Компьютер бк 0010 01

Бытовой компьютер БК-0010-01. Дубль два

Наверняка многие хабражители (особенно те, которые подписаны на хаб Старое железо) помнят о существовании бытового компьютера советского производства с неброским названием БК-0010-01. Упоминание о нем уже было на Хабре в этом обзоре, написанным камрадом ftp27. Так как обзор закончился на самом интересном месте, я искренне ожидал увидеть продолжение.
Это ведь логично: заставить компьютер включаться — это пол дела. А запустить на нем Popcorn и иже с ним — вот истинное наслаждение для любителя компьютерных древностей. Однако, с момента публикации первого обзора про БК-0010-01 прошло уже достаточно много времени, а на просторах Хабра не появилось ни одного более подробного материала об этом замечательном бытовом компьютере.

И вот совсем недавно в мои руки наконец-то попал компьютер Электроника БК-0010-01 в практически идеальном состоянии. Помимо самого компьютера, мне достались: блок МСТД, блок нагрузок, дисковод 5,25″ с КНГМД, джойстик, несколько блоков питания и монитор Электроника МС 6105 с внешним блоком питания. За мышью УВК Марсианка и принтером Электроника МС 6312 мне пришлось немного поохотиться, но как не странно данные устройства удалось достать за вполне приемлемые деньги.
В связи с этим, я хотел бы рассказать о некоторой периферии для БК-0010-01, а также запустить на данном бытовом компьютере несколько культовых игр с фотоотчетом сего процесса.
Тем, кто слабо помнит, что такое БК-0010-01 (или не помнит совсем), крайне рекомендуется ознакомиться с имеющимся на Хабре обзором этого бытового компьютера, и лишь потом нажимать кнопку «Читать дальше»
Периферия.
Существует довольно большое количество блоков расширения и периферии для бытового компьютера БК-0010-01, причем не только заводского производства, но и разработанного и собранного руками народных умельцев. Охватывать в данном обзоре все устройства, подключаемые к БКшке, не имеет смысла, поэтому ограничусь только самыми интересными. А тем, кто хочет «знать все», крайне рекомендую посмотреть и .
Итак, начнем.
Монитор Электроника МС 6105.10.
В качестве монитора для бытового компьютера БК-0010-01 может быть использован практически любой телевизор. Но так как не все телевизоры имели соответствующий видеовход (антенный разъем не подходит), большинство из них приходилось дорабатывать с помощью паяльника и кучи принципиальных схем. Чтобы исправить это недоразумение, советская промышленность налаживает производство мониторов Электроника МС 6105 с индексом 10 и 11, предназначенных для работы совместно с бытовым компьютером БК-0010-01.

Электроника МС 6105.10 — черно-белый монитор с диагональю 29 см.

На задней стенке монитора располагаются регуляторы яркости и контраста, коаксиальный разъем (видеовход) и разъем для подключения внешнего блока питания.

Входное напряжение блока питания — 220в, выходное — 42в.
Дисковод и блок КНГМД.
Самый полезный на мой взгляд блок расширения — блок КНГМД, предназначенный для подключения к БКшке 5,25″ дисковода.
Существовало множество вариаций данного блока: от ничем не примечательного КНГМД, собранного по стандартной схеме, до КНГМД от АльтПро с расширяемым ДОЗУ и Бейсиком. Особым шиком являлись контроллеры дисководов для БК-0010-01 с вшитой в ПЗУ дисковой ОС. В имеющемся у меня КНГМД зашита MKDOS 1.15.
Благодаря появлению дисководов, владельцы БК-0010-01 забыли о загрузке программ и игр с магнитофонной ленты. Играть и работать стало во много раз приятней.

Вот так выглядит блок КНГМД от моей БКшки.

А так выглядит дисковод. Красавец, правда?
Для питания дисковода обычно использовался блок питания Электроника МС 9016, имеющий на выходе +5 и +12 вольт.


А если к этому блоку питания подключить еще и БК-0010-01 (благо мощность БП позволяла это сделать), можно было избавиться от родного блока питания БКшки, сэкономив немного места на столе.
Джойстик.
В некоторые игры для БК-0010-01 совсем не удобно играть с клавиатуры. Поэтому появление джойстиков сделало жизнь геймеров гораздо проще и внесло разнообразие в список подключаемой к БКшке периферии.
Имеющийся у меня джойстик выглядит вот так:

Джойстик довольно легкий, поэтому для фиксации его на столе используются присоски.
Блок КМ.

Фотография взята с сайта http://zx.pk.ru/
С помощью блока КМ к БК-0010-01 можно одновременно подключить принтер (ПУ — печатающее устройство) и мышь (УВК — устройство ввода координатное) с интересным названием Марсианка. В принципе, для подключения вышеназванных устройств можно обойтись и без блока КМ, но тогда единственный разъем УП будет занят всего одним устройством. К сожалению, данный блок у меня отсутствует.
УВК Марсианка.


Устройство ввода координатное УВК-01 Марсианка подключается к разъему УП компьютера БК-0010-01 или с помощью блока КМ. Подавляющее большинство программ умели работать с мышью только при прямом подключении к разъему УП. Поэтому, в случае если программа, заведомо поддерживающая мышь, отказывается работать с ней через блок коммутаций КМ это совсем не означает физическую неисправность манипулятора.

