Комиксы взрослым

За каких-то четыре-пять лет графические романы в России прошли путь от увлечения для посвященных до настоящей индустрии, в которую вовлечены и крупные издательства, и организаторы международных фестивалей. Любая из серий нашего рейтинга станет суперподарком любому подростку, интересующемуся современной поп-культурой.

Содержание

«Молодые Мстители». Киром Гиллен, Джейми Маккелви

Супергероика для подростков и про подростков, рассказывающая о команде молодых ребят, которых сверхспособности не спасают от проблем с родителями и сложностей в личной жизни. В «Молодых Мстителях» есть все, что нужно добротному героическому комиксу: лихой экшн, закрученный сценарий и правдоподобные персонажи. При этом вселенная «Марвел» обрисована иронично и без излишней мрачности, а герои способны не только отпускать шуточки и бить злодеев, но и по-настоящему взрослеть. Этот комикс открыто заявляет: стиль важнее содержания, мир можно спасти при помощи силы любви, а быть молодым — классно, хоть и очень сложно.

«Местная». Брайан Вуд, Райан Келли

Комикс-сериал, состоящий из дюжины коротких историй о жизни вполне обычной девушки Меган и ее окружения. С каждым выпуском Меган старше на год, она постоянно переезжает из города в город и меняет место работы. Вокруг главной героини разворачиваются вроде бы обыденные, но впечатляющие сцены: от разочаровывающей встречи с музыкальным кумиром до возвращения в давно покинутый дом. Старательная работа художника в полной мере передает атмосферу посещенных Меган городов, раскрывая изнанку живой и дышащей Америки, а густой черно-белый рисунок лишь подчеркивает реалистичность происходящего. Да так, что нетрудно почувствовать себя по-настоящему местным.

«Сказки». Билл Уллингем

Долгоиграющая сага о сказочных персонажа, изгнанных из собственного мира ужасной войной и поселившихся в одном из районов Нью-Йорка. Приключения фольклорных героев в современном мире — идея не новая, но сценаристу Биллу Уллингему удалось создать интересный и достоверный мир, в обитателей которого поверить проще, чем в собственных соседей. «Сказки» — это большая история, стиль которой варьируется от политического триллера до классического детектива. И хотя знакомые с детства персонажи приобретают подчас чересчур мрачную предысторию, жизнь общества сказок-иммигрантов интереснее многих сериалов. Добавьте к этому глобальный сюжет и десяток престижных наград, и вы получите добротное и неглупое фэнтези.

«Бэтмен. Убийственная шутка». Алан Мур, Брайан Болланд

Ни один список комиксов не может обойтись без упоминания Бэтмена. Человек-летучая мышь может похвастаться, пожалуй, самым большим количеством интерпретаций и переделок. Мы выбрали из множества одну. «Убийственная шутка» — маленькая история о противостоянии Бэтмена и его архиврага Джокера, перевернувшая в свое время целую вселенную. Насыщенный и ладно скроенный сюжет, стильный рисунок, человечность всех персонажей и такая привлекательная тема безумия и противостоящей ему воли — вот что отличает «Убийственную Шутку». Этот комикс навсегда изменил образ Темного Рыцаря, добавив ему невиданную ранее глубину.

«Босоногий Гэн». Кейдзи Накадзава

В десятитомной манге просто и без всяких купюр описывается жизнь шестилетнего мальчика по имени Гэн и его друзей, оставшихся сиротами во время налета на Хиросиму. Кейдзи Накадзава, сам прошедший через ужас атомной бомбардировки, тщательно разворачивает перед читателями картины ядерного ада. Лишь невероятное жизнелюбие и сила воли Гэна позволяют ему не только выжить во время разрухи и голода, но и остаться добрым и благородным человеком, всей душой презирающим милитаризм и его последователей.

Автор одинаково прямо показывает дурашливые перепалки главных героев и сожженные атомным огнем трупы. Мангу не стоит рекомендовать впечатлительным людям, но трудно найти более искреннюю работу, посвященную послевоенным событиям. Своеобразный, почти карикатурный рисунок ничуть не уменьшает глубочайшего пацифистского пафоса и лишь подчеркивает значимость веры Гэна: «это было страшно, но мы не должны опускать руки, ведь нам предстоит сделать очень многое».

