Китай космическая программа

Космическая программа Китая

Космическая программа Китая находится в ведении Китайского национального космического управления (CNSA). Космическая программа Китая стартовала в 1956 году с основанием Пятого НИИ Министерства национальной обороны КНР, которому было поручено создание китайских баллистических ракет, а с 1957 года, после запуска СССР Спутника-1 — задача создания национальных ракет-носителей и спутников. Первый китайский спутник, Дунфанхун-1, был запущен 24 апреля 1970 года и Китай стал пятой космической державой. В 1992 году стартовал проект пилотируемых полётов, а в 2003 году с полётом Ян Ливэя на космическом корабле Шэньчжоу-5 Китай стал третьей страной в мире с собственными пилотируемыми космическими кораблями. Китай успешно запускает собственные орбитальные станции, транспортные корабли, автоматические станции к Луне, луноход и прочие виды аппаратов. В планах построение многомодульной орбитальной станции, жилая станция на Луне и полёты к Марсу.

Китайские официальные лица называют главной целью китайской космической программы промышленное освоение космоса около Земли и Луны, куда входят жилая станция на Луне и космические солнечные электростанции, отправляющие энергию на Землю.

История

Начало космической программы

Цянь Сюэсэнь

После того, как США угрожали использовать ядерное оружие во время Корейской войны, Мао Цзэдун решил, что только ядерное сдерживание сможет обеспечить безопасность КНР. О своём решении он объявил во время заседания Центрального комитета Коммунистической партии Китая (КПК), состоявшегося 15 января 1955 года. Тогда было принято решении о старте китайской ядерной программы под кодовым названием «02», в состав которой вошла программа создания баллистических ракет для доставки боеголовок. 1 марта 1956 года был одобрен первый двенадцатилетний план развития баллистических ракет в КНР. 8 октября 1956 года был основан Пятый НИИ Министерства национальной обороны — организация, ответственная за создание баллистических ракет. Её первым директором был назначен Цянь Сюэсэнь, незадолго до того депортированный из США в ходе преследования коммунистов. Цянь Сюэсэнь стал отцом китайской космонавтики, уже к тому времени он имел опыт создания баллистических ракет в США.

4 октября 1957 СССР запустил первый в мире спутник Земли, начав космическую эру. Ответ Китая на это событие прозвучал 17 мая 1958 года на Национальном конгрессе КПК. Тогда был принят Проект 581. Мао Цзэдун заявил что «Нам также нужен спутник». Китайский спутник планировалось запустить к 1959 году — к 10-летию образования КНР, а сам проект разделён на три этапа — запуск суборбитальных зондирующих ракет, запуск малых спутников и запуск больших спутников.

В рамках научно-технической помощи Советского Союза Китаю были переданы немецкие ракеты Фау-2 и их улучшенные советские модификации, а также вся документация по ним. Также в СССР проходили обучение китайские специалисты по ракетным технологиям. В апреле 1958 года во Внутренней Монголии Китай начал строительство комплекса для испытания ракет под названием База-20 (ныне космодром Цзюцюань), а уже в октябре того же года он вступил в строй. Тогда же была построена копия советской ракеты Р-2. 19 февраля 1960 года с испытательного полигона Наньхуэй стартовала ракета Т-7 — первая китайская геофизическая ракета.

Ракета Дунфэн-1

В начале 1960-хх годов в связи с советско-китайским расколом вся советская помощь была отозвана. 5 ноября 1960 года была запущена ракета Дунфэн-1 — первая ракета китайского производства. В 1960-хх годах разрабатывались и испытывались баллистические ракеты Дунфэн-2, Дунфэн-3, Дунфэн-4 и Дунфэн-5, способные нести ядерные боеголовки. Из-за напряжённых отношений с СССР вдобавок к базе Цзюцюань были построены полигоны Сичан и Тайюань, расположенные подальше от советской границы.

Апогей Космической гонки между СССР и США в конце 1960-хх годов привёл также и к ускорению китайской космической программы. В январе 1968 года были начаты работы над первым китайским космическим кораблём под названием Шугуан, а в апреле был начат набор в отряд космонавтов. По политическим причинам из-за Культурной революции свои ракеты-носители для первых китайских спутников начали создавать сразу два учреждения. В августе 1969 года во 2-м Шанхайском бюро механики и электротехники на базе баллистической ракеты Дунфэн-5 начали создавать двухступенчатую ракету Фэнбао-1, а несколько месяцев спустя в Первой космической академии в Пекине на базе Дунфэн-4 начали делать трёхступенчатую ракету Великий поход-1 (Чанчжэн-1). Первая попытка запустить спутник 16 ноября 1969 года, раньше Японии, окончилась неудачей.

Первые китайские спутники

Первым китайским спутником стал Дунфанхун-1, запущенный 24 апреля 1970 года ракетой Великий поход-1 (Чанчжэн-1) с космодрома Цзюцюань. Китай стал пятой космической державой, отстав от Японии всего на несколько недель. Дунфанхун-1 весил 173 кг — это больше, чем первые спутники предыдущих четырёх космических держав, вместе взятые. Третья ступень ракеты была оборудована солнечным рефлектором площадью 40 квадратных метров, благодаря чему была видна невооружённым взглядом.

Второй спутник Китая — Шицзянь-1 (Практика-1), весом 221 кг, также был запущен ракетой Чанчжэн-1, это случилось 3 марта 1971 года. На спутнике Шицзянь-1 стоял магнитометр и детектор космических лучей.

