Корабль арго

Неизвестный объект отделился от китайского многоразового экспериментального космического аппарата перед тем, как он в воскресенье сошёл с орбиты, завершив секретную двухдневную миссию на низкой околоземной орбите.

Космический корабль стартовал с космодрома Цзюцюань в пустыне Гоби в четверг на ракете «Чанчжэн-2F». Уведомления о закрытии воздушного пространства, опубликованные днем ранее, давали единственный ключ к пониманию сроков и характера миссии.

Посадка состоялась, как и было запланировано в воскресенье, согласно лаконичному пресс-релизу государственных СМИ. Ни изображения, ни детали «многоразового экспериментального космического корабля» не были представлены.

«Успешный полет ознаменовал важный прорыв страны в области исследований многоразовых космических аппаратов и, как ожидается, обеспечит удобный и недорогой транспорт туда и обратно для мирного использования космоса”,-говорится в заявлении «Синьхуа».

В некотором противоречии с целями по «мирному использованию космоса «, характер миссии, и характеристики космического корабля тщательно скрываются.

Дополнительную интригу представляет очевидный вывод объекта на орбиту космическим аппаратом перед включением тормозных двигателей. Сеть космического наблюдения Соединенных Штатов каталогизировала новый объект, обозначенный NORAD ID 46395 (2020-063G COSPAR ID), связав его с запуском «Чанчжэн-2F».

Экспериментальный космический аппарат вышел на орбиту с параметрами 331 на 347 километров, с наклонением 50,2 градуса. Новый объект находится на аналогичной наклонной орбите размером 332 на 348 километров.

Аналитики предполагают, что объект был выпущен за два витка до того, как экспериментальный космический аппарат сошел с орбиты. Никаких подробностей о природе объекта до сих пор не было обнародовано китайским или американским космическим трекингом.

Китайские пилотируемые корабли ранее выпускали небольшие спутники-компаньоны «Баньсин» для мониторинга. Экспериментальный пилотируемый космический корабль нового поколения выпустил в мае испытательный надувной модуль для испытания технологии входа в атмосферу и спуска. Во время входа в атмосферу произошла авария.

Китайский многоразовый экспериментальный космический аппарат

Пока что появились только отдаленные любительские кадры запуска. На видео можно разглядеть обтекатель полезной нагрузки на вершине «Чанчжэн-2F», а не открытый космический корабль.

Более ранние заявления главного космического подрядчика Китая раскрывают, возможно, связанные с этим проекты. Комментарии в 2017 году от Чэнь Хунбо, официального представителя Китайской Академии технологий ракет-носителей (CALT), могут, в частности, дать потенциальные подсказки относительно характеристик.

Чэнь заявил, что многоразовые космические аппараты, которые, как ожидается, проведут испытательный полет около 2020 года, будут способны нести как экипаж, так и полезную нагрузку. Чэнь заявил, что некоторые транспортные средства будут иметь характеристики как летательных аппаратов, так и космических аппаратов, предлагая космический аппарат с неподвижным крылом.

При запуске вертикально, как традиционная ракета, Чэнь описывает концепцию, в которой вторая закреплена на задней части первой ступени. Обе ступени впоследствии могут приземлиться горизонтально. Изображения различных концепций и названий проектов ранее появлялись в интернете.

Короткая продолжительность недавней миссии согласуется с ранее заявленными целями испытания «возможностей быстрого повторного запуска и повторного использования». Ожидалось, что после первоначального испытания последует еще несколько полетов.

Использование ракеты-носителя «Чанчжэн-2F», рассчитанной на пилотируемые полёты, предполагало испытание только верхней ступени. Ракета может нести полезную нагрузку чуть более 8 метрических тонн на НОО.

Это был первый запуск «Чанчжэн-2F» с момента полета пилотируемого корабля «Шэньчжоу-11» в 2016 году. Следующий полет «Шэньчжоу-12» совершит к базовому модулю китайской космической станции в 2021 году.

Чэнь говорит, что новый космический аппарат рассчитан на повторное использование более 20 раз. Это позволит первоначально сократить расходы на запуск до одной пятой от нынешних уровней и потенциально до одной десятой. Цикл запуска корабля также будет значительно сокращен.

В статье Science and Technology Daily от 2017 года, содержащей замечания Чэня, отмечается, что в то время как первая ступень Falcon 9 приземляется вертикально и восстанавливается и повторно используется, то же самое не было достигнуто со второй ступенью.

В настоящее время в Китае рассматриваются и другие проекты многоразовых космических аппаратов или космопланов. Китайская корпорация аэрокосмической науки и промышленности (CASIC), еще одно гигантское государственное предприятие, работает над собственным космическим самолетом под названием «Тэнъюнь».