«Скотт Пилигрим». Брайан Ли О’Мелли

Комикс «Скотт Пилигрим» успел стать хитом почти сразу после выхода и обзавелся экранизацией еще до появления последнего, седьмого, тома. Секрет этой работы — в невероятном обаянии главного героя, простоватого басиста мелкой гаражной группы, и оригинальном мире, в котором логика компьютерных драк перемешана с реальной жизнью. Скотт Пилигрим стремится завоевать сердце самой крутой девчонки в Торонто, разбивает ее злых бывших на монетки, одновременно пытаясь устроиться на работу и разобраться с собственным запутанным прошлым. Наблюдать за взрослением героев на фоне головокружительных драк и веганской магии весело и интересно, как и за детально воспроизведенной атмосферой ушедшего десятилетия, с его инди-роком и ностальгическим ренессансом приставочных игр. Выбирайте «злое» или «цветное» издание от «Комильфо» в переводе Ивана Чернявского.

«V – значит Вендетта». Алан Мур, Дэвид Ллойд

Алана Мура нередко называют лучшим из писателей комикса. И это не пустые слова, ведь по его сценариям выходят если не шедевры, то, по крайней мере, весьма заметные произведения. «V – значит Вендетта» — это антиутопия, повествующая о мрачном будущем Англии, напоминающем мир оруэлловского «1984» и борьбе одного-единственного героя, воплощающего своеобразный идеал борца за свободу. «Вендетта» поднимает, кажется, все темы, которые только могут быть затронуты в антиутопии.

В этой истории есть и мрачный Старший Брат, следящий за населением, и всеобщий обман, и экономический развал, и опыты над заключенными. Маска Гая Фокса, которую носит безымянный герой-бунтовщик, недаром стала повсеместно узнаваемым символом сопротивления, ведь главная идея комикса вполне соответствует подростковому настроению: государство нам не друг, а культура и искусство революционны по своей сути.

«Sandman. Песочный человек». Нил Гейман

«Sandman» — десятитомный графический роман от одного из самых известных фантастов современности. В центре истории — сдержанный и мрачный Морфей, антропоморфное воплощение сна, его отношения с современным миром людей, гибель и перерождение. Тщательный подход к рисунку и обложкам, осторожная работа с острыми темами и захватывающий сюжет делают «Песочного человека» отличным образчиком альтернативного современного фэнтези. Кроме того, «Sandman» до отказа набит заимствованиями и отсылками ко всему на свете — от супергеройских комиксов до античной истории. Через своего бледного темноволосого героя Гейман хочет сказать: вся история и культура человечества связана со снами и порожденной ими мифологией. И надо сказать, это отлично ему удается.

«Маус». Арт Шпигельман

Трудно сказать что-то хвалебное про эту работу, что не было бы сказано раньше. «Маус» — это правдивая история выжившего в лагерях еврея, показанная через использование животных образов: семитских мышей и нацистов-котов, поляков-свиней и собак-американцев. Мультяшный подход не делает из романа карикатуру, а превращает его в трагическую притчу без прикрас и преувеличений, в которой специально упрощенный рисунок лишь подчеркивает печальную достоверность сюжета. «Маус» недаром занимает первое место в нашем списке. Единственный на сегодняшний день графический роман, получивший Пулитцеровскую премию, он был и остается, пожалуй, самым впечатляющим из всех американских комиксов.

А вы уже в курсе, что мы все «дебилы, которые читают комиксы»? С чего мы это взяли? Ну, министр культуры ведь не может быть не прав! А Владимир Мединский, который занимает данный пост в нашей стране, очень четко высказал свою позицию по отношению к этому культурному пласту: «Люди, которые читают комиксы — дебилы».

Начнем с матчасти, которую нужно знать. Свою позицию по этому вопросу Мединский раскрыл на 32-й Московской международной книжной выставке-ярмарке, которая открылась 4 сентября. Когда министра культуры РФ спросили, можно ли, на его взгляд, рассказывать об исторических событиях с помощью комиксов, Владимир Ростиславович ответил, что плохо относится к подобной идее и считает комиксы «жевательной резинкой».