Космическая программа Китая
Китайское национальное космическое управление (CNSA), хронология запусков
Спутники Земли Дистанционного зондирования Земли FSW (FSW-0-1, FSW-0-2, FSW-0-3, FSW-0-4, FSW-0-5, FSW-0-6, FSW-0-7, FSW-0-8, FSW-0-9, FSW-0-10, FSW-1-1, FSW-1-2, FSW-1-3, FSW-1-4, FSW-1-5, FSW-2-1, FSW-2-2, FSW-2-3, FSW-3-1, FSW-3-2, FSW-3-3, FSW-3-4, FSW-3-5, Шицзянь-8), Яогань (Яогань-1, Яогань-2, Яогань-3, Яогань-4, Яогань-5, Яогань-6, Яогань-7, Яогань-8, Яогань-9А, Яогань-9В, Яогань-9С, Яогань-10, Яогань-11, Яогань-12, Яогань-13, Яогань-14, Яогань-15, Яогань-16А, Яогань-16В, Яогань-16С, Яогань-17А, Яогань-17В, Яогань-17С, Яогань-18, Яогань-19, Яогань-20А, Яогань-20В, Яогань-20С, Яогань-21, Яогань-22, Яогань-23, Яогань-24, Яогань-25А, Яогань-25В, Яогань-25С, Яогань-26, Яогань-27, Яогань-28, Яогань-29, Яогань-30), Гаофэнь (Гаофэнь-1, Гаофэнь-2, Гаофэнь-3, Гаофэнь-4, Гаофэнь-5, Гаофэнь-6, Гаофэнь-7, Гаофэнь-8, Гаофэнь-9, Гаофэнь-10)
Мониторинг Земли Хайян (Хайян-1, Хайян-1А, Хайян-2, Хайян-3), Цзыюань
Мониторинг окружающей среды Хуаньцзин (Хуаньцзин-1А, Хуаньцзин-1В, Хуаньцзин-1С)
Метеорологические Фэнъюнь (Фэнъюнь-1A, Фэнъюнь-1B, Фэнъюнь-1C, Фэнъюнь-1D, Фэнъюнь-2A, Фэнъюнь-2B, Фэнъюнь-2C, Фэнъюнь-2D, Фэнъюнь-2E, Фэнъюнь-2F, Фэнъюнь-2G, Фэнъюнь-3A, Фэнъюнь-3B, Фэнъюнь-3C, Фэнъюнь-4A)
Военные Цзяньбин (Цзяньбин-1 (FSW-0: FSW-0-0, FSW-0-1, FSW-0-2, FSW-0-3, FSW-0-4, FSW-0-5, FSW-0-6, FSW-0-7, FSW-0-8, FSW-0-9, FSW-0-10), Цзяньбин-1A (FSW-1: FSW-1-1, FSW-1-2, FSW-1-3, FSW-1-4, FSW-1-5), Цзяньбин-1B (FSW-2: FSW-2-1, FSW-2-2, FSW-2-3), Цзяньбин-2 (FSW-4: FSW-4-1, FSW-4-2, FSW-2-3), Цзяньбин-3 (Цзыюань-2: Цзыюань-2-01, Цзыюань-2-02, Цзыюань-2-03), Цзяньбин-4 (FSW-3: FSW-3-1, FSW-3-2, FSW-3-3), Цзяньбин-5 (Яогань-1), Цзяньбин-6 (Яогань-2), Цзяньбин-7 (Яогань-6), Цзяньбин-8 (Яогань-5), Цзяньбин-9 (Яогань-8), Цзяньбин-10
Спутники связи Серия Дунфанхун (Дунфанхун-1, Дунфанхун-2, Дунфанхун-3, Дунфанхун-4, Дунфанхун-5), Ячжоу-1 (AsiaSat 1), Серия Синьно SinoSat (Чжунсин-5B (SinoSat 1), SinoSat 1C, SinoSat 1D, SinoSat 2, SinoSat 3, SinoSat 5, SinoSat 6), Серия Чжунсин Chinasat (ChinaSat 2A)
Отслеживание целей
Навигационные
Космические обсерватории
Научные и технологические
Межпланетные станции К Луне Чанъэ (Чанъэ-1, Чанъэ-2, Чанъэ-3, Чанъэ-5Т1, Чанъэ-4, Чанъэ-5, Чанъэ-6), Луноход Юйту
К астероидам Чанъэ-2
К Марсу Инхо (Инхо-1, Инхо-2, Инхо-3), марсоход Читу
Орбитальные станции Списанные Тяньгун-1
Действующие Тяньгун-2
Запланированные Тяньгун-3
Космические корабли Списанные Шэньчжоу (Шэньчжоу-1, Шэньчжоу-2, Шэньчжоу-3, Шэньчжоу-4, Шэньчжоу-5, Шэньчжоу-6, Шэньчжоу-7, Шэньчжоу-8, Шэньчжоу-9, Шэньчжоу-10, Шэньчжоу-11)
Запланированные Шэньчжоу-12
Отменённые Шугуан, пилотируемый FSW
Транспортные корабли Списанные Тяньчжоу
Действующие Тяньчжоу-1
Запланированные Тяньчжоу-2
Ракеты-носители Действующие Великий поход (Чанчжэн) (Чанчжэн-1, Чанчжэн-1D, Фэнбао-1, Чанчжэн-2A, Чанчжэн-2C, Чанчжэн-2D, Чанчжэн-2E, Чанчжэн-2E(A), Чанчжэн-2F, Чанчжэн-2F/G, Чанчжэн-2G, Чанчжэн-3, Чанчжэн-3A, Чанчжэн-3B, Чанчжэн-3B/E, Чанчжэн-3B(A), Чанчжэн-3C, Чанчжэн-4A, Чанчжэн-4B, Чанчжэн-4C, Чанчжэн-5, Чанчжэн-5B, Чанчжэн-6, Чанчжэн-7, Чанчжэн-11), Куайтоучжэ (Куайтоучжэ-1, Куайтоучжэ-2, Куайтоучжэ-2А), Куайчжоу (Куайчжоу-1, Куайчжоу-1А, Куайчжоу-2, Куайчжоу-11)
Разрабатываемые Чанчжэн-8, Чанчжэн-9
Разгонные блоки Юаньчжэн (Юаньчжэн-1, Юаньчжэн-1А, Юаньчжэн-2)
Инфраструктура Космические городки Дунфэн (космодром Цзюцюань), космический городок Пекина, космический городок Шанхая, космический городок Вэньчан (космодром Вэньчан), космический городок Яньтая
Центры управления полётами Пекинский ЦУП, Сианьский ЦУП
Измерительные станции Список контрольно-измерительных станций Китая
Корабли Управление морскими измерительными средствами (корабли Юаньван-3, Юаньван-5, Юаньван-6 и Юаньван-7)
Космодромы Цзюцюань, Сичан, Тайюань, Вэньчан
Зоны приземления зона приземления Хошун Сыцзыван, зона приземления Дунфэн (космодром Цзюцюань)
Организации Государственные Пятое бюро министерства обороны (1956-1957), Пятое НИИ министерства обороны (1956-1965), Седьмое машиностроительное бюро (1965-1982), Бюро космической промышленности (1982-1988), Бюро воздушно-космической промышленности (1988-1993), Китайское национальное космическое управление (CNSA, с 1993 года), Китайское управление пилотируемой космонавтики (CMSEO, с 1992 года)
Коммерческие Министерство аэрокосмической промышленности (1993-1999), Китайская корпорация космической науки и технологий (CASC, с 1999 года), Китайская корпорация космической промышленности (CASIC, с 2001 года)
Научно-исследовательские Китайская академия космических технологий (CAST), Исследовательский институт технологии ракетостроения КНР (CALT), Шанхайская академия космических технологий (SAST), Китайский учебно-тренировочный институт подготовки космонавтов, Центр техники и технологий, применяемых в космосе, Китайской академии наук, Отделение исследования Луны и Дальнего космоса Китайской национальной обсерватории, Национальный центр космической науки
Прочие
Люди Учёные и конструкторы Цянь Сюэсэнь, Чжао Цзючжан, Ян Цзячи, Ян Наньшэн, Ту Шаньчэн, Ту Шоуэ, Ван Юнчжи, Ван Сицзи, Ци Фажэнь, Сунь Лайянь, Сунь Цзядун, Чэнь Фанъюнь, Чжу Мяолун, Оуян Цзыюань, Ду Цинхуа, Фань Жуйсян, Ху Хайчан, Ху Шисян, Хуан Чуньпин, Хуан Вэйлу, Лун Лехао, Луань Эньцзе, Вэй Ицин, Е Пэйцзянь, Чжуан Фэнгань, Жэнь Синьминь, Чжан Гуйтянь, Чжан Цибинь, Чжан Цинвэй, Лян Сыли, Лян Шоупань, Лю Чжэньсин, Лю Юнтань, Се Гуансюань, Цай Цзиньтао, Лу Юаньцзю, Минь Гуйжун, Ли Цзишэн, Цзян Цзе, Пань Сяньцзюэ, Чжу Сэньюань
Космонавты Ян Ливэй, Фэй Цзюньлун, Не Хайшэн, Чжай Чжиган, Лю Бомин, Цзин Хайпэн, Лю Ван, Лю Ян, Чжан Сяогуан, Ван Япин, Чэнь Цюань, У Цзе, Пань Чжаньчунь, Дэн Цинмин, Чжао Чжуаньдун, Ли Цинлун, Чэнь Дун

