Истребитель 6 поколения России

Вопрос заключается в том, смогут ли британский перспективный истребитель Tempest и немецко-французско-испанская авиационная боевая система будущего (Future Combat Air System, FCAS) сосуществовать в долгосрочной перспективе без «каннибализации оборонного бюджета» всего континента, пишет Defense News.

Более того, в то время как лидеры Великобритании открыто заявили о своем желании выбрать страны-партнеры для реализации программы Tempest, Париж и Берлин расходятся во мнениях относительно приема дополнительных членов (помимо Испании) в кооперацию соисполнителей из опасения замедлить свои усилия по созданию перспективного истребителя.

В начале этого года представители министерства обороны Германии заявили законодателям бундестага, что считают рискованным держать круг участников этого проекта слишком маленьким, потому что команда Tempest может вырваться вперед, без труда выбирая себе необходимых участников проекта, хотя это опасение пока не подтвердилось.

Реклама

Генеральный директор Airbus Defence and Space (отделение корпорации Airbus по разработке и производству военно-авиационной и военно-космической техники) Дирк Хоке считает, что проблема, в целом, сводится к бюджету, то есть к цене вопроса.

Его компания является соисполнителем в программе FCAS вместе с французской корпорацией Dassault Aviation. Примечательно, что французы играют ведущую роль в создании истребителя следующего поколения, который задуман как центральное звено в более широкой программе поддержки беспилотных летательных аппаратов и оборудования для управления боевыми действиями в воздухе.

«Европа не может позволить себе две новые системы одновременно»,

— сказал Хоке в ходе виртуальной панельной дискуссии, организованной ассоциацией лоббистов оборонной промышленности Германии.

Он утверждает, что это особенно актуально, потому что конкуренция между Великобританией и государствами-участниками Европейского союза усилит представление о том, что Brexit ослабил