Как готовить презентацию

Презентация — это отличный способ сделать свой доклад более понятным и интересным публике. Сейчас презентации создают в основном в программе PowerPoint, которая идет в комплекте офисных программ от Microsoft. В этой статье вы можете ознакомиться с небольшой пошаговой инструкцией по созданию презентаций в программе Microsoft PowerPoint. Статья будет актуальна для PowerPoint 2007, 2010, 2013 и 2016.

Шаг 1. Запускаем PowerPoint.

Для того чтобы начать создание презентации, достаточно просто запустить программу PowerPoint. Это можно сделать с помощью ярлыка на рабочем столе.

Если же на вашем рабочем столе нет ярлыка PowerPoint, то вы можете запустить эту программу с помощью поиска в меню «Пуск». Для этого откройте меню «Пуск» и введите в поиск «PowerPoint».

Шаг № 2. Выбираем дизайн будущей презентации.

После того, как PowerPoint запущен можно сразу приступать к созданию презентации. Лучше всего начать с дизайна, для этого перейдите на вкладку «Дизайн». На этой вкладке вы увидите большой список готовых дизайнов презентации. Выберите один из доступных вариантов.

Справа от списка готовых дизайнов, есть кнопки «Цвета», «Шрифты», «Эффекты» и «Стили фона». С помощью этих кнопок можно подогнать выбранный дизайн под ваши требования. Вы можете изменить цвет и шрифт текста, цвет фона презентации, а также добавить дополнительные эффекты.

Если готовых дизайнов вам недостаточно, то вы можете поискать в интернете другие шаблоны для презентаций PowerPoint.

Шаг № 3. Создание слайдов.

После выбора дизайна, можно начинать создавать слайды будущей презентации. Делается это при помощи кнопки «Создать слайд», которая находится на вкладке «Главная». Нажмите на стрелку вниз, под кнопкой «Создать слайд», так чтобы открылось меню с доступными слайдами.

В открывшемся меню вы увидите слайды нескольких типов. Это «Титульный слайд, слайд «Заголовок и объект», слайд «Заголовок раздела», слайд «Два объекта» и т.д. Выберите подходящий вам тип слайда и кликните по нему мышкой. Для примера мы создадим слайд «Заголовок и объект». В результате появится новый слайд с заголовком в верхней части слайда и пустым полем внизу.

Шаг № 4. Заполнение созданных слайдов.

После создания слайда его можно заполнить информацией. Для начала можно изменить заголовок слайда, для этого кликаем два раза мышкой по надписи «Заголовок слайда» и вводим другой текст.

После того, как заголовок введен, можно заполнять пустое поле под заголовком. Если под заголовком должен быть текст, то просто кликаем по пустому полю и вводим нужный текст.

Если же под заголовком должна быть какая-то другая информация, например, видео или картинка, то для этого нужно воспользоваться кнопками, которые находится посередине этого поля. Здесь доступно шесть кнопок для вставки таблиц, диаграмм, рисунков SmartArt, фотографий, картинок из библиотеки PowerPoint и видео.

При создании презентаций в PowerPoint чаще всего вставляют фотографии, поэтому рассмотрим именно этот вариант. Для того чтобы вставить фотографию из файла нужно нажать на кнопку с изображением фотографии. После этого появится окно для выбора фотографии. Выбираем нужную фотографию и нажимаем на кнопку «Вставить».

После этого выбранная вами фотография появится под заголовком слайда.

Таким образом вы создали презентацию PowerPoint из одного слайда. Для того чтобы добавить еще один слайд вернитесь на вкладку «Главная», снова нажмите на кнопку «Создать слайд» и добавьте в презентацию еще один слайд. После этого можно будет заполнить информацией еще один слайд. Повторяйте эту процедуру пока презентация не будет готова.

Шаг № 5. Предварительный просмотр презентации.

Для того чтобы оценить созданную презентацию перейдите на вкладку «Показ слайдов» и нажмите там на кнопку «С начала». После этого презентация откроется на весь экран, и вы сможете увидеть, как это будет выглядит в законченном виде.

Также можно нажать на кнопку «С текущего слайда». В этом случае воспроизведение презентации начнется не с начала, а с того кадра, на котором вы остановились при работе с презентацией.

Шаг № 6. Сохранение презентации.

После того как презентация создана, ее нужно сохранить. Для этого нужно открыть меню «Файл» и выбрать вариант «Сохранить как».

В результате откроется окно для сохранения файла. В этом окне нужно выбрать папку и нажать на кнопку «Сохранить». Таким образом вы получите файл презентации PowerPoint в формате PPTX, который потом можно будет открыть и продолжить создание презентации.

Если ваша презентация уже готова к показу, то ее нужно дополнительно сохранить в другом формате. Для этого нужно точно также использовать меню «Файл – Сохранить как», но перед сохранением изменить формат на «Демонстрация PowerPoint».

После такого сохранения вы получите файл в формате PPSX. Преимуществом данного формата является то, что презентация начинает воспроизводиться сразу после его открытия, при этом интерфейс программы PowerPoint даже не появляется. Но, файлы в формате PPSX нельзя редактировать, поэтому презентацию обязательно нужно сохранять и в формате PPTX и в PPSX.

Содержание

Как готовить доклад, статью и выступать на научной конференции

Прежде чем станешь писать, на- учись… мыслить! А выраженья за мыслью придут уже сами собою

К. Гораций (65–8 гг. до н.э.),

римский поэт

Уважаемые молодые исследователи!

Конечно, ваш научный руководитель позаботился о вас и дал много полезных советов и указаний по подготовке доклада. Однако у вашего научного руководителя слишком мало време- ни, чтобы предусмотреть многие важные детали. Это пособие окажется вам полезным для составления докладов и выступле- ний не только на студенческих научных конференциях, но и при подготовке и защите курсовых и дипломного проектов.

Доклад

Подготовка доклада на конференции СНО имеет примерно такое же значение, как и подготовка к сдаче экзамена. Только в процессе подготовки к экзамену студент по настоящему вдумы- вается в основные положения дисциплины, овладевает ее мето- дологией и понятийным аппаратом.

Только в процессе подготовки и оформления доклада вы по настоящему начинаете понимать постановку задачи, состояние проблемы, научное и практическое значение полученных вами результатов. Доклад на научной конференции — это промежу- точный финиш, ускоряющий и стимулирующий динамику раз- вития вашего профессионального мастерства. Текст доклада

есть не что иное, как проект научной статьи. Однако подготов- ке доклада (статьи) предшествует составление плана.

В такой план следует включить:

1. Постановку проблемы(задачи) и ее актуальность(науч- ное и практическое значение).

2. Современное состояние проблемы(в той части, которая

касается вашей конкретной темы) и место вашей конкретной темы в общей проблеме.

Цель работы.

4. Задачи, которые надо решить для достижения поставлен- ной цели.

5. Исходные материалы, привлеченные для выполнения

работы.

6. Методикуисследований, использованные в работе.

7. Полученные результаты и их анализ.

8. Научное и практическое значение полученных резуль- татов.

Статья

При написании текста самой трудной является наиболее ответственная часть статьи — ее начало. Как правило, началь- ные фразы получаются примитивными, малосодержательны- ми, банальными и неуклюжими. Не падайте духом: “мотор” только разогревается. Не смущайтесь и продолжайте. Нужная первая фраза появится пятой или десятой по счету, и все пре- дыдущие вы с облегчением уничтожите. Никогда не начинайте статью словами “Как известно…”. Никогда не пользуйтесь штам- пом “Это связано с тем…” (“Это объясняется тем…”).


Но не обязательно начинать писать статью с начала. Нач(

ните с конца— гораздо проще начать с заключения, описать основные результаты работы и выводы. Составление подрису- ночных подписей и списка литературы — тоже далеко не мело- чи. Напишите другие разделы статьи и вновь обращайтесь к ее началу. Трудности возникнут снова, но преодолеть их будет уже гораздо легче.

Первая страница статьи должна содержать:

1. Полное название статьи.

2. Сокращенное название.

3. Фамилию, И. О. автора(ов) с полным почтовым адресом(- ами).

4. Реферат объемом не более 80 слов.

5. Графики и таблицы (на отдельных листах).

Текст печатается на одной стороне листа формата А4. С левой стороны остаются поля для подшивки — 25 мм; с пра- вой — 20 мм. Текст набирается в редакторе Microsoft Word 6.0/7.0 шрифтом Times New Roman Cyr (Times DL) или Arial Cyr, кегль 12, межстрочный интервал — 15 пунктов. Подписи к ри- сункам печатаются на отдельном листе. Имена авторов и номер указываются на оборотной стороне каждого рисунка.

Литературные ссылки даются в алфавитном порядке по первому автору (для коллективных работ) и году издания.

Уровень и качество работы читатель может определить по введению, заключению и списку литературы. Природа красива и гармонична. Чем ближе подошел исследователь к пониманию природных закономерностей и процессов, тем красивее его ра- бота. В статье эта красота проявляется в ее архитектуре (пост- роении), логике рассуждений, четкости языка и формулировок, использовании схем и таблиц, облегчающих понимание работы. Чем фундаментальнее и важнее изучаемая проблема, тем ко( роче обоснование актуальности работы: емкость знания тем больше, чем в меньшем количестве знаковых средств удается его выразить.