Ракета «Дунфэн-1» в военном музее Китайской Народной Революции

Космическая программа Китайской Народной Республики (КНР) начата в 1956 году. Первый спутник в рамках программы был запущен в 1970 году.

Хотя исторически Китай был пятой космической державой (запускающей спутники самостоятельно), к началу XXI века он стал третьей такой державой по потенциалу. Китай располагает разнообразными ракетами-носителями вплоть до тяжёлых, имеет обширный набор прикладных спутников практически всех видов, включая геостационарные, запускает межпланетные станции (АМС) к Луне и имеет программы АМС к Марсу. За 40 лет было запущено более ста спутников.

Запуск Венесуэльского спутника VRSS-1 / Mirandaс помощью ракеты-носителя «Чанчжэн-2D»«Чанъэ-3» — китайская автоматическая межпланетная станция для изучения Луны

  • В 1976 году Китай третьим в мире создал технологию возвращения спутников.
  • В 2003 году Китай стал третьей в мире космической сверхдержавой, имеющей собственную пилотируемую космонавтику.
  • В 2007 году Китай третьим в мире продемонстрировал обладание технологией противоспутниковых ракет (перехвата ИСЗ).
  • В 2007, 2013 и 2014 гг. соответственно Китай стал третьей страной с лунно-орбитальной АМС, лунно-посадочной АМС с луноходом и АМС с возвращаемым аппаратом с лунной орбиты, а в 2012 году четвёртым в мире произвёл изучение с помощью АМС астероида.
  • В 2011 году Китай запустил свою первую орбитальную станцию и произвёл первую стыковку, а также стал второй страной по количеству выполненных космических запусков, превзойдя США и уступив только России.
  • В 2012 году в Китае состоялся первый пилотируемый полёт на национальную орбитальную станцию.
  • В 2018 году Китай стал мировым лидером по космическим запускам, произведя за год 37 запусков.

Китай является одним из крупнейших игроков рынка по предоставлению пусковых услуг для других стран и организаций, а также является разработчиком и изготовителем спутников по их заказам (например, для Нигерии) и участвует в совместных программах (например, с Бразилией). В связи с развитием независимой программы национальных космических станций Китай в Международной космической станции (МКС) не участвует. В то же время он планирует предоставлять на собственных кораблях и космических станциях возможность полётов иностранных космонавтов (Нигерии, Шри-Ланки и т. д.) — подобно тому, как это ранее было начато СССР/Россией и США.

Наряду с США, Россией и Европой, Китай имеет национальную глобальную систему спутниковой навигации — «Бэйдоу». Китай объявил об обширной перспективной космической программе, включающей в ближайшем будущем создание собственной многомодульной постоянно пилотируемой орбитальной станции и в отдалённом будущем — многоразовые транспортные космические системы и пилотируемые полёты к Луне.

История

Основателем космической программы в Китае считают Цянь Сюэсэня, долгие годы (с августа 1935) жившего в США и участвовавшего во многих американских аэрокосмических разработках. После обвинений ФБР Цяня Сюэсэня в «пособничестве коммунистам» он вернулся в Китай (1955) и возглавил работы по ядерной и ракетно-космической программам Китая.

Началом космической программы Китая можно считать 8 октября 1956 года, когда в КНР была создана 5-я академия Министерства обороны, проводившая разработки, связанные с ракетной тематикой, ещё с советской помощью. В ходе исследовательских полётов геофизических ракет в 1966 году в стратосферу была запущена ракета с двумя мышами на борту, а 14 и 28 июля в ходе двух запусков ракеты T-7A — собаки.

24 апреля 1970 года Китай провёл успешный запуск своего первого спутника «Дунфан Хун-1» (кит. 东方红) (после одной неудачной попытки 16 ноября 1969 года). Благодаря данному запуску Китай стал 11-й страной с собственным спутником, но 5-й в мире и 2-й в Азии (отстав от Японии всего на несколько недель) космической державой.

Китайский научный корабль «Юаньван-2» предназначенный для космических коммуникаций, гавань Вайтемата, Окленд, Новая Зеландия

Китай имел три программы создания пилотируемых космических кораблей. В случае реализации начатой в конце 1960-х гг первой программы «Шугуан» в планировавшийся срок (1973 год) Китай всего через 3 года после запуска своего первого спутника Дунфан Хун-1 и всего через 12 лет после СССР и США стал бы в мире третьей космической державой, однако программа была прекращена в 1972 году, до достижения результата, по экономическим и политическим причинам.

