Как сочинить музыку

От пещеры до радости. Как появилась музыка, где и, главное, зачем

Мы точно не знаем, когда человек начал петь и играть на музыкальных инструментах. Но мы почти уверены: то, что начало петь и играть на музыкальных инструментах, человеком еще не было. Уверенность эта появилась совсем недавно, а еще лет пятьдесят назад весь научный мир вполне придерживался марксистско-энгельсской точки зрения на музыку: человек-де изобрел ее, чтобы ритмичными выкриками синхронизировать действия команды, которая выполняет требующую слаженности совместную работу. К примеру, надо перенести тушу мамонта или закатить на гору валун, которым хорошо будет прикрыть вход в пещеру. Словом, «Эх, дубинушка, ухнем!» — исток музыкальной традиции человечества.

Пение также идеально подходило для ритмизации монотонной деятельности: «Трись, шкура, трись — будет сыну доха. Варись, горох, варись — будет дочке каша».

Замечательная позитивная теория, которая, правда, совершенно игнорировала тот факт, что вокруг трудящегося человека день-деньской распевали песенки представители видов, в трудолюбии не замеченных и мамонтами не промышлявших. И их бодрые «чик-чирик» и «ква-ква» не делались от этого менее ритмичными и музыкальными.

В конце концов отдельные граждане начали задаваться вопросом: если всякие синички поют потому, что хотят размножаться, то почему для человека непременно нужно было придумывать какой-то другой мотив? Кхм… музыка у нас для этого тоже еще как используется! Одни серенады чего стоят. Оставим пока этих граждан задумываться и дальше и посмотрим, что тем временем происходит за забором, отделяющим физику от метафизики.

Музыка сфер

У идеалистов и романтиков, как всегда, все было куда красочнее и понятнее. Музыка — это дар богов, начальная вибрация мироздания, голос ангелов. Она усмиряет зверей, двигает камни, создает вселенные. «Из наслаждений жизни одной любви музы´ка уступает». Арфу изобрел Аполлон, лиру — Гермес, свирель — Афина. Бодхисатва спустился с неба, чтобы помочь Тосикагэ сделать семь лютен кото из священной ветви удумбара.

Люди с хорошим слухом обычно эмоциональнее

В общем, идея понятна: музыка — высшая форма существования информации, позволяющая человеку, встав на цыпочки, одним глазком заглянуть в мир непознаваемого. Именно поэтому она способна так тревожить душу. Любовь к музыке чиста, как любовь к красоте природы, в ней нет ничего эгоистичного, потребительского, похотливого. Она иррациональна, а все иррациональное идеалистами очень ценится за то, что от него никакой пользы нет.

Кстати, птичкам, лягушкам и цикадам в этой картине тоже нашлось место. Все они, пищащие, булькающие и свистящие, — участники хора, который единой песней Земли славит Господа. Прелесть, правда?

Однако разные животные на музыку реагируют по-разному. Собаки ее явно распознают и даже иногда могут «подпеть». Лошади могут гарцевать под марши. Певчие птицы охотно слушают радио и иногда пытаются повторять понравившуюся им песенку. Кошка разве что ухом недовольно поведет на особо хриплый вой из динамиков. А вомбату какому-нибудь ставь хоть Моцарта, хоть Мэнсона — в ответ будет полный игнор, и морковный хруст не станет ни на йоту ритмичнее. И в этой разнице реакций скрывается ответ на вопрос, отчего музыка кажется нам такой прекрасной.

Люди как птицы

На самом деле не были правы ни идеалисты, ни материалисты, причем последние ошибались даже больше, чем первые.

Музыка нравится людям по одной-единственной причине: мы принадлежим к видам, для которых звуковые сигналы играют важную роль в жизни, а ритмичность этих сигналов, их тональность всегда были для нас способом передачи информации от особи к особи. Иначе говоря, человеческий язык начался не со слов в современном их понимании, а с пения, с передачи эмоций и смыслов тональностью и ритмом. Пожалуй, первым об этом догадался Чарлз Дарвин, который в 1871 году написал буквально следующее: «Звуки, издаваемые птицами, в некотором отношении имеют чрезвычайное сходство с языком… Язык может восходить к пению, которое могло дать начало словам, выражающим различные сложные эмоции». Сегодня это предположение Дарвина считается совершенно верным. В прошлом году Массачусетский технологический университет (США) представил обширное исследование, подтверждающее эту гипотезу.