«В отличие от SpaceX, космический самолет может взлетать с обычного аэродрома для транспортировки космических аппаратов на орбиту. Это вызовет революцию в будущем аэрокосмическом транспорте», — сказал CCTV Чжан Хунвэнь из CASIC в 2018 году.

Компания коммерческого запуска iSpace также представила изображения концепции космоплана. Крылатый аппарат должен стартовать вертикально на вершине жидкостной ракеты «Гипербола».

Согласно сообщению государственного информационного агентства Xinhua, экспериментальный космический корабль многоразового использования вернулся на Землю, он провел на орбите два дня. Детали устройства аппарата и его функции скрыты, власти Китая даже не опубликовали фотографии аппарата. Исследователи не знают какие цели были у космического корабля и что именно он делал на орбите.

Xinhua отмечает, что этот корабль представляет собой «важный прорыв» в разработке космических аппаратов многоразового использования, которые могли бы обеспечить более дешевое и удобное решение для «мирного использования космоса». Устройство может снизить затраты на доставку полезной нагрузки в космос.

Ранее Китай вывел на орбиту экспериментальный космический корабль многоразового использования. В сообщении государственного издания Xinhua говорится, что запуск прошел успешно и что ракета Long 2F March отправила космический аппарат на орбиту из Центра запуска спутников «Цзюцюань» в пустыне Гоби. Однако журналисты не смогли выяснить точное время запуска и то, какие технологии устройство будет тестировать.

В издании Space News отметили, что над запуском работали в течение нескольких месяцев. Они предполагают, что это тот же самый проект многоразового использования космического аппарата, о котором Китай говорил еще в 2017 году.

В предыдущих сообщения власти Китая заявляли, что планируют использовать многоразовые космические аппараты класса «земля-орбита». Официальные представители Китайской аэрокосмической научно-промышленной корпорации добавили, что они завершили несколько наземных испытаний двигателей и других компонентов устройства.

«Использование многоразового корабля, а значит, возвращение и спасение дорогостоящего оборудования существенно снизят издержки и стоимость доставки грузов. В конечном счете это снизит стоимость космической программы в целом», — заявил Сопов РБК. Детали он комментировать отказался.

В «Роскосмосе» РБК сообщили, что генеральный директор госкорпорации Дмитрий Рогозин провел серию совещаний с представителями бизнеса, где обсуждались перспективы взаимодействия.

«В госкорпорации готовится ряд рамочных соглашений о сотрудничестве с данными организациями. Соглашения не содержат никаких конкретных технических деталей. Как только госкорпорации будут представлены конкретные технические предложения, «Роскосмос» готов будет их обсудить», — сообщил руководитель пресс-службы организации Владимир Устименко.

Что такое МТКС

Компания «Многоразовые транспортные космические системы» была зарегистрирована в подмосковном Королеве в мае с уставным капиталом 400 тыс. руб. Основной вид ее деятельности — научные исследования и разработки в области естественных и технических наук.

Гендиректор компании — Дмитрий Кахно, который также возглавляет компанию «Энергия-Логистикс» («дочка» принадлежащей «Роскосмосу» РКК «Энергия»), согласно СПАРК.

Сколько стоит запустить космический корабль

За десять лет эксплуатации МТКС рассчитывает заработать на использовании многоразового транспортного корабля $500 млн, следует из презентации, которая была продемонстрирована на совещании в «Роскосмосе» 6 августа (есть у РБК).

Расчетная себестоимость одного цикла (запуск и посадка) составляет $9,846 млн. Общие затраты на 20 циклов эксплуатации оцениваются в $196 млн, включая послеполетное обслуживание, говорится в документе.

Финансирование проекта осуществляется за счет частных вложений и кредитов, сообщил источник РБК, знакомый с разработкой, не назвав суммы инвестиций. «Предстоит решить много сложных, новых для российской космической промышленности вопросов. Одним из центральных является строительство завода для производства композитных элементов корпуса», — объяснил он.

Фото: кадр из презентации

Технические характеристики

Разработкой «Арго» руководит генеральный конструктор МТКС Николай Брюханов, в прошлом топ-менеджер S7 Space. Ранее в РКК «Энергия» Брюханов руководил проектами космоплана «Клипер» и перспективного транспортного корабля «Федерация».

Полная масса корабля «Арго» — 11,5 т, объем грузового отсека — 11 м³, диаметр — 4,1 м, высота — 5,6 м. Баки комбинированной двигательной установки (обеспечивает маневрирование на орбите, перед спуском отделяется) вмещают до 1200 кг топлива, такая же емкость у баков объединенной двигательной установки (обеспечивает управление спуском и посадку). 52% от суммарной массы корпуса корабля будут составлять композитные элементы.