В конце 1970-х — начале 1980-х на базе спутников FSW существовала вторая китайская пилотируемая программа, которая была частично рассекречена и официально также прекращена без результата (хотя есть утверждения, что она была остановлена после неудачного запуска первого тайконавта в декабре 1978 или январе 1979).

В 1990-е годы специалисты украинского ВПК сыграли значительную роль в ракетной программе Китая, который в качестве двигателя для своих космических программ использовал советский РД-120. Тогда «Южмаш» и его сотрудники помогли наладить его массовое производство в Поднебесной и дали старт китайскому ракетостроению.

С 1993 года космическую программу координирует Национальное управление по исследованию космического пространства Китая, состоящее из департаментов генерального планирования, науки, технологий и контроля качеств, системных разработок, международного сотрудничества.

Реально космической сверхдержавой с пилотируемой космонавтикой Китай стал в 2003 году, по третьей пилотируемой программе «Шэньчжоу» — Проекту-921, преобразованному в 1992 году из Проекта-863 1986 года.

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

В 2018 г. Китай запустил 38 ракет (США — 17).

Проекты

Пилотируемая программа Проект-921

Основная статья: Шэньчжоу (космическая программа)Пилотируемый космический корабль «Шэньчжоу»

С 1992 года в Китае реализовывается трёхэтапная программа пилотируемой космонавтики Проект-921. Проект состоит из следующих стадий: 921-1 — создание пилотируемого космического корабля; 921-2 — создание посещаемых пилотируемых орбитальных станций-лабораторий с освоением технологии стыковки; 921-3 — создание постоянно пилотируемой долговременной многомодульной орбитальной станции-комплекса.

921-1

Экипаж космического корабля Shenzhou 9

Проект 921-1 создания пилотируемых кораблей «Шэньчжоу» (кит. 神舟), получил утверждение и финансирование в 1992 году для четырёх пробных беспилотных испытательных полётов и последующих пилотируемых миссий.
После беспилотных полётов с 1999 года корабль «Шэньчжоу-5» вывел первого тайконавта Ян Ливэя (кит. 杨利伟) на орбиту 15 октября 2003 года.
«Шэньчжоу-6» в 2005 году стал первым многоместным китайским кораблём.
В миссии «Шэньчжоу-7» 2008 года тайконавты Чжай Чжиган (кит. 翟志刚) и Лю Бомин (кит. 刘伯明) выполнили первый выход в открытый космос. На корабле «Шэньчжоу-9» в 2012 году впервые была запущена женщина-тайконавт, а другой тайконавт отправился во 2-й полёт.

921-2

В 2011 году запущен «Тяньгун-1» (кит. 天宫一号) — 8-тонная орбитальная лаборатория (целевой модуль), являющаяся первым этапом создания китайских пилотируемых орбитальных станций. К ней было осуществлено 3 экспедиции — «Шэньчжоу-8» (беспилотный), «Шэньчжоу-9», «Шэньчжоу-10» (пилотируемые). В дальнейшем намечен запуск ещё двух посещаемых экипажами (из 2 тайконавтов) станций данной серии увеличенного размера — космической лаборатории «Тяньгун-2» в 2016 году и космической станции «Тяньгун-3» позднее 2017 года.

921-3

Далее около 2020 года на базе «Тяньгун-3» будет начато строительство третьей в мире (после советского комплекса станции «Мир» и МКС) многомодульной постоянно пилотируемой орбитальной станции со сроком службы 10 лет, включающей центральный жилой модуль и два модуля-лаборатории. Через два года она начнёт функционировать. Масса станции, не включая корабли, составит 60 тонн, экипаж — три или более тайконавтов, каждая группа космонавтов будет работать на станции посменно в течение трех-шести месяцев.

Наклонение орбиты — 42-43 градуса, высота орбиты — 340—450 километров. Будет создан также автоматический грузовой корабль для снабжения станции. В дальнейшем к 2025 году станция будет наращена ещё несколькими модулями и платформами.

Многоразовые транспортные космические системы

Основная статья: Шэньлун

Китай ведёт разработку перспективных многоразовых транспортных космических систем следующего поколения. Создан и проходит атмосферные испытания прототип космоплана «Шэньлун».

Освоение Луны

Основная статья: Лунная программа Китая

Китай, при благоприятном стечении обстоятельств, является претендентом на выигрыш в «лунной гонке за второе место» (за то, чтобы стать второй страной, обеспечившей высадку человека на Луну) в случае невозобновления аналогичных планов США и нереализации или затягивания планов России, Европы, Японии, Индии. Китай планирует пилотируемые полёты к Луне около 2020 года и строительство лунной базы к 2050 году. Для этого будет создана сверхтяжёлая ракета-носитель «Чанчжэн-9».

На пути к этой перспективной цели в настоящее время в Китае идёт осуществление программы исследования Луны автоматическими средствами.

В октябре 2007 года был запущен «Чанъэ-1» — первый китайский искусственный спутник Луны. С этой АМС Китай стал третьей (после СССР и США) страной, начавшей независимое исследование Луны.

Затем была запущена станция «Чанъэ-2», а 14 декабря 2013 года произведена первая посадка на Луну китайской станции «Чанъэ-3» с луноходом «Юйту».

23 октября 2014 года был запущен «Чанъэ-5Т1» для эксперимента с возвращением на Землю с лунной орбиты. Спутник совершил облёт Луны. Спускаемый аппарат вошёл в атмосферу и приземлился 31 октября 2014 года. КНР стала третьей (после СССР и США) страной с технологией спускаемых аппаратов после полёта к Луне.

Следующие этапы включают запуск в конце 2014 года комплексной орбитально-посадочной лунной АМС «Чанъэ-4» и создание к 2017 году АМС «Чанъэ-5», возвращающей лунный грунт, а после 2020 года — отправку на Луну человека.

См. также: Лунная программа и Колонизация Луны

Прочие межпланетные проекты

Станция «Чанъэ-2» после Луны провела в 2012 году изучение с пролётной траектории астероида Таутатис.

Китай вслед за СССР/Россией, США, Японией, Индией и Евросоюзом начинает исследования Марса. Его первая марсианская межпланетная станция «Инхо-1», которая должна была стать искусственным спутником Марса, была запущена и затем упала в океан вместе с российской АМС «Фобос-Грунт» в 2011 г.

В дальнейшем Китай планирует запускать другие собственные марсианские и прочие АМС, а также участвовать в российской АМС «Марс-Грунт», возвращающей марсианский грунт.