Так выглядит разъем УВК-01 Марсианка, подключаемый к блоку КМ.

А это мышь с разъемом СНП-58, работающая с интерфейсом УП.
УВК-01 Марсианка стоила 150 рублей, продавалась в пенопластовой упаковке и имела в комплекте принципиальную схему.
Принтер Электроника МС-6312.

Особой популярностью среди владельцев бытового компьютера БК-0010-01 пользовались принтеры Электроника МС-6312 и МС-6313. После недолгих поисков мне удалось приобрести, переделать и подключить первый из вышеперечисленных принтеров.

Электроника МС-6312 — первый советский струйник, клон Kodak Diconix-150. В связи с тем, что родные печатающие головки МС 6901 и МС 6902 для данного принтера найти практически невозможно (а если и возможно, то бесполезно, так как головки давно уже высохли и восстановлению почти не поддаются), было решено использовать зарубежный аналог HP 51604A, немного переделав сам принтер.

Для того, чтобы принтер Электроника МС-6312 мог работать с буржуйской печатающей головкой HP 51604A, необходимо повысить напряжение питания головки с 18 до 24 В. Для этого придется заменить стабилитрон VD6 (по принципиальной схеме принтера) на Д814Д и отрегулировать напряжение переменным резистором R8. Однако, во время печати будут наблюдаться артефакты в виде непропечатанных элементов некоторых символов. Данный косяк проявляется во время одновременной работы всех сопел печатающей головки и связан с недостаточной мощностью блока питания. Самым элегантным костылем для решения данной проблемы оказалась установка электролитического конденсатора большой емкости параллельно цепи питания печатающей головки.
Теперь остается только подключить принтер Электроника МС-6312 к бытовому компьютеру БК-0010-01.
Сделать это можно двумя способами — используя блок коммутации КМ или же подключить принтер напрямую к разъему УП. Так как блока КМ у меня нет, я решил пойти вторым путем.
Для этого мне потребовались: стандартный принтерный кабель Centronix (LPT), разъем СНП-58 из комплекта к БК-0010-01 и паяльник. Отрезаем от кабеля Centronix разъем для подключения к интерфейсу LPT-принтера и припаиваем на его место разъем СНП-58 в соответствии с распайкой кабеля для подключения к БК-0010-01 принтера МС6312.

Кстати, стоимость принтера в 1991 году составляла 1500 рублей, что в два раза дороже стоимости самого бытового компьютера БК-0010-01.
Блок Менестрель.
С помощью данного блока имелась возможность воспроизводить на компьютере БК-0010-01 оцифрованные мелодии. Программно-музыкальный комплекс Менестрель имел два звуковых канала, а диапазон воспроизводимых частот варьировался от субконтроктавы до 9 октавы. Также имелась возможность использовать различные звуковые эффекты — легато, вибрато, глиссандо, плавное замедление и ускорение темпа.
Данное устройство у меня отсутствует, но я надеюсь, что рано или поздно я смогу пополнить им свою коллекцию.

Фотография взята с сайта fincoins.spb.ru
Помимо вышеперечисленных устройств и блоков расширения бытовой компьютер БК-0010-01 мог быть оснащен дополнительным ОЗУ, сетевым интерфейсом, жестким диском и даже световым пистолетом! Совсем не плохо для компьютера отечественного производства, не правда ли?
Блок МСТД, блок нагрузок и запасной разъем СНП-58.

Блок МСТД (Мониторная Система Тестовой Диагностики) содержит ПЗУ с интерпретатором языка ФОКАЛ-БК0010 и тестовую систему, позволяющую проверить работоспособность бытового компьютера БК-0010-01.
Блок нагрузок предназначен для проверки работоспособности линий ввода-вывода (разъем УП) и используется совместно с блоком МСТД.
Запасной разъем СНП-58 пригодится в случае, если вы решите подключить к БК-0010-01 совместимое периферийное оборудование, не имеющее соответствующего разъема.
Для запуска встроенных в блок МСТД тестовых программ, придется изучить инструкцию по эксплуатации бытового компьютера БК-0010-01, так как каждый тест запускается определенной комбинацией клавиш. Всего имеется пять контролирующих программ: тест ОЗУ и ПЗУ, тест работоспособности клавиатуры, тест исправности линий ввода-вывода (разъем УП), проверка качества выводимого на экран изображения и проверка работы ПЭВМ с кассетным магнитофоном.
Безошибочное выполнение всех тестов свидетельствует об исправности ПЭВМ и готовности ее к работе.
Загрузка с магнитофона. Конвертация бинарных файлов программ и игр в звуковой файл.
Одной из особенностей компьютера БК-0010-01 является загрузка и сохранение данных на магнитную ленту. Для этих целей используется кассетный магнитофон, который соединяется с компьютером посредством прилагающегося в комплекте кабеля с разъемами 5DIN. Возможность загрузки данных с дисковода появилась намного позже, да и сам дисковод вместе с контроллером был по карману далеко не каждому, поэтому основная масса программ и игр хранилась именно на магнитной ленте.
Крупно повезло тем людям, которые в свое время обзавелись дисководом, и переписали свои программы с магнитной ленты на дискеты. А что делать тем, у кого нет не только кассет, но и магнитофона? Как запустить на БКшке нечто большее чем встроенный Бейсик?
Оказывается, большинство программ и игр для БК-0010-01 можно найти в сети Интернет в виде бинарных файлов, предназначенных для загрузки в программные эмуляторы. Например , и . Для того, чтобы загрузить скачанную игру или программу на живой БК-0010-01, необходимо сначала сконвертировать файл .bin в формат WAV, представляющий собой обычный звуковой файл с милым уху свистом, потрескиваниями и шипениями.