Время полета в составе орбитальной пилотируемой станции — до 300 суток; схожий по параметрам американский Dragon может находиться в составе станции до 720 суток. Корабль предусматривает возможность автономного полета до 30 суток для проведения исследований, экспериментальной отработки, выполнения прикладных задач с возможностью возвращения оборудования и грузов заказчика; обеспечивает высокую точность посадки в заданный район, а также спасение грузов на этапе выведения на ракете-носителе.

При создании корабля будут использованы экспериментальная и производственная базы предприятий «Роскосмоса», говорит источник РБК.

По характеристикам «Арго» ближе всего к кораблю Илона Маска Dragon или будущей китайской разработке (названия пока нет). Оценку стоимости полета в $10 млн создатель сообщества «Открытый космос» Виталий Егоров называет очень оптимистичной цифрой. «Полет Dragon по госконтракту можно оценить в $40 млн, полет «Прогресса» — примерно в $20 млн. За счет многоразовости можно предполагать, что «Арго» будет дешевле», — считает Егоров.

Кто будет делать «Арго»

МТКС ответственна за разработку и создание корпуса, системы посадки, системы разделения и итоговую сборку корабля.

КБХМ имени А.М. Исаева отвечает за объединенную двигательную установку, комбинированную двигательную установку.

АО «НПО ИТ» — за систему электроснабжения, комплекс электро- и радиосистем.

ПАО РКК «Энергия» — за систему стыковки.

ФГУП МОКБ «Марс» — за систему управления.

ГНЦ ФГУП «Центр Келдыша» — за систему обеспечения теплового режима.

Ответ Илону Маску

Корабль «Арго» является ответом на американский Dragon, считает бывший менеджер Центра им. Хруничева, гендиректор компании «Космокурс» Павел Пушкин. Конкуренцию на внутреннем рынке он должен составить космическому кораблю «Прогресс-МС», добавил он.

По мнению Пушкина, по техническим характеристикам новый корабль не превосходит Dragon. «Его преимущество по сравнению с «Прогресс-МС» — возвращение грузов», — говорит Пушкин.

Фото: кадр из презентации

«Запуск аналогичного или даже большего груза на космическом корабле Dragon, включая стоимость ракеты, составит $130–150 млн. Доставка аналогичного груза на «Прогресс-МС» составит $50–60 млн, то есть Россия и сегодня доставляет грузы по более низкой цене», — отметил он. Пока под вопросом, сможет ли «Арго» доставлять грузы дешевле, чем Dragon или «Прогресс-МС», говорит эксперт.

Главными конкурентами проекта «Арго» можно считать российские космические корабли, считает Егоров. Это «Прогресс-МС» и проектируемый «Союз МС» в беспилотном варианте. Однако «Прогресс» не может возвращать грузы обратно, а «Союз МС» только проходит испытания.

Сегодня нет потребности перевозить с МКС или другой пилотируемой станции до тонны груза, говорит эксперт. Но в 2023 году начнется строительство китайской многомодульной космической станции, а Китай не отрицает возможности международного сотрудничества, напомнил Егоров.

«Возможно, появятся потребности в доставке грузов на окололунную орбиту. И, я думаю, при достаточно мощной ракете «Арго» сможет совершать межпланетные перелеты», — отметил Егоров.

Кто такой Сергей Сопов

Бенефициар МТКС Сергей Сопов в 1980-е годы служил на космодроме Байконур, участвовал в наземных испытаниях ракетно-космического комплекса «Алмаз» и советского многоразового космического корабля «Буран», руководил первым запуском многоразовой космической системы «Энергия-Буран».

В начале 1990-х Сопов создавал Агентство космических исследований Казахстана и руководил им на начальном этапе. Автор проекта создания на основе объектов Байконура международного космопорта для обеспечения доступа всех стран ООН, не имеющих своих средств выведения, в космическое пространство. В 1994 году был назначен гендиректором государственной аэрокосмической акционерной компании Казахстана «Коском», организовывал передачу космодрома Байконур в аренду России.

С 1996 по 1999 год — гендиректор, затем председатель совета директоров ОАО «Пермские моторы». С 2001 по 2016 год занимал пост президента, затем гендиректора компании «Авиализинг». С 2016-го по февраль 2019 года работал гендиректором «дочки» S7 — компании S7 Space.

У этого термина существуют и другие значения, см. Арго (значения).