Примечания

  1. Китайцы научились сбивать космические спутники (недоступная ссылка)
  2. China’s Military Space Power Growing (англ.)
  3. China launches more rockets than US, Russia in 2018 (англ.). Global Times (25 December 2018). Дата обращения 3 января 2019. Архивировано 25 декабря 2018 года.
  4. Китай обживает космос
  5. В этом году Китай выполнит более 20 космических миссий // Росбалт
  6. Будущая космическая станция Китая предоставит китайским и зарубежным ученым платформу исследования и использования космического пространства (недоступная ссылка). Дата обращения 24 августа 2012. Архивировано 8 ноября 2011 года.
  7. Китайская космическая лаборатория будет выведена на орбиту до 2016 года Архивная копия от 1 марта 2013 на Wayback Machine // russian.news.cn, март 2011
  8. Китай сможет в будущем отправлять зарубежных космонавтов в космос (недоступная ссылка). Дата обращения 24 августа 2012. Архивировано 1 марта 2013 года.
  9. There is a possibility of Sri Lanka sending an astronaut into space in less than four years (недоступная ссылка). Дата обращения 24 августа 2012. Архивировано 26 октября 2012 года.
  10. Ли Пэн и другие руководители наблюдали успешный запуск космического корабля «Шэньчжоу-4» // Жэньминь жибао
  11. 《2006年中国的航天》白皮书全文 (недоступная ссылка). Дата обращения 3 января 2009. Архивировано 21 марта 2009 года.
  12. Китай. Полёты на геофизических ракетах
  13. Зарубежное военное обозрение №12, 2008
  14. Chinese Manned Capsule 1978 Архивировано 28 августа 2012 года.
  15. Второй этап китайской пилотируемой космонавтики
  16. Северокорейские ракеты взлетели на украинских двигателях? // 14 авг 2017
  17. Project 921 Human Spaceflight Programme (Phase-I) (недоступная ссылка). Дата обращения 3 января 2009. Архивировано 23 января 2009 года.
  18. Китай планирует запуск орбитальной космической станции (рус.), Российская газета (28 марта 2018). Дата обращения 29 марта 2018.
  19. Будущее китайской пилотируемой космической программы
  20. 1 2 Китайский луноход Юйту впервые высадился на Луне
  21. «Chinese space program.» http://en.wikipedia.org/w/index.php?title=Chinese_space_program&oldid=261628627 — Wikipedia, 3 Jan 2009, 07:22 UTC. 3 Jan 2009
  22. Цуй Чжэн. Научно-техническое сотрудничество РФ и КНР в контексте инновационного развития стран БРИКС. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. — М., 2015. — С. 169, 171
  23. Цуй Чжэн. Научно-техническое сотрудничество РФ и КНР в контексте инновационного развития стран БРИКС. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. — М., 2015. — С. 169.
  24. Chang’e 4 : le voyage vers la face cachée de la lune commence (фр.). East Pendulum (9 décembre 2018). Дата обращения 3 января 2019. Архивировано 19 декабря 2018 года.
  25. China launches more rockets than US, Russia in 2018 (англ.). Global Times (25 December 2018). Дата обращения 3 января 2019. Архивировано 25 декабря 2018 года.
  26. Буров А. Китай вывел на орбиту робота-манипулятора для борьбы со спутниками // Зарубежное военное обозрение. — 2013. — № 10 (октябрь). — С. 91-92. — ISSN 0134-921X.
  27. Bill Gertz. Stratcom: China Moving Rapidly to Deploy New Hypersonic Glider (англ.). www.freebeacon.com (22 January 2016). Дата обращения 1 сентября 2017.
  28. Пентагон признал потерю США превосходства в космосе из-за России и КНР // Взгляд, 1 мая 2019

Программы космических исследований

Космодромы

Цзюцюань • Тайюань • Вэньчан • Сичан

Учёные

Космонавты

Ян Ливэй • Фэй Цзюньлун • Не Хайшэн • Цзин Хайпэн • Лю Бомин • Чжай Чжиган • Лю Ван • Лю Ян • Чжан Сяогуан • Ван Япин • Чэнь Дун

боевом использовании китайцами пороховых ракет относятся к 960 году, когда с их помощью были остановлены орды монгол-завоевателей. А уже в 1232 году в Китае были созданы ракетные установки для залпового огня и ракеты с дальностью полета до 9 километров.

Приблизительно 1500 годом датируется знаменитая легенда о попытке китайского мандарина Ван Гу отправиться в космос. Для этого он закрепил на своем троне 47 пороховых ракет и 47 его слуг одновременно поднесли факелы к их запалам. Как гласит легенда,вслед за этим последовал мощный взрыв. Когда дым рассеялся, очевидцы не увидели на «стартовой площадке» ни Ван Гу, ни его аппарата, ни слуг…

Конечно, Ван Гу не мог даже теоретически достигнуть космического пространства. Вероятнее всего, он стал одной из первых «жертв» ракетостроения. Но сам факт такой попытки,если, конечно, она была предпринята,или лишь намерение совершить такой полет, говорит об уровне развития «ракетостроения».

В эти же годы «первичные» китайские ракетные технологии получили распространение в Европе и Азии. А вот в Китае, напротив, — о ракетах стали постепенно забывать. Как всегда,в дело вмешалась политика, и вопросы прогресса были отодвинуты на второй план в угоду удовлетворения амбиций властных групп, не умеющих мыслить масштабно и на перспективу. Такое положение вещей сохранялось довольно долго.

Вновь к работам по ракетной тематике в Китае вернулись только в 1956 году. Считается, что тогда