Для конвертации я использовал Эмулятор БК-0010-01, БК-0011 и БК-0011М, последнюю версию которого можно взять отсюда.
Теперь остается только соединить выход звуковой карты ПК с магнитофонным входом БК-0010-01, набрать на БКшке команды загрузки с магнитофона и воспроизвести полученный звуковой файл на ПК в любом аудиоплеере. Главное не забыть отключить эквалайзер и прочие «улучшающие» звук фильтры, иначе загрузка завершится неудачей.
Загрузка с дисковода. Запись образов на дискету.
Тем, у кого имеется контроллер дисковода для БК-0010-01 и сам дисковод, повезло гораздо больше. В этом случае можно записать готовый образ дискеты с играми и программами (взять которые можно , а лучше скачать этот архив) с помощью ПК. Для этого нам потребуется персональный компьютер с установленным 5.25″ дисководом под управлением ОС Windows 2000/XP/2003/Vista/2008/7/8, драйвер fdrawcmd.sys и программа UKDSK.
Устанавливаем драйвер fdrawcmd.sys и перезагружаемся. Открываем командную строку и переходим в папку с распакованной из архива программой UKDSK. Кладем в эту папку заранее скачанный образ дискеты и выполняем команду:
ukdsk образ.диска буква:дисковода /300 /2p

В зависимости от состояния используемой дискеты, во время записи образа могут возникать ошибки. Это плохо, но не критично. Теперь дискету можно вставить в дисковод БК-0010-01 и попытаться загрузить пару игр.
Замечание для владельцев КНГМД с вшитой в ПЗУ дисковой операционной системой: необходимо учитывать, что многие ОС имеют свою файловую систему, зачастую не совместимую с другими. Так, например, зашитая в имеющийся у меня КНГМД дисковая операционная система MKDOS работает с файловой системой MicroDOS (одна из самых распространенных), но совершенно не понимает файловую систему FAT12, с которой работает ОС ANDOS.
Подготовка БК-0010-01 к работе и запуск игр.
Пришло время выполнить вторую часть обещания, данного мною в начале обзора и показать читателям Хабра таинство запуска программ и игр на БК-0010-01.

Встроенный Бейсик.

Фокал из блока МСТД.

Тест памяти.

MK-DOS, вшитый в ПЗУ КНГМД.


Игра CHECKERS (Шашки) поддерживают управление мышью УВК-01 Марсианка.

Игра Popcorn поддерживает управление с джойстика.

Игра Солдат.


Саранча.


Сталкер!

Текстовый редактор Lexicon.
Надеюсь, тому, кто дочитал обзор до конца, было интересно.
PS: Буду признателен всем, кто сможет помочь мне в поисках отсутствующих в моем распоряжении блоков расширения для БК-0010-01 и другой периферии.

Разработка и производство

Семейство компьютеров БК-0010 было разработано в НИИ точной технологии НПО «Научный центр», г. Зеленоград. Главный конструктор от НИИТТ — Александр Н. Полосин, главный конструктор от завода «Экситон» — С. М. Косенков. В январе 1985 года разработчики машины опубликовали статью с описанием БК в журнале «Микропроцессорные средства и системы» (печатный орган Государственного Комитета СССР по науке и технике, номер 1 за 1985 год). Окончательная разработка БК была осуществлена в 1983 г. на заводе «Экситон», г. Павловский Посад, где и было налажено первое серийное производство в 1985 году. Впоследствии опытные партии модели БК-0010 выпускались на Казанском заводе радиокомпонентов (Завод № 7) и «Нуклон» в г. Шяуляй (Литва). Последующие модели серийно производились также на заводах «Завод № 7», г. Казань (только БК-0010-01 с жёсткой клавиатурой), «Экситон», г. Павловский Посад, «Нуклон» в г. Шяуляй (Литва) (только модель БК-0010-01), в Армении (только модель БК-0010-01), а также на Заводе полупроводниковых приборов в Йошкар-Оле (только модель БК-0011). Полный спектр моделей БК производился только на заводе «Экситон».

Всего было произведено более 162 тысяч БК-0010/0011; завод «Экситон» в 1985—1992 годы изготовил около 125 тысяч машин: около 78 тысяч для розничной продажи и более 44 тысяч в составе школьных классов. Последние произведённые экземпляры БК относятся к 1993 году.

Цены на компьютеры составляли:

  • БК-0010: 600 рублей (1985—1988 год).
  • БК-0010.01: 650 рублей, 750 рублей (1990 год).

Цены на БК-0010-01 были сопоставимы с ценой цветного телевизора или хорошего музыкального центра и были в 2—3 раза выше заработной платы инженера, однако, они были вполне доступны для жителей СССР со средним доходом.

