Китайский завод электроники

Шэньчжэнь: китайский ответ Гонконгу

Своим появлением на свет Шэньчжэнь обязан отцу китайского экономического чуда, великому архитектору китайских экономических реформ Дэну Сяопину. Тот не стал дожидаться, когда британская колония Гонконг вернется в лоно Китая (до этого радостного и исторического события товарищ Дэн не дожил всего год) и решил построить свой Гонконг. И не где-нибудь, а прямо на границе с британской колонией. Впрочем, сделано это было отнюдь не по идеологическим или политическим соображениям. Шэньчжэнь вырос не столько на китайские, сколько на гонконгские деньги. Но об этом чуть позже.

А Дэн Сяопина в Шэньчжэне помнят и чтут. Повсюду можно встретить плакаты с его изображением, а в парке Ляньхуашань стоит памятник Дэну.

До границы на метро

В Шэньчжэнь мы ехали из Гонконга. Этот переход границы – самый необычный в моей жизни. В Шэньчжэнь можно добраться на … обыкновенном метро MTR. Доезжаете до станции Ло У (Lo Wu), заходите в здание вокзала и вот она — граница с Китаем. Сначала мы без всяких проблем прошли гонконгский погранконтроль, потом по залу через магазины Duty Free перешли на китайскую территорию. Штамп в паспорт и мы в Поднебесной. Вышли на улицу и очутились в привычном для нас Китае – с хаосом и грязью. Хотя Шэньчжэнь считается витриной Китая. Впрочем, мусор я видел только на вокзале. Сам город оказался очень чистым.

Китайско-гонконгская граница, наверное, одна из самых оживленных в мире. Ежедневно ее пересекают в обоих направлениях около 20 тыс. транспортных средств. А за год через различные пограничные пункты (всего на границе шесть контрольно-пропускных пунктов) проходит порядка 150 млн. человек!

Apple: сделано в Шэньчжэне

Как уже говорилось выше, старт бурному развитию Шэньчжэня дал тогдашний руководитель КНР Дэн Сяопин, который избрал его в качестве месторасположения одной из специальных экономических зон в рамках нового курса рыночных реформ в Китае. Шэньчжэнь – одна из первых СЭЗ в Китае наряду с Чжухаем, Шаньтоу и портом Сямэнь в провинции Фуцзянь.

Изначально в январе 1979 года китайская госкомпания China Merchants с целью привлечения гонконгских бизнесменов создала в Шэкоу (Наньшань) промышленную зону, а в марте 1980 года центральные власти официально одобрили создание Шэньчжэньской СЭЗ.

Благодаря масштабным иностранным и государственным инвестициям за довольно короткий период времени город превратился в крупный промышленный, финансовый и транспортный центр экономического региона дельты Жемчужной реки и всей страны в целом. С 1980 по 1999 годы прирост валового продукта в Шэньчжэне составлял в среднем 31%, экспорт увеличивался в среднем на 42% в год. В октябре 1999 года в Шэньчжэне состоялась первая Китайская ярмарка высоких технологий, ставшая с тех пор ежегодной.

Сегодня Шэньчжэнь — один из наиболее динамично развивающихся городов Китая, крупнейший среди китайских городов по объёму экспорта. Это также своеобразные ворота для привлечения инвестиций и новых технологий в Китай. Огромная площадь к северу от Шэньчжэня представляет собой один из самых эффективно и активно работающих суперзаводов, производящих абсолютно всё. Здесь изготавливается больше 30% всей брендовой одежды мира, почти вся продукция Apple.

Город для людей

Шэньчжэнь, конечно, впечатляет. В первую очередь, количеством небоскребов. Шэньчжэнь входит в десятку городов мира с самым большим числом небоскрёбов. В 2011 году был сдан 100-этажный небоскреб «Kingkey 100» высотой 442 м. Но это, как говорится, не предел. В городе возводятся комплекс зданий Международного финансового центра Пинань (Pingan International Finance Centre), который будет включать 115-этажную башню высотой 648 метров и 66-этажную башню высотой в 307 метров, а также 85-этажный East Pacific Center высотой 306 метров. Строительство должно закончиться в 2015 году, после чего здание должно стать высочайшим в Китае, превзойдя Шанхайскую башню, и вторым по высоте в мире до сооружения после 2016 года «Башни Индия» в Мумбае.