Чарльз Дарвин

Сигеру Мигаява, ведущий автор проекта, указывает, что лишь 70–80 тысяч лет назад наши предки начали осваивать лексическую составляющую речи, вводя это новшество в привычные мотивы. До тех пор мы не говорили, а распевали, как ангелы в раю. Наши голосовые связки и речевой аппарат — один из сложнейших музыкальных инструментов в природе — убедительно свидетельствуют, что человек существо поющее. И до сих пор интонации для нас имеют большее значение, чем смысл слов (будь это не так, у сарказма не было бы ни малейших шансов на выживание).

Сигеру Миягава

Удивление, грусть, радость, страх, мольба — практически любую эмоцию человек может донести до другого, вне зависимости от того, на каких языках они при этом говорят. На самую древнюю форму речи проклятие Вавилонской башни не распространилось. Более того, другие групповые животные или животные-синантропы тоже могут донести до нас свои переживания. При некоторой тренировке мы распознаем и грусть в мычании коровы, и недовольство в кошачьем мяуканье, и восторг в собачьем лае. А вот чтобы понять, что не так, например, с вомбатом, нам придется щупать ему нос и пихать в попу градусник. Потому что вомбат как животное, прямо скажем, антисоциальное, не сумеет исполнить нам арию о своих страданиях. Не обучен-с.

Человеческий язык начался с пения

Вот еще пять любопытных фактов, связанных с тем, что петь мы начали раньше, чем говорить.

  • Мы легко запоминаем ритмический текст (песни и стихи помним намного лучше и дольше, чем прозу).
  • Даже профессиональная аудитория воспринимает интонации оратора лучше, чем сказанные им слова. Проводились эксперименты, когда перед профессиональными собраниями (медиков, филологов и др.) выступал актер, живо и эмоционально произносивший в целом бессмысленный текст с несуществующими терминами. Лишь 5–10% аудитории участников смогли распознать подделку, остальные при анкетировании высоко оценили выступление.
  • Заики практически не заикаются, когда поют.
  • 50% звуков, издаваемых матерями, занимающимися с новорожденными, лишены лексического значения (все эти «уси-пуси», «ню-ню», «плюти-плюти-плюти-плют»). Зато интонационная окраска этих сюсюканий чрезвычайно вариативна и обильна, ведь ребенку с точки зрения эволюционной программы матери важнее всего первым делом обучиться распознавать эмоции других членов группы.
  • Люди с хорошим музыкальным слухом обычно эмоциональнее, чувствительнее людей, которым медведи по ушам как следует прогулялись. Знаменитые певцы, музыканты и поэты куда чаще были невротиками и истериками, чем, например, писатели, ученые и военачальники.

Привычка к музыке нужна

Советский натуралист Максим Зверев

Изучая песни скворцов, советский натуралист Максим Зверев поражался их вариативности. Молодой скворец, вступая в возраст репродукции, составляет собственную песню, ориентируясь на самые громкие и характерные звуки в округе. Он не только вплетает в свои брачные напевы популярные у других скворцов ритмы и звуки, но и может мяукать как кошка, квакать как лягушка, подражать цаплям, ласточкам и сойкам. А сам Зверев обогатил скворчиный фольклор звуками печатной машинки — несколько обитавших под его окном молодых птиц восхитились этим дивным треском и включили его в свой репертуар, выкинув на свалку истории все эти «пик-пик» и «щелк-щелк», которым их учили мама и папа («пик-пик» и «щелк-щелк» не привлекают внимания птицы-подростка, не заставляют к ним прислушиваться, так как слишком привычны). Но чем старше становится птица, тем реже она разучивает модные новинки, предпочитая петь то же самое, что исполняла для прекрасных дам в юности.

С человеком все происходит примерно так же. Сперва мы осваиваем «ладушки», которые, казалось бы, навеки программируют наш музыкальный генокод, но, вступая в пору полового созревания, мы готовы эти «ладушки» несколько переосмыслить. Как скворцы среди зверевской сирени, мы осматриваемся по сторонам и слушаем, что за песни исполняют самые крутые самцы. (Скворцы, конечно, не держали самого Максима Дмитриевича за альфа-самца всея округи — они слышали невероятное по громкости и неустанности щелканье и сильно зауважали невидимого парнишу.)