Технические характеристики и особенности

  • Процессор: К1801ВМ1 (совместим по системе команд с LSI-11/03 из семейства PDP-11) на тактовой частоте 3 МГц (в БК-0011/БК-0011М повышена до 4 МГц)
  • Оперативная память: первые 32 КБ адресного пространства, из которых 15,5 КБ отведено под программы и данные, 512 байт под стек и системные регистры, и ещё 16 КБ — под видеопамять. При нажатии определённой комбинации клавиш или выдаче специальной команды можно было увеличить объём оперативной памяти для программ с 15,5 КБ до 27,5 КБ за счёт уменьшения видеопамяти до 4 КБ. При этом на экране отображалось всего 4 строки текста. В языке «Фокал» БК-0010 командой «V» можно узнать количество свободной памяти (после включения отображает «СВОБОДНО 35776 Б. ОЗУ» — это в восьмеричной системе счисления, в десятичной — 15358 байт).
  • Постоянная память: последние 32 КБ адресного пространства. Из них 8 КБ отведено под драйверы клавиатуры, дисплея и магнитофона (фактически аналог BIOS) и мониторную систему (простой вариант операционной системы с командной строкой); небольшой диапазон адресов в конце адресного пространства процессора отводится под системные регистры, управляющие работой процессора, а также под порты ввода-вывода, такие как магнитофон и параллельный интерфейс (в БК нет отдельных команд для портов, как в PC; вместо этого порты встраиваются в адресное пространство процессора; за ними закреплены ячейки с фиксированным адресом);
  • Клавиатура: 92 клавиши; контроллер К1801ВП1-014
  • Блок питания — внешний трансформаторный

Стандартным устройством хранения данных служил бытовой кассетный магнитофон с функцией управления двигателем, или без неё. В компьютере имеется реле для запуска/остановки двигателя магнитофона.

В качестве дисплея использовался бытовой чёрно-белый или цветной телевизор (после доработки) или, реже, специальный монитор.

Устройство отображения

  • Особенность устройства отображения, собранного на контроллере К1801ВП1-037, заключается в наличии только графического режима. Текстовый режим отсутствует; буквы при выводе преобразуются в их графические изображения и выводятся как картинка.
  • Графический режим только один (если не считать режим сокращения графического ОЗУ в пользу памяти программ), с двумя способами вывода на экран телевизора. Для программ нет разницы, каким из них картинка выводится на экран — организация видеопамяти не меняется. Разницу ощущает лишь пользователь, смотрящий на экран. Компьютер имеет два разъёма для подключения к телевизору: чёрно-белый (телевизионный сигнал с яркостной составляющей) и цветной (синхронизация + RGB). Способ вывода на экран определяется только тем, к какому из разъёмов подключён телевизор.
  • При первом способе каждый бит ОЗУ видеопамяти кодирует ровно одну точку на экране. Соответственно, точка имеет два состояния: чёрное и белое. Полутона достигаются дроблением изображения (дизеринг). Каждое машинное слово кодирует 16 точек в строке, начиная с левого верхнего угла экрана. Предполагается съём видеосигнала с чёрно-белого разъёма. Если вывести сигнал через цветной разъём, то на экране будет читаемая, но неудобная для восприятия цветовая «каша».
  • При втором способе та же самая информация графического ОЗУ имеет иное значение: каждая точка кодируется двумя соседними битами. Соответственно, возможно 4 цвета: чёрный, красный, зелёный, синий (базовые цвета); белый цвет отсутствует. Каждое машинное слово кодирует 8 соседних точек в строке. Предполагается съём видеосигнала через цветной разъём. Если вывести сигнал через чёрно белый разъём, то на экране будет чёрно-белое изображение с яркостью, никак не соответствующей яркости реальных цветов.
  • При чёрно-белом способе вывода можно отобразить 512 × 256 точек, при цветном — 256 × 256.
  • Драйвер дисплея может выводить в графическое ОЗУ текст двумя способами, адаптированными под два способа вывода информации графического ОЗУ на экран. При первом способе матрица символа из ПЗУ выводится так, что каждая её точка попадает ровно в один бит ячейки графического ОЗУ (64 символа в строке, оптимизация под чёрно-белый режим). При втором способе каждый бит матрицы транслируется в два соседних бита памяти (32 символа в строке, оптимизация под цветной режим, учитывается информация о текущем цвете букв). Режимы переключаются с клавиатуры или передачей специального кода драйверу дисплея.
  • В таблице матриц символов изображение символа с кодом 36, которое в кодировке ASCII соответствует символу доллара ($), заменено на изображение общего знака денежной единицы (¤).
  • Чёрно-белый режим отображения

  • Чёрно-белый режим отображения через цветной разъём

  • Цветной режим отображения. Горизонтальное разрешение снижено вдвое по сравнению с выводом через чёрно-белый разъём