Однако в отличие от того же Гонконга, в Шэньчжэне небоскребы на тебя не давят. Нет ощущения, что ты в каменных джунглях. И вообще, здесь человеку комфортно и хорошо. Город утопает в зелени, много скверов и парков. Здесь чистые улицы, хорошие дороги, общественный транспорт работает как часы, преступности нет. И вовсе не случайно Шэньчжэнь вошел в список самых чистых и удобных для проживания городов мира. В Китае таких всего два – Далянь и собственно Шэньчжэнь. К слову, в России – ни одного.

Лучшую панораму Шэньчжэня можно увидеть со смотровой площадки одного из самых высоких зданий города — башни Шунь Хин (высота 384 метра).

Отсюда хорошо видно, как геометрически правильно расчерчен город. Здесь прямоугольная планировка улиц, поэтому заблудиться в Шэньчжэне сложно.

Отдельно хочется сказать о шэньчжэньском метро. Оно простое, понятное и удобное. Билеты можно купить либо в кассе, либо в автомате. Тыкаешь на карте на экране на станцию, до которой тебе надо добраться и высвечивается сумма проезда. Кидаешь деньги — получаешь билет. В поездах все объявления дублируются на английском, но он такой ужасный, что ничего не понять. Но над выходом из вагона есть световое табло, на котором все нарисовано и написано. Правда, если в самом метро все понятно, то вот с выходами есть проблемы. На одной из станций все выходы были прописаны только на китайском. Куда идти, не понятно. Да и названия станций – язык сломаешь. Впрочем, это характерно для всех китайских городов.

Вокруг света за один день

Шэньчжэнь – город молодой. Именно этим объясняется то, что здесь в отличие от других городов Китая никаких старинных достопримечательностей и исторических памятников нет. Но это не значит, что здесь абсолютно нечего смотреть и делать.

На юго-западе города расположен Дапенгский залив, пляжи которого привлекают туристов. А еще Шэньчжэнь известен своими тематическими парками. Самые знаменитые и популярные — «Великолепный Китай» (Splendid China), «Окно в мир» (Window of the World) и «Счастливая долина» (Happy Valley). К сожалению, у нас времени на посещение всех парков не было. А потому мы остановили свой выбор на парке «Окно в мир».

Он открылся в 1994 году в районе Наньшань. Здесь на площади в 48 гектаров представлены копии многих достопримечательностей мира.

Входной билет стоит 120 юаней. Потом, правда, выяснилось, что внутри парка за все аттракционы и прочие развлечения надо платить отдельно. Да, это вам не Ocean Park в Гонконге, где купил билет и дальше деньги тратишь только на еду.

Парк «Окно в мир» просто огромный. Территория разделена на 9 основных частей: Мир, Азия, Океания, Европа, Америка, Центр современной науки и технологии, Парк скульптур, Международная улица. В центре парка возвышается 108-метровая копия Эйфелевой башни. За 20 юаней можно на лифте подняться на смотровую площадку и посмотреть на весь парк с высоты птичьего полета.

Мы начали осмотр с Азии – Королевский дворец в Бангкоке, Ангкор-ват в Камбодже, корейские и японские дворцы. Некоторые копии очень правдоподобны.

Далее перебрались в Европу. Тут тебе и лондонский Биг Бен, и парижская Триумфальная арка, и римский Колизей, и греческий Акрополь. Нас, конечно, повеселили копии Кремля и собора Василия Блаженного, который по-английски звучит Basil The Blessed. Есть еще копии деревянных домиков «а-ля Кижи».

Под вечер оказались на какой-то европейской улочке, напомнившей мне уголок Бельгии или Франции. Очень уютное и красивое место.

Также впечатлила «Стена цивилизации» (Wall of World Civilization) — вся история человечества высечена в камне.

А еще в парке есть огромный крытый каток и снежная горка, где можно покататься на санках.

Когда стемнело, зажглись миллиарды огней иллюминации, повсюду звучала приятная романтическая музыка. В этот момент абсолютно не хотелось покидать парк. Здесь действительно здорово. И даже ливший в течение всего дня дождь не испортил впечатление от посещения парка.

Россиянам будет также любопытно побывать в военном тематическом парке «Ситик Минск Уорлд» (CITIC Minsk World), открытом в 2000 году в районе Яньтянь. Главной достопримечательностью парка является бывший советский и российский авианосец «Минск». Некогда флагман Тихоокеанского флота, в 1995 году «Минск» был списан и продан на металлолом в Южную Корею за 4,2 млн. долларов. А корейцы перепродали авианосец в Китай уже за 16 млн. долларов. «Минск» встал у причала в пригороде Шэньчжэня и использовался как военный музей и парк развлечений. Правда, новым владельцам — компании Minsk World Industries — счастья он не принес. Компания так и не смогла расплатиться по крупному кредиту, взятому на обустройство корабля, и в марте 2005 года была признана банкротом. «Минск» купила другая китайская компания Citic Shenzhen, которая инвестировала средства в превращение «Минска» в суперсовременный развлекательный центр.

