Как проявить пленку?

Недавно я отснял первую в своей жизни черно-белую (монохромную) пленку, а точнее — две пленки. Потом проявил их и оцифровал. Всё это делалось в домашних условиях и в этой заметке я вспомню и опишу весь процесс.
Началось все с того, что на Новый Год мне подарили ч\б пленку, бачок для проявки и химикаты. Грех было не воспользоваться случаем и не возомнить из себя мега крутого фотографа, который даже сам пленку проявляет!
Сказано — сделано! Возомнить себя фотографом у меня получилось сразу же! А вот с остальным, дела обстояли похуже. До появления такого набора, максимум что мне было известно о проявке в домашних условиях это то, что нужна будет какая-то красная лампа, всё в приглушенных тонах, ванночки, баночки, какие-то химические растворы и вода. Примерно такое представление у меня было о проявке пленки.
Я не хотел себя разочаровывать и сразу же запороть пленку и химикаты, по этому, решил сначала хорошенько изучить процесс, вникнуть в технологию. Итак, самое простое что я узнал — прочитал названия химикатов на коробках. На одном пакетике было написано «Проявитель СТ-1 (на 1л. раствора)». Ну вроде бы понятно что проявитель должен проявлять. Хорошо. На втором было написано «Фиксаж (кислый, на 1л. растовра)». Ок, наверное он что-то фиксирует. Открываю гугл, пишу адрес сайта который указан на упаковке. Нахожу эти товары и читаю инструкцию. Там была та же инструкция, что и на обратной стороне упаковки. Просто написано что и куда налить, какая нужна температура, в общем ничего интересного, чисто описание процесса приготовления раствора. На пленке было написано «Astrum Фото-200 Время проявки… проявить до… температура…» (как позже выяснил в интернете — это оказалась старая добрая Свема, производимая Шосткинской фабрикой, чему я был очень удивлен и рад). На бачке было написано «Paterson».
Но, мне хотелось подробней узнать о самом процессе проявки — от зарядки пленки в бачок и до просушки. За подобной информацией я люблю обращаться к YouTube. Там часто можно надыбать подробные видеоинструкции. Нашел видео по запросу с названием моего бачка для проявки пленки «Paterson». Хотел изучить как в него зарядать сразу две пленки и вообще, как им пользоваться (т.к. он совсем не похож по принципу работы на старые совковые).
Я пересмотрел много видео, но понравилось только одно, которое послужило основной инструкцией по проявке:
У этого парня такой же бачок для проявки, последовательный наглядный процесс. Единственная разница, что у меня не было стоп-раствора. Зато это видео разложило по полочкам весь процесс проявки пленки.
Я решил приступить. Чтоб зря не расходовать растворы, пришлось купить еще одну катушку ч\б пленки, для проявки одновременно двух пленок. Тестовые пленки снимал в течении месяца параллельно на два фотоаппарата (Зенит ЕТ и Pentax Spotmatic II).
Ок, отснял. Пришел день «Х». Нужно было проявлять пленку. Повторно пересмотрел и перечитал все инструкции, видео, фото, все что было нужно.
Моей лабораторией стала кухня )))
Для начала надо было смотать пленки и в полной темноте (без всяких красных ламп, иначе засветишь пленку) зарядить их в катушки бачка для проявки. После этого можно выйти на свет. Взял ножницы, бачок и плёнки. Пока все спали, я выключил везде свет и закрылся в туалете. И это была первая моя ошибка! Пока я ковырялся с зарядкой первой катушки — свет неожиданно включился, естественно, пленка засветилась, а я чуть не заработал инфаркт (после 15 минут сосредоточения в полной тишине и темноте, появление света шокирует). Сонный папа решил посетить уборную в самый неподходящий момент 🙂 В общем, засветилась практически вся пленка, за исключением 9 кадров, которые еще были в кассете и не успел намотать на катушку (но пропали те кадры, которых я очень ждал).