Клавиатура

  • Контроллер клавиатуры не воспринимает одновременного нажатия нескольких клавиш. Каждое нажатие клавиши сопровождается коротким звуковым сигналом, аналогичным команде «ВЕЕР» во встроенном языке Бейсик.
  • Не все клавиши при нажатии передают коды в компьютер. Некоторые из них являются чистыми коммутаторами электрических сигналов на входе микросхем: «Shift наоборот», АР2, ЗАГЛ, СТР, СУ. Клавиша СТОП Электроника МС 0513аппаратно вызывает немаскируемое прерывание.
  • Штатный режим ввода — ввод заглавных букв. Вводить строчные можно, удерживая специальную клавишу, которую условно можно назвать «Shift наоборот», или включением соответствующего режима клавишами ЗАГЛ и СТР.
  • В драйвере клавиатуры не реализован автоповтор нажатия клавиши при её удержании. Штатная функция автоповтора последнего введённого символа достигается нажатием и удержанием клавиши «ПОВТ».
  • Компьютер имеет встроенный пьезокерамический динамик. Драйвер клавиатуры БК, размещённый в ПЗУ, при нажатии каждой клавиши генерирует звук, напоминающий английское слово «quick».

Модели

Предположительно, модели БК нумеровались в двоичной системе счисления: 0010 (2), 0011 (3), 0100 (4).

Предшественницей БК, по-видимому, была «Электроника НЦ-8010», разработанная в НИИТТ в 1981 году. Эта модель на основе двух процессоров К1801ВЕ1 так и не была запущена в производство.

БК-0010

БК-0010

Базовая модель с мембранной клавиатурой и интерпретатором языка Фокал в ПЗУ.

Конструктив БК-0010 не предусматривал расширения ОЗУ. Периферийные устройства (принтер, НГМД с контроллером) существовали, но в продажу поступали редко и были дефицитными.

Мембранная клавиатура представляла из себя печатную плату с установленными на ней 92 переключателями ПКН-150, закрытую цветным плёночным шильдом. На шильде были нанесены обозначения клавиш и функциональных зон. Предполагалась возможность замены шильда в соответствии со спецификой используемого программного обеспечения.

БК-0010.01

Также называлась «Электроника МС 0510».

Вариант БК-0010 с механической клавишной клавиатурой МС7008 вместо плёночной и языком BASIC-86 («Бейсик Вильнюс») в ПЗУ. Интерпретатор языка Фокал перенесён в ПЗУ специального подключаемого модуля МСТД (мониторная система тестирования и диагностики). Этот модуль, помимо запуска тестовых программ, позволяет вводить программы в кодах и работать с магнитофоном.

В целях экономии памяти, тексты ошибок Вильнюсского Бейсика не были зашиты в ПЗУ, поэтому ошибки выдаются не текстом, а кодами, например, «ОШИБКА 4». Коды ошибок Вильнюсского бейсика совпадают с кодами ошибок MSX BASIC.

Клавиатура данного компьютера приближается по раскладке к современному стандарту де-факто с четырьмя клавишами управления курсором.

БК-0010Ш и БК-0010.01Ш

См. также: Комплект учебной вычислительной техники

«Школьные» модификации, дополнительно комплектовались блоком ИРПС для соединения в комплекс КУВТ-86, состоящий из ДВК-2МШ или ДВК-3 в качестве файлового сервера и до двенадцати БК-0010Ш. ПЗУ содержало Фокал (пpошивка 084, поддеpживающая пpеpывания от ИРПС 3608, 3648). Отличительный пpизнак 084 пpошивки — пpи отключенном ИРПС — в служебной стpоке надпись ТЛГ ОТКЛЮЧЕH. Эта пpошивка позже ставилась куда угодно, даже в БК0010-01 в блок МСТД, где ИРПС было пpосто некуда втыкать.

БК-0011

БК 0011МБК 0011М внутри

Выпускалась с конца 1989 года. Отличия от БК-0010:

  • процессор стал работать на частоте 4 МГц
  • больший объём оперативной памяти — 128 КБ, постраничная организация памяти, две страницы памяти можно было поочерёдно отображать на экран, что обеспечивало мгновенное обновление информации
  • цветной экран по-прежнему 4-цветный, но появилась возможность включить одну из 16-ти экранных палитр
  • контроллер дисковода стал входить в стандартную поставку
  • на разъёмы МПИ и УП выведено больше сигналов

Из-за замены стандартной PDP-11-совместимой мониторной системы на собственную, на данной модели загрузка программ осуществляется путём ввода команды L, а запуск — вводом адреса программы.

БК-0011M

Исправленная версия БК-0011. Также называлась «Электроника МС 0513».

Под БК-11 обычно понимается БК-0011М, так как БК-0011 было выпущено немного. Одно из заметных исправлений — на БК-0011 не работал звук в программах, написанных для БК-0010; в БК-0011М эта ошибка была исправлена.

БК-0100

Эта машина в корпусе от УКНЦ, по всей видимости, не пошедшая в серию, упомянута в статье А. Люкшина «Тернистый путь БК в наш дом» и С. М. Косенкова «Новые модели семейства БК». В неё, помимо 16-разрядного процессора К1801ВМ3, предполагалось ставить второй процессор — 8-разрядный КР580ВМ80А либо 16-разрядный (x86-совместимый) КР1810ВМ86, для совместимости с имеющимися наработками, предназначенными для этих процессоров.