Арго́ (др.-греч. Ἀργώ, др.-греч. Ἄργος, от имени А́ргос (Арг или Аргей)) — в древнегреческой мифологии — легендарный корабль аргонавтов, на котором те в XIV веке до нашей эры отправились в переход через Эгейское море и пролив Босфор в Черное море к побережью Колхиды. Упомянут в «Одиссее» (XII 72). Получил имя от своего зодчего.

Согласно греческой мифологии, герой из Фессалии Ясон и набранная им команда аргонавтов начали свое путешествие из Иолка (современный Волос) в поисках Золотого руна, которое охранял дракон.

По мнению некоторых древних повествователей, этот корабль, построенный в Пагасе 50 аргонавтами за три месяца, был священным и обладал определённой магической силой, так как сама богиня Афина приложила руку к его строительству, использовав для этого деревья из священной рощи. Согласно Эсхилу, Афина вставила в него кусок говорящей древесины из додонского дуба, поэтому корабль был вещим. По Пиндару, построен в Деметриаде в Магнесии. Согласно Катуллу, из сосны, срубленной на Пелионе. По Каллимаху, близ возведенного аргонавтами храма Аполлона Актийского.

Также имя Арго имел корабль Даная.

См. также

  • Корабль Тесея (парадокс)
  • Легенда об Арго также присутствовала в мультсериале «Хантик: искатели секретов» (серии «Сокровища Аргонавтов»; «Как отец, но не как сын»).

Примечания

  1. Эсхил. Арго, фр. 20 Радт; Ликофрон. Александра 1321; Гигин. Астрономия II 37
  2. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 9, 16.19.24
  3. 3,0 3,1 Гигин. Астрономия II 37
  4. Катулл. Стихотворения LXIV 1
  5. Павсаний. Описание Эллады IX 32, 4
  6. Плиний Старший. Естественная история XXXVI 99
  7. Псевдо-Эратосфен. Катастеризмы 35; Гигин. Мифы 14 (с. 36)
Это заготовка статьи по античной мифологии. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