Так что некий условный Вася, который сейчас сильно ценит витч-хаус, потому что только самые крутые пацаны знают, что это такое, четко следует за своим отцом, научившимся некогда высовывать язык до кадыка не хуже Джина Симмонса. И вместе с папой они являются достойными наследниками Васиного прапрадедушки, терзавшего тальянку на гулянке с фабричными девчатами, потому что настоящий шикарный кавалер непременно может сыграть «Маруся отравилась» так, что на слезу пробьет («Салфет вашей милости, Акулина Макаровна, чо до нас носу не кажете?»).

Заики не заикаются, когда поют

Нет в мире искусства, чьи стили менялись бы так стремительно, как в современной музыке, потому что каждые пять — десять лет приходят новые партии мальчиков с горящими глазами, которым непременно нужно составить свою, ни на что не похожую песенку и утереть носы лохам и старичью.

И нет в мире искусства, которое было бы до такой степени мужским.

Девушки, конечно, тоже любят музыку, но несколько иначе. Просто девушкам чаще всего никому ничего не надо доказывать, и они могут отрываться не размышляя, кто и что о них подумает. Да, ей нравится челочка Джастина Бибера, эта финская песенка про «лам-ца-ца, ариба-даби-дила», а еще Сороковая симфония Моцарта, потому что она впервые поцеловалась с мальчиком на заднем дворе музыкальной школы, когда какой-то несчастный ребенок мучил Вольфганга Амадея. Девушки могут любить конкретную песню, конкретного исполнителя, но быть поклонницей какого-то определенного музыкального стиля? Нет, это большая редкость в мире женщин.

И в этом им в общем-то повезло, потому что нет более простого способа почувствовать себя устаревшим хламом, чем начать разговаривать о музыке с гражданами лет на пять — десять моложе тебя. Ты только позволил себе ляпнуть что-то про арт-рок, а они смотрят на тебя так, как будто ты вытащил из-под стола клавесин и пудреный парик.

Тайные звуки становятся явными

Точно так же, как скворцам до явления Великой Печатной Машинки приходилось вариться в собственном соку, чрезвычайно редко находя новые коленца для своих песенок, музыка до появления средств звукозаписи очень долго оставалась делом местным, национальным, иногда даже семейным и очень медленно меняющимся. Но, как только появились эти самые средства звукозаписи*, границы прорвались немедленно.

Кстати, первым таким средством были вовсе не патефоны, а ноты. Одиннадцатый век нашей эры

Например, в Японии IX века музыкальные произведения принято было хранить в секрете, приемы игры на струнных и духовых инструментах передавались от отца к дочери и от матери к сыну в обстановке строжайшей секретности — вплоть до того, что слугам, оставшимся в доме на время обучения, предписывалось затыкать уши хлопковой ватой. А если кто-то из аристократических дам или кавалеров, поддавшись просьбам императора, соглашался сыграть в дворцовом саду «Варварскую свирель» или «Из радуги яркий убор, из окрашенных перьев наряд», то потом император еще несколько лет мог хоть упроситься, но паузу держали, чтобы ненароком не запомнил кто секретных переборов, не смог кощунственно повторить.

Первыми, еще до изобретения нот, контрабандистами, коммивояжерами, распространителями музыки стали цыгане. Эта индийская каста музыкантов и певцов моталась по всей Евразии и даже местами по Африке, зарабатывая уличными концертами. Держа уши чутко раскрытыми, цыгане похищали, заимствовали, распространяли и перемешивали мелодии мира. И нет практически ни одной национальной музыкальной культуры, на которую не оказала бы влияния цыганская, то есть изначально интернациональная сборная солянка: Китай, Индия, Средиземноморье, Ближний Восток щедро, хоть и невольно, одаривали друг друга мелодиями и ритмами через цыганские гитары и бубны.

Конечно, и сегодня средний русский, средний американец, средний китаец и средний араб будут любить очень разную музыку (не стоит все же сбрасывать со счетов те самые «ладушки»). Но тысячу лет назад японец и, допустим, сакс вряд ли бы признали музыкальную культуру друг друга музыкой в принципе. Так что сегодня национальные рамки в восприятии музыки стали совсем тоненькими и прозрачными, каждый из нас составляет собственный плей-лист, лишь слегка оглядываясь на свой пол, нацию и возраст.

