Как снимали фильм гравитация

О фильме «Гравитация» (Gravity) режиссера Альфонсо Куарона (Alfonso Cuaron) не написал разве что только самый ленивый. Скажу честно, когда я смотрел трейлер, то думал, что фильм будет абсолютно обычный. Вообще, сам трейлер смотрелся как короткометражка с плохим концом — оторвалась женщина-космонавт от разбитого корабля и улетела дрейфовать в космос, ну что там может быть дальше? The End.

В общем, на просмотр я пошел, потому что нужно было где-то скоротать два часа. Шел без каких-либо ожиданий, хотя это был уже второй уикэнд проката, и до меня дошли слухи об успешной премьере. Но то, что я чувствовал во время просмотра, словами просто не передать. Постараюсь кратко: «Твоюжмать!» Фильм начинается 13-минутным цельным кадром без особых событий, показана рутина работы космонавта, но зрелище завораживает, потому что смотришь будто бы документальные кадры с орбиты, но только на большом экране и в 3D. Первая мысль была: «Они что, затащили Джорджа Клуни и Сандру Буллок в космос?» — настолько реалистично смотрелись действия космонавтов в открытом космосе. Мысль «Как? Как они это снимали?» не покидала меня до самого возвращения домой, где я окунулся в чтение и просмотр всего, что только смог найти о фильме. Далее смотрите второй трейлер к «Гравитации».

Второй русскоязычный трейлер к фильму «Гравитация» (Gravity)

После паузы в начале фильма начался настоящий ад. Во время просмотра несколько раз ловил себя на том, что стучу ногой по полу. Перед просмотром лучше плотно не есть, так как частые вращения и, вообще, резкие перемещения в невесомости на экране немножко бьют по вестибулярке, особенно в 3D.


Альфонсо Куарон инструктирует актеров перед новым дублем

Альфонсо Куарон постарался максимально реалистично передать происходящие в космосе события. Но режиссер честно признается, что кое-чем пришлось пренебречь ради развития сюжета, драматической составляющей и большей зрелищности. Также не обошлось без некоторых клише. Тем не менее, заявляю стопроцентно, более качественного фильма про современный космос я не видел. Извини, «Аполлон 13» (1995), но пальму первенства у тебя забрала «Гравитация» — на это кинематографу потребовалось 18 лет!


Актеры Джордж Клуни и Сандра Буллок на съемочной площадке

Вернемся к реалистичности. В вакууме, как известно, звук не распространяется, передается лишь вибрация. Для усиления восприятия в первом трейлере звуки взрывов добавлены, а вот в фильме их нет — и это, скажу я вам, еще больше усиливает психологический эффект, когда ты видишь разлетающийся во все стороны металл с тихими хлопками, а не привычными взрывами, и осколки эти в 3D летят зрителю прямо в лицо. Кстати, аудио во время просмотра как бы «плавает» в пространстве — звуки и речь слышны с тех сторон, где находятся их источники, перемещаются вместе с ними и меняется их громкость в зависимости от удаления или приближения. Очень круто. Музыка, конечно, усиливает фильм добротно — порой нарастающие агрессивные ноты становятся невыносимо громкими, и вдруг в один момент наступает облегчающая тишина — аж вздрагиваешь от этого. Мурашки по коже — обычное явления для «Гравитации».


Актеры внимательно слушают режиссера

Кинолента содержит всего около двухсот перебивок (смен кадра) на девяносто минут хронометража, с большим количеством цельных кадров. Когда мы смотрим документальные кадры из космоса, то они, как правило, не содержат смен планов, поэтому режиссер сделал это фишкой фильма, что очень непросто.


Просмотр отснятого материала

Когда Альфонсо Куарон задумывал «Гравитацию», он сказал: «Мы снимем его за год, это будет просто — всего полтора часа и два человека в кадре». Но весь процесс создания фильма затянулся на четыре с половиной года. Оказалось, что необходимых технологий для реализации проекта не существовало (как в случае с «Аватаром» Камерона), их пришлось изобретать с нуля. Для съемок команде специалистов пришлось создать уникальные конструкции для имитации нахождения человека в невесомости.


Режиссер Альфонсо Куарон на съемочной площадке

Одной из таких конструкций был «световой куб» (Lightbox), который позволил имитировать динамическое освещение лиц и тел актеров, а также камеры могли снять их под правильным углом. Куб имел ширину стороны 2,75 метра и состоял из 4096 мощных светодиодных ламп, собранных в LED-панели, на которые к тому же проецировалось изображение окружающего персонажей фильма пространство. Также в кубе располагалось приспособление, которое держало Сандру в одном положении, а вокруг нее вращался двухтонный манипулятор (как на автосборочных конвейерах) с камерой, имитировавший вращение персонажа Буллок в открытом космосе. Камера могла быстро перемещаться на 360 градусов при помощи запрограммированного манипулятора.

Продюсер Дэвид Хейман говорит: «Несмотря на то, что Сандра Буллок много вращается в космосе, фактически мы ни разу не перевернули ее вниз головой. Все эти движения делала камера. Потому что если бы актриса переворачивалась вниз головой, это бы отражалось на ее лице и теле из-за силы притяжения, чего нельзя было допустить, ведь действие фильма разворачивается при нулевой гравитации».


Актер Джордж Клуни в «световом кубе»

Внутри куба актеры были полностью изолированы от съемочной группы, и им приходилось общаться с режиссером через гарнитуры. Как известно, большую часть фильма играет Сандра Буллок, поэтому она провела очень много съемочных дней в «световом кубе». Поместить актрису в куб и извлечь ее из него было очень трудоемким и долгим процессом, поэтому Сандра предпочитала оставаться в подвешенном состоянии в кубе в течение долгих часов. Это было тяжело, а иногда и физически больно.


Актриса Сандра Буллок в «световом кубе»

Не обошлось и без компьютерной графики, которая в фильме просто шикарна — все кадры в открытом космосе — это CGI, только лица в шлемах настоящие. Фильм снимали «реверсивно». То есть, обычно снимают реальные кадры, а потом накладывают компьютерную графику. В случае с «Гравитацией» делали наоборот — сначала создавали на компьютере космические сцены, а затем снимали актеров, точно подгоняя движения головы, мимику, взгляды под имеющуюся картинку. С другой стороны, кадры внутри космических объектов имели лишь небольшую долю компьютерной графики — только летающие в невесомости объекты, а Сандра Буллок летала «сама» при помощи уникальных устройств.

Перед съемками Альфонсо Куарон с командой создали анимационную копию фильма для референса. Режиссер шутит: «Мы могли бы издать полнометражный мультфильм с голосами актеров и музыкой».

Для фильма «Аполлон 13» (Apollo 13) съемки проводились почти в условиях настоящей невесомости, искусственно создаваемой на борту самолета для тренировки космонавтов под названием «Vomit Comet», который летит по параболической траектории, продолжительность каждой параболы 65 секунд, из которых 25 секунд — в невесомости. За один полет самолет совершает 40-60 парабол. После полета пассажиров сильно тошнит (отсюда и название самолета). Создатели «Гравитации» хотели снимать длительные сцены в условиях невесомости, еще и с минимумом перебивок. Поэтому для создания реалистичных движений Сандры Буллок в невесомости внутри космической станции, создатели фильма привлекли профессиональных кукловодов, участвовавших в создании шикарной киноленты «Боевой конь» (War Horse). Буллок была подвешена на двенадцати тонких тросах, практически незаметных на экране, при помощи которых кукловоды управляли движениями актрисы.

Американский астрофизик Нил Деграсс Тайсон (Neil deGrasse Tyson) нашел ряд научных неточностей в фильме, однако многие астронавты, действительно побывавшие в космосе, отметили высокую степень реалистичности «Гравитации». Дэвид Хейман подчеркнул, что авторы фильма не ставили целью создать документальную ленту — это, прежде всего, художественное кино с научно-фантастическим сюжетом, в котором присутствует большая доля реалистичности, но некоторыми моментами пришлось пожертвовать, а некоторые просто невозможно передать, не будучи в открытом космосе. Лично я хотел бы сказать Нилу Тайсону следующее: «Нил, в следующий раз попробуй просто насладиться хорошим фильмом, а не выискивать в нем нестыковки и неточности — получишь намного больше удовольствия!»



Сандра Буллок во время съемки эпизода под водой

Напоследок несколько сухих цифр. Фильм «Гравитация» (Gravity) на момент написания поста имеет следующие рейтинги:
IMDB: 8.6/10 (~92,000 голосов) — входит в топ-50 лучших фильмов
Кинопоиск: 8.3/10 (~33,500 голосов) — входит в топ-100 лучших фильмов
Rotten Tomatoes: критики 97% (9.1/10, 252 отзыва), зрители 88% (4.3/5, 100,000 голосов)
Бюджет фильма: $100 миллионов.
Сборы через три недели проката: $300 миллионов (включая $175 млн. в Америке), фильм окупился через неделю после премьеры. Где-то там и мои $5, о чем я ни капли не жалею 🙂


Кадры из фильма «Гравитация» (Gravity)

P.S. По словам зрителей, в российском прокате сейчас творится что-то невообразимое. «Поддержка отечественного производителя» доходит до абсурда. Новостные сайты пестрят заголовками о том, что фильм Федора Бондарчука «Сталинград» бьет все рекорды российского проката, собрав в прошлые выходные $11,75 млн., и что даже «Гравитация» покорилась его успеху, собрав мизерные $2,19 млн. Только зрители, желающие попасть на «Гравитацию», везде сообщают о том, что сеансов на нее попросту нет или они поздно вечером или перемещены в малые залы, а все остальное время везде идет «Сталинград».

«Все сеансы IMAX с раннего утра до позднего вечера — «Сталинград», больше в этом формате ничего не показывают вообще. «Гравитацию», созданную для IMAX, убрали в обычные маленькие залы с обычным 3D. После этого «гравитация начала терять позиции» и «невероятный успех Бондарчука». Круто же….»

«Конечно Сталинград лидирует… когда его гоняют везде, от рассвета до заката. Тут невольно на него попадёшь.»

«Это не от того, что Сталинград такой крутой, а от того что смотреть больше нечего…»

«Конечно держит оборону, в кинотеатрах его крутят без перерыва, а есть однозальники, в которых кроме Сталинграда вообще смотреть нечего.»

Сам я пока «Сталинград» не смотрел, но посмотрю обязательно, чтобы составить свое собственное мнение относительно фильма, а то ведь у нас принято все современное отечественное поливать дерьмом, не глядя, как это было и с фильмом-катастрофой «Метро», который мне понравился. Хотелось бы, чтобы на новые российские фильмы 2014 года зритель ходил охотно и осознанно, а не из-за того, что больше ничего не показывают. Лучше снимать хорошее кино, чем устраивать бойкот другим фильмам.

постер фильма

Сюжет Гравитации повествует о двух астронавтах, попавших в происшествие и оставшихся наедине с космической пустотой. Заглянем вглубь сюжета фильма Гравитация (2013), пробежавшись по основным происходящим действиям.

Американские астронавты занимаются ремонтом телескопа «Хаббл» в открытом космосе. Внезапно, спокойная обстановка сменяется настоящим хаосом: взрыв российского спутника-шпиона приводит к образованию облака космического мусора, несущегося в пространстве с огромной скоростью и уничтожающего все на своем пути. После столкновения с облаком, из команды астронавтов в живых остаются только двое. Инженера Райан Стоун (Сандра Баллок) уносит в открытый космос, но её выручает командир экспедиции, бывалый астронавт Мэтт Ковальски (Джордж Клуни).

Кульминационный момент сюжета Гравитации начинается с этого момента. Их челнок уничтожен, поэтому Ковальски решает добраться вместе с Райан до Международной космической станции используя свой ракетный ранец. Станция повреждена космическим мусором, весь экипаж был эвакуирован. Пристыкованный к ней космический корабль «Союз» так же поврежден и использовать его для возвращения на Землю невозможно. Но Ковальски решает с его помощью добраться до китайской космической станции «Тяньгун», к которой пристыкован космический аппарат «Шэньчжоу», аналог «Союза».

Гравитация, кадр из фильма

Тем временем, у Ковальски в ракетном ранце заканчивается топливо и он жертвует собой, чтобы их обоих не унесло в космос. Стоун попадает внутрь станции и перебирается в «Союз». Но чтобы отправиться в путь, ей приходится снова выйти в открытый космос для освобождения корабля от парашютных строп, которыми он зацепился за МКС. Ей едва удается это сделать — вернувшийся поток космического мусора уничтожает станцию.

Не смотря на то, что в корабле не оказывается топлива для основного двигателя, Стоун, с помощью двигателей мягкой посадки умудряется запустить корабль в сторону китайской станции. Пролетая рядом с «Тяньгун», Стоун покидает «Союз» и, направляя свой полет с помощью прихваченного с корабля огнетушителя, попадает на станцию, которая быстро теряет высоту. Не медля, Стоун переходит в спускаемый аппарат китайского космического корабля и, используя аналогию с «Союзом», отстыковывается и направляет корабль на посадку.

Гравитация, кадр из фильма

Посадка происходит довольно благополучно, на воду. Стоун выбирается из тонущего аппарата и вплавь добирается до берега. Она спасена.

Гравитация имеет оригинальный сюжет и отлично его воплощает на экране, вобрав все самое важное и уместив в небольшой хронометраж фильма.