Модули расширения

Разъем шины МПИКНГМД для БК-0011М

Параллельный 16-разрядный программируемый порт ввода-вывода, выведенный на разъём СНП-58 с обозначением «УП», позволял подключать принтер и другие периферийные устройства по интерфейсу ИРПР. Также в компьютере реализован последовательный интерфейс ИРПС, который при минимальной доработке компьютера выводился на тот же разъём программируемого порта ввода-вывода.

Системная шина частично реализует интерфейс МПИ, выведенный наружу через другой разъём СНП-58. Фактически это аналог разъёма расширения на материнских платах современных ПК.

Выпускалось несколько стандартных заводских модулей, подключаемых к разъёму расширения МПИ:

  • МСТД (Мониторная Система Тестовой Диагностики) — блок для БК 0010-01, в ПЗУ блока размещался Фокал и диагностические тесты (децимальный номер 3.069.007, прошивка №018 и №019); также существуют МСТД для БК-0011 (децимальный номер 3.069.009, прошивка №203) и БК-0011М (децимальный номер 3.069.010, прошивка №330), содержащие только тесты.
  • ИРПС — блок последовательного канала для сети КУВТ-86 с топологией «звезда» (на основе К1801ВП1-035; децимальный номер 2.165.001 отсутствовал на корпусе, но был указан на коробке)
  • КЛС — контроллер локальной сети кольцевой топологии, токовая петля 60мА, скорость 57600 бод, сетевой адрес станции в диапазоне 0-255 (на базе К1801ВП1-065, децимальный номер 2.165.002)
  • КМК — Контроллер МоноКанала для связи до 30 штук БК в школьную сеть «ШКОЛОК-0011» aka «КУВТ УКНЦ-01» с топологией «общая шина», скорость 57600 бод, сетевой адрес станции в диапазоне 1-31 (децимальные номера 2.165.004 – «Блок КМК», 2.165.006 и 2.165.010 – «Блок КМК10», 2.165.007 – «Блок КМК11»).
  • КНГМД — интерфейс дисковода (децимальный номер 3.059.001 для БК-0011, ПЗУ №253, 3.059.014 для БК-0011М, ПЗУ №326). Штатные блоки КНГМД содержали только контроллер дисковода и ПЗУ драйвера дисковода (без ОЗУ), поэтому не годились для БК-0010 и требовали доработки; также продавались контроллеры КНГМД «Альтек» с 16КБ дополнительного ОЗУ.
  • КРМП — Контроллер Рабочего Места Преподавателя, подключение дисковода и школьной сети КНГМД+КМК (децимальный номер блока 3.059.007 для БК-0011, 3.059.015 для БК-0011М).
  • «Менестрель» — музыкальная приставка на основе двух КР580ВИ53
  • Блок дополнительного ОЗУ 32К Саратовского завода «Эридан» (КР565РУ6 x16 + КР1801ВП1-030 + КР1801ВП1-034)

К разъёму УП подключались:

  • Блок КПУ с интерфейсом ИРПР — подключение принтера («ПУ»); децимальный номер 3.059.003.
  • Блок КМ — подключение принтера («ПУ») и мыши «Марсианка» («УВК»); децимальный номер 3.059.016.
  • Блок КМ10 с подключением только к «УВК» (без подключения к «ПУ»); децимальный номер 3.059.017.
  • Манипулятор игровой «Электроника»

Кроме того, силами энтузиастов и кооперативами выпускались блоки расширения, подключалась периферия:

  • Альтек, АльтПро, «самарский» КНЖМД, «Опток» — контроллеры дисковода и винчестера
  • Блоки дополнительного ОЗУ
  • Приставка «Телефонный секретарь» с АОН
  • Covox (моно и стерео)
  • Sound-Drive
  • Трёхканальный генератор звука AY-3-8910
  • Модем
  • Блок АЦП/ЦАП для «УП», индекс БИКТ.469552.001.
  • Джойстики, световой пистолет
  • Программаторы ПЗУ

Программное обеспечение

ОС БК-11 — единственная операционная система, поддержанная производителем

В поставке БК-0010 был минимальный набор программ — кассета с примерами на Фокале или Бейсике, игра Тетрис и тесты оборудования. Большинство программного обеспечения создавалось самими пользователями — чаще всего с нуля, либо путём адаптации с других ЭВМ близкой архитектуры, например с ДВК. Распространялись программы путём обмена на встречах энтузиастов — обычно на радиорынках. Существовали также кооперативы, тиражировавшие и продававшие программы на кассетах (обычно не свои).

Проблема отсутствия Бейсика в ПЗУ модели БК-0010 решилась достаточно быстро: во-первых, для БК был сразу адаптирован простой Бейсик с ДВК (он загружался с магнитофона в ОЗУ, занимая около 8 Кбайт и оставляя для программ порядка 7 Кбайт); а, во-вторых, уже в 1985 году появилась первая упрощенная (не полностью соответствующая стандарту MSX) версия «вильнюсского Бейсика», помещенная в ПЗУ (и последняя его модификация — в 1987-м). Вильнюсский Бейсик позволял многократно ускорить выполнение программ в сравнении с интерпретатором Фокала или стандартным Бейсиком-ДВК.