И хорошая новость: современный человек куда лучше умеет слышать музыку, чем его ровесник XVII, XVIII или даже XIX века. Согласно исследованиям Гарвардского университета, счет идет уже на десятилетия: люди, родившиеся в 90-х годах, лучше воспринимает сложную полифонию, чем уроженцы 80-х, а те обставляют в этом плане поколение 70-х. Что ж, это ожидаемо. Чем больше выбор блюд у слушателя, чем разнообразнее музыка, пробившаяся к его ушам, тем сложнее и прихотливее его вкусы. А появление пластинок, кассет, CD, айподов и айтюнсов превратило весь мир в поистине гигантское сборище меломанов. Способности человечества в плане музыкального восприятия растут год от года.

Так что, может, когда-нибудь мы опять вернемся к самому естественному способу общения для нашего вида и, отказавшись от слов, будем безупречно насвистывать друг другу точную информацию.

Факты о музыке

  • Больше дюжины видов музыкального слуха существует в музыкальной психологии: слух абсолютный, ритмический, внутренний, гармонический, фактурный, архитектонический и т. д. Часть из них является исключительно врожденной особенностью, часть закладывается в первые годы жизни, часть можно развить иногда даже в зрелом возрасте. Но существуют еще такие вещи, как эмоциональное восприятие музыки, как способность вырабатывать дофамин в ответ на определенные звуки в подходящей последовательности, персональные детские инбридинговые связки. В общем, в мире не найдется двух людей с одинаковыми музыкальными пристрастиями.
  • В Техасском университете в 1980-х годах был проведен опыт. Новорожденных крысят два месяца держали в клетках, в которых иногда включали музыку: одной группе — классическую, другой — атоническую, а третьей — просто шум вентилятора. Потом крыс перевели в другие клетки, где они могли сами нажимать на одну из трех клавиш и слушать любую из записей. Крысам игрушка понравилась, и они часто включали себе музыку. В какой бы клетке крысы ни воспитывались, они слушали поровну классическую и атоническую музыку, а вот клавиша с шумом вентилятора после нескольких коротких проб так и осталась невостребованной.
  • Всего 2% людей способны практически со стопроцентной точностью определить эмоциональное состояние человека по нескольким произнесенным фразам (причем текст зачитывается в спокойной манере). Эти проценты были высчитаны во время развернутых программ подготовки астронавтов в НАСА: астронавтов заставляли читать текст после тренировки, в момент подъема груза, после проигрыша любимой команды, во время вечеринки и т. д. Именно из этих 2% людей с абсолютным эмоциональным слухом подбирали потом наблюдателей за психологическим состоянием астронавтов в полете.
  • Запись стрекотания кузнечиков, поставленная на скорости, к которой восприимчиво человеческое ухо, воспринимается нами как торжественный многоголосый хорал. Такую запись cделал композитор Джим Уилсон, дав ей название «God’s chorus of crickets».

Когда и как появилась музыка?

Искусство и развлечения 27 октября 2017

Люди любят музыку, потому что мы все принадлежим к виду живых существ, для которых звук играет в жизни важную роль. Ритмичность и тональность звуковых сигналов – это способ передачи информации и энергии друг к другу. Как появилась музыка? Язык людей возник не со слов, а с пения для передачи эмоциональных посланий, смысловой тональности и ритма. Впервые выдвинул данную теорию Чарльз Дарвин, написавший в 1871 году такие строки: «Звук, который издают птицы, в сравнении схож с речью, восходящей к пению и началу образования слов, выражающих разные эмоции сложного характера». На сегодняшний день данная версия считается верной.

Теория на основании обширного исследования подтверждает, что 70-80 тыс. лет назад человечество положило основу лексическим составляющим первоначальной речи. По мере развития это новшество стало обыденным. До тех времен наши предки не умели говорить, а лишь распевать. Голосовые связки человека и система речи – сложный музыкальный прибор. Люди — существа, которые способны петь. Где появилась музыка? Как это произошло? Может, первыми были танцы? На все эти вопросы вы найдете ответы в статье.

Как давно появилась музыка

Как появилась музыка? Когда человек начал заниматься ею? Для певческих навыков следует уметь держать под контролем частоты высоты звука. Исследования закостенелых черепов и челюстей древних обезьян выявили, что предок современного человека и неандертальца обладал способностью петь. Делал он это или нет, узнать невозможно.

Не маловажной частью музыки есть ритм. Древние люди создавали ритмические мотивы при помощи хлопков ладошками. Это могло служить для появления древних музыкальных инструментов – стук палок или камней друг о друга, и рукам не так больно.

Первые инструменты создавали также из мягких материалов, которые не смогли сохраниться до нашего времени – камыш, дерево. Самые древние музыкальные археологические находки, которым от 39 до 44 тысяч лет, сделаны из костяных трубок птиц лебедей и коршунов. Прочие находки инструментов были обнаружены в неожиданных местах. К примеру, есть факты, свидетельствующие о том, что древние мастера пробивали отверстия в сталактитовых пещерах для резонансной частоты звуков.

Что вначале появилось: музыка или танцы?

Одна из версий гласит, что мелодии возникли, как дополнительное действие к танцам, по этой причине главную роль играл именно ритм, помогающий танцорам не сбиваться. Так что сначала появилось, музыка или танцы?

Есть и второе предположение – возникновение музыки как помощь в трудовой деятельности людей. Главная роль также отведена ритмичным движениям, под которые легче выполнить требуемую работу.

Музыка появилась давно, и почему она возникла и сохраняется до сих пор? Ей присущи такие функций:

  • Танцы. Остается неизвестным вопрос: первое что появилось — музыка или танцы? Танцоры придумали мелодичные звуки, либо наоборот, мелодия поспособствовала возникновению равномерных и налаженных движений?
  • Желание развлечься в компании либо в одиночестве.
  • Общение на больших расстояниях при использовании музыкальных инструментов, например, барабан, дудка.
  • Использование музыки для религиозных ритуалов.

Весомая причина возникновения и сохранения музыки – это способность объединить людей.

Интересно знать! Музыка способна объединить группы людей, мать с ребенком. Она приносит подъем духа и настроения в период монотонного труда, способствует желанию подвигаться. Танцы перед началом битвы способны связать участников в заряженное боевым духом объединение. Имеется гипотеза о том, что музыка создала семью и общество.

Мечтатели и романтики имели более красочное представление о задевающих душу звуках, вызывавших эмоции. Музыка – это подарок, посланный богами, вибрация, сотворившая мироздание, ангельское пение. Божественные звуки способны усмирить зверя, передвинуть валуны, создать вселенные.

Музыка – высшая форма передачи информации, которая позволяет людям погрузится в мир непознанного. По этой причине наборы звуков, преобразованные в мелодию, способны так растревожить душу.

Зарождение классической музыки

Классические произведения возникли в IV веке в период Средневековья и продолжают развитие по сегодняшний день. Основные музыкальные инструменты, применяющиеся в классических произведениях, появились до середины XIX века. Мелодия исполняется при помощи симфонического оркестра, в который входят типичный медный, деревянный, струнный и ударный инструмент. Классика основана на «академических» жанрах и системах, которые являются образцовым показателем искусства. Основные мотивы симфонического оркестра – звучание органа, фортепиано и клавесина.

В каком веке появилась классическая музыка? Исторические периоды следующие:

  • Древне античный – до 400 годов.
  • Средневековый от 400 до 1400 лет. Был изобретен нотный стан, основные музыканты — трубадуры, поэты, певцы.
  • Возрождение охватывает период XV-XVII веков. Появляются различные типы музыкальных инструментов, например, смычковые — скрипки, виолончели, контрабасы и клавишные — орган, клавесин.
  • Барокко XVII-XVIII век – период таких знаменитых композиторов как Бах и Вивальди. Мелодии исполнялись при помощи органных, щипковых, струнных, духовых и деревянных инструментов. Возникают оперные, сонатные формы.
  • Классицизм XVIII-XIX веков подарил человечеству таланты — Моцарта и Бетховена. Появляется струнный оркестр.
  • Романтизм XIX-XX в. Вносят свой вклад величайшие музыкальные гении — Бетховен, Шуберт, Шопен, Чайковский, Вагнер. Стремительно развивается звучание фортепиано.
  • XX век и период современных классических мелодий (с 1975 года).

Классические произведения продолжают свое развитие и в современном мире, оказывая влияние на прочие направления в музыке. Например, в роковых произведениях применяют классику в тональности. Классическое направление музыки – совершенство гармоничных звуков и целостность.

Остинато. Завораживающий эффект – стадия 2

Самый простой и быстрый способ написать эмоционально-захватывающую мелодию, чаще в жанрах Trance и House.

Это, как и предыдущий пункт, но уже удерживание одного короткого мелодического рисунка в повторении, в то время как поддержка гармонией басовых нот, либо аккордов, прогрессирует и меняется, давая тот самый смысловой и захватывающий контекст для, казалось бы, однообразного рисунка в мелодии.

Но важный момент — не обязательно оставлять повторяющийся рисунок ВСЕГДА совершенно одинаковым, в мелодии должна быть полная свобода творчества, как и везде в музыке…

Если у вас, все же есть проблемы с основами гармонии и музыкальной теории или правилами взаимодействия нот между собой, то рекомендую незамедлительно наш бесплатный видеокурс по основам гармонии, для свободного написания мелодий и аккордовых партий в электронной музыке, забрать бесплатно прямо сейчас его можно

Понравился пост? Буду рад Вашей маленькой поддержки в виде Like и поделиться!)

Получай новые видеоуроки моего блога, прямо на свой эл. ящик!

Как сочинить мелодию?

Если у человека возникает желание сочинить мелодию, значит, он, как минимум, неравнодушен к музыке и имеет определённую творческую жилку. Вопрос в том, насколько «на ты» он с музыкальной грамотой и есть ли у него способности к сочинительству. Как говорится, «не боги горшки обжигают», и необязательно родиться Моцартом, чтобы писать свою музыку.

Итак, попробуем разобраться, как сочинить мелодию. Думаю, правильным будет дать различные рекомендации для разного уровня подготовки, более подробно объясняя для начинающих музыкантов.

Начальный уровень (в музыке человек «с нуля»)

Сейчас существует много преобразовательных компьютерных программ, которые позволяют просто напеть мотив и получить обработанный результат в виде нотной записи. Это, будучи удобным и занимательным, всё же больше напоминает игру в сочинение музыки. Более серьёзный подход предполагает изучение азов теории музыки.

В первую очередь нужно познакомиться с ладовой организацией музыки, ведь характер мелодии напрямую зависит от того – мажор это или минор. Следует научиться слышать тонику, это опора любого мотива. Все другие ступени лада (всего их 7) так или иначе тяготеют к тонике. Следующим этапом должно стать освоение пресловутых «трёх аккордов», на которых можно упрощённо сыграть любую несложную песню. Это трезвучия – тоническое (строится от 1-ОЙ ступени лада, той самой «тоники»), субдоминантовое (4-Я ступень) и доминантовое (5-Я ступень). Когда ваши уши научатся слышать взаимосвязь этих основных аккордов (критерием этого может стать способность самостоятельно подобрать по слуху какою-либо песню), можно пробовать сочинить простые мелодии.

Не менее важен в музыке ритм, его роль подобна роли рифмы в поэзии. В принципе, ритмическая организация – это простая арифметика, и теоретически научиться этому несложно. А чтобы почувствовать музыкальный ритм, нужно прослушать много разной музыки, вслушиваясь именно в ритмический рисунок, анализируя какую выразительность он придаёт музыке.

В целом, незнание теории музыки не мешает рождению в голове интересных мелодий, но зато знание её чень сильно помогает эти мелодии выразить.

Средний уровень, (человек знает основы музыкальной грамоты, умеет подбирать по слуху, возможно, обучался музыке)

В этом случае все проще. Некоторый музыкальный опыт позволяет вам безошибочно строить мелодию так, чтобы она слушалась гармонично и не противоречила музыкальной логике. На этом этапе начинающему автору можно посоветовать – не гнаться за излишней сложностью музыки. Ведь не случайно хитами обычно становятся не самые затейливые мелодии. Удачная мелодия хорошо запоминается и удобно поётся (если она рассчитана на вокалиста). Не следует бояться повторений в музыке, наоборот, репризы помогают восприятию и запоминанию. Интересно будет, если в мелодии и привычном аккордном ряде возникнет какая-то «свежая» нотка – например, разрешение в другую тональность или неожиданный хроматический ход.

И, конечно, мелодия должна нести в себе какой-то смысл, выражать какое-либо чувство, настроение.

Высокий уровень владения теорией музыки (не обязательно подразумевающий профессиональное обучение)

Людям, достигшим определённых высот в музыке, давать советы на тему «как сочинить мелодию» уже ни к чему. Здесь уместнее пожелать творческих успехов и вдохновения. Ведь именно вдохновение отличает ремесло, которым может овладеть каждый, от настоящего творчества.

Автор ‑ Сюзанна Мак