Комиксы — это для тех, кто плохо умеет читать. Я очень плохо отношусь к комиксам. Комикс — это как жевательная резинка, как вам сказать, это не еда. Взрослому человеку читать комиксы – это признаться, что «я дебил, я читаю комиксы. Ориентация комикса должна быть на ребенка, который только учится читать, до семи или восьми лет, но взрослому человеку читать комиксы, мне кажется это убожеством
Владимир Мединский, министр культуры Российской Федерации


Мы не будем говорить, что человек, который так предвзято относится к некоторым видам искусства и мыслит настолько узко, не должен занимать должность министра культуры целой страны, ведь это может навредить определенным направлениям финансового развития института культуры, а также в зародыше задушить то направление культуры, к которым есть предвзятость — за нас это уже сказали тысячи поклонников комиксов по всей стране. Мы просто хотим выразить свое несогласие с утверждением Мединского.

#МЫНЕДЕБИЛЫ как минимум потому, что у нас хватает ума не вешать на людей ярлыки и не втаптывать в грязь их увлечения лишь оттого что они нам непонятны. #ЯЧИТАЮКОМИКСЫ. А это подборка лучших комиксов для тех, кто как и Мединский считает, что «девятое искусство» — всего лишь жвачка для детей, а взрослые, которые читают увлекаются комиксами, всего-навсего великовозрастные дебилы.

Немного воды по теме…

Для начала хотелось бы отметить, что комиксы прошли тот же самый путь, что и телевизионные сериалы, а чуть позже — видеоигры. И если к последним уже относятся к уважением в любой точке мира, то комиксы почему-то до сих пор становятся камнями бесконечности преткновения любителей поспорить на тему того, какие увлечения являются детскими, а какие достаточно зрелы, чтобы ими интересовались бородатые мужики в косхуах и офисных клерков в строгих костюмах.

Комиксы стремительно теряют вой статус «увлечения нердов, гиков и знатоков-коллекционеров» — благодаря всеобщей диджитализации их читает всё больше и больше людей. Как и любое увлечение, это способствует коммуникабельности и открытости людей. Комиксы сближают и нам решительно-непонятно, почему товарищ Мединский решил поставить крест на данном жанре художественной литературы. Ну а теперь перейдем к самому списку комиксов. Мы старались подобрать их таким образом, чтобы они:

  • Во-первых: подходили тем, кто совсем не шарит в «девятом искусстве», но решился погрузиться в него хотя бы немного;
  • Во-вторых: отвечает на достаточно-взрослые вопросы и поднимает серьезные темы, справляясь с этим ничуть не хуже, чем книги и прочие формы выражения художественного видения;
  • В-третьих: пробирают до глубины души и не оставляют и тени сомнения в том, что комиксы — это не только для детей!

К тому же, думаем резонно будет отметить, что данный топ составлен эмпирическим путем и очень субъективен. Кроме того, места в нем распределены не в порядке убывания или возрастания значимости комикса — каждый графический роман одинаково значим для искусства и культуры. Мы лишь хотели выделить эти комиксы из общей массы.

Трансметрополитен (Уоррен Элис, Дэрик Робертсон, Vertigo)

Видите того парня сверху? Ну, лысый такой, с татухами. Это Спайдер Иерусалим, и он отнюдь не самый простой житель Города. На самом деле, Спайдер – до фанатичный журналист, который даже на встречу со своими информаторами приходит с оружием. Он пойдет на все, чтобы показать людям правду! (Учитесь, Владимир Ростиславович). И да, он главный герой «Трансметрополитена». Комикса, который по праву за нимает вершины всевозможных топов и чартов.

Во многом это благодаря интересным особенностям письма Уоррена Элиса, который метко вставляет в свои произведения проблемы современного мира. А во много — из-за работы потрясающего художника Дэрика Робертсона. Кроме того, тот кипящий котел жизни, который местные называют Городом, где и проходи все действие комикса, заслуживает отдельного материала! Здесь каждый день рождаются и умирают новые религии, социальные течения и неформальные общины. Разумеется, каждый житель города — это просто ядерный набор из всевозможных жизненных идей, поэтому каждый персонаж здесь особенный и за каждым интересно следить также, как за главным героем.