Спектр программного обеспечения, созданного для БК, включает в себя:

  • Операционные системы
  • Система «Рига» со встроенным языком программирования «Т-язык» (интерпретатор) для создания интерактивных приложений учебного и игрового характера
  • Расширения встроенного Фокала (FOCOD, XFOCAL, ФОНД, МИФ, СФМ2)
  • Встроенный Бейсик Вильнюс, размещенный вместо Фокала
  • Языки программирования высокого уровня: несколько реализаций Форта, вариант Си, адаптированный Бейсик ДВК, Т-язык, языки поставки RT-11
  • Средства программирования на низком уровне: ассемблеры (АСМ, МИКРО), дизассемблеры (АНТИАС, КОДЫ, КОД24, REASS, ASC11, MESSA, ДИЗАКС), отладчики (ГРОТ, OTL, PROT, MIRAGE)
  • Игры: список игр включает в себя более 800 названий, в том числе: Arkanoid (1990), Bolder Dash, Digger (1990), Military Marathon (1987), Monkey Island, UFO («НЛО: Враг неизвестен», 1998) и UFO 2, Prince of Persia, Lode Runner и др.
  • Демонстрационные программы
  • Текстовые редакторы (БЛОКНОТ, ЭКРЕД, EDASP)
  • Графические редакторы (ГРЕДО, ГРЕД3)
  • Музыкальные редакторы (КЛАВЕСИН (три дорожки), МЕЛОМАН, MUSIC), синтезаторы речи, цветомузыка — ЦМУ (используя магнитофонный разъём))
  • Справочники и словари
  • Программы для печати на матричных принтерах
  • Программы для инженерных расчётов
  • Учебные программы

Аппаратные доработки

Несколько несложных полезных доработок делалось, как правило, самими пользователями.

  • Кнопка сброса. Некоторые программы часто зависали, не все игры имели правильно работающую функцию выхода. Без кнопки сброса перезагрузить компьютер можно было выключением и включением питания, но это нередко приводило к преждевременному износу выключателя на блоке питания и к тому же очищало ОЗУ.
  • Переключатель паузы. Переключатель аппаратно приостанавливал выполнение инструкций процессором. Это было удобно для временной приостановки игр, не имеющих встроенной функции паузы. К сожалению, отдельные игры не возвращались после этого к работе корректно, так как программируемый аппаратный таймер в компьютере продолжал работать даже когда выполнение программы центральным процессором было заморожено.
  • Переключатель тактовой частоты процессора (переключатель «турбо»). Позволял изменить тактовую частоту со стандартной 3 МГц (в серии БК-0010*) на 4 либо 6 МГц, или со стандартной 4 МГц (в серии БК-0011*) на 3 либо 6 МГц. Не все экземпляры процессоров надёжно работали на частоте 6 МГц; пригодность каждого определялась опытным путём. Изменение тактовой частоты изменяло скорость игрового процесса в динамичных играх. Переключатель частоты обычно ставился вместе с переключателем паузы, так как в простейшей схеме переключателя частоты неизбежный дребезг контактов механического переключателя искажал форму тактового синхросигнала и мог привести к зависанию программы в результате сбоя процессора, если процессор не был остановлен на время переключения.
  • Выключатель звука, либо плавный регулятор громкости встроенного пьезоэлектрического динамика. Одновременно в корпус мог быть установлен более громкий динамик.

БК-0011M-01

БК 0011М-01 внутри

Непринципиальная модернизация версии БК-0011М, выполненная в 2013 году неформальным объединением инженеров «Пульсар». Основные изменения:

  • 16 микросхем ОЗУ КР565РУ5 заменены одной DRAM TC511664BJ-80 / TC511664BJ-60
  • на освободившееся место по «самарской» схеме интегрирован музыкальный сопроцессор AY-3-8910 / 8912
  • выполнена разводка переключателя тактовой частоты 4/6 МГц для любителей оверклокинга