22 декабря американской компании SpaceX впервые удалось мягко вернуть на Землю первую ступень ракеты Falcon 9, которая вывела космический аппарат на орбиту Земли. Целью экспериментов с возвратом ступени, которые начались еще в 2014 году, является создание частично многоразовой ракеты-носителя. Предполагается, что в будущем первая ступень Falcon 9, т. е. наиболее дорогая часть ракеты, будет использоваться до 10 раз. Несмотря на то, что возврат ступени стал важным этапом на пути к многоразовой системе, впереди у SpaceX еще много дел. Ракета, которую удалось вернуть на Землю, вывела на орбиту высотой около 720 км адаптер с 11 спутниками Orbcomm OG2 общей массой около 2 т. При этом, согласно формальным расчетам по официальным характеристикам, ракета должна быть способна вывести почти 18 т на орбиту высотой 200 км или более 6 т на геопереходную (при условии, что топливо первой ступени не будет использоваться на ее возврат на Землю). В таком существенном недогрузе нет ничего удивительного. Компания Orbcomm стала одним из первых клиентов SpaceX, когда та только начинала свою деятельность в качестве оператора космических запусков. 8 октября 2012 года из-за отказа одного из двигателей Falcon 9 спутники Orbcomm, выводившиеся в качестве попутной нагрузки, были потеряны. После этого Orbcomm купила две отдельные ракеты SpaceX, получив на них очень существенную скидку. 14 июля 2014 года Falcon 9 успешно вывела шесть спутников массой 172 кг каждый. Вторая оплаченная Orbcomm ракета улетела 22 декабря 2015 года. Не удивительно, что SpaceX воспользовалась шансом, который дает большой недогруз, чтобы вернуть первую ступень не на плавучую автономную посадочную платформу, а на твердую землю. Для этого на мысе Канаверал была подготовлена специальный площадка, Landing Zone 1 (Посадочная площадка №1). Вопрос о затратах топлива на возврат ступени пока остается без ответа. Мы не знаем, при какой массе космического аппарата Falcon 9 способен вернуться на Землю и при какой массе может совершить посадку хотя бы на баржу. Согласно различным подсчетам, на плавучую платформу может приземляться Falcon 9 после запуска спутников массой 4,8-5,3 т на геопереходную орбиту. Неизвестно, сможет ли ракета возвращаться на твердую землю после запуска грузового корабля Dragon (точная масса в заправленном состоянии неизвестна, а общая масса с грузом может находиться в диапазоне от 9 до 12 т) на низкую орбиту Земли. В ближайшие полтора месяца состоятся три пуска Falcon 9, которые внесут ясность в вопрос о грузоподъемности ракеты в многоразовом варианте. На 17 января запланирован запуск легкого спутника Jason 3 с авиабазы Ванденберг в Калифорнии. В этом случае будет использоваться ракета предыдущего поколения Falcon 9 v1.1, грузоподъемность которой на треть ниже, чем у ракеты, стартовавшей 22 декабря. В феврале 2015 года SpaceX арендовала в Ванденберге Пусковой комплекс №4-West для создания на его месте посадочной площадки, но неизвестно, будет ли она готова принять ракету в январе. Для возврата ступени также может быть использована одна из плавучих платформ. Вскоре после Jason 3 в январе должен быть запущен на геопереходную орбиту спутник связи SES-9 массой более 5,3 т. В этом случае речь о посадке на Землю даже не идет. При эксплуатации Falcon 9 v1.1 SpaceX не предпринимала попыток возврата ступеней после запуска спутников на высокие орбиты. Пример SES-9 покажет, является ли проведенная модернизация ракеты достаточной, чтобы посадить ступень на баржу после запуска такого тяжелого аппарата. Наконец, 7 февраля Falcon 9 должна будет вывести на низкую орбиту грузовой корабль «Дракон» (Dragon). Если в этот день SpaceX вновь посадит ступень на мысе Канаверал, это подтвердит заявленное снижение полезной нагрузки при возврате ступени – около 15% при посадке на баржу и 30% при возврате к месту старта. Вторая проблема многоразовых космических систем – расходы на межполетное обслуживание. Никаких практических экспериментов, способных подтвердить или опровергнуть оптимистичный расчет SpaceX, не существует, потому что ракет-носителей с возвращаемой первой ступенью еще никто не делал. Единственным примером многоразового средства выведения является космический шаттл, однако аналогия с ним является некорректной. Мы не знаем, насколько многократное использование снизило стоимость эксплуатации шаттлов по сравнению с гипотетической ситуацией, при которой для каждого полета создавался бы новый челнок. Кроме того, те конструкторские решения, которые делали повторное использование шаттла малоэффективным, просто отсутствуют у Falcon 9. Во-первых, шаттл был гигантской и крайне сложной 2000-тонной ракетно-космической системой. Большие средства уходили на поддержание инфраструктуры для обслуживания этой системы. Falcon 9 же относительно мал и прост, и расходы на инфраструктуру у SpaceX невелики. Во-вторых, шаттл использовал твердотопливные ускорители, которые совершали посадку в океан на парашютах. Отдельные элементы ускорителей использовались многократно, но целиком ни один ускоритель не использовался повторно ни разу. Проблема заключалась в том, что они получали повреждения при ударах от воду и от взаимодействия с соленой водой. Да и сами по себе твердотопливные блоки перезаправить достаточно сложно. Модули первой ступени Falcon 9, с другой стороны, совершают мягкую реактивную посадку и не взаимодействуют с водой, а повторная заправка керосином и кислородом не представляет никаких сложностей. Наконец, при эксплуатации шаттлов много времени и сил уходило на изучение состояния и ремонт теплозащитного покрытия огромной площади. Ракете Falcon 9 не требуется мощное теплозащитное покрытие: она не достигает орбиты и входит в атмосферу со скоростью в несколько раз ниже первой космической. Есть, однако, и общая черта двух систем. Существенной проблемой при эксплуатации шаттлов была подготовка к полету многоразовых кислородно-водородных двигателей. Теоретически, у SpaceX тоже должны возникнуть проблемы с очисткой кислородно-керосиновых двигателей Merlin-1D, используемых на Falcon9. Можно отметить, что испытательные аппараты SpaceX «Кузнечик» и Falcon 9-R Dev.1 совершали по много взлетов и посадок безо всяких проблем. При изготовлении своих ракет SpaceX проводит испытательные включения всех двигателей при производстве, затем огневые испытания обеих ступеней ракеты на своем полигоне в Техасе и еще одни испытания на стартовом столе на космодроме. В сумме все двигатели во время подготовки ракеты к пуску включаются 4-6 раз. Однако и в случае с «Кузнечиком», и при подготовительных ракетных испытаниях продолжительность включений и нагрузки на конструкцию ракеты вряд ли можно сравнивать с условиями реального полета. Следующим шагом SpaceX должна продемонстрировать, что удачная посадка в декабре не была случайностью, и что возврат ступени на баржу может выполняться с той же надежностью, что и на землю. Если это произойдет, в течение 2-3 лет мы, скорее всего, узнаем, какую экономию даст повторное использование первых ступеней и сможет ли оно провести революцию в ракетостроении.