На следующий день мы покидали Шэньчжэнь. Два дня конечно очень мало для этого города. Сюда нужно приезжать минимум на неделю. Не спеша погулять по улицам и скверам, полюбоваться городом с верхотуры небоскребов, поваляться на пляжах, побродить по многочисленным торговым центрам, побывать во всех тематических парках. Шэньчжэнь показался мне каким-то искусственным. Но при этом у него есть свое очарование.

И в заключение еще подборка фотографий из парка «Окно в мир»

История

С конца 1970-х годов, и особенно после 3-го Пленума 11-го ЦК КПК 1978 г. китайское правительство решило реформировать национальные экономические установки. Государственная политика была направлена на разработку и реализацию политики реформ и открытости внешнему миру. В течение 1980-х годов Китай прошёл несколько этапов, включая создание особых экономических зон, открытие приморских городов и районов, формирование открытых внутренних и прибрежных экономических и технологических зон развития.

Начиная с 1980 года, Китай основал особые экономические зоны в Шэньчжэне, Чжухае и Шаньтоу в провинции Гуандун и в Сямыне (провинция Фуцзянь), а также обозначил провинцию Хайнань как особую экономическую зону. В августе 1980 года всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) приняло «Правила специальной экономической зоны в провинции Гуандун» и официально определило часть Шэньчжэня как особую экономическую зону (SSEZ).

В 1984 г. Китай дополнительно открыл 14 прибрежных городов для зарубежных инвестиций: Далянь, Циньхуандао, Тяньцзинь, Яньтай, Циндао, Ляньюньган, Наньтун, Шанхай, Нинбо, Вэньчжоу, Фучжоу, Гуанчжоу, Чжаньцзян и Бэйхай. Начиная с 1988 года, открытие материкового Китая для внешнего мира расширилось до его приграничных районов, районов, расположенных вдоль реки Янцзы, и некоторых внутренних районов.

Вскоре после этого Государственный Совет расширил прибрежные районы, увеличив их границы до открытой прибрежной полосы, которая включает свободные экономические зоны в дельте реки Янцзы, дельте реки Чжуцзян, треугольник из городов Сямэнь, Чжанчжоу, Цюаньчжоу на юге провинции Фуцзянь, полуостров Шаньдун, Ляодунский полуостров (провинция Ляонин), Хэбэй и Гуанси. В июне 1990 года, китайское правительство открыло новый район в Шанхае Пудун, который предназначен для зарубежных инвестиций. Вместе с ним были открыты дополнительные города вдоль реки Янцзы.

Начиная с 1992 года, Государственный Совет открыл ряд пограничных городов, а также все города внутренних провинций и автономных районов. Кроме того в крупных и средних городах было основано 15 свободных торговых зон, 32 зоны экономического и технологического развития государственного уровня, 53 новых высокотехнологичных промышленных зон развития. В то время как эти открытые площадки пользуются льготной политикой, они играют двойные роли: «окон» в развитии внешне-ориентированной экономики, посредством зарубежного обмена за счёт экспорта товаров и импорта передовых технологий, а также играя роль «акселераторов», ускоряя темпы внутреннего экономического развития.

Ориентированные в первую очередь на экспорт готовых изделий, пять СЭЗ являются внешними торгово-ориентированными зонами, которые объединяют с торговлей науку, инновации и производство. Иностранные фирмы выигрывают от льготной политики, которая включает заниженные налоговые ставки, смягчённые требования и специальные системы административного управления. В 1999 г. объём выпуска технически сложных видов изделий новой высокотехнологичной отрасли производства Шэньчжэня достиг 81.98 млрд юаней. Это составило 40,5 % от стоимости всего городского объёма промышленного производства.

С момента своего основания в 1992 году, новая зона Пудун в Шанхае добилась прогресса как в освоении иностранного капитала, так и ускорения экономического развития долины реки Янцзы. Правительство продлило специальную льготную политику в зоне Пудун, которая пока ещё не предоставлена другим особым экономическим зонам. Например, в дополнение к снижению или отмене таможенных пошлин и подоходного налога, что свойственно экономическим и зонам технологического развития, государство также позволяет иностранцам открывать в Пудуне финансовые учреждения и управлять компаниями в зоне обслуживания. Кроме того, государство позволило образовать в Шанхае фондовую биржу и расширило полномочия города по проверке и утверждению инвестиций. В 1999 году ВВП в зоне Пудун дошёл до отметки 80 млрд юаней, а общая стоимость промышленного производства достигла 145 млрд юаней.

В мае 2010 года КНР образовала СЭЗ в городе Кашгар в Синьцзяне. Годовой рост Кашгара составил 17,4 % по сравнению с 2009 г. В результате специализация города усилилась в туризме, и был заметен рост цен на недвижимость. Кашгар находится около границы Китая с государствами бывшего СССР и Центральной Азии. Особая экономическая зона стремится заработать на международных торговых связях между КНР и этими государствами.

Список ОЭЗ

В рамках экономической реформы и политики открытости миру, с 1980 по 1984 гг. в Китае созданы специальные экономические зоны (СЭЗ) в Шаньтоу, Шэньчжэне и Чжухае в провинции Гуандун, в Сямэне в провинции Фуцзянь. Также вся островная провинция Хайнань назначена особой экономической зоной.

В 1984 г. Китай открыл ещё 14 прибрежных городов для зарубежных инвестиций (перечислены с севера на юг): Далянь, Циньхуандао, Тяньцзинь, Яньтай, Циндао, Ляньюньган, Наньтун, Шанхай, Нинбо, Вэньчжоу, Фучжоу, Гуанчжоу, Чжаньцзян и Бэйхай.

Затем, начиная с 1985 года, центральное правительство расширило прибрежные зоны путём создания следующих открытых экономических зон (перечислены с севера на юг): Ляодунский полуостров, провинция Хэбэй (окружает Пекин и Тяньцзинь), полуостров Шаньдун, Дельта реки Янцзы, треугольник городов Сямэнь, Чжанчжоу, Цюаньчжоу на юге провинции Фуцзянь, Дельта жемчужной реки, и автономный район Гуанси.

В 1990 году китайское правительство решило открыть для зарубежных инвестиций зону Пудун в Шанхае, а также другие города в долине реки Янцзы.

С 1992 года Государственный Совет открыл ряд приграничных городов и столиц внутренних провинций и автономных районов.

Кроме того, в крупных и средних городах было создано 15 зон свободной торговли, 32 экономических и технологических зон развития государственного уровня и 53 новых высокотехнологичных промышленных зон развития. В результате в Китае сформировалась многоуровневая диверсифицированная модель открытости и интеграции прибрежных районов с реками, границами и внутренними районами.

Тип Город Провинция
Специальная экономическая зона, город Shenzhen Guangdong
Haining Zhejiang
Zhuhai Guangdong
Shantou Guangdong
Xiamen Fujian
Kashgar Xinjiang
Специальная экономическая зона, провинция Hainan
Прибрежные районы развития Dalian Liaoning
Qinhuangdao Hebei
Tianjin
Yantai Shandong
Qingdao Shandong
Lianyungang Jiangsu
Nantong Jiangsu
Shanghai
Ningbo Zhejiang
Wenzhou Zhejiang
Fuzhou Fujian
Guangzhou Guangdong
Zhanjiang Guangdong
Beihai Guangxi

Экономическая политика СЭЗ

  1. Специальные налоговые льготы для иностранных инвестиций в ОЭЗ.
  2. Большая независимость в международной торговле.
  3. Экономические характеристики представлены в виде «4 принципов»:
    1. Строительство в первую очередь основывается на привлечении и использовании иностранного капитала
    2. Основными экономическими формами являются совместные китайско-иностранные предприятия и коллективные юридические лица, а также полностью иностранные предприятия
    3. Продукция в первую очередь ориентирована на экспорт
    4. Экономическая деятельность в основном обусловлена рыночными силами

СЭЗ отдельно указаны в национальном планировании (включая финансовое планирование) и имеют полномочия по экономическому управлению на уровне провинций. Местный съезд и правительство ОЭЗ имеют законодательную власть.

Наличие СЭЗ способствует региональному росту, но увеличение количества СЭЗ имеет незначительное влияние на это развитие. Ключевым фактором ускорения экономического роста представляются более высокие темпы либерализации.

> Примечания

  1. special economic zone (SEZ) — Chinese economics.
  2. Fish, Isaac Stone. A New Shenzhen, Newsweek (25 сентября 2010). Дата обращения 29 июля 2011.