Ну и нет, пожалуй, комикса, который был бы более актуален, чем «Трансметрополитен». Ведь под всем этим пугающим антуражем Города кроются достаточно близкие нам с вами события и проблемы, которые каждый может увидеть, просто выглянув в окно. Писатель будто бы сбрасывает со своей души камень и тот устремляется прямо к сердцу читателя, разбивая его раз и навсегда. Вам еще долго предстоит успокаивать в себе бунтующего против социальных несправедливостей революционера, если вы решитесь прочесть этот графический роман…

Хранители (Алан Мур, Дэйв Гибсон, DC Comics)

Этот список, как и многие другие, просто не мог обойтись без «Хранителей» Алана Мура, который традиционно занимает первые места в топах по типу «5 комиксов для людей, далеких от комиксов», «6 комиксов, которые должны были быть книгами» или «топ 10 случаев, когда лучше прочесть комикс, чем сходить в библиотеку».

«Хранители» — это настоящий магнум опус Алана Мура, который рассказывает про супергероев в отставке. Его часто представляют в качестве исключения — вот, мол, смотрите, и в таком обыденном жанре, как супергероика, есть хорошие и нетривиальные вещи. Однако это не совсем так: даже в жанре супергероики много интересных и захватывающих произведений. И если подходить к «Хранителям» с осознанием того, что это не исключение, а так комиксы и должны выглядеть, то это тот самый пример того, что может передать комикс, когда его признают искусством.

Мур создал сложную и многослойную историю с нелинейным повествованием, которую можно изложить лишь посредством комикса — той самой книжки с картинками, на которую ополчился Мединский. Даже в формате фильма получается «не то», даже если переснимать покадрово.

«Хранители», пусть и сложноваты для восприятия неподготовленного юзера, но зато впечатление комикс оставляет на всю жизнь. Если у вас, закрыв комикс на последней странице, не вырвется восторженный или ошарашенный вздох, то лучше вам вообще не трогать комиксы.

Маус (Арт Шпигельман, Pahanteon Books)

Комиксы — это для детей? Знаете, я бы не стал читать своему ребенку графическую новеллу «Маус», которая не раз уже признавалась одной из самых тяжелых и правдивых историй про выживание в концлагерях. Пускай сам прочтет, когда сложит свое восприятие мира. Так будет лучше.

Maus пишет и рисует один человек — американский художник и сценарист Арт Шпигельман, который рассказывает о реальных событиях, пережитых его отцом, польским евреем Владеком Шпигельманом, в годы Второй мировой войны, посредством истории о мышах и котах.

Все участвующие нации изображены в виде мышей, кошек, собак и лягушек даже усиливает эффект от тех ужасов, которые могут показаться гротескными и преувеличенными, но поверьте — они списаны с реальных историй реальных людей. И то, что главными героями выступают милые антропоморфные зверушки, ничуть не умаляет эффект от этого, а лишь возводит его в какую-то более жуткую форму. Одно из лучших произведений вообще.

Чудеса (Курт Бьюсик, Алекс Росс, Marvel)

Эх, все еще считаешь, что ряженые в трико герои — это для детей? Что-ж, давай встанем на твою сторону и взглянем правде в глаза. Да, супергерои направлены на детскую аудиторию, которая должна стремиться быть такими, как их кумиры. Однако и в мире суперегроики поднимаются очень важные проблемы. Например, как не потерять семью, устремившись за исполнением своей мечты и работой всей жизни? Об этом расскажет комикс Marvels, который повествует о ранних годах вселенной Marvel и обычном человеке — фотографе Филе Шелдоне, который оказывается на гребне супергеройской волны.

По долгу своей службы Фил всегда оказывается на острие. Это он снимал первую презентацию Человека-Факела, он был на свадьбе Мистера Фантастика и Женщины-невидимки из Фантастической четверки, он наблюдал смерть Гвен Стейси и еще целый набор важных событий вселенной Marvel. Однако на фоне своего увлечения супергероикой и этими людьми в трусах поверх колготок он начал отдаляться от своей жены, из-за чего чуть ее не потерял.

Но лейт-мотив у комикса другой: Бьюсик и Росс показали, как общество реагирует на происходящее в окружающей среде, раскрыли влияние прессы на мир и сознание. Также в комиксе затронуты темы дискриминации и неприятия общество отдельных его членов и целых пластов. Однако нельзя навешивать ярлыки на людей только потому что они немного не похожи на нас, верно?