Даже при очень беглом знакомстве со статьей отношение автора к своей работе сразу раскрывается по качеству графики (рисунков). Если автор выполнил работу с любовью, без конъ- юнктурной спешки, графика тщательно продумана, вырази- тельна, легко читаема, доставляет эстетическое удовольствие, вызывает уважение и доверие к автору. Хорошая иллюстрация лучше 1000 слов! Некрасивая и неряшливая графика свидетель- ствует о том, что работа сделана “холодными руками”, интерес- ных результатов в ней быть не может.

Если вы претендуете на новизну фундаментальных прин- ципов и понятийного аппарата, вы можете цитировать корифе- ев всех времен и народов. Это значит, что вы стоите выше обы- денности и видите глубже и дальше.

Статья должна иметь четкую структуру, внутренние озаг- лавленные разделы (подразделы).

Итак, сначала определяется тема работыи обосновывает-

ся ее актуальность, а далее определяются цель работыи зада- чи. И важно подчеркнуть, в чем именно заключается новизна и оригинальность вашего подхода.

Стремитесь к максимальной простоте и ясности изложе( ния.Наука состоит в том, чтобы кажущееся сложным сделать простым, а не наоборот.

Подведем итоги, приведя следующие правила: “Статья дол- жна строиться так же, как в газете: информативное заглавие, суть, излагаемая в первом же абзаце, основные факты, излага- емые в следующих абзацах, небольшие главки, посвященные частным, менее значительным деталям, обязательные четкие выводы из главок и статьи в целом. Если у вас есть несколько вопросов, о которых хочется сказать, значит, нужно написать несколько статей, ибо основное правило таково: одна статья — одна мысль, а если мыслей в статье три, то потеряются все три”. Уже в аннотации (реферате) надо убедить читателя, что ему необходимо вашу статью прочитать. Нужно изложить выводы так, чтобы он их сразу усвоил, и оценил их высокую практичес- кую (познавательную) ценность. Каждый раздел или параграф должен строиться так, чтобы уже начало чтения давало основ- ную информацию. Уделяйте сугубое внимание эксперименту (фактическим данным). Теоретические результаты особенно убедительны, если они подтверждены экспериментальными

данными.

Заключительный раздел статьи — концентрат всей работы. Он состоит из двух подразделов (специальными заголовками они не выделяются). Первый подраздел — констатирующий — слу- жит как бы замыканием постановочной части статьи. В нем вы показываете, что поставленные задачи решены, и цель работы

достигнута. Здесь вы подчеркиваете оригинальность постанов- ки, методики или технологии вашего исследования, обеспечив- ших успех и позволивших получить новые результаты. Второй подраздел — результативно(аналитический. В нем вы перечис- ляете и комментируете результаты работы, их научное и прак- тическое значение. Отдельные фразы из предыдущих разделов статьи в заключении можно повторять дословно. Наконец, если это возможно (это возможно не всегда), постарайтесь сформу- лировать научное положение или положения, вытекающие из полученных результатов. Научное положение — это разверну- тая фраза, утвердительно раскрывающая суть (механизм, про- цесс, природу) некоторого явления или закономерности. Если вы не поднялись на уровень обобщения собственных результатов и за “деревьями” не увидели “леса”, — научное положение вме- сто вас сформулирует кто-нибудь другой. И это будет совсем другая статья, автором которой вы уже не будете.

Надо иметь в виду, что текст научной статьи является вы- разительным портретом ее автора. Этот “автопортрет” объек- тивно отражает добросовестность, профессиональное мастер- ство, широту кругозора, культурный уровень (в первую очередь культуру речи, которая отражает культуру мышления), безжа- лостно обнажает наукообразие, стремление придать банально- сти и пустоте видимость глубокомыслия, и многое другое. Не старайтесь казаться умным: эти старания приведут к совершен- но противоположному результату.

Не засоряйте русский язык необоснованным использовани- ем иностранных слов это одно из проявлений наукообразия.

Заключительный этап работы над текстом состоит в том, чтобы выкинуть все лишние слова, повторения, упростить длин- ные фразы, расставить знаки препинания, вымести “словесный мусор”.

Такова технология написания статьи.

Подобно тому, как космонавт не может выходить в Кос- мос, если считает, что идет на подвиг, не является подвигом и написание статьи. Это необходимый, обязательный, даже буд- ничный, элемент нормальной исследовательской работы. Да-

леко не всегда в своих рассуждениях исследователь соблюда- ет правила строгой диалектической логики. Дефекты и непол- нота работы выявляются только тогда, когда постулаты, аргу- менты и выводы находят свое текстовое выражение: чем боль- ше человек знает, чем больше мыслей в голове, тем больше путаницы в мыслях.

Иногда автору кажется, что он попал в тупик: ему не хва- тает слов, он не может сформулировать результат или положе- ние, которое ему кажется очень важным. Это значит, что ему крупно повезло — он подошел к открытию нового понятия, для которого еще не придумано названия и не дано определения.

Но вот первоначальный план статьи выполнен, и автор оце- нивает свое творение. Вроде бы есть все, что нужно по плану, но мысль, спотыкаясь чуть ли не на каждом логическом шагу, та- щится по тексту с большим трудом. Результат удручающий. Впечатлительный молодой исследователь ощущает себя пол- ной бездарностью. Не падайте духом и не переживайте! Впере- ди у вас — радостная и окрыляющая неожиданность.

Именно теперь наступает кульминационный момент рабо( ты или момент истины, ради которого и пишется статья. Она начинает вразумлять и учить своего автора. И вдруг оказыва- ется, что теоретический вывод может быть построен короче и красивее, что для подтверждения сформулированного резуль- тата необходимо проделать дополнительные расчеты и (или) выполнить специальные эксперименты, и т. д. Иногда какой-то второстепенный вопрос, первоначально не привлекавший к себе особого внимания, вдруг начинает разрастаться и задвигать ис- ходную задачу на задний план. Вырисовывается совершенно новая проблема, может быть, даже существенно более крупно- го калибра, чем исходная. Как говорится, “хорошая мысля при- ходит опосля”. Приходится отодвинуть статейную писанину в сторону и приступить к реализации плана продолжения работ, который “предложила” ваша статья. Потом статья переписы- вается заново и сдается в печать, и исследовательский процесс продолжается.

Выступление

Ораторское искусство всегда имело очень важное значение в общественной жизни. Ему посвящено необозримое количество книг и статей. Одной из лучших считается книга известного аме- риканского психолога Д. Карнеги. Вы прочитаете ее с пользой и удовольствием. Однако все исследования посвящены исключи- тельно политическим ораторам (а современные — еще и торго- вой рекламе). Эти ораторы обращаются прежде всего к эмоци- ям слушателей, их задача — убедить и внушить. Задача док- ладчика на научной конференции или деловом совещании дру- гая — доказать, обосновать. Актерские приемы, уместные на театральной сцене, здесь будут выглядеть просто смешно.

В устном докладе содержание работы необходимо излагать по возможности короткими, четкими фразами. Мысли должны быть ясно выраженными, без усложнения излишними эпитета- ми, придаточными предложениями и деепричастными оборота- ми. Не считайте, что вас слушают сплошь одни корифеи. При изложении доклада не “по бумажке” необходимо логично, чет- ко, не спеша излагать содержание, стараясь акцентировать вни- мание слушателей на наиболее важном и интересном. Если вы чувствуете неуверенность или обнаруживаете недостаток вре- мени для устного изложения, лучше все-таки доклад читать “по бумажке”.

Не превышайте установленного для доклада отрезка вре- мени. Заранее проведите хронометраж своего выступления и при нехватке времени (его всегда не хватает) — отсеките все второстепенное. Хронометраж выступления удобно делать по магнитофонной записи. Дефекты собственного выступления осо- бенно заметны, когда вы слышите его “со стороны”. Желание дать максимум информации в ограниченное время приводит к спешке, выступление оказывается смазанным, недоходчивым, аудитория его плохо воспринимает, и в результате теряет ин- терес и к вам, и к вашей работе.

Сказанное выше относительно построения статьи полнос- тью справедливо и для текста устного выступления (доклада).

Не затягивайте вступительную часть доклада, быстрее перехо- дите к сути работы (берите “быка за рога”). Выводы должны быть краткими и четкими.

Заранее зная, что вы не успеете членораздельно описать все свои достижения, спровоцируйте аудиторию на вопросы. Для этого скажите мимоходом, что такие-то и такие-то “прин- ципиально важные детали” вы вынуждены опустить из-за не- хватки времени. Аудитория “заглотнет наживку”, вы получите дополнительное время, а в возникшей после этого дискуссии сможете узнать много интересного, увидеть свою работу с но- вых, неожиданных для вас, точек зрения.

Иллюстрации к докладу (слайды для каруселей или про- зрачки для оверхед-проекторов) во время выступления служат вашим путеводителем. Они должны быть яркими, лаконичны- ми и легко воспринимаемыми, количество надписей на них — минимальным. Не стремитесь поместить на экране как можно больше буквенной и цифровой информации. Оставьте только самое необходимое. Не пишите длинных подрисуночных подпи- сей и определений, пользуйтесь общеизвестными сокращения- ми. Помните, что картинка показывается на экране короткое время и восприятие помещенной на ней информации должно быть быстрым. Демонстрируйте на картинках только самое су- щественное, не распыляйте внимание аудитории. Каждая ил- люстрация должна преследовать свою цель. Текст и графики должны подкреплять друг друга. В выступлении вы можете ис- пользовать большее число иллюстраций, чем помещено в пись- менном докладе.

В дополнение к основным картинкам рекомендуется сде- лать следующие текстовые:

а) названия вуза, факультета и кафедры, название докла- да, перечень авторов и научных руководителей;

б) названия основных разделов доклада; в) заключение (выводы) по докладу.

Это поможет вам сэкономить время представления док- лада и сконцентрировать внимание аудитории на главном, ос- новном.

Очень важна самооценка полученных результатов. Нет ни- чего дороже сделанного собственными руками.

Выступление должно завершаться выводами: “следова-

тельно…”, “таким образом…”. В конце выступления не забудь- те поблагодарить своего научного руководителя и всех, кто по- могал вам в работе. Заключительная фраза выступления стан- дартна: “Я закончил, благодарю за внимание”.

Во время выступления будьте сдержаны — не кричите в микрофон (а при отсутствии микрофона — не стесняйтесь гово- рить громко и весело), не размахивайте руками, не прыгайте, не утирайте пот носовым платком, не отворачивайтесь от ауди- тории, обращаясь к потолку или окнам. Смотрите в глаза слу( шателям.Каждый будет думать, что вы обращаетесь именно к нему, и будет очень польщен вашим вниманием.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ “О науке и государственной научно-технической политике”.

3. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ “О высшем и и послевузовском профессиональном образовании”.

4. Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 “Об образовании”.

5. Положение о порядке присуждения ученых степеней. Утв. постановлением Правительства РФ от 30 января 2002 г. № 74.

6. Положение о порядке присвоения ученых степеней. Утв. постановлением Правительства РФ от 29 марта 2002 г. № 194.

7. Положение о подготовке научно-педагогических и науч- ных кадров в системе послевузовского профессионального об- разования в Российской Федерации. Утв. приказом Министер- ства образования РФ от 27 марта 1998 г. № 814.

8. Авроров В. А. Основы проведения научных исследований:

Учеб. пособие. — М., 2009.

9. Алиевский Б. Л. Основы научных исследований в инже- нерном творчестве: Учеб. пособие для студентов высших учеб- ных заведений. — М.: МАИ-Принт, 2009.

10. Анисимов Г. М. Основы научных исследований (с осно- вами моделирования): Учеб. пособие. — СПб., 2006.

11. Арнольд И. В. Основы научных исследований в лингвис-

тике. — М., 2009.

12. Баранов Б. А. Основы научных исследований: Учеб. по- собие. — М.: Российская экономическая академия. — 2007.

13. Вайнштейн М. З. Основы научных исследований: Учеб. пособие. — Йошкар-Ола: МарГТУ, 2011.

14. Герасимов Б. И. Основы научных исследований: Учеб. пособие по специальности “Менеджмент организации”. — М.: Форум, 2009.

15. Глухих В. В. Основы научных исследований: Курс лек-

ций. — Екатеринбург: Уральский гос. лесотехнический ун-т, 2009.

16. Золотков В. Д. Основы научных исследований (фило-

софско-методологический аспект): Учеб. пособие. — Саранск: Саранский кооп. ин-т Российского ун-та кооп., 2008.

17. Кожухар В. М. Основы научных исследований: Учеб. по-

собие. — М.: ИТК “Дашков и К°”, 2010.

18. Космин В. В. Основы научных исследований: Учеб. по- собие. — М., 2007.

19. Кузнецов И. Н. Научное исследование. Методика офор- мления. — М.: ИТК “Дашков и К°”, 2006.

20. Кузнецова Л. А. Основы научных исследований: Учеб.

пособие: (для студентов факультета управления по специаль- ностям “Менеджмент организаций”, “Государственное и муни- ципальное управление”). — Челябинск: Челябинский государ- ственный университет, 2008.

21. Лузан П. П. Основы научных исследований: Учебно-ме-

тодическое пособие. — Смоленск: СГУ, 2009.

22. Магрупова З. М. Основы научных исследований: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям “Бух- галтерский учет, анализ и аудит”, “Финансы и кредит”, “Нало- ги и налогообложение” и “Мировая экономика”. — Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2009.

23. Пивоварова О. П. Основы научных исследований: Учеб.

пособие. — Челябинск: Полиграф-Мастер, 2009.

24. Плонская Т. В. Основы научных исследований: Учеб. по- собие. — Новороссийск: МГА имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, 2009.

25. Селиванов В. Ф. Основы организации и методологии на-

учных исследований: Учеб. пособие. — Воронеж: ВГТУ, 2011.

Главный редактор — А. Е. Илларионова

Художник — В. А. Антипов Верстка — Е. В. Рудакова Корректор — О. А. Рогачева

Ответственный за выпуск — О. Б. Юсова

Учебное издание

ШклярМихаил Филиппович

Основы научных исследований

Санитарно-эпидемиологическое заключение

№ 77.99.60.953.Д.007399.06.09 от 26.06.2009 г.

Подписано в печать 25.11.2011. Формат 60´ 84 1/16. Печать офсетная. Бумага газетная. Печ. л. 15,25. Тираж 1500 экз. (1-й завод 1–400 экз.) Заказ №

Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°» 129347, Москва, Ярославское шоссе, д. 142, к. 732.

Для писем: 129347, Москва, п/о И-347 Тел./факс: (495) 182-01-58, 182-11-79, 183-93-01

Вы готовитесь к участию в конференции со своими первыми научными результатами. Это значит, что у Вас есть Научный Руководитель, который ввел Вас в проблему, подсказал метод решения, способствовал успеху работы и тем самым избавил Вас от изнурительного труда и многих мучений, на которые обречен начинающий молодой исследователь. Но нет науки «студенческой» и науки «взрослой». Есть наука и ненаука («паранаука») или «псевдоморфоза по науке», являющаяся средством социального приспособления и симуляции научной деятельности, но это не наш случай.

По Майклу Фарадею, научная работа включает три обязательных этапа: «work, finish, publish»(«работать, заканчивать, публиковать»). Если работа не закончена, или закончена, но не опубликована — ее не существует. Восприятие работы и научная репутация ее автора во многом зависят от того, как она опубликована.

Конечно, Ваш Научный Руководитель позаботился о Вас и дал много полезных советов и указаний по подготовке доклада. Однако сейчас наука уже не есть «средство удовлетворения личной любознательности за государственный счет» (это определение принадлежит академику Л.А.Арцимовичу), и у Вашего Научного Руководителя слишком мало времени, чтобы предусмотреть многие важные детали. Это пособие окажется Вам полезным для составления докладов и выступлений не только на студенческих научных конференциях, но и при подготовке и защите курсовых и дипломного проектов, кандидатской и докторской диссертаций.

Доклад

Подготовка доклада на конференции имеет примерно такое же значение, как и подготовка к сдаче экзамена. Только в процессе подготовки к экзамену студент по настоящему вдумывается в основные положения дисциплины, овладевает ее методологией и понятийным аппаратом.

Только в процессе подготовки и оформления доклада Вы по настоящему начинаете понимать постановку задачи, состояние проблемы, научное и практическое значение полученных Вами результатов. Доклад на научной конференции — это промежуточный финиш, ускоряющий и стимулирующий динамику развития Вашего профессионального мастерства. Текст доклада в принципе есть не что иное, как проект научной статьи.

Нет необходимости специально придумывать план Вашего доклада (статьи). Этот план давно разработан и канонизирован многими поколениями исследователей. Именно по этому плану составляются, например, все кандидатские и докторские диссертации. Напомним, что слово «план» происходит от латинского «планета», «планктон», то есть «блуждающий» (мыслями).

Вот этот план.

  1. Постановка проблемы (задачи) и ее актуальность (научное и практическое значение).
  2. Современное состояние проблемы (в той части, которая касается Вашей конкретной темы) и место Вашей конкретной темы в общей проблеме.
  3. Цель работы.
  4. Задачи, которые надо решить для достижения поставленной цели.
  5. Исходные материалы, привлеченные для выполнения работы (данные технологическогорегламента, результаты экспериментов, программно-алгоритмическое обеспечение, технические средства и т.д.)
  6. Методики исследований, использованные в работе (известные ранее, усовершенствованные автором или оригинальные);
  7. Полученные результаты и их анализ (в диссертациях — защищаемые научные результаты и научные положения).
  8. Заключение и выводы. Научное и практическое значение полученных результатов.
  9. Личный вклад автора(ов).
  10. Благодарности тем, кто помогал в работе.
  11. Список литературы

При составлении письменного текста необходимо иметь в виду, что у каждого читателя существует определенный промежуток времени («критический период запоминания»), в который должна укладываться каждая содержащаяся в сообщении доза информации. Этот период (период «схватывания глазом») имеет длительность от 0.1 до 0.5 секунды. Таким образом, в печатном тексте выражение каждой идеи или утверждения, каждой фразы должно укладываться в такого рода промежуток времени. При нарушении этого условия читатель будет вынужден возвращаться назад, то есть совершать излишнее усилие и затрачивать излишнее время.

Для того, чтобы рассуждение было понятным для слушателя, его смысловые компоненты (дозы или кванты информации) должны иметь такую длину, чтобы они умещались в отрезках текста, каждый из которых может быть прочитан за 4-8 секунд. При устном выступлении несоблюдение этого условия приведет к тому, что для слушателя такое рассуждение «пройдет мимо ушей». Заглавие доклада (статьи) должно быть по возможности кратким (не более 8-10 слов).

Статья

При написании текста самой трудной является наиболее ответственная часть статьи — ее начало. Как правило, начальные фразы получаются примитивными, малосодержательными, банальными и неуклюжими. Не падайте духом: «мотор» только разогревается. Не смущайтесь, и продолжайте. Нужная первая фраза появится пятой или десятой по счету, и все предыдущие Вы с облегчением уничтожите. Никогда не начинайте статью словами «Как известно,…». Никогда не пользуйтесь штампом «Это связано с тем…» («Это объясняется тем…»).

Но не обязательно начинать писать статью с начала. Начните с конца — гораздо проще начать с заключения, описать основные результаты работы и выводы. Составление подрисуночных подписей и списка литературы — тоже далеко не мелочи. Напишите другие разделы статьи, и вновь обращайтесь к ее началу. Трудности возникнут снова, но преодолеть их будет уже гораздо легче.

Первая страница статьи должна содержать:

  1. Полное название статьи.
  2. Сокращенное название (для колонтитулов).
  3. Фамилию, И.О. автора(ов) с полным почтовым адресом(ами). Для коллективных работ — имя автора, по адресу которого будет открыта переписка с читателями.
  4. Реферат объемом не более 80 слов для статей или краткую аннотацию для технической заметки.
  5. Графики и таблицы (на отдельных листах) помещаются после текста, их место в тексте отмечается на полях.

Текст печатается на одной стороне листа формата А4. С левой стороны остаются поля для подшивки — 25 мм; с правой — 20 мм. Текст набирается в редакторе Microsoft Word 6.0/7.0 шрифтом Times New Roman Cyr (Times DL) или Arial Cyr, кегль 12, межстрочный интервал — 15 пунктов. Подписи к рисункам печатаются на отдельном листе. Имена авторов и номер указываются на обратной стороне каждого рисунка. Используется международная система единиц SI (при использовании других единиц указывается переходный коэффициент).

Литературные ссылки даются в алфавитном порядке по первому автору (для коллективных работ) и году издания.

Два экземпляра текста с рисунками сдаются в редакцию на бумажном носителе, и в виде файлов — на дискете.

Уровень и качество работы читатель может определить по введению, заключению и списку литературы практически мгновенно, «на вскидку». Природа красива и гармонична. Чем ближе подошел исследователь к пониманию природных закономерностей и процессов, тем красивее его работа. В статье эта красота проявляется в ее архитектуре (построении), логике рассуждений, четкости языка и формулировок, использовании схем и таблиц, облегчающих понимание работы. Чем фундаментальнее и важнее изучаемая проблема, тем короче обоснование актуальности работы: емкость знания тем больше, чем в меньшем количестве знаковых средств удается его выразить.

Даже при очень беглом знакомстве со статьей отношение автора к своей работе сразу раскрывается по качеству графики (рисунков). Если автор выполнил работу с любовью, без конъюнктурной спешки, графика тщательно продумана, выразительна, легко читаема, доставляет эстетическое удовольствие, вызывает уважение и доверие к автору. Хорошая иллюстрация лучше 1000 слов! Некрасивая и неряшливая графика свидетельствует о том, что работа сделана «холодными руками», интересных результатов в ней быть не может.

Если автор работает в «кипящем слое», он цитирует свежие работы (отечественные и зарубежные). Если Вы претендуете на новизну фундаментальных принципов и понятийного аппарата, Вы можете цитировать Библию, древних философов, протопопа Аввакума, Эйнштейна, Бертрана Рассела, Льюиса Кэролла и других корифеев всех времен и народов. Это значит, что Вы стоите выше обыденности и видите глубже и дальше. Это стиль больших мастеров (но они не нуждаются в наших рекомендациях).

Статья должна иметь четкую структуру, внутренние озаглавленные разделы (подразделы).

Итак, сначала определяется тема работы и обосновывается ее актуальность.

Далее определяются цель работы и задачи (методические, конструкторские, экспериментальные, теоретические, программно-алгоритмические, и т.д.), которые необходимо решить для достижения поставленной цели.

Важно подчеркнуть, в чем именно заключается новизна и оригинальность Вашего подхода (постановки задачи, объекта исследования, экспериментального или теоретического метода, технического устройства и т.д.). На этом заканчивается постановочная часть статьи, и вы уже определили ее логические блоки (описание объекта, постановка проблемы, промежуточные задачи, методы исследования, полученные результаты, их обсуждение, выводы и Заключение). Каждый такой блок — это раздел статьи со своим собственным заголовком.

Стремитесь к максимальной простоте и ясности изложения. Наука состоит в том, чтобы кажущееся сложным сделать простым, а не наоборот. Не превращайте статью в телеграфное сообщение. Не надо конкретную прикладную задачу излагать на языке функционального анализа. Не руководствуйтесь принципом: «Если дурак-читатель статью не понимает, тем хуже для него».

Подведем итоги, приведя следующие правила: «Статья должна строиться так же, как в газете: информативное заглавие; суть, излагаемая в первом же абзаце; основные факты, излагаемые в следующих абзацах; небольшие главки, посвященные частным, менее значительным деталям; обязательные четкие выводы из главок и статьи в целом; никаких «конспектов на будущее». Если у Вас есть несколько вопросов, о которых хочется сказать, значит, нужно написать несколько статей, ибо основное правило таково: одна статья — одна мысль; если мыслей в статье три, то потеряются все три».

Уже в аннотации (реферате) надо убедить читателя, что ему необходимо Вашу статью прочесть. Нужно изложить выводы так, чтобы он их сразу усвоил, и оценил их высокую практическую (познавательную) ценность. Каждый раздел или параграф должен строиться так, чтобы уже начало чтения давало основную информацию. Уделяйте сугубое внимание эксперименту (фактическим данным). Теоретические результаты особенно убедительны, если они подтверждены экспериментальными данными.

Заключительный раздел статьи — концентрат всей работы. Он состоит из двух подразделов (специальными заголовками они не выделяются). Первый подраздел — констатирующий — служит как бы замыканием постановочной части статьи. В нем Вы показываете, что поставленные задачи решены, и цель работы достигнута. Здесь Вы подчеркиваете оригинальность постановки, методики или технологии Вашего исследования, обеспечивших успех, и позволивших получить новые результаты. Второй подраздел — результативно-аналитический. В нем Вы перечисляете и комментируете результаты работы, их научное и практическое значение. Отдельные фразы из предыдущих разделов статьи в Заключении можно повторять дословно. Наконец, если это возможно (это возможно не всегда), постарайтесь сформулировать научное положение или положения, выткающее(ие) из полученных результатов. Научное положение — это развернутая фраза, утвердительно раскрывающая суть (механизм, процесс, природу) некоторого явления или закономерности. Если Вы не поднялись на уровень обобщения собственных результатов и за деревьями не увидели леса, — научное положение вместо Вас сформулирует кто-нибудь другой. И это будет совсем другая статья, автором которой Вы уже не будете.

Полезно иметь в виду, что текст научной статьи является выразительным портретом ее автора. Этот «автопортрет» объективно отражает добросовестность, профессиональное мастерство, широту кругозора, культурный уровень (в первую очередь, культуру речи, которая отражает культуру мышления), безжалостно обнажает кокетство, самолюбование, наукообразие, стремление придать банальности и пустоте видимость глубокомыслия, и многое другое. Не старайтесь казаться умным: эти старания приведут к совершенно противоположному результату.

Не засоряйте русский язык необоснованным использованием иностранных слов (это одно из проявлений наукообразия и кокетства).

Заключительный этап работы над текстом состоит в том, чтобы выкинуть все лишние слова, повторения, упростить длинные фразы, расставить знаки препинания, вымести «словесный мусор». М.Горький называл этот этап литературной работы «ловлей блох».

Такова технология написания статьи.

Подобно тому, как космонавт не может выходить в Космос, если считает, что идет на подвиг, не является подвигом и написание статьи. Это необходимый, обязательный, даже будничный, элемент нормальной исследовательской работы. Далеко не всегда в своих рассуждениях исследователь соблюдает правила строгой диалектической логики. Дефекты и неполнота работы выявляются только тогда, когда постулаты, аргументы и выводы находят свое текстовое выражение: чем больше человек знает, чем больше мыслей в голове, тем больше путаницы в мыслях.

Иногда автору кажется, что он попал в тупик: ему не хватает слов, он не может сформулировать результат или положение, которое ему кажется очень важным. Это значит, что ему крупно повезло — он подошел к открытию нового понятия, для которого еще не придумано названия и не дано определения.

Но вот первоначальный план статьи выполнен, и автор оценивает свое творение. Вроде бы есть все, что нужно по плану, но мысль, спотыкаясь чуть ли не на каждом логическом шагу, тащится по тексту с большим трудом. Результат удручающий. Впечатлительный молодой исследователь ощущает себя полной бездарностью. Не падайте духом и не переживайте! Впереди у Вас- радостная и окрыляющая неожиданность.

Именно теперь наступает кульминационный момент работы или момент истины, ради которого и пишется статья (публикация — вовсе не самоцель, если речь не идет о диссертации). Статья обретает способность самоорганизации и, как живой организм, начинает жить собственной жизнью. Она начинает вразумлять и учить своего автора.

Вдруг оказывается, что теоретический вывод может быть построен короче и красивее, что для подтверждения сформулированного результата необходимо проделать дополнительные расчеты и (или) выполнить специальные эксперименты, и т.д. Иногда какой-то второстепенный вопрос, первоначально не привлекавший к себе особого внимания, вдруг начинает разрастаться и задвигать исходную задачу на задний план. Вырисовывается совершенно новая проблема, может быть, даже существенно более крупного калибра, чем исходная. Как говорится, «хорошая мысля приходит опосля». Приходится отодвинуть статейную писанину в сторону, и приступить к реализации плана продолжения работ, который «предложила» Ваша статья. Потом статья переписывается заново и сдается в печать, но исследовательский процесс продолжается.

Эффект «самоорганизации» произведения искусства или художественной литературы — известный факт. Возможно, он присущ продукту любого творческого процесса. Пушкин во время работы над романом «Евгений Онегин» в письме к П.А.Вяземскому поделился свои изумлением: «Экую штуку удрала моя Татьяна, — взяла да и вышла замуж!». Пушкин этого совершенно не ожидал.

В научной работе эффект самоорганизации имеет особенно важное значение, но ничего мистического в этом нет. По мере того, как исследователь углубляется в понимание явления, направления и логика его мыслей во все большей степени управляются не им самим, а природой изучаемого явления.

Выступление

Ораторское искусство всегда имело очень важное значение в общественной жизни. Ему посвящено необозримое количество книг и статей. Одной из лучших считается книга известного американского психолога Д. Карнеги. Вы прочтете ее с пользой и удовольствием. Однако все исследования посвящены исключительно политическим ораторам (а современные — еще и торговой рекламе). Эти ораторы обращаются прежде всего к эмоциям слушателей, их задача — убедить и внушить. Задача докладчика на научной конференции или деловом совещании другая — доказать, обосновать. Актерские приемы, уместные на театральной сцене, здесь будут выглядеть просто смешно.

В устном докладе содержание работы необходимо излагать по возможности короткими, четкими фразами. Мысли должны быть ясно выраженными, без усложнения излишними эпитетами, придаточными предложениями и деепричастными оборотами. Не считайте, что Вас слушают сплошь одни корифеи.

При изложении доклада не «по бумажке» необходимо логично, четко, не спеша излагать содержание, стараясь акцентировать внимание слушателей на наиболее важном и интересном. Если Вы чувствуете неуверенность или обнаруживаете недостаток времени для устного изложения, лучше все-таки доклад читать «по бумажке».

Не превышайте установленного для доклада отрезка времени. Заранее проведите хронометраж своего выступления и, при нехватке времени (его всегда не хватает) — отсеките все второстепенное. Хронометраж выступления удобно делать по магнитофонной записи. Дефекты собственного выступления особенно заметны, когда Вы слышите его «со стороны». Желание дать максимум информации в ограниченное время приводит к спешке; выступление оказывается смазанным, недоходчивым, аудитория его плохо воспринимает, и в результате — теряет интерес и к Вам, и к Вашей работе.

Сказанное выше относительно построения статьи полностью справедливо и для текста устного выступления (доклада). Не затягивайте вступительную часть доклада, быстрее переходите к сути работы (берите «быка за рога»). Выводы должны быть краткими и четкими.

Заранее зная, что Вы не успеете членораздельно описать все свои достижения, спровоцируйте аудиторию на вопросы. Для этого скажите мимоходом, что такие-то и такие-то «принципиально важные детали» Вы вынуждены опустить из-за нехватки времени. Аудитория «заглотнет наживку», Вы получите дополнительное время, а в возникшей после этого дискуссии сможете узнать много интересного, увидеть свою работу с новых, неожиданных для Вас, точек зрения.

Каждая минута устного выступления (как и время личного профессионального общения) ценится очень высоко.

Чем короче выступление, тем большего времени для подготовки оно требует. Помните, что Ваш доклад будет оцениваться не по количеству произнесенных слов. Всегда строго соблюдайте регламент. Ничто так не раздражает, как докладчик, не соблюдающий регламент. Как бы ни был интересен Ваш доклад, ни следующий докладчик, ни аудитория, ни председательствующий не согласятся, чтобы Вы превысили отведенное Вам время. Захват чужого времени считается каннибализмом.

Вопросы, как правило, задают после выступления. Оставьте для них 5 минут от отведенного Вам времени. Если вопросов не возникает, можете использовать это время для разъяснения ключевых положений доклада. Обычно после обсуждения секционных выступлений следует неформальное общение с заинтересованными коллегами в непринужденной обстановке.

Инструктируя П.Л.Капицу, как докладывать в Лондонском Королевском обществе (английская Академия наук), Э.Резерфорд наставлял его: «Поменьше показывайте диапозитивов. Когда темно в зале, слушатели, пользуясь этим, покидают зал». Сегодня это наставление не действует. На современных научных конференциях, в том числе и международных, очень часто доклады состоят из одних лишь комментариев к демонстрируемой графике.

Иллюстрации к докладу (слайды для каруселей или прозрачки для оверхед-проекторов) во время выступления служат Вашим путеводителем. Они должны быть яркими, лаконичными и легко воспринимаемыми, количество надписей на них — минимальным. Не стремитесь поместить на экране как можно больше буквенной и цифровой информации. Оставьте только самое необходимое. Не пишите длинных подрисуночных подписей и определений, пользуйтесь общеизвестными сокращениями. Помните, что картинка показывается на экране короткое время и восприятие помещенной на ней информации должно быть быстрым. Демонстрируйте на картинках только самое существенное, не распыляйте внимание аудитории. Каждая иллюстрация должна преследовать свою цель. Текст и графики должны подкреплять друг друга. В выступлении Вы можете использовать большее число иллюстраций, чем помещено в письменном докладе.

В дополнение к основным картинкам рекомендуется сделать следующие текстовые:

  1. Названия Вуза, факультета и кафедры, название доклада, перечень авторов и научных руководителей;
  2. Названия основных разделов (план) доклада;
  3. Заключение (Выводы) по докладу.

Это поможет Вам сэкономить время представления доклада и сконцентрировать внимание аудитории на главном, основном.

Очень важна самооценка полученных результатов. Нет ничего дороже сделанного собственными руками. И если увлеченный молодой исследователь преувеличивает значение своей работы — это не грех, и Научный Руководитель вряд ли станет гасить огонь Вашего энтузиазма. Однако, если Вы не сможете сказать, зачем вообще нужна Ваша работа, — Вас деликатно размажут по стенке.

Выступление должно завершаться выводами: «следовательно…», «таким образом…». В конце выступления не забудьте поблагодарить своего Научного Руководителя и всех, кто помогал Вам в работе. Заключительная фраза выступления стандартна: «Я закончил, благодарю за внимание».

Похвалу в свой адрес принимайте с подобающей скромностью. «Похвала всегда приводит в смущение: не знаешь, что ответить, не находишь нужных слов. Да и как можно ответить на комплимент! Меня хвалили великое множество раз, и я всегда смущался, я каждый раз чувствовал, что можно было бы сказать гораздо больше!» (Марк Твен).

Мини-презентация в резюме продемонстрирует работодателю весь Ваш потенциал!

Способ, который позволяет описать ваши профессиональные навыки, а также придать вашему резюме более современный и профессиональный вид — это «Мини-презентация».

Смысл этого метода заключается не в простом перечислении навыков. А предполагается объединить этот список с мини-презентацией своей кандидатуры. 3-5 предложений о вас позволят заинтересовать рекрутера и помогут ему лучше понять с кем он имеет дело.

Этот метод еще можно назвать «Резюме на резюме», так как в нескольких коротких фразах вы выражаете всю суть документа: кто вы и каковы ваши преимущества перед другими соискателями.

Основное правило при использовании данной методики — это резонанс с предыдущим разделом (профессиональная цель). Другими словами оба раздела должны усиливать друг друга. Делается это достаточно просто.

Напишите о ваших компетенциях два или три предложения, которые охарактеризуют основные моменты вашей трудовой биографии. Давайте рассмотрим конкретный пример.
«Отличное знание рынка. Семь лет опыта работы руководителем департамента продаж. Разработка и внедрение стратегий привлечения новых клиентов, увеличение объемов продаж. Создание эффективной команды для достижения высоких показателей. Опыт и навыки включают:

  • Ведение переговоров различного уровня.
  • Заключение сделок и контроль исполнения договорных обязательств.
  • Оптимизация бизнес-процессов для достижения высоких показателей.
  • Разработка, развитие и управление маркетинговыми проектами.
  • Управление персоналом (подбор, обучение, мотивация).»

Вот как это будет выглядеть в резюме

В нашем примере показана мини-презентация для вакансии «Руководитель отдела продаж». Однако подобную мини-презентацию можно написать практически для любой позиции: от мерчендайзера до генерального директора.

Вот пример водителя-экспедитора:
«Опытный водитель с хорошим знанием Москвы и области. Водительские права категории В‚ опыт безаварийного вождения по Москве более 15 лет.»

А вот пример бухгалтера:
«Профессионал с восьмилетним стажем, отличное знание цикла всей бухгалтерской деятельности. Знание международной системы финансовой отчетности. Высокая ответственность, работоспособность и стрессоустойчивость.»

Как видите, описанный в этой статье принцип, прекрасно работает для любой позиции. Если вам есть, чем похвастаться, то смело используйте данный метод в своем резюме.

Если требуется в структурированном виде представить информацию деловым партнерам или целому залу на мероприятии, стоит оформить ее в виде презентации, а не документа Word. Сжатое изложение основных мыслей послужит отличным сопровождением устной речи. И не беда, если вы пока еще не умеете работать с соответствующими программами – как сделать презентацию на компьютере: пошаговая инструкция с фото подскажет в деталях.

Как сделать презентацию на компьютере в PowerPoint

Для примера разберемся, как сделать презентацию в самом популярном Поинте. Все скриншоты далее подразумевают офисный пакет 2013 года или новее. В 2010 и 2007 действия могут несколько отличаться.

Как создать презентацию и добавить слайды

Чтобы сделать презентацию, нужно сначала в разделе «Файл» меню Повер Поинт нажать на пункт «Создать», а затем выбрать один из предложенных вариантов, как оформить ее (можно будет потом изменить самому). В каждой теме уже подобрано хорошее сочетание фона, ключевых цветов, шрифта и других настроек. Также можно сразу нажать «Создать», тогда будет использован «пустой» шаблон.

Для добавления слайдов используйте специальную кнопку в подменю «Главная».

При клике по нижней части кнопки откроется выбор одного из предустановленных макетов слайда.

Если хотите сделать фоном картинку, или залить его (одним цветом или как градиент), в меню презентации в Microsoft PowerPoint выберите Дизайн и далее из инструментов выберите Формат фона. Откроется специальная панель, где можно переключаться между вариантами и корректировать их параметры.

Внесенные изменения по умолчанию применяются к выделенному слайду.

Рекомендуется периодически сохранять презентацию, чтобы при сбое не потерять ее. Сделать это можно через меню «Файл».

Подсказка: команда быстрого сохранения – Ctrl-S.

Решите, где сохранить презентацию – сделать новую или выбрать существующую папку на компьютере, или же использовать облачное хранилище.

Работа с текстом

Чтобы добавить надпись в необходимый элемент, сначала щелкните на него. После этого можно набирать текст.

В PowerPoint можно использовать различное оформление, такое как: цветной фон под текстом или изменение цвета букв, чтобы сделать презентацию красивой. Для этого выделите фрагмент текста и затем используйте подходящий элемент с главной вкладки.

Если же нужно поменять фон или границу текстового элемента, то сначала выделите его кликом, а затем на вкладке Формат используйте кнопки для заливки или контура фигуры.

Кнопка «Текстовые эффекты» в том же разделе позволяет добавить:

  • тени;
  • отражения;
  • подсветку;
  • рельефность.

Также можно развернуть или преобразовать текст.

Вставка дополнительных элементов

Для вставки изображений используется отдельная кнопка в разделе Вставка. По клику на нее откроется диалог выбора файла, где нужно указать картинку и нажать «Вставить». Также в этом разделе меню имеются инструменты для добавления таблицы, диаграмм и других элементов.

Если своей графики не хватает, можно выбрать вставку изображения из интернета. Поиск производится при помощи разработанного Microsoft поисковика Bing.

Лайфхак: для быстрой вставки можно использовать иконки, которые появляются непосредственно в пустом поле.

Как сделать гиперссылку в презентации

Если презентация подготавливается для отправки кому-то, пригодится знание, как сделать в ней гиперссылку на находящийся в сети ресурс. Это удобно, когда нужно добавить регулярно обновляемый контент, а доступа к файлу больше не будет.

Выделите тот фрагмент текста, который будет использоваться в качестве ссылки. Далее откройте меню «Вставка», а в нем кликните по кнопке ссылки. Появится подменю с двумя вариантами.

Выбирайте «Гиперссылка», если требуется переход на внешний ресурс. Если же нужно совершить операцию на компьютере (переход к слайду, запуск программы и т.д.), используйте «Действие».

Работа с мультимедиа

Чтобы сделать презентацию со слайдами более живой, можно добавить в нее находящийся на компьютере мультимедийный файл, равно как и создать новый. Для этого в подменю вставки используйте соответствующий пункт.

По клику на него появится выбор вариантов:

  • видео – позволяет указать ролик с ПК или из интернета;
  • звук – допускает интеграцию уже имеющегося трека или запись нового аудиофрагмента;
  • запись экрана – вызывает специальный модуль для записи действий, в котором можно указать область, активировать звуковое сопровождение (с микрофона) и отображение указателя мышки.

Применение переходов и анимации

Анимации, как и переходы, разработчики посчитали достаточно важными элементами презентации, чтобы сделать для них отдельные вкладки в меню.

Для переходов между слайдами доступны различные предустановленные варианты – например, сдвиг или выцветание. По умолчанию они не активны, так что выберите подходящий тип самостоятельно.

Дополнительно можно указать используемый звук, установить длительность эффекта и указать, когда он должен сработать – по клику или же спустя определенное время.

Подменю анимации позволяет наложить эффекты на отдельные элементы слайда. Например, можно настроить последовательное появление пунктов перечня, как в автоматическом режиме по установленной задержке, так и по клику (если ведущий предпочитает сам управлять процессом).

Демонстрация и представление

Когда подготовка закончена, нужно отрепетировать выступление. Можно сделать показ прямо на своем ноутбуке, как если бы вы представляли презентацию потенциальным слушателям. Для этого перейдите на вкладку «Слайд-шоу» и выберите самый левый значок (если хотите начать с самого начала) или второй, для запуска с текущей позиции.

Рядом стоит иконка для проведения демонстрации через сеть. Это хороший вариант, если нужно показать ее удаленному слушателю. Однако есть и другой способ, который позволяет сделать из презентации на компьютере полноценное видео, в том числе с вставками медиа, как фото, так и музыки – это запустить ее как запись слайд-шоу.

В этом режиме можно добавить к слайдам закадровую речь и движение указки. Также программа автоматически зафиксирует временные интервалы. После этого останется только использовать вариант «Сохранить как» из подменю Файл.

И указать в качестве результирующего типа один из доступных форматов видеоролика – например, MPEG-4.

Имейте в виду, что данная операция может потребовать значительного времени, особенно на слабых ПК.

Онлайн инструменты

Если нужно сделать презентацию бесплатно, но хочется обойтись без PowerPoint, можно использовать онлайн инструменты (правда, без регистрации обойтись едва ли получится). Впрочем, если у вас уже есть аккаунт Microsoft или Google, соответствующие сервисы будут вам доступны.

PowerPoint Online

Онлайн версия редактора презентаций от MS доступна по адресу https://goo.gl/VXCC37. Принцип действий у него совпадает с аналогичной программой для ПК.

Однако есть и некоторые отличия. Например, на панели вставки отсутствует возможность добавить диаграмму. А вот картинки, таблицы, фигуры и гиперссылки легко добавляются.

Также по умолчанию используется упрощенный режим отображения ленты меню, но его можно переключателем в верхней части вернуть к полному виду.

Гугл Презентации

В Google для создания новой презентации выделили целый домен — https://slide.new/.

Также можно перейти к соответствующему инструменту непосредственно из самого сервиса https://docs.google.com/presentation/u/0/.

Функционально редактор схож с аналогом от Майкрософт – и даже сохранять в его формат умеет.

Плюс здесь имеется поддержка диаграмм наряду с другими объектами.

Узнайте также:

  • Линейка в Word: как ее включить,
  • Офис Ворд: как работать в онлайн режиме,
  • PDF файлы: как их объединить онлайн.

Основные составляющие

Основная программа для работы — это Microsoft PowerPoint (причем, она есть на большинстве компьютеров, т. к. идет вместе в комплекте с Word и Excel).

Далее вам нужен качественный материал: текст, картинки, звуки, возможно и видео. Немного затронем тему, откуда все это взять…

Пример презентации.

Текст

Самый лучший вариант, если вы сами в теме презентации и сами можете написать текст из личного опыта. Для слушателей это будет интересно и увлекательно, но такой вариант подойдет не для всех.

Можно обойтись книгами, особенно, если у вас на полке неплохая коллекция. Текст из книг можно отсканировать и распознать, а далее перевести в формат Word. Если у вас нет книг, или их мало, можно воспользоваться электронными библиотеками.

Кроме книг, хорошим вариантом могут стать рефераты, возможно даже те, которые вы сами писали и сдавали ранее. Можно воспользоваться популярными сайтами из каталога. Если собрать несколько интересных рефератов по нужной тематике — может получиться отличная презентация.

Не лишним будет просто поискать статьи в интернете на различных форумах, блогах, сайтах. Очень часто попадаются отменные материалы.

Картинки, схемы, графики

Конечно, самым интересным вариантом были бы ваши личные фотографии, которые вы сделали в процессе подготовки к написанию презентации. Но можно обойтись и поиском Яндекса. К тому же, не всегда есть время и возможности для этого.

Графики и схемы можно начертить самому, если у вас есть какие-то закономерности, или вы считали что-нибудь по формуле. Например, для математических расчетов, есть интересная программа для составления графиков graph.

Если не сможете найти подходящую программу, график можно составить и вручную, нарисовать в Excel’e, или просто на листе бумаге, а затем его сфотографировать или отсканировать. Вариантов много…

Видео

Снять качественное видео — дело не простое, да еще и затратное. Одна видеокамера не всем по карману, а еще нужно правильно обработать видео. Если у вас есть такая возможность — непременно используйте ее. А мы попробуем постараться обойтись…

Если качеством видео можно несколько пренебречь — вполне для записи сойдет и мобильный телефон (во многих «средней» ценовой категории мобильников установлены камеры). Некоторые вещи можно снять и им, чтобы показать детально какую-то конкретную вещь, которую сложно объяснить на картинке.

Кстати, многие популярные вещи уже кто-то снял и их можно найти на youtube (или на других хостингах видео).

И еще один интересный вариант создания видео — его можно записать с экрана монитора, причем добавить еще и звуковое сопровождение, например, свой голос, рассказывающий что происходит на экране монитора.

Пожалуй, если у вас все вышеперечисленное уже есть и лежит на жестком диске, можно приступить делать презентацию, точнее к ее оформлению.

Как сделать презентацию в PowerPoint

Прежде чем переходить к технической части, хотелось бы остановиться на самом главном — плане выступления (доклада).

План

Какой бы ни была красивой ваша презентация — без вашего выступления она всего лишь набор картинок и текста. Поэтому, прежде чем начинать делать, определитесь с планом вашего выступления!

Во-первых, кто будут слушатели вашего доклада? Какие у них интересы, что больше бы им понравилось. Порой успех зависит больше не от полноты информации, а от того, на чем вы сфокусируете внимание!

Во-вторых, определите главную цель вашей презентации. Что она доказывает или опровергает? Возможно, она рассказывает о каких-то методах или событиях, вашем личном опыте и пр. Не следует мешать разные направления в один доклад. Поэтому сразу определитесь с концепцией своего выступления, продумайте, что вы будете говорить вначале, в конце — и, соответственно, какие слайды и с какой информацией вам понадобятся.

В-третьих, большинство докладчиков не могут правильно рассчитать время своего доклада. Если вам дают совсем немного времени — то делать огромный доклад с видео и звуками — почти нет смысла. У слушателей не будет времени даже просмотреть ее! Гораздо лучше, сделать небольшое выступление, а остальной материал разместить в другой статье и всем заинтересовавшимся — скопировать ее на носители.

Работа со слайдом

Обычно, первое что делают, при начале работ над презентацией — это добавление слайдов (т. е. страничек, которые будут содержать текстовую и графическую информацию). Сделать это просто: запускаете Power Point (кстати, в примере будет показана версия 2007), и нажимаете «главная/создать слайд».

Кстати, слайды можно удалять (щелкните в колонке слева по нужному и нажмите клавишу DEL, перемещать, менять между собой местами — при помощи мышки).

Как мы уже заметили, слайд у нас получился самый простой: заголовок и текст под ним. Чтобы была возможность, например, разместить текст в две колонки (легко сравнивать объекты при таком расположении) — можно изменить макет слайда. Для этого щелкаем правой кнопкой мышки по слайду слева в колонке и выбираем настройку: «макет/…». См. на картинку ниже.

Я добавлю еще пару слайдов и моя презентация будет состоять из 4-х страничек (слайдов).

Все страницы нашей работы — пока белые. Неплохо было бы придать им какой-нибудь дизайн (т.е. выбрать нужную тему). Для этого откройте вкладку «дизайн/темы».

Теперь наша презентация уже не такая блеклая…

Пора перейти к редактированию текстовой информации нашей презентации.

С текстом в Power Point работать просто и легко. Достаточно нажать в нужный блок мышкой и вписать текст, либо просто его скопировать и вставить из другого документа.

Так же при помощи мышки его можно легко переместить или повернуть, если зажать левую кнопку мышки на границе рамочки, окружающей текст.

Кстати, в Power Point, как и в обычном Word, подчеркиваются красной чертой все слова, написанные с ошибками. Поэтому обращайте внимание на орфографию — очень неприятно, когда на презентации видишь грубые ошибки!

В своем примере я добавлю текст на все странички, получится примерно следующее.

Редактирование и вставка графиков, диаграмм, таблиц

Диаграммы и графики, обычно, применяются для того, чтобы наглядно продемонстрировать изменение одних показателей, относительно других. Например, показать прибыль этого года, относительно прошлого.

Для вставки диаграммы, нажмите в программе Power Point: «вставка/диаграммы».

Далее появится окно, в котором будет много различных видов диаграмм и графиков -вам осталось только выбрать подходящую. Здесь можно найти: круговые диаграммы, точечные, линейные и т.д.

После того, как вы определитесь с выбором, перед вами откроется окно Excel с предложение ввести показатели, которые будут отображаться на графике.

В своем примере я решил сделать показатель популярности презентаций по годам: с 2010 по 2013 год. См. картинку ниже.

Для вставки таблиц, нажмите на: «вставка/таблица». Обратите внимание, что вы сразу же можете выбрать количество строк и столбцов в создаваемой табличке.

Вот, что получилось, после заполнения:

Работа с медиа

Современную презентацию очень сложно представить без картинок. Поэтому вставлять их крайне желательно, ведь большинству людей будет скучновато, если не будет интересных снимков.

Для начала не мельчите! Старайтесь не размещать много картинок на одном слайде, лучше сделайте картинки по крупнее и добавьте еще один слайд. С задних рядов, иногда, очень сложно разглядеть маленькие детали изображений.

Добавить картинку просто: жмете «вставка/изображения». Далее выбираете место, где хранятся у вас картинки и добавляете нужную.

Вставка звука и видео очень похожи по своей сути. Вообще, эти вещи не всегда и везде стоит включать в презентацию. Во-первых, не всегда и не везде уместно, если у вас будет звучать музыка посреди молчания слушателей, пытающихся проанализировать вашу работу. Во-вторых, на компьютере, на котором вы будете представлять свою презентацию может не оказаться нужных кодеков или еще каких-либо файлов.

Для добавления музыки или фильма, щелкните: «вставка/фильм(звук)», далее укажите место на вашем жестком диске, где лежит файл.

Программа вас предупредит, что при просмотре данного слайда она автоматически начнет воспроизводить видео. Соглашаемся.

Наложение эффектов, переходов и анимации

Наверное, многие видели на презентациях, и даже в фильмах, что между некоторыми кадрами сделаны красивые переходы: например, кадр как страница книги, перелистывается на следующий лист, или плавно растворяется. То же самое можно сделать и в программе power Point.

Для этого выберите нужный слайд в колонке слева. Далее в разделе «анимация» выберите «стиль перехода». Здесь можно выбрать десятки разных смен страниц! Кстати, при наведении на каждую — вы будете видеть, как страничка будет отображаться при демонстрации.

Важно! Переход действует только на один слайд, который вы выбрали. Если вы выбрали первый слайд, то запуск начнется с этого перехода!

Примерно те же самые эффекты, которые накладываются на страницы презентации, можно наложить и на наши объекты на странице: например на текст (эта штука называется анимацией). Это позволит сделать резко всплывающий текст, или появляющийся из пустоты и т.п.

Для наложения такого эффекта выберите нужный текст, щелкните по вкладке «анимация», а затем нажмите по «настройке анимации».

Перед вами, справа, будет колонка, в которой можно добавить различные эффекты. Кстати, результат будет отображаться моментально, в режиме реального времени, поэтому вы без труда подберете нужные эффекты.

Для начала показа своей презентации можете нажать просто на кнопку F5 (или нажать вкладку «показ слайдов», а затем выбрать «начать показ с начала»).

Желательно еще зайти в настройки показа и отрегулировать все, как вам необходимо.

Например, можно запускать презентацию в полноэкранном режиме, менять слайды по времени или в ручную (здесь зависит от вашей подготовки и вида доклада), настроить параметры показа изображений и пр.

Как не допустить ошибок

  1. Проверяйте орфографию. Грубые орфографические ошибки могут полностью испортить общее впечатление о вашей проделанной работе. Ошибки в тексте подчеркиваются красной волнистой чертой.
  2. Если вы использовали звук или фильмы в своей презентации, и собираетесь ее представлять не со своего ноутбука (компьютера), то скопируйте эти мультимедиа файлы вместе с документом! Не лишним будет взять кодеки, которыми они должны воспроизводиться. Очень часто оказывается, что на другом компьютере отсутствуют данные материалы и вы не сможете продемонстрировать в полном свете свою работу.
  3. Следует из второго пункта. Если вы планируете распечатать доклад, и представить ее в бумажном виде — то не добавляйте в нее видео и музыку — все равно не будет видно и слышно на бумаге!
  4. Презентация – это не только слайды с картинками, ваш доклад – очень важен!
  5. Не мельчите – с задних рядов увидеть мелкий текст затруднительно.
  6. Не используйте блеклых цветов: желтый, светло серый и пр. Лучше замените их на черный, темно-синий, бардовый и пр. Это позволит слушателям более четко видеть ваш материал.
  7. Последний совет, наверное, очень пригодится студентам. Не откладывайте разработкуна последний день! По закону подлости — в этот день все будет идти наперекосяк!

В этой статье, в принципе, мы с вами создали самую обычную презентацию. В заключении не хотелось бы останавливаться на каких то технических моментах, или советах о использовании альтернативных программ. В любом случае, основа — это качество вашего материала, чем интереснее ваш доклад (добавьте к этому фото, видео, текст) — тем лучше будет ваше выступление. Удачи!

Как правило необходимость подготовки доклада и выступления встает перед учащимися и студентами для защиты своей работы на научно-практической конференции или конкурсе. Именно очная защита исследовательской работы на конференции определяет имена победителей и призеров конкурсов и является одним из важнейших показателей успешности проделанной работы, а также позволяет соотнести собственные результаты и выводы с результатами и выводами, сделанными другими исследователями .

Подготовка плана выступления

Согласно регламенту конференции для публичного выступления каждому участнику отводится как правило не более 10 минут, поэтому для того, чтобы ваш доклад получился удачным предварительно напишите детализированный план будущего выступления, где четко пропишите, что и в каком порядке вы будете рассказывать. В вашем выступлении должны быть отражены: актуальность выбранной темы, проблема которую вы хотите решить, цели и задачи работы, методика, полученные вами результаты, выводы к которым вы пришли в ходе работы и их обсуждение (соотнести свои выводы с данными других исследователей), а также практическая значимость работы (в каких сферах деятельности можно использовать полученные вами результаты). Сделайте план многоуровневым — это поможет вам подготовить слайды презентации, и не забыть важных вещей во время доклада. Обратите внимание, что рассказ об актуальности работы и выводы не должны занимать много времени — оптимально, если вы уделите по минуте на каждый из этих пунктов во время доклада.

Акцент на основные результаты работы

После вашего выступления у членов жюри должно сложиться четкое представление о том какую проблему вы пытались решить, какие результаты были получены и к каким выводам в итоге Вы пришли. Излишняя популяризация и вступительные фразы не несущие информацию о самой работе, неоправданно большое внимание уделяемое анализу научных трудов других авторов неуместны.

В коротком выступлении нельзя повторять одну и ту же мысль, пусть даже другими словами — время дорого. Любая фраза должна говориться зачем-то. Не просто потому, что Вы этим занимались в процессе работы. Каждая фраза должна логично подводить к следующим фразам, быть для них посылкой, и в конечном итоге всё выступление должно быть подчинено главной цели — донести до аудитории две–три по-настоящему ценных мысли. Тогда выступление будет цельным и оставит хорошее впечатление.

Степень детализации объяснения: слайды или устный рассказ?

Степень детализации объяснения собственных результатов должна определяться тем, насколько подготовлена аудитория к восприятию данного материала. Старайтесь вводить только те обозначения и понятия, без которых понимание основных идей доклада невозможно. Любое обозначение должно быть объяснено до его первого использования (как и в статьях). Если объяснение некоторого результата требует цепочки из 20 определений, то необходимо найти способ объяснить это короче. Над каждой фразой надо критически подумать: поймут ли её слушатели; достаточно ли у них специальных знаний, чтобы её понять? Непонятные фразы следует безжалостно изымать из презентации.

В то же время, на слайдах некоторые детали и трудные для понимания моменты, без которых невозможно в полной мере представить работу, могут быть подробно показаны в виде формул, таблиц, графиков. Рекомендуется цветом или жирным шрифтом выделять те их ключевые фрагменты, на которых Вы останавливаетесь в своем выступлении.

Научная этика

На защите обязательно надо подчёркивать, что именно в работе предложено лично автором. С другой стороны, здесь не место для излишнего самовыражения. Высказывания вроде «Я решил», «Я сделал» не подходят для научной работы. Речь, тем более у детей, идет о совместной работе в группе со взрослыми. Кто-то дал идею работы. Кто-то методику. В научных кругах принято говорить: «Мы провели исследования», «Мы сделали выводы» и т.п.

Методически грамотно считается, что обучающиеся должны рассказывать свой доклад, а не читать по бумажке. Причем не нужно пересказывать всю свою работу, присланную на конкурс от начала до конца.

Подготовка презентации

Составив детализированный план доклада, презентацию затем подготовить будет легче. Для этого необходимо по каждому пункту и подпункту плана создать слайд, иллюстрирующий содержание данного подпункта/пункта. Тогда и слайды будут информативны, и рассказывать вам будет удобно, и сама очередность слайдов поможет не сбиваться с мыслей. Речь и слайды не должны совпадать, тогда презентация станет «объёмной». Речь должна быть не перегружена специальной терминологией, а слайды должны содержать больше технических подробностей: формулы, схемы, таблицы, графики. В коротком выступлении к ним можно обращаться по ходу изложения, но при этом не надо останавливаться на объяснении всех нюансов.

При подготовке презентации необходимо помнить несколько простых правил:

  • Презентация является иллюстрацией, дополнением к докладу, текст всегда первичен. Поэтому необходимо исходить из того, что главное требование к презентации — наглядность. От того, насколько просто и доступно вы представите результат своей работы, зависит больше половины успеха.
  • Не перегружайте слайд текстом — вы его и так читаете в своем докладе. Оставьте слова себе, а графику — презентации. Можно несколько кадров отвести для текста, когда это становится совершенно необходимым. Распространённая ошибка — читать слайд дословно. Лучше всего, если на слайде будет написана подробная информация (определения, теоремы, формулы), а словами будет рассказываться их содержательный смысл. Информация на слайде может быть более формальной и строго изложенной, чем в речи.
  • Не отвлекайте слушателей своей же презентацией. Яркие краски, аляповатые построения, излишняя анимация, выпрыгивающие и бегающие зайчики, лисички и собачки — не самое лучшее дополнение к научному докладу. Если же вы водите текст, дополняющий или поясняющий ваши положения, позаботьтесь о легкости его восприятия.
  • Для правильного использования и компоновки цветов воспользуемся дизайнерским понятием цветовой гаммы. Причем цвета могут быть гармонирующими или дополняющими. И тот, и другой подход имеют право на существование. В основе создания цветовой гаммы лежит круг Гесса.

При разработке дизайна презентации ориентируйтесь на триадную гамму: три основных цвета и их оттенки. Текст должен быть контрастным, обязательно темным на светлом фоне. Лучше, если все поле будет светлым, в центральной части, где расположен материал — светло-серым или палевым, а внизу — более темным.

  • Презентация должна идти синхронно с текстом доклада. Ваша речь должна пояснять иллюстрации, представленные в презентации. А презентация, в свою очередь, должна содержать тот наглядный материал, который невозможно выразить словами (схемы, таблицы, графики, фотографии и так далее).
  • Оптимальное число строк на слайде — от 6 до 11. Шрифт должен быть не менее 24 размера. Перегруженность и мелкий шрифт тяжелы для восприятия. Недогруженность оставляет впечатление, что выступление поверхностно и плохо подготовлено.
  • Пункты перечней должны быть короткими фразами; максимум — две строки на фразу, оптимально — одна строка. Чтение длинной фразы отвлекает внимание от речи. Короткая фраза легче запоминается визуально.
  • Не проговаривайте формулы словами — это долго и может отвлечь внимание от основной мысли выступления. Это делается только во время лекций или семинаров, когда слушатели одновременно записывают конспект. На защите или на конференции это неуместно.
  • Оптимальная скорость переключения — один слайд за 1–2 минуты. Для кратких выступлений допустимо два слайда в минуту, но не быстрее. Слушатели должны успеть воспринять информацию и со слайда, и на слух.

Памятка ученику начальной школы «Как готовить доклад, сообщение»

ПАМЯТКА ПО ПОДГОТОВКЕ ДОКЛАДА, СООБЩЕНИЯ

Доклад – это небольшое сообщение по заданной теме. Главное в докладах, как и в сообщениях,— суметь передать свои знания, донести до слушателей определённую информацию так, чтобы они её усвоили. При подготовке доклада используется несколько источников (книг, журналов, публикаций в Интернете)

Как готовить доклад

1. Продумайте тему, определите основную мысль будущего доклада.

2. Изучите литературу по этой теме, глубоко осмыслите её. (Можно использовать книги, журналы, учебные пособия, публикации в Интернете. Подборку книг и журналов помогут сделать в школьной или районной детской библиотеке).

3. Подберите материал, обратив внимание на то, что будет интересно одноклассникам, сделайте выписки.

4. Составьте план, и в соответствии с ним набери на компьютере текст из подобранного материала. (Текст доклада печатать шрифтом Times New Roman, 14 кеглем). По объёму доклад предполагает выступление продолжительностью 3-5 минут. Это соответствует примерно 1-2 страницам печатного текста.

6. Выделите термины, незнакомые слова, уточните произношение трудных слов, расставьте ударения. В конце текста составь словарь терминов.

7. Первой страницей доклада является титульный лист с указанием учебного предмета, темы и данных об авторе.

8. В конце доклада желательно указать список использованных при подготовке доклада источников. Составь 3- 4 вопроса к тексту, в которых будут отражены основные моменты содержания сообщения.

9. Перескажите устно текст доклада дома. Говорите не очень быстро, делайте паузы, соблюдайте правильную интонацию.

10. В программе «Презентация Microsoft Office PowerPoint» составьте презентацию из слайдов, которые иллюстрируют информацию текста. В начальной школе это чаще всего, изображения объектов и животных, о которых говорится в докладе, упрощенные карты и схемы. К изображениям на слайдах можно сделать заголовки или подписи. У тебя всё получится!