Чтоб избежать таких ситуаций, советуют наматывать пленку под одеялом. Этот урок я усвоил.
Ок, дальше. Всех предупредил чтоб не включали свет и не заходили. Успешно намотал вторую пленку. Теперь можно было выйти на свет и производить дальнейшие операции.
Итак, пленки в светонепроницаемом бачке. Готовлю растворы. Рабочая температура растворов должна быть +20С. Для приготовления растворов используется дистиллированная вода, подогретая до +30-40С. Я использовал для этого тазик с горячей водой и аквариумный погружной термометр.
Так, вода нагрелась до +38С. Можно смешивать химикаты.
Я взял бутылки из-под пива (1л.), в которых дома храним фильтрованную питьевую воду. Ну других не было просто. На них я наклеил бумажки с надписями «Проявитель» и «Фиксаж (FIX)», чтоб не перепутать. Засыпал содержимое пакетика «Проявитель СТ-1». Хорошенько побултыхал и залил в бачок. Выставил таймер на микроволновке на 9 мин. (как было указано на пленке) и по инструкции каждую минуту опрокидывал бачок несколько раз и постукивал чтоб сбить пузырики. Параллельно приготавливал фиксирующий раствор (тоже по инструкции).
Прошло 9 минут и пора было сливать раствор обратно в бутылку. Для этого понадобилась лейка.
Дальше необходимо остановить действие проявителя стоп-раствором, которого у меня небыло. Для этого я использовал обычную воду, интенсивно промывая пленку от остатков проявителя. Желательно использовать теплую воду, чтоб не остудить бачок и сохранить рабочую температуру +20С.
Дальше. Фиксаж. Заливаю в бачок, включаю таймер на 15 минут, бултыхаю каждую минуту. Раствор делает пленку нечувствительной к свету.
Готово. Теперь пленка проявлена и зафиксирована. В принципе она уже не боится света, но еще нужно отмыть её от фиксажа. Не доставая ее из бачка заливаю воду несколько раз, бултыхаю, выливаю. И так несколько раз подряд. Важно! Последнюю промывку нужно делать дистиллированной водой, чтоб после просыхания не оставалось разводов на пленке!!!
Всё! Пленка проявлена. Можно доставать и сушить. Сушить повесил не бельевые веревки.
Пока она сушилась, я решил немного отдохнуть и тут произошла вторая ошибка! Сонная мама пришла на кухню и решила попить воды. Увидела знакомые бутылки (в них мы держим отфильтрованную водопроводную воду, но из-за сонного состояния она не заметила на них надписи) и хлебнула фиксажа (хорошо что рефлексы сработали и она не проглотила его и выплюнула в раковину)! Это полностью моя вина, нужно было сразу убирать все растворы и убирать рабочее место, тем более — кухня!
Сушилась пленка около часа (я точно не помню). Жаль что одна пленка практически вся была засвечена. Зато вторая оказалась нормальной.
Вот и весь процесс проявки в домашних условиях. Коротко: заряжаем в бачок, заливаем проявитель на указанное на пленке время, промываем, заливаем фиксаж на 15 минут, промываем, достаем, сушим. Всё!
Дальше пленку нужно оцифровывать в домашних условиях, но это уже совсем другая история…
Другая история: Домашняя фотолаборатория. Часть 2. Сканирование негативов
Еще мои статьи по схожей тематике:

Снимать на старинную камеру возможно? Фотокор-1
Купи объектив, облучение получи в подарок!
Адаптер M42 — EOS. Устранение проблем и настройка.
Домашняя фотолаборатория. Часть 1. Проявка пленки.
Домашняя фотолаборатория. Часть 2. Сканирование негативов.
Артур Феллинг (Weegee)
Тест старого фотоаппарата цифровиком
Мой Пинхол

Лабораторный фонарь

Лабораторный фонарь в фотолабораторииЛабораторный фонарьЛабораторный фонарь с тремя светофильтрами

Лаборато́рный фона́рь — осветительный прибор, предназначенный для освещения в фотолаборатории при работе со светочувствительными фотоматериалами (фотоплёнка, фотобумага, фотопластинки).

Корпус лабораторных фонарей изготавливается, как правило, из листового металла или термостойких пластмасс. В качестве источника света чаще всего используется лампа накаливания, в СССР также выпускались лабораторные фонари с неоновыми лампами.

Мощность лампы накаливания определяется инструкцией. Фонари применяются как для создания общего, так и местного (только над рабочим местом) освещения.

В корпусе фонаря могут быть вентиляционные отверстия, закрытые светонепроницаемыми жалюзи.

Лабораторные фонари в обязательном порядке укомплектованы светофильтрами, пропускающими только неактиничный свет, не оказывающий вредного воздействия на светочувствительную эмульсию фотоматериала (вредное воздействие — засветка или образование фотографической вуали).

Кроме широко известного лабораторного фонаря со светофильтром красного цвета, могут применяться светофильтры и других цветов.

Цвет используемого светофильтра зависит от того, к каким лучам спектра чувствительна эмульсия светочувствительного фотоматериала (см. таблицу).

Основная статья: Сенсибилизация (фото)

При лабораторной обработке цветной фотобумаги применяется светофильтр № 166, имеющий коричнево-зелёный цвет.

В СССР выпускались универсальные лабораторные фонари с тремя светофильтрами — красным № 2, зелёным № 170 и коричнево-зелёным № 166 (или оранжевым). В цилиндрическом корпусе по хорде размещались три светофильтра, выбор нужного цвета производился разворотом наружного корпуса, имеющего сегментный вырез под размер только одного фильтра.

При красном освещении в фотолаборатории оптические плотности изображения визуально кажутся темнее, чем при обычном освещении, и фотолюбитель при обработке фотобумаги должен заботиться о коррекции и контроле. При зелёном освещении подобный эффект не наблюдается.

Для рулонных материалов

Наибольшее распространение получили бачки для обработки фото- и киноплёнки в любительских условиях. В них плёнка помещается на разъёмных катушках, фиксируемая двумя или одной направляющей спиралью.

Спираль сделана так, чтобы обеспечить равномерно одинаковое расстояние между витками плёнки и препятствовать слипанию витков. В сочетании с вращением катушки это даёт равномерное поступление обрабатывающего раствора к фотоэмульсии.

Универсальный

В универсальном бачке спирали могут быть расположены на различном расстоянии друг от друга, тем самым один и тот же фотобачок может быть использован для обработки фотоплёнки разной ширины. Наиболее часто выпускается универсальные фотобачки, позволяющие проявлять плёнку шириной 16 мм, 35 мм и 61,5 мм.

Прозрачность катушек

С появлением обращаемой фотоплёнки, в обработке которой присутствует фаза засветки, было налажено производство бачков, имеющих прозрачные спирали катушек. В противном случае приходилось сматывать плёнку с катушки, засвечивать и наматывать обратно. Что приводило к повреждениям эмульсионного слоя, особенно на 16 мм и 61,5 мм фотоплёнки, не имеющей перфорации (перфорированной плёнке повреждения тоже наносились, но за пределами кадров).

Кинобачок

Кинобачок отличается конструктивно из-за того, что в нём проявляется не менее 10 метров киноплёнки. Необходимый объём обрабатывающих растворов также значительно больше, и для промывки обычно используется большое количество проточной воды, вводимое через специальный шланг.

Такие бачки выпускаются как для одной 1×8 мм киноплёнки, так и на две 2×8 или 16 мм, и даже многокатушечные, заряжаемые семью киноплёнками 1×8 или пятью 16 мм.

Встречаются бачки для проявления 15 или 20 метров киноплёнки.

Лента Коррекс

Корре́кс (от лат. correctus — выправленный. Встречается также ударение ко́ррекс) — гибкая лента из пластика (целлулоид и др. материалы), имеющая размеры, идентичные таковым у фотоплёнки, но вместо перфорации снабжённая выпуклостями. Применяется при обработке рулонных фотоплёнок шириной 35 мм и 61,5 мм (реже, так как выпуклости ленты касаются плёнки и попадают в кадр).

С применением ленты коррекс обработку можно производить в любом подходящем по размеру сосуде, что может быть актуально в походных условиях, например. При этом размеры хранения и масса ленты намного меньше таковых для бачка.

Также «зарядка» коррекса плёнкой, производимая сматыванием ленты и плёнки вместе (эмульсией к выпуклостям, после сматывания стягиваются резиновым кольцом), быстрее, чем зарядка в бачок.

Кроме того, объём реактивов при использовании коррекс-ленты обычно меньше, чем в бачке.

Лента коррекс имела широкое распространение при обработке ортохроматических фотоматериалов, обрабатываемых при неактиничном освещении и потому не требовавших светонепроницаемого бачка.

Особенности

Конструкция фотоаппаратуры для аналоговой фотографии может быть чрезвычайно простой и не содержать никаких электронных элементов. Механические фотоаппараты энергонезависимы и не требуют постоянной перезарядки источников питания. Отдельные модели пригодны для съёмки в агрессивных условиях, неприемлемых для современной цифровой аппаратуры. В простейшем случае пинхол-камеры отсутствует даже объектив, роль которого выполняет маленькое отверстие в передней стенке. В то же время, съёмка на фотоматериалы требует хотя бы базовых знаний в области экспонометрии и цветовоспроизведения, поскольку контроль изображения сразу после съёмки невозможен, требуя лабораторной обработки.

Ещё одна особенность плёночной аппаратуры заключается в её длительной актуальности, не зависящей от новейших технических достижений. Некоторые модели такой аппаратуры (например, Nikon F2, Leica M3, Hasselblad 2000CF и другие) остаются востребованными на вторичном рынке десятилетиями, благодаря надёжности и высокому качеству. Кроме того, основные характеристики изображения в аналоговой фотографии зависят в большей степени от качества фотоматериалов, чем от технического совершенства аппаратуры. В то же время, цифровые фотоаппараты устаревают всего за несколько лет, становясь непригодными для коммерческого использования из-за постоянного совершенствования базовых параметров.

Современное использование

Резкий рост рынка цифровой фототехники и повсеместный отказ от дорогостоящей фотоплёнки привёл к сокращению производства плёночной аппаратуры. В начале 2006 года производители стали объявлять о прекращении разработки новых моделей фотоаппаратов, рассчитанных на традиционные фотоматериалы. Так, 13 января корпорация Nikon остановила выпуск большинства моделей плёночных фотоаппаратов, сохранив в своей производственной линейке только две модели «Nikon F6» и «Nikon FM10». 20 января о прекращении производства объявила Konica Minolta, а 26 мая об отказе от аналоговых моделей заявил Canon. За весь 2005 год японскими компаниями, лидирующими на мировом рынке фототехники, было продано 64 770 000 цифровых фотоаппаратов и только 5 380 000 плёночных.

24 ноября 2004 года на Красногорском механическом заводе имени С. А. Зверева было принято решение совета директоров о прекращении выпуска зеркальных плёночных фотоаппаратов с 2005 года. Производство панорамных фотоаппаратов серии «Горизонт» решено законсервировать с возможностью перезапуска. Объединение ЛОМО продолжает выпуск фотоаппарата «Любитель-166+», предназначенного для любителей ломографии. Для них же под названием «LOMO LC-A+» в Китае с 2006 года продолжается выпуск модифицированной версии советской компактной камеры «ЛОМО Компакт-Автомат». Частная компания Arax выпускает мелкими партиями современные версии фотоаппаратов «Киев-60 TTL» и «Киев-88 TTL» под названиями «Arax-60/MLU» и «Arax-CM/MLU», собранные из запасов деталей киевского завода «Арсенал». В настоящее время (2016 год) продаются складские запасы российских и зарубежных аналоговых камер, всё ещё доступных на первичном рынке. Одним из немногих производителей серийной фотоаппаратуры для 35-мм фотоплёнки остаётся Ernst Leitz в Германии, выпускающий малоформатные «Leica M7», «Leica MP» и «Leica M-A» несмотря на то, что за 2010 год их доля составила менее 5 % от общих продаж фотоаппаратуры этого бренда. Компания Fujifilm продолжает выпуск складной среднеформатной камеры «Fujifilm GF670», оснащённой современной микроэлектроникой, а фирма Лингоф поставляет панорамный фотоаппарат «Linhof Technorama 612 PC II». В продаже также доступны современные высококачественные копии фотоаппаратов одноступенного процесса «Polaroid SX-70» и «SX-70 Sonar» компании Impossible.

Большая часть существующей аналоговой аппаратуры сегодня не может быть использована в связи с прекращением выпуска фотоматериалов соответствующих форматов, например, тип-240, тип-126, тип-127 и других. В настоящее время доступны лишь два типа рулонных фотоплёнок: тип-120 и тип-135. Последний может быть заменён 35-мм киноплёнкой, выпуск которой пока также не прекращён. Фотоаппараты для плёнки тип-120 и крупноформатные продолжают использоваться в современных фотостудиях в сочетании с цифровыми задниками. В то же время, некоторые фотоаппараты с кадром 6×6 сантиметров, изначально созданные как цифровые, например среднеформатная серия «Hasselblad HxD», допускают использование фотоплёнки после замены соответствующего модуля плёночным магазином.

Примечания

  1. Краткий фотографический справочник, 1952, с. 175.
  2. Canon вслед за Nikon отказался от плёнки (недоступная ссылка). «7 Days» (26 мая 2006). Дата обращения 5 февраля 2016. Архивировано 29 марта 2016 года.
  3. Canon прекращает выпуск плёночных фотоаппаратов. Техника. CNews (26 мая 2006). Дата обращения 5 февраля 2016.
  4. Canon прекращает разработку новых плёночных фотоаппаратов. РБК (25 мая 2006). Дата обращения 5 февраля 2016.
  5. В Совете директоров. Протокол заседания Совета директоров. ПРЕСС-ЦЕНТР OAO КРАСНОГОРСКИЙ ЗАВОД им. С. А. Зверева (24 ноября 2004). Дата обращения 5 февраля 2016.
  6. Фотокурьер, 2005, с. 3.
  7. Текущая продукция Красногорского завода. Фотоаппаратура. Zenit Camera (май 2015). Дата обращения 5 февраля 2016.
  8. Светлана Чистякова. Само несовершенство. Гаджеты. Lenta.ru (30 июля 2013). Дата обращения 6 февраля 2016.
  9. 1 2 Jason Schneider. 7 Fantastic New Film Cameras (& More): Analog Holdouts that Defy the Digital Revolution (англ.). Classic Camera Reviews. журнал «Shutterbug» (5 February 2016). Дата обращения 6 февраля 2016.
  10. Leica: Плёночные камеры покупают всё меньше, но они сохраняют определённую популярность. Аналитика. «Mobilaz» (30 марта 2010). Дата обращения 5 февраля 2016.
  11. POLAROID SX-70 CAMERA — SONAR (англ.) (недоступная ссылка). Camera. The Impossible Project. Дата обращения 6 февраля 2016. Архивировано 13 октября 2015 года.
  12. Foto&video, 2015.
  • Игорь Бажан. Слухи, или «Бобик сдох — II» (рус.) // «Фотокурьер» : журнал. — 2005. — № 3 (99). — С. 3.
  • В. В. Пуськов. Краткий фотографический справочник / И. Кацев. — М.: Госкиноиздат, 1952. — 423 с. — 50 000 экз.