Примечания

  1. 1 2 3 Б. Малашевич. Зеленоградские бытовые и школьные компьютеры. Инициатива наказуема исполнением // Электроника: наука, технология, бизнес. — 2008. — № 7. — С. 96-106.
  2. 1 2 Борис Малашевич. Забытые и утраченные отечественные приоритеты и рекорды
  3. Историко-архивный сайт о Зеленограде — Специалисты
  4. http://www.wdigest.ru/images/mpss/1985/mpss01_1985/01_1985_p22.jpg
  5. 1 2 Экситон. история развития завода (рус.)
  6. Когда произвели последнюю БК на этом свете?
  7. 1 2 Soviet Digital Electronics Museum — Elektronika BK 0010
  8. 1 2 A. Бойко, Р. Чикоруди. Электроника БК-0010 дома и в школе // Наука и жизнь. — 1987. — № 8. — С. 33-35.
  9. Шильдик компьютера БК-0010.01, 1990 год
  10. Б. М. Малашевич. Зеленоградские микропроцессоры, мини- и микро-ЭВМ с архитектурой «Электроника НЦ»
  11. 1 2 С. М. Косенков, А. Н. Полосин, З. А. Счепицкий, М. И. Дябин, А. И. Половянюк. Бытовая персональная микроЭВМ «Электроника БК-0010» // Микропроцессорные средства и системы. — 1985. — № 1. — С. 22-25.
  12. https://bk0010.org/forum/?id=6949&page=14
  13. http://sannata.org/konkurs/2010/kt1011.shtml
  14. bk0011vsbk0010 — bkbtl — Описание отличий БК-0011М от БК-0010(01) — BK Back to Life! — BK0010 / BK0011 emulator — Google Project Hosting
  15. https://bk0010.org/forum/?id=6949&page=14
  16. 1 2 Тернистый путь БК в наш дом // «Радио». — 1987. — № 6. — С. 6—7. — интервью с Г. П. Морозовым, директором завода «Экситон»
  17. Новые модели семейства БК // Вычислительная техника и её применение. — 1988. — № 7. — С. 41-45.
  18. Список периферии к БК — обсуждение на zx.pk.ru
  19. http://bk-oldpc.fdd5-25.net/bk/bk-irps.html
  20. http://sannata.org/konkurs/2010/kt1011.shtml
  21. https://bk0010.org/forum/?id=6210&old
  22. https://zx-pk.ru/threads/12328-tekhnicheskoe-opisanie-bloka-kls.html
  23. http://bk-files.perestoroniny.ru/Исходники%20ПЗУ%20БK-0010%20&%20БK-0011/Драйверный%20модуль%20%20БК-0010/BKNET.LST
  24. https://zx-pk.ru/threads/12328-tekhnicheskoe-opisanie-bloka-kls.html
  25. Блок контроллера локальной сети. Техническое описание.. — 1986. — 13 с.
  26. 00008-01.32.01 — БК-0011. РУКОВОДСТВО СИСТЕМНОГО ПРОГРАММИСТА
  27. https://zx-pk.ru/threads/30300-kuvt-uknts.html?p=1006221#post1006221
  28. http://gid.pdp-11.ru/docstable.html
  29. 1 2 3 Индексы цвета и заводы периферии БК — Электроника БК-0010/0011M
  30. http://forum.pk-fpga.ru/viewtopic.php?f=18&t=5499
  31. ПК БК 1-93 — БК 0010(.01) с дисководом
  32. Фотографии, описание, руководство по эксплуатации блока «Менестрель» (рус.)
  33. ПК БК 1-93 — Блок ДОЗУ 32К для БК-0010
  34. Радио: журнал. — 1991. — №11. — С. 80.
  35. http://forum.pk-fpga.ru/viewtopic.php?f=18&t=5602
  36. Расширения Периферия Архивировано 15 марта 2012 года. (рус.)
  37. Газета КПСС, выпуск 17. Схема музыкальной приставки «COVOX» для БК
  38. 1 2 Евгений Пашигоров. «Железо», разработки для БК
  39. 1 2 В. Т. Монахов. Программы любителей для бытовой персональной ЭВМ серии «Электроника БК-0010» // Микропроцессорные средства и системы. — 1987. — № 4. — С. 81—82.
  40. 1 2 В. Т. Монахов. Программное обеспечение ПЭВМ серии «Электроника БК-0010» // Микропроцессорные средства и системы. — 1989. — № 3. — С. 60—62.
  41. Игры для БК0010(-01) на Ассемблере
  42. Троицкий А. В. Эмуляторы БК в веб-архиве
  43. BK 0010. www.progettoemma.net. Дата обращения 24 мая 2016.
  44. Ищу информацию по эмулятору БК для УКНЦ — обсуждение на zx.pk.ru
  45. С. М. Косенков. Семейство отечественных ЭВМ. Микро-ЭВМ семейства БК // Вычислительная техника и её применение. — 1988. — № 7. — С. 41-45.
  46. А. П. Казанцев, Л. Н. Майоров, А. Б. Данилов. Указатель информации и интерфейс цветного телевизора для микроЭВМ «Электроника БК-0010» // Микропроцессорные средства и системы. — 1989. — № 3. — С. 54—55.
  47. Зальцман Ю. Архитектура и ассемблер БК. // «Информатика и образование». — 1991. — № 2.
  48. Архив: Газета КПСС (Компьютерныя Правда о Сегодняшних Событиях). Когда-то она писалась на БК-0010/11/11М 😉

БК Октябрь
5 — й донской проезд, дом 15, строение 7

В современной Москве, сердце бизнес-потоков и пересечении капиталов – должно быть что-то еще, что-то позволяющее сбросить пелену обыденности и увидеть мир по-новому. Самый старый в Москве клуб интеллектуального бокса «Октябрь» приглашает на занятия. Мы научим боксу и дадим инструменты для реальной жизни: скорость мысли и сила логики, быть умнее и быстрее соперника, и главное — преодолевать себя!

На Западе все больше становится популярна концепция специализированных студий, мест, где упор делается всего на одну-две дисциплины. Такие заведения не настолько огромны, как фитнес-клубы в привычном нам понимании, в них не встретишь хаммам, скалодром, детскую комнату и салон красоты под одной крышей. Нет, вся суть подобных клубов — только самое необходимое для занятий выбранной дисциплиной.

Боксерский клуб «Октябрь» создавался именно по этой концепции, наша специализация — это бокс. Ведь бокс — это, прежде всего характер и умение мыслить. Просчитать и «прочитать» поведение соперника и победить морально — вот главное.