From Hell (Алан Мур, Эдди Кэмпбелл, Top Shelf Productions)

Лично мною горячо-любимый и обожаемый From Hell от Алана Мура может занять любую вершину любого топа. Просто потому что он раскрывает комиксы, как искусство, намного лучше, чем все другие представители этого жанра. В нем столько троп, присущих лишь комиксам, столько безмно-сложных форм выражения мысли, которые под силу уместить лишь в формат графического романа, что невольно содрогаешься перед величием этого жанра. Алан Мур и Эдди Кэмпбелл взяли от комиксов все и полный потенциал их произведения вряд ли когда-то смогут оценить по достоинству.

Человеческая природа, общественные механизмы и реальная жестокость, которая присуща только людям, сплелись в From Hell в пугающий и завораживающий клубок мыслей, которые настолько философски и грамотно повествуют о системе этого мира, что диву даешься. Это очень сложный комикс, но если вы когда-то прочтете его, то больше никогда не скажет, что «комиксы — это для дебилов».

Знаете, мы и сами своего рода комиксисты…

Да-да, мы сами тоже рисуем комиксы. Через небольшие стрипы с участием нас самих мы общаемся с нашей аудиторией и делимся тем, что наболело. Ведь комиксы — это просто прекрасно! Через них можно не только показать, что человек думает, чувствует, говорит и делает, но и в тончайших деталях изобразить его мимику, либо же с помощью гротескных масок, искажающих лица, продемонстрировать весь абсурд ситуации. Взгляните сами:

Поверьте, будь они небольшими текстовыми юморесками, это было бы не так смешно! Так что комиксы — это круто, друзья. Любите комиксы, читайте комиксы, будьте комиксами!

Не бойтесь, вы не «дебилы». Это звание больше подходит для тех, кто вешает на людей ярлыки, основываясь на их увлечениях. Ну а если ваши друзья думают точно так же, как Мединский — смело шлите их им этот материал, чтобы они тоже могли приобщиться к прекрасному миру комиксов.

Больше наших комиксов вы можете найти в нашей группе ВКонтакте, а также в нашем Инстаграме. ну а если у вас самих есть идеи для таких мини-комиксов, мы будем рады услышать их в комментариях под этим материалом. Лучшие нарисуем и запостим. Также делитесь своими примерами комиксов, которые могут доказать, что графические романы — это не убожество. Рады всем!

Подписывайся на Geek канал Kinda Media в Telegram, там полно интересного!

Подписывайся на наше сообщество VK, будь в курсе событий!

Свежие обзоры и новости ждут тебя на ютуб канале!

Если при слове «комиксы» вам вспоминается Дональда Дак и Супермэн, у нас плохая новость – вы упускаете целый пласт литературы, почтительно названный «графическим романом». Но есть и хорошая! Комиксы больше не принадлежат школьникам, сегодня истории в картинках создают серьёзные художники и маститые авторы. Комиксы очень разные. Они дарят вдохновение, говорят просто о сложном, затрагивают болевые темы и переводят в графику такие вещи, для которых не хватает слов. В нашей подборке найдёте самые важные, новые и эмоциональные комиксы, которые можно читать в любом возрасте*.

Для вдохновения

«Сектор 7» (Автор Дэвид Спенсер, Издательство МИФ)

Эта трогательная история о дружбе и изобретательности рассказана художником Дэвидом Спенсером без единого слова. Нежные акварельные рисунки повествуют о мальчике, который придумывает необычные формы для облаков. Воистину, эта книга подойдёт любому возрасту – малыши будут рассматривать картинки, дети постарше смогут придумать свою историю, а взрослые полюбуются сногсшибательными видами акварельного Нью-Йорка, найдут вдохновение и новые силы для творчества.

«Одеяла» (Крейг Томпсом, Издательство Бумкнига)

Это очень тонкая, эмоционально широкая работа в основе которой лежит личная история автора Крейга Томпсона. Это он, мальчик из консервативной американской семьи, когда-то пытался продраться сквозь дебри взросления, и как-то совместить первую серьезную любовь, просыпающуюся страсть к рисованию и отношения с религией. Черно-белый комикс нарисованный как будто ломающимися тонкими линиями — идеальная метафора состояния молодого Крейга.