было положено начало китайской космической программе. В то время СССР и КНР связывали тесные дружеские отношения, и в рамках двухсторонних соглашений из Советского Союза Китаю были переданы некоторые образцы ракетной техники (в том числе и баллистические ракеты средней дальности Р‑2), а также документация к ним. Многие китайские специалисты прошли курс обучения азам ракетостроения в нашей стране. В 1960 году состоялся успешный запуск первой китайской баллистической ракеты DF‑1, которая была практически копией советской Р‑2.Работы по ракетной тематике в Китае возглавил Цянь Сюэсэнь. Он долгие годы проживал в США, участвовавал в создании американских межконтинентальных баллистических ракет, но во времена «охоты на ведьм» был отстранен от проекта и вынужден вернуться на родину. Именно его сегодня называют «отцом китайской космонавтики» за тот вклад, который он внес в становление Китая как космической державы. Осложнение отношений между нашими странами в начале 1960‑х привели к прекращению технического сотрудничества, но ускорило самостоятельные разработки ракетной и космической техники в Китае. Эти работы в то время в значительной степени носили военный характер.Однако, начиная с 1968 года спектр решаемых задач значительно расширился. В КНР был создан Исследовательский институт космической медицины и инженерии, заработали программы подготовки тайконавтов (космонавтов), правительство страны уделяло большое внимание развитию космических технологий, в том числе для мирного использования космоса. Результатом стал запуск 24 апреля 1970 года спутника «Дунфан Хун‑1».И пусть этот простейший космический аппарат транслировал с орбиты на Землю лишь одну единственную мелодию «Алеет восток», но он позволил Китаю стать пятой в истории страной, обладающей технологией запуска спутника. В 1970‑х годах происходило становление китайской космонавтики. Темпы были не высокими — с 1970 по 1979 год на орбиту были выведены восемь спутников, — но при этом удалось заложить основу для дальнейшего решения прикладных задач (связь, навигация, метеорология, дистанционное зондирование Земли,разведка). В следующее десятилетие началось развертывание спутниковых группировок народнохозяйственного назначения. В этот же период удалось решить и такие важные задачи, как возвращение космического аппарата на Землю и вывод космических аппаратов на геостационарную орбиту.С 1980 по 1989 год были выполнены 15 успешных космических запусков. Последнее десятилетие ХХ века характеризуется бурным развитием китайской экономики. Не осталась в стороне и космонавтика, сделавшая существенный рывок в развитии. Возросло количество китайских космических аппаратов, увеличилась продолжительность их работы, расширился круг решаемых задач. В начале 1990‑х Китай вышел на мировой космический рынок, предоставляя услуги по запуску спутников, а также по их разработке и изготовлению. Существенно расширился спектр услуг,которые стали предоставляться наземным потребителям. В этот же период началась реализация программы пилотируемого полета. Надо отметить, что большую роль в том, что Китаю удалось отправить человека в космос, принадлежит России. К концу прошлого века восстановились добрососедские отношения двух стран и возобновилось сотрудничество в ракетной и космической сферах. Как и за сорок лет до этого,китайские специалисты стали вновь приезжать в нашу страну и учиться тому, в чем еще не были сильны. Одновременно китайские компании стали активно закупать в России оборудование, которое могло быть использовано для обеспечения пилотируемого полета. В частности,были закуплены спускаемый аппарат российского корабля «Союз», стыковочный узел, гамма-лучевой высотомер, скафандр, система жизнеобеспечения и ряд других агрегатов корабля. Несмотря на то, что документация при этом не поставлялась (или поставлялась в сильно сокращенном виде), китайские специалисты смогли использовать закупленную технику для разработки соответствующих аналогов. Надо признать, изготовление аналогов узлов и агрегатов стало лишь первым шагом, который сделали китайские специалисты на пути создания своего космического корабля «Шеньчжоу‑1» («Небесная ладья»).Вскоре они разработали собственные технические средства, которые не уступали,

а порой и превосходили тот задел, который был приобретен в России. Например, китайские корабли имеют в своем составе орбитальный отсек, который после завершения пилотируемой миссии способен около шести месяцев находится в автономном космическом полете и обеспечивать выполнение программы научных и технических экспериментов. Первый полет корабля «Шень-чжоу‑1» в беспилотном варианте состоялся в ноябре 1999 года; он был приурочен к 50‑летию КНР и прошел успешно. Корабль пробыл в космосе 21 час. После приземления спускаемого аппарата даже сторонним наблюдателям стало ясно, что Китай близок к тому, чтобы отправить человека в космос. Пилотируемый полет был предусмотрен пятилетним планом в области освоения космического пространства (2001–2005 годы). Кроме того, планировалось в течение этих лет разработать новое поколение телекоммуникационных и метеорологических космических аппаратов, создать новые типы носителей семейства «Великий поход», начать развертывание навигационной системы «Бейдоу», а также обосновать необходимость изучения Луны и других планет. В эти же годы впервые прозвучали слова о намерении Китая в обозримом будущем(ориентировочно в 2020‑х годах) высадить своих космонавтов на поверхность естественного спутника Земли.

Планы последовательно воплощаются в жизнь. Перед тем, как отправить человека на околоземную орбиту,были совершены еще три полета кораблей «Шеньжоу» в беспилотных вариантах. В 2001 году на борту «Шень-чжоу» в космос отправились собака,другие животные, растения и микроорганизмы. В последующих полетах отправлялись манекены космонавтов с целью отработки очередных элементов будущей пилотируемой миссии, которая состоялась 15 октября 2003 года. Пилотировавший корабль «Шеньчжоу‑5» Ян Ливей провел на орбите 21 час 22 минуты, совершив 14 витков вокруг Земли. Китай стал третьей страной, отправившей человека в космос и обеспечившей возвращение его на Землю.

