, на основе которой были сконструированы ракеты Восток, Восход, Союз.
Глушко В.П. — создатель двигателей для той самой семерки, а также для многих других ракет.
Челомей В.Н — создатель крылатых ракет, а также космической ракеты «Протон».
Кузнецов Н.Д. — конструктор авиационных, а также ракетных двигателей.
А также многие многие другие — инженеры, конструкторы, ученые. Как любили писать тогда в советской прессе — плеяда замечательных ракетчиков — конструкторов рука об руку трудившихся над покорением космоса.
Это безусловно правда. И трудились они рука об руку до определенного времени, точнее говоря до дня когда стартовала ракета Р-7, «семерка», вынесшая 4 октября 1957 года первый в мире искусственный спутник земли, так и окрещенный на всех языках мира «Спутник».
А потом началось то, что в художественной литературе именуют «интриги французского двора» или по-простому «пауки в банке». Дело в том, что пока создавалась та самая ракета «семерка», все конструкторы были главными. Ну а когда же первый спутник полетел, то «Главным» стал один человек — Сергей Павлович Королев. Уже и в ЦК его именовали «Главным». Уже и конструкторы в отраслях просто говорили «Главный», прекрасно зная о ком идет речь. А это очень обидно для некоторых. Трудились вроде все, а лавры — одному. А Глушко вообще обидней всех, потому-что Королев в каком-то смысле был его учеником. Вместе работали, вместе сели в 1938 году за вредительство. А вскоре Глушко, оказавшийся в более комфортабельной спецтюрьме в Казани, писал письма руководству, вытаскивал Королева с лесоповала, где бы Королев без сомнения бы сгинул. Потом опять же трудились в Германии в составе Особой правительственной комиссии, где изучали и впоследствии копировали немецкую ракету «Фау-2». Вместе получали ордена, премии, звания героев Соц Труда. Все вместе, все бок о бок, все плечо к плечу. И вот надо же. Обскакал Королев своего друга-учителя-спасителя на лихом вираже. И мало того что обскакал, теперь уже в грош не ставит. Командует, точно малым дитем. То делай, то не делай. А это уже терпеть нельзя. Так что конфликт зрел, зрел и наконец прорвался, да до такой степени, что лишь два года спустя после успешного запуска первого спутника, Королев обратилсяв ЦК партии, лично Леониду Ильичу Брежневу (тогда еще не дАрАгому, а лишь члену ЦК, курирующему космическую программу) с требованием разработку и производство двигателей у Глушко забрать и отдать никому не известному Кузнецову — конструктору самолетных двигателей. Причем обратите внимание на дату — ноябрь 1959 года. До запуска Юрия Гагарина в космос еще 2 года. Очччень дальновидно со стороны Королева. На чем он собирался посылать Гагарина в космос. Впрочем ничего этого не произошло. Леонид Ильич умел, если не тушить, то сглаживать конфликты. Так что все осталось на своих местах и ракета «Восток» с Гагариным в конце-концов полетела. Но выпад этот от своего бывшего друга-соратника Глушко хорошо запомнил и посему впоследствие так называемое «сотрудничество» развивалось соответственно.
А теперь вернемся к Луне и именно в эти времена 1959-1960, потому-что уже тогда в ОКБ-1 Королева уже прорабатывалась схема и более того, уже проектировалась так называемая Царь-Ракета сверхтяжелого класса, создаваемая именно для полета человека к Луне. Проект носил название Н-1 и почва для развития конфликта Глушко-Королев была самая что ни на есть благоприятная. Речь шла о двигателях, вокруг которых в конечном счете собирается ракета и о создателях которых в конце-концов забывают, считая двигатели чем-то самим собой разумеющимся.
Глушко нашел здесь свою новую любовь. Ракетные двигатели работающие на всякой отраве, среди которой он отдавал особое предпочтение особой отраве НДМГ — несимметричный диметилгидрозин. В простонародье — кривой пеницилин или еще проще — гептил. Глушко испытывал, экспериментировал, пробовал и пришел к выводу, что показатели этих двигателей гораздо лучше привычных керосин — жидкий кислород.
И тут начинается коррида. Не знаю, правда кто тут был бык, а кто матадор. Но слушать и слышать они друг друга не желают. Королев обвиняет Глушко во вредительстве, потому-что двигатели на отраве работают хорошо, а на керосине плохо. А это подозрительно. Требует допустить своих людей на испытания. Глушко платит тем же, обвиняя Королева в некомпетентности и как издевательство в январе 1961 года на расширенном совещании Совета главных конструкторов предоставляет 3 варианта двигателей. Причем все они работают на отраве. Рецепты разные, а достоинства одинаковые — нюхнул и помер. Так что выбор у Королева широк, как в том анекдоте — «И бог тогда сказал Адаму — Вот тебе жена Ева — выбирай …»
Собственно так они и разошлись. Разработка двигателей для ракеты Н-1, работающих на паре керосин-кислород передана Кузнецову. Ну а Глушко занялся своими любимыми двигателями на «кривом пеницилине».
Тут, возможно у вас, читатель, вопрос появится — «А нельзя ли было у американцев подсмотреть, что они там делать собираются?»
Да в том то и дело что нельзя. Американцы в мирном то космосе слегка подотстали. Пока им не до Луны. Возятся они с ракетой Меркурий. И заправляет этим делом гениальный немецкий конструктор и по совместительству нацисткий преступник Вернер фон Браун. В конце войны американцы вывезли его и еще кучу немецких инженеров в Америку. Потом он уже на американской земле воссоздал свою ракету Фау-2, которой немцы обстреливали Лондон. Все испытания новой Фау-2 прошли абсолютно успешно и на радостях американцы перевели всю группу немецких инженеров в недавно созданное агенство НАСА. И теперь Вернер фон Браун не покладая рук работает над запуском американского астронавта в космос.
Тут кстати вам маленькая справка. В принципе американцы могли вывезти человека в космос первыми. В феврале 1961 года у них уже была готова ракета для полета человека в космос. Но они тогда предпочли запустить в космос шимпанзе по имени Бо-Бо. Вернер фон Браун тогда отказался рисковать и я так понимаю вовсе не из-за человеколюбия. В Госдепе на него уже лежал запрос на экстрадицию из ФРГ (Западная Германия). Дело в том, что на предприятиях по изготовлению ракеты Фау-2 работали заключенные из лагеря Пенимюнде. Конечно же это был не лагерь уничтожения как Освенцим, но тем не менее вы понимаете что там делали с заключенными не желающими работать или обладавшими недостаточно квалификацией. Ров с трупами дает об этом однозначный ответ. Ну а главный инженер и по совместительству штурмбанфюрер СС фон Браун что там делал? Какое участие принимал? Такие вот неприятные вопросы хотели задать западные немцы. Так что Вернер фон Браун отлично понимал, что работать следует хорошо, с огоньком и без трупов астронавтов. А иначе … Делу могут дать ход.
Вот такие вот малоинтересные дела в Америке. В СССР же все наоборот. Запуск Юрия Гагарина в космос. Всеобщее ликование. Затем поездка космической делегации по всем странам. Приемы, поздравления, восхищения. Вершина признания. И как хочется думать — полное доверие и всесоронняя помощь Королеву, благодаря кому все это стало возможным. Увы, но это не так. Интриги продолжаются. Только-только расстался Королев с Глушко. Только-только стал ударно работать над Н-1, как вот тебе — новая напасть. Появилась новая группировка — Челомей/Хрущев. Нет не Никита Сергеевич. Слегка наоборот Сергей Никитович — сын того самого …
Сергей Хрущев, только не смейтесь, инкогнито распределяется в Конструкторское бюро Челомея. И начиная с первого же дня делает невероятные успехи в деле строительства космических кораблей. И успехи такие огромные, что в свои 28 лет, с подачи своего начальника Челомея, никому не известный инкогнито Сергей Хрущев становится лауреатом Ленинской премии и Героем Социалистического Труда.
Ну а потом происходят такие вот интерестные события. Никита Хрущев в отпуске, где-то там в Крыму поправляет здоровье и тут звонок от сына Сереженьки.
— Папочка, дорогой. А можно вот приехать, навестить тебя по-семейному?
— Ну конечно же, сыночек, приезжай!
— А можно я с собой товарища прихвачу?
— Ну вези, сыночек. У нас тут на всех места хватит!
— А можно я там к тебе зайду, по-сыновьи в щечку поцелую?
Так что в один приятный летний денек, после обеда, когда у Никиты Сергеевича настроение хорошее, вваливаются к нему по-семейному Сережа Хрущев с Челомеем. Челомей как фокусник раскидывает картинки своих космических кораблей. Тут тебе и средняя космическая ракета УР-500, и лунная УР-700 и космическая станция «Алмаз» и корабль на ядерных двигателях. Фантастика да и только.
«Ну шельмецы, ну энтузиасты!» — только остается сказать довольному и пьяненькому Хрущеву — «Нашли чем порадовать старика. Ну так уж и быть изыщем средства на ваши кораблики да прочие фантазии.»
Ну а как известно, по закону, открытому еще Ломоносовым — «Ежели где чего прибудет, то в ином месте убавиться должно.»
Так что вы понимаете, то место где «убыло» оказалось ОКБ-1 Королева. Фонды слегка порезали. Королев в бешенстве, но сделать ничего нельзя. Проект Н-1 приходится слегка тормознуть и первый полет намеченный на 1965 год слегка отложить.
Так что все у нас идет замечательно. Ну а как у них?
У них оказывается тоже не плохо. Спустя лишь 20 дней после запуска первого американского астронавта в космос, президент Кеннеди идет в конгресс с докладом, просит денег на лунный проект и произносит известную фразу — «До конца этого десятилетия ме сумеем высадить человека на Луну.» Речь встретили овациями. Денег дали — 21 миллиард долларов. Больше, чем на какой-либо гражданский проект за всю историю Америки. Впрочем это понятно. Полететь на Луну, это вам не какой нибудь «Golden Gate» мостик через залив перебросить.
Так что деньги есть, можно начинать работать. Ну а за главного кто будет? Ну конечно же Вернер фон Браун. За ним уже столько побед числится — начиная от ракетных обстрелов Лондона, кончая успешным запуском Меркурия с астронавтом. Другой кандидатуры даже близко нет.
И вот Вернер фон Браун со своей командой начинает создавать невиданный, неслыханный доселе уникальный космический корабль «Saturn-V», позволяющий вывести на низкую околоземную орбиту 120 тонн полезного груза. Для сравнения королевская ракета Н-1 должна выводить лишь 90 тонн.
Ну а теперь главнейший вопрос — двигатели ракеты. Есть у американцев проект в загашнике — двигатель первой ступени F-1, который планирует произвести американская компания «Rocketdyne». Работает безо всякой отравы на смеси керосин-кислород. Кстати на том за что боролся Королев. Но показатели этого двигателя таковы, что любого за пояс упрячут. Всего 5 двигателей на первой ступени. И это против 24х планируемых разместить на Н-1. И при этом еще собираются вывезти 120 тонн против 90 советских полезных тонн для Н-1.
Блеф? Фантазии? Как мы уже знаем — нет. Сделали таки, паршивцы. Забегая вперед скажу, что из 12 запусков ракет Сатурн, лишь один признан слегка неудачным. Отключились последовательно два движка. Но не взорвались. Зато оставшиеся, отработав слегка подольше вывели на орбиту груз.
Так что начиная с 1962 года заработали американцы засучив рукава, пытаясь догнать то, что Королев делал уж с начиная с конца 50х годов.
Ну а как в Советском то Союзе идут дела с лунной программой? Ну как вам сказать. Ни шатко ни валко. Дела знаете ли политические. Интриги донимают. Королев строит ракету Н-1. Челомей вовсю разрабатывает свою лунную УР-700. А тут еще один конструктор — Янгель влез. Тоже со своим лунным проектом. Тоже хочет на Луне отметиться.
Ну а потом тихонечко приходит год 1964-й. Кукурузника Никиту Сергеича выпинывают из Кремля. Вот она удача то для Королева. Теперь уж все можно припомнить врагам-интриганам. И вот, собрав команду висельников, прихватив с собой президента Академии Наук М.В.Келдыша, едет Королев разбираться со своим оппонентом Челомеем.
Королев бушует. Отобрать, развалить, пожечь, на столбах повесить, в кандалы да по Сибирскому тракту. Ничего не поделаешь. Воспитание такое вот крутое — сталинское. К счастью времена уже не те. Конечно ж отобрали, развалили, но жечь не решились. Закрыли лунную программу УР-700, Цеха космической станции «Алмаз» отобрали. А вот ракету УР-500 (будущий Протон) жечь не стали, потому как в отличие от королевских проЖектов, ракета эта уже летала, да и нашлись защитники Челомея в лице военных. Они то больше всего Королева и ненавидели. Нам щит нужен — ракеты с 15-ти минутной готовностью к запуску, а не королевские игрушки, которые надо 2 дня к пуску готовить. Так что весело. Работать уж почти что некогда, да и к тому же здоровье донимает. Сталинские то лагеря просто так для здоровья не проходят. И вот как-то в январе 1966 года ложится Королев на небольшую операцию — убрать полип в заднем проходе. Дело плевое, как уверяет министр здравоохранения, академик Петровский. Я тебя лично прооперирую. Ты это заслужил.
Ошибка Королева заключалась в том, что с министрами надо пить водку на Кремлевских приемах, а ложиться под нож нужно к обыкновенному хирургу из областной больницы, а не наоборот.
Королев умер на операционном столе 14 января 1966 года. Как так получилось, что пришел Королев в больницу своими ногами, а через сутки вернули труп со вспоротым животом и растерзанным горлом известно лишь бригаде эскулапов кремлевской больницы. Писать об этом я не буду и не могу. От того, что я читал по этому поводу лишь мороз по коже пробегает. Скажу лишь то, что министру Петровскому все сошло с рук. Как говорил Крамаров в комедии «Джентельмены удачи» — «Во деревня! Кто ж его посадит. Он же памятник!»
Так что лишилась в этот день советская космонавтика самого выдающегося своего деятеля — Сергея Павловича Королева.
И тут выясняется, что теперь строить ракету то некому. Челомея с Янгелем и Глушко впридачу, Королев «задушил» собственными руками. Самого его «зарезали». А остался то кто? Какой-то неизвестный заместитель Королева гражданин Мишин. Некто И.О. (исполняющий обязанности), серая личность без должного Королевского авторитета, Королевского таланта, Королевских возможностей.
Ну как Мишин, построишь ракету? Поживем — увидим. А пока перенесемся в Америку. Как там дышит лунный проект «Апполон»? Как там куется и обретает формы ракета «Сатурн»?
Трудно сказать. Двумя словами — и хорошо и плохо.
Хорошо — это потому что ракету Сатурн построили и готова она уже была к полету уже к январю 1967 года. А плохо — потому что в результате инцидента происшедшего 27 января 1967 года во время тестовых предполетных испытаний сгорели 3 астронавта. Шли астронавты на предполетную тренировку. В кабине посидеть, кнопки понажимать, тумблерами пощелкать. И на тебе. Один тумблер дал искру и все заполыхало. Увидели американцы как ярко горят астронавты в атмосфере из чистого кислорода. Не подумали об этом, не догадались. Ну а русские. Знали об опасности кислорода? Знали, но не сказали. Дело в том, что при подобных обстоятельствах, недельки за три до полета Юрия Гагарина в космос, в барокамере сгорел летчик из отряда космонавтов Валентин Бондаренко. Впрочем стенать по поводу того, что «не сказали» не стоит. Вся космическая программа была строго засекречена, ну а сотрудничество с американцами в деле освоения космоса началось лишь 20 лет спустя.
Ну вот. Такие вот неприятные дела у американцев. Наверху у них уже всерьез начинают задумываться по поводу «а кому это надо» и случись еще раз что-либо подобное, то пришлось бы им закрывать или всерьез пересматривать программу с полетами человека на Луну. И вполне возможно пришлось бы доверить честь водрузить американский флаг на Луне обезьянке Бо-Бо, так хорошо зарекомендовавшей себя во время первого полета в космос.
Но шутки в сторону. Лунная гонка американцев хотя и затормозилась, но не отменилась. 11 октября 1968 года — первый запуск корабля Аполло-7 с тремя астронавтами на околоземную орбиту.
Ну а в Советском Союзе что происходит? Куется ракета Н-1. Это мы уже знаем. Но есть еще не менее важные компоненты. Лунный корабль. Лунный посадочный модуль. Отряд лунных космонавтов — лунатиков. С отрядом лунатиков все нормально. Набрали больше чем надо. И на Луну, и на Марс хватит. Лунный модуль тоже вроде сколотили, собрали, на вертолете тестируем. Еще один компонент полета есть и вроде намаловажный — возврат с Луны домой.
И тут на тебе. Еще одна неприятность. Приезжает двигателист Кузнецов — тот самый, подрядившийся делать двигатели для Н-1, ковыряет в носу и сообщает, что двигатели его заданную тягу не обеспечили и надо бы еще шесть движков на первую ступень «присобачить». Ну а как «присобачить» то. Места ж нет. Если по-честному то, по-хорошему, то нужно поднять руки и как немцы под Сталинградом кричать «Мишин капут». Но Мишин «капут» не желает. Собирает собрание, мозговой штурм. И находят решение прописанное в учебнике физики для 6-го класса. Ежели горючку то охладить, то и объем ее уменьшится как раз на столько что б эти дополнительные движки впихнуть. Иными словами все что теперь происходит с лунным проектом теперь напоминает известную русскую сказку про Тришкин кафтан, с той разницей лишь, что цена этому кафтану 5 миллиардов рублей. Но это не важно, главное что решение из учебника для средней школы нашли! Только вот страничку перевернуть забыли и прочесть про закон сохранения энергии. Потому-что охладив компоненты, мы уменьшаем полную энергию, причем ровно на столько что на обратном пути тормознуться будет нечем. Керосинчику не хватит. Но ничего. Кафтан у Тришки большой, еще одну заплатку поставим. Садиться будем на второй космической скорости с так называемым «подскоком». Идея проста как сапог. Проходим по верхним слоям атмосферы слегка зацепив ее. Скорость тем самым уменьшится. Ну а потом уж вторым заходом как-нибудь усядемся. Что ж, есть такое решение. Но исполнять тут надо все ювелирно, потому как ежели не пролететь через атмосферу, а лишь слегка скользнуть по ней, то корабль улетит дальше и никогда на Землю больше не вернется. Ну а ежели забуриться в атмосферу по-хорошему, то он просто сгорит или раздавит космонавтов перегрузками. Значит нужны приборы звездного ориентирования. А их нет. «А ни фига» — сказали космические мудрецы — «нехай космонавты сами целются.» Соответственно программа подготовки изменяется в пользу астрономии, а космонавтов будущих отправляют …. Вы не поверите куда, потому что вам это уже напоминает репортаж из психушки. Да, их отправляют в Сомали изучать созвездия Южного полушария.
Итак подведем итоги. Корабль Н-1 и дальше успешно строится. Космонавты в Сомали учатся, а лунный модуль успешно тестируется. Да так успешно, что 5 кораблей сгинули на этапе выведения. За неимением ракеты Н-1, для отработки пользовались ракеты УР-500 Челомея. В оставшихся «успешных» кораблях, трех из пяти, происходит ЧП, как писали тогда в отчетах, которые привели бы к гибели космонавтов. Зато последние 2 полета были успешными и корабль Зонд-5 с двумя черепахами на борту, сумел облететь Луну и доставить их на Землю.
Ура! Победа! Передовая статья в газету Правда! Наши советские черепахи! Первые в мире! Слетали на Луну! Живые и невридимые! Всенародное счастье!
Новость эта, от октября 1968 года заставила серьезно понервничать американцев и пойти на ускорение своей лунной программы. Аполло-8 решили тестировать сразу вокруг Луны, а не вокруг Земли, как изначально планировалось.
Аполло-8 стартовал в декабре 1968 года.
Аполло-9 — в марте 1969. Отрабатывались системы Лунного модуля.
Аполло-10 — май 1969 года. Отрабатывался самостоятельный полет и стыковка лунного модуля с командным модулем.
И наконец — Аполло-11, который доставил астронавтов на Луну. 20 июля 1969 года лунный модуль, пилотируемый Нилом Амстронгом коснулся лунной поверхности. А на следующий день на Луну ступила нога человека.
Потом было еще 6 пилотируемых полетов, из которых один, Аполло-13 едва не закончился гибелью астронавтов. Впоследствие об этом был снят фильм, голливудский боевик с одноименным названием «Аполло-13».
Последний полет Сатурна с прогулкой по луне прошел в декабре 1972 года. После чего оставшиеся запланированные пуски отменили. Делать больше там нечего. На Луне потоптались, на луномобилях покатались, тонну лунных булыжников привезли. Что там еще делать? Да и стремно все это. Того гляди чего-то поломается, астронавты сгинут. Уходить надо вовремя, с высоко поднятой головой. Все правильно сделали.
Злосчастная же ракета Н-1 попыталась впервые взлетеь 29 февраля 1969 года. Неудача. Взорвалась через минуту после начала полета. На второй ракете, 3 июля 1969 года, если бы конечно первый пуск удался, полагалось бы лететь на Луну космонавтам. Так вот «с кондачка», безо всяких предварительных полетов. Космонавты даже написали заявление в ЦК с просьбой считать их дважды коммунистами и отправить их на Луну на чем угодно, даже с риском для жизни. Здорово все же была поставлена политработа в отряде космонавтов.
Второй пуск состоялся слава богу все также безлюдный. Ракета взлетела всего на 200 метров и обрушилась на стартовую площадку, полностью уничтожив ее. Потом был третий в 1971 году и четвертый в 1972 пуски ракеты. Все также неудачные. Отдать должное здесь следует упрямству космических и коммунистических вождей. Американцы уж давно на Луну слетали и программу уж закрыли, а мы все толчемся, все там же, догоняем и перегоняем.
В 1974 году наконец-то выгнали Мишина и программу закрыли окончательно. Строящиеся 4 ракеты Н-1 велено было распилить, сжечь, выкинуть — что угодно. Что собственно и было сделано. Одна из ракет, точнее ее оболочка была передана в ближайший совхоз, где ее аккуратно разрезали, пробили окна и превратили в свинарник. Когда-то давным давно мне попалась фотография счастливых хрюшек, выглядывающих из дверей и окон этой ракеты.
Ну вот собственно и все. Тем и кончился бесславный блеф стоимостью в 5 миллиардов. Можно было, конечно, на эти выброшенные деньги построить миллион квартир и обеспечить жильем миллион советских семей. Но вероятно советские вожди посчитали, что черепахи облетевшие Луну и космический свинарник важнее.
Вы конечно, читатель, скажете что я уж много депрессии нагнал. И неужели не было каких-то достижений на Луне?
Конечно же были. Луноход-1 например. Был он правда не Луноход-1, а Луноход-3. Две предыдущие попытки были неудачными. И тем не менее он поехал, покатался, оставил свои следы на пыльных тропинках далекой Луны.
Но это уже, как говорится, совсем другая история.
========
Ракета Н-1. Фотография с интернета.