«Здесь» (Ричард Макгуайр, Издательство Corpus Комикс)

Известнейший комикс последних лет. История, которая могла бы существовать только в жанре графического романа и никак иначе. Всё действие книги происходит в одной точке, но в разное время, так что подчас на одном развороте соседствует прошлое, настоящее и будущее. В итоге у книги нет единого нарратива: для автора, ветерана нью-йоркского андергаунда Макгуайра, это история про семью и человечность, но каждый читатель сам может находить и выстраивать собственные сюжетные линии.

«Звездный замок. 1869: покорение космоса» (Алекс Алис, Издательство МИФ)

Тот случай, когда комикс – это произведение искусство, а каждая станица – шедевр. Потрясающие акварельные иллюстрации затягивают читателя в стим-панковско/жюль-верновскую Вселенную с космическими просторами, замками, шпионами, королями, учеными, заговорами и, конечно, первой любовью.

«Полуночная земля» (Юлия Никитина, Издательство Бумкнига)

Трогательный и глубокий комикс от молодого российского автора. Роман-взросление о поиске своего пути, маленьких городах русского Севера, одиночестве, прощании с детством, творчестве и праве на него. Вдохновляет на созидание и борьбу с собственной неуверенностью.

Познавательные

«Маркс» (Корин Майер и Анна Симон, Издательство МИФ)

История о жизни и идеях Карла Маркса, рассказанная в картинках. Очень лёгкая и приятная книжка с забавными и познавательными иллюстрациями, которые, в итоге, объяснят идеалы и биографию знаменитого философа, социолога и экономиста Маркса так, что вы их запомните и поймёте.

«Моне. По ту сторону холста» (Сальва Рубио и Рикардо Эфа, Издательство МИФ)

Этот графический роман — произведение живописи о живописи. Надо думать, сам Моне порадовался бы такому историческому сближению — по замыслу авторов, Клод и его произведения становятся моделями, с которых рисуют новые полотна. Но не волнуйтесь, такой непростой концепт не помешает вам наслаждаться историей жизни великого художника. Вы узнаете, из чего родился импрессионизм и как создавались знаменитые шедевры художника.

«Невероятные приключения Лавлейс и Бэббиджа. (Почти) правдивая история первого компьютера» (Сидни Падуа, Издательство МИФ)

Комикс, получивший премию Ньюмана от Британского общества истории математики за вклад в популяризацию науки и Британскую премию книжного дизайна на поверку оказывается лёгкой и динамичной историей. Он про двух викторианских гениев: Аду Лавлейс — математика, заядлого игрока, протопрограммиста, дочь лорда Байрона, и Чарльза Бэббиджа — эксцентричного, но неудачливого изобретателя. В альтернативной Вселенной эти реально существовавшие персонажи мастерят гигантскую вычислительную машину. Комикс полон математических шуточек и вполне реальных фактов о логике, истории и программировании.

«Как устроено кино. Теория и история кинематографа». (Эдвард Росс, Издательство МИФ)

Как рассказать о кинематографе, истории кино, эволюции фильма и просто классных и захватывающих кинокартинах быстро, непринужденно и чтобы все всё поняли? Конечно, использовать графику! Художник Эдвард Росс создал must-have для любого синефила — полное аллюзий, свойских шуточек и кинорекомендаций исследование мира кинематографа. На страницах встретите и Чаплина, и Терминатора, и Малковича, и Гражданина Кейна.

Серьёзные и жуткие

«Прекрасная Тьма», (Фабьен Вельман и Кераскоэт. Издательство Jellyfish Jam)

Обманчиво милый французский комикс. «Прекрасная Тьма» начинается как традиционная сказка про маленьких существ, но достаточно быстро принимает мрачный оборот, на фоне которого происходящее в тематически близком «Повелителе Мух» кажется безобидными играми подростков. И все это – не показывая ничего по-настоящему отвратительного. Тьма здесь действительно прекрасная. Атмосфера напоминает ранний Диснеевский мультик, по злому недоразумению превратившийся в чей-то тревожный кошмар.

«Пантера», Брехт Эвенс (Издательство Бумкнига)

Комикс про травму и доверие, по своему похожий на «Прекрасную Тьму», где за ярким фасадом кроется экзистенциальное зло. Здесь оно является в образе воображаемого друга девочки Кристины принца Пантеры — универсальной метафоры отхода от мира и погружения в безумие, отражающемся даже на цветовой палитре комикса.

Неимоверно стильные

«Пейшенс» (Дэниел Клоуз, Издательство Бумкнига)

Свежий графический роман от классика Дэниела Клоуза «Пейшенс» — это смелое заявление и высокая планка для автора комиксов как в плане графики, так и по части сюжета. Детективная история о путешествиях во времени, которая на деле оказывается вопросом о самой возможности любви и о том, как быстро это чувство может смениться манией. К тому же, Клоузу удалось создать едва ли не самых убедительных персонажей в мире современных комиксов.

«Шараз-де» (Серджо Топпи, Издательство Zangavar)

Графические новеллы, переосмысляющие знакомый всем цикл «Тысяча и одна ночь». Это настоящий шедевр изобразительного искусства, выходящий далеко за рамки привычной комиксной истории. Вы будете поражены игрой цвета и линии, уровнем гравюрной детализации и парадоксальными композиционными решениями. Всё это – на фоне безжалостного и манящего средневекового Востока.

*За помощь в подготовке материала сердечно благодарим наших друзей из издательства «МИФ», Zangavar и магазина комиксов «Чук и Гик»!

С каждым годом серийные комиксы и отдельные графические романы всё больше становятся частью культуры. В кинотеатрах самую солидную кассу собирают экранизации от Marvel и DC, а телеэкраны заполонили сериалы о «героях в плащах».

Хотя, несмотря на рассказы фанатов, многие всё равно считают, что книги в картинках могут быть интересны только детям. Но есть немало серьёзных произведений для взрослых, которые заставят иначе взглянуть на индустрию комиксов.

Хранители

Графический шедевр знаменитого автора Алана Мура заслуженно попал в список 100 лучших романов XX века по версии журнала Time. На первый взгляд это типичная история о героях в странных костюмах. Но на самом деле «Хранителей» можно противопоставить обычным комиксам.

Здесь жизнь супергероев аналогична человеческой: у персонажа, похожего на Бэтмена, проблемы с эрекцией, злодей спасает мир, а принципиальный мститель может его уничтожить.

Купить книгу

V значит вендетта

V — for Vendetta

Ещё одно произведение Алана Мура. На сей раз в жанре антиутопии. Великобритания во власти фашистского правительства, все стараются не выделяться из толпы. Но безумный анархист V бросает вызов системе.

В этом графическом романе важен не главный герой, а сам мир, в котором происходит действие. В середине 80-х Мур хотел описать антиутопическое будущее, но на самом деле предсказал многое из того, что стало нашей реальностью.

Купить книгу

Маус: рассказ выжившего

Maus: A Survivor’s Tale

Единственный в истории комикс, получивший Пулитцеровскую премию. Его автор Арт Шпигельман попытался рассказать историю своего отца — еврея, выжившего в лагерях во время холокоста. Чтобы немного упростить визуальную подачу, он изобразил всех евреев мышами, а фашистов — кошками.

Но не нужно думать, что это делает произведение комичным. Жутких ощущений от него ничуть не меньше, чем от серьёзных статей на эту тему. Тем более что уже в конце книги Шпигельман показывает реальный портрет своего отца, заставляя читателя вспомнить, что всё это время речь шла о настоящих людях.

Купить книгу

Персеполис

Автобиографическое произведение французской писательницы Маржан Сатрапи. Она родом из Ирана и в этом произведении рассказывает о том, как маленькая девочка переживает исламскую революцию. Как после войны с Ираком её отправляют за границу, и там ей кажется, что она попала в мир свободы. И как ей приходится вернуться обратно в родную страну, где уже многое изменилось.

Купить книгу

Песочный человек

The Sandman

Тем, кому не хватает в комиксах литературности, необходимо прочитать серию «Песочный человек» от Нила Геймана. Его писательский талант в сочетании с увлечённостью мифологией позволил создать великолепную историю о Повелителе снов, его сестре Смерти и многих других обитателях потустороннего мира. Если даже первый том покажется не очень захватывающим, то после «Кукольного домика» остановиться точно невозможно.

Купить книгу

Город грехов

Sin City

Полная противоположность предыдущему комиксу. Это чисто визуальное произведение от Фрэнка Миллера, на котором и основаны сценарии его одноимённых фильмов. Здесь мало текста и ярких красок, зато много жестокости, страсти и других эмоций.

Купить книгу

Из ада

From Hell

Ещё один графический роман от Алана Мура, на сей раз история о XIX веке. Депрессивный инспектор полиции, зависимый от опиума, пытается расследовать убийства проституток на улицах Лондона. Девушек убивает кто-то из аристократов, да ещё и с медицинским образованием. Инспектор пытается выяснить, кто скрывается за пугающим псевдонимом Джек-потрошитель.

Купить книгу

100 пуль

100 Bullets

Любитель всевозможных гангстерских историй Брайан Азарелло предлагает задуматься: что, если вам покажут человека, виновного в ваших главных невзгодах? И не просто покажут, а ещё дадут 100 пуль, которые невозможно отследить. Будет ли это обоснованной местью или же просто убийством с целью самооправдания?

История Азарелло скорее напоминает фильмы Тарантино, нежели привычные комиксы. Здесь нет героев — только подлецы и злодеи. Ни один персонаж не останется эпизодическим, обо всех расскажут подробно.

Блэксэд

В последние годы очень популярны детские мультфильмы об антропоморфных животных. Но детектив, где главные герои — звери, не всегда похож на «Зверополис». Испанские авторы комикса «Блэксэд» переносят читателя в мир нуара, наполненного ложью и жестокостью.

Главный герой — чёрный кот — работает частным сыщиком. Он расследует убийства, ограбления и исчезновения. Каждый раз ему приходится сталкиваться с миром денег, соблазнов и лжи. Картинка в этом комиксе прорисована очень изящно, а где надо и реалистично. Буквально через несколько страниц можно забыть, что перед тобой коты, медведи и носороги: слишком уж их поведение похоже на человеческое.

Купить книгу

Проповедник

Именно этот комикс Гарта Энниса лёг в основу сериала от канала AMC. Однако если в экранизации сюжет затянут, то оригинал динамичен с первого по последний 66-й выпуск. В священника Джесси Кастера вселяется божественная сущность, и он получает власть над словом — способность управлять людьми голосом. Однако всё не так просто. С небес посылают ангелов, чтобы они вернули сущность, а заодно с ними и бессмертного покровителя убийц. Хотя даже и с этим можно справиться, но есть ещё проблема посерьёзнее: из рая сбежал сам Бог.

Эннис сумел смешать в этой серии буквально всё: апокалипсис, всемирные заговоры, спасение мира, драки, семейные отношения, чёрный юмор, вампиров, вуду. И если вас не пугает грубость и откровенность, то читать его очень легко, даже если вы не любите комиксы.

Шпионка

«Джессику Джонс» нередко подают как «супергеройский сериал для тех, кто не любит супергеройские сериалы». Логично, что его первоисточник окажется в списке «комиксов для тех, кто не любит комиксы». История ровно та же: детектив Джессика Джонс обладает суперсилами, которые она ненавидит. И больше всего она хочет забыть о своём прошлом и жить нормально.

Это в первую очередь эмоциональное произведение о женщине, пострадавшей от насилия. И хоть она является частью в супергеройской вселенной Marvel, «Шпионку» можно читать, даже не зная ничего обо всех остальных героях. Это вполне самостоятельные истории, совмещающие нуарный детектив и психологический триллер.

Я убиваю великанов

I kill giants

Жила-была девочка, которая носила на голове заячьи уши. Ещё у неё была волшебная сумка, в которой помещался огромный молот и множество магических вещей. Каждый день она спасала город от великанов. А может, эта девочка просто хотела верить, что спасает, а на самом деле пряталась от реальных проблем в вымышленном мире. Но как бы то ни было, она знала, что делает что-то важное.

Нарисованный в виде чёрно-белых скетчей комикс иногда ошибочно приписывают к жанру фэнтези. Но на самом деле эта история о жизни простого испуганного ребёнка в сложном мире взрослых.

Купить книгу