В 2005 году был совершен второй пилотируемый полет, на этот раз с экипажем из двух человек. Их полет продолжался почти пять дней. Были испытаны системы ручного управления кораблем и жизнеобеспечения.На Земле была апробирована методика восстановления космонавтов после относительно длительного полета. Но по-настоящему «звездный час» наступил для китайской космонавтики в период 2006–2011 годов. Китайским специалистам удалось ощутимо потеснить своих конкурентов. Такие космические державы как Япония, Индия,Иран, Израиль и даже Европейский союз остались далеко позади, а «законодатели космической моды», Россия и США, были вынуждены признать появление на космических трассах третьего полноправного игрока. Китайская космонавтика сегодня За последние пять лет китайская космонавтика достигла многого.Можно даже утверждать, что темпы ее развития превосходили темпы развития китайской экономики в целом.В области пилотируемой космонавтики знаковыми стали несколько событий. Во‑первых, выход в открытый космос, совершенный 27 сентября 2008 года. Космонавт Чжай Чжиган был облачен в скафандр «Фэйтянь»,разработанный в КНР. Страховавший его космонавт Лю Бомин был одет в российский скафандр «Орлан М» и находился внутри разгерметизированного грузового отсека корабля.Выход длился 25 минут. Во‑вторых, запуск лабораторного модуля «Тяньгун‑1» («Небесный дворец») с последующей его стыковкой с беспилотным кораблем «Шеньчжоу‑8» осенью 2011 года. Это позволило протестировать технику маневрирования при сближении с космической станцией и процедуру самой стыковки. Тем самым была заложена основа для развертывания на околоземной орбите китайской космической станции. В‑третьих, полет летом 2012 года пилотируемого корабля «Шень-чжоу‑9» с космонавтами Цзин Хай-пэном, Лю Ванном и первой китайской женщиной-космонавтом Лю Ян. Через двое суток после старта корабль в ручном режиме был состыкован с модулем «Тяньгун‑1». Работа в модуле продолжалась полторы недели, после чего космические аппараты были расстыкованы и космонавты возвратились на Землю. В 2007 году стартовала китайская лунная программа. Состоялись полеты к ночному светилу двух межпланетных станций — «Чанъэ‑1» и «Чаньэ‑2». Первая из них провела на окололунной орбите 16 месяцев, завершив свою миссию в марте 2009 года. В результате исследований была составлена подробная трехмерная карта Луны. С помощью «Чанъэ‑2» были выбраны места будущих посадок лунных зондов. Запуск одного из них запланирован на 2013 год. На Луну должен быть доставлен луноход, который будет использовать источник энергии на радиоактивных изотопах. В ходе миссии «Чаньэ‑2» китайскими специалистами был продемонстрирован инновационный подход к решению важной задачи. Завершив исследования на селеноцентрической орбите, космический аппарат не упал на поверхность Луны, как его предшественник, а был направлен в точку либрации L2 для продолжения своей работы. Надо отметить, что подобный маневр был осуществлен впервые в мире. Но, как оказалось, и это было еще не все. В апреле 2012 года, проведя изучение космического пространства в точке либрации, межпланетный зонд продолжил свой полет. Его новой целью стал астероид (4179) Таутатис, близ которого «Чанъэ‑2» должен пролететь 6 января 2013 года. Предполагалось, что в 2011 году Китай приступит к изучению Марса. Для этого на борту российской межпланетной станции «Фобос-Грунт» был установлен китайский микроспутник «Инхо‑1», который должен был отделиться от основного аппарата после прибытия станции в окрестности Красной планеты. К сожалению,миссия «Фобос-Грунта» закончилась провалом. Эта авария заставила китайских специалистов пересмотреть свои планы. Как сообщил совсем недавно академик Оуян Цзыюань, до 2030 года Китай намерен осуществить проект зондирования Марса в три этапа: глобальное дистанционное зондирование Марса, автоматический сбор образцов на планете и возвращение их на Землю. К 2011 году Китай занял второе место в мире по интенсивности своей пусковой космической деятельности.За год было произведено 19 пусков ракет-носителей, из которых 18 были успешными и один — аварийным. По этому показателю Китай уверенно занял второе место в мире, опередив США и уступая лишь России. В конце 2011 года была введена в тестовую эксплуатацию навигационная система «Бейдоу». Возможность получать информацию от спутников орбитальной группировки получили пользователи в Китае и сопредельных странах. По своим параметрам она мало в чем уступает американской системе GPS и российской ГЛОНАСС,но обходится существенно дешевле потребителям. Если такие цены сохранятся и в будущем, то «Бейдоу» может составить существенную конкуренцию другим глобальным навигационным системам. Как американский и российский аналоги, система «Бейдоу» имеет двойное назначение. В первую очередь она предназначена для обеспечения потребностей Народной освободительной армии Китая (НОАК),а во вторую — удовлетворение нужд китайского народного хозяйства. Возможность коммерческого использования китайской навигационной системы стоит лишь на третьем месте,но, тем не менее, предполагает получение солидной прибыли.

В минувшие пять лет в Китае было завершено формирование национальной системы спутниковой связи. На геостационарной орбите в настоящее время успешно функционируют космические аппараты собственного изготовления.

В последние годы телекоммуникационные спутники китайского производства были запущены в интересах Венесуэлы, Пакистана и Нигерии. В планах — запуск спутника для Лаоса.

В области метеорологии Китай сейчас эксплуатирует спутники второго поколения «Фэньюнь‑3 А». Космический аппарат оснащен десятком современных приборов дистанционного зондирования, в том числе пятиканальным устройством получения мультиспектральных изображений разрешением 250 метров. Он призван сыграть важную роль в области прогнозирования климата, контроля экологической обстановки и мониторинга стихийных бедствий.

Большое внимание в 2006–2011 годах было уделено созданию и запуску спутников дистанционного зондирования Земли, как гражданского, так и военного назначения.К настоящему времени на орбите развернута целая сеть таких космических аппаратов. Армия Китая имеет в своем

распоряжении оптические спутники «Цзыюань» и радиолокационные «Яогань». Для прочих потребителей были созданы их гражданские аналоги,а также разработан китайско-бразильский спутник семейства CBERS.

К спутникам дистанционного зондирования Земли относятся и океанографические спутники типа «Хайянь»,а также малые космические аппараты мониторинга окружающей среды и контроля катастроф «Хуаньцзин». Все эти аппараты составляют единую систему наблюдения за поверхностью Земли. В КНР развернуто полномасштабное строительство системы наблюдения с высоким разрешением. Она является одним из 16 специальных проектов научно-технического значения, входящих в китайскую программу развития науки и техники на период с 2006 до 2020 гг.

Ведутся и работы прикладного назначения. Для проведения научных исследований и экспериментов используются аппараты типа «Шиц-зянь», регулярно выводимые на околоземную орбиту в последние годы.

На сегодня в Китае разработан и испытан ряд систем вооружения, которые могут быть применены

и в космическом пространстве.В последние годы были проведены натурные испытания системы противоракетной обороны и противоспутниковой системы (в январе 2007 года был сбит отработавший свое китайский метеорологический спутник, существенно загрязнив околоземную орбиту). Китайское правительство не намерено размещать эти системы на околоземной орбите сейчас,но имеет возможность их развертывания при необходимости.

С расширением масштабов космической деятельности, КНР развивает нормы и правила поведения в космосе — космическое право. К настоящему времени еще не выработано единое космическое законодательство,но работы в этом направлении ведутся широким фронтом (регистрация космических объектов, лицензирование космической деятельности и экспорта космической продукции, борьба с космическим мусором, защита интеллектуальной собственности).

Перспективы китайской космонавтики

Планы на будущее охватывают все сферы космической деятельности: пилотируемую космонавтику, изучение Луны и планет, создание орбитальных группировок спутников различного назначения. Свое отражение эти планы нашли в программе освоения космического пространства на ближайшие пять лет (2012–2016 гг.),а также в набросках программы на длительную перспективу до 2030 года.

О реальных затратах Китая на космические исследования официальных данных нет. По оценкам экспертов,в настоящее время они превышают 7 млрд. долларов в год и продолжают стремительно расти. По этому показателю Китай занимает второе место в мире, уступая лишь США. При этом надо учитывать, что речь идет только о «гражданской» составляющей расходов. Сколько тратят на космос китайские военные, — нет даже приблизительных данных. А они,например, полностью финансируют лунную программу.

В области пилотируемой космонавтики предполагается продолжить работы по созданию орбитальной космической станции. Для этого в конце 2012 или в начале 2013 года должен стартовать пилотируемый корабль «Шеньчжоу‑10». Экипажу предстоит продолжить работу в модуле «Тяньгун‑1». Не исключено, что в этой миссии примет участие и еще один космический аппарат — беспилотный «Шень-чжоу‑11» или грузовой транспортный корабль, который в настоящее время разрабатывается для снабжения орбитальной станции.

В 2015–16 годах предполагается запуск модулей «Тяньгун‑2» и «Тяньгун‑3», которые, состыковавшись, позволят длительное время работать на борту этой экспериментальной станции экипажу из трех космонавтов.

Завершить создание орбитальной станции Китай намерен к 2020 году.Тогда ожидается возможность обеспечить регулярную смену экипажей на ее борту. Не исключено, что к тому времени китайская станция станет единственной внеземной базой, обеспечивающей постоянное присутствие человека в космосе. По имеющимся на данный момент планам, к 2020 году Международная космическая станция (МКС) должна быть сведена с орбиты.Особо отметим, что в проекте МКС помимо РФ и США участвуют еще 21 страна (КНР не участвует). Таким образом, Китай пытается делать в одиночку то, что 23 технологически развитые страны делают совместно.

В перспективе предполагается создать и другие пилотируемые космические системы, в том числе и многоразовые. Они должны быть значительно большими по размеру, чем корабли серии «Шеньчжоу», обладать большими функциональными возможностями, чем современные корабли, обеспечить решение задач, которые намечены в Китае на 2020–2030‑е годы. Но это дело относительно отдаленного будущего — пока новые пилотируемые корабли существуют только в набросках.

В ближайшие годы продолжится выполнение лунной программы Китая. На 2012–2016 годы намечено выполнение второго ее этапа. При этом предполагается отработать технологию мягкой посадки космического аппарата на поверхность Луны,разработать типовую платформу для доставки на лунную поверхность различного оборудования, а также создать мобильные средства для движения по поверхности естественного спутника.

Центральным событием второго этапа должна стать доставка на лунную поверхность лунохода. Предполагается, что он проедет около 10 километров и будет изучать строение грунта,камней и следов лунной атмосферы.Всего в рамках второго этапа предполагается осуществить две-три мягкие

посадки с целью сбора основных данных для создания научной станции на поверхности Луны.

На 2017–2020 годы намечено выполнение третьего этапа китайской лунной программы. Запланирована установка на посадочный модуль бурового оборудования, которые позволит взять образцы грунта с разной глубины и с помощью миниатюрного возвращаемого аппарата доставить на Землю. Общий вес образцов должен составить около 1 килограмма.

Этот шаг китайские специалисты считают крайне важным для выбора будущего места размещения лунной базы, создание которой возможно в конце 2020‑х годов. При этом планируется решать не только научные вопросы, но и задачи по эксплуатации лунных недр. В частности, китайских специалистов интересуют залежи воды в виде льда в подповерхностном лосе лунного грунта, месторождения железа, а также, как отдаленная

перспектива, возможность добычи на Луне гелия‑3, используемого в качестве термоядерного топлива.

Исследование Луны — лишь первый шаг Китая по изучению и освоению космоса. В планах — куда

более масштабные проекты по изучению Марса, Солнца, Венеры, Юпитера и других небесных тел Солнечной системы. В ближайшие пять лет запланировано поддержание в рабочем состоянии и расширение орбитальных группировок навигационных, телекоммуникационных, метеорологических и зондирующих спутников.Например, навигационная система «Бейдоу» должна быть развернута в полном объеме, а ее коммерческая составляющая к 2015 году должна принести прибыль в размере 225 миллиардов юаней (около 25 миллиардов долларов).

Большое внимание предполагается уделить разработке новых метеоспутников. Уже утвержден проект спутников «Фэньюнь» третьего поколения. А первый космический аппарат данного типа должен быть запущен в 2013 году. Всего до 2020 года предполагается запустить 12 аппаратов второго и шесть — третьего поколения. По замыслу китайских конструкторов это позволит удовлетворить все национальные нужды, а также широко распространять метеоданные на коммерческой основе.

Прогнозируется активное «вторжение» китайских спутниковых технологий на внешний рынок. Высокий спрос ожидается на наземное оборудование, а также спутники связи и спутники дистанционного зондирования Земли. Китай намерен сохранить достигнутую к 2011 году интенсивность космических запусков. В период на 2012–16 годы запланирован запуск 100 ракет. Для обеспечения столь активной деятельности ведется разработка новых ракет-носителей «Великий поход» с индексами 5, 6 и 7. По сравнению с ныне эксплуатируемыми ракетами они будут обладать большей грузоподъемностью, использовать более совершенные двигатели,системы управления полетом и другие служебные системы.

Для обеспечения нужд китайской космонавтики в настоящее время используются три центра запусков спутников: Тайюань, Сичан и Цзю-цюань. Размах планов потребовал создания еще одной стартовой площадки. Сейчас на острове Хайнань на юге страны ведется сооружение стартовых столов, технических позиций и систем коммуникации. Начало функционирования нового космодрома ожидается в ближайшее время. Предполагается,что с него будут стартовать носители,предназначенные для вывода грузов на геостационарную орбиту.

Думается, планируя собственную деятельность в космосе, России следует иметь в виду успешный опыт и взгляды на будущее наших китайских партнеров и конкурентов. Возможно, и нам есть чему у них проучиться…

Авторы благодарны президенту СПбГПУ академику РАН Ю. С. Васильеву и генеральному конструктору РКК «Энергия» им. С. П. Королева члену-корреспонденту РАН В. А. Лопоте за инициирование настоящей работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Железняков, А. Б., Кораблев,В. В. Опыт освоения космоса Китайской Народной Республикой, Научно-технические ведомости СПбГПУ (наука и образование), 2–2 (147) с. с. 13–21, 2012.

2. Салахутдинов, Г. М. Космонавтика в Китае /Г. М. Салахутдинов, Т. Н. Желнина//»Земля и Вселенная». — 1989, № 6.

3. Борзенко, В. Космонавтика Китая /В. Борзенко//Аэрокосмическое обозрение. — 2003, № 1.

4. Белая книга «Деятельность Китая в космосе в 2011 году» (China’s Space Activities in 2011) //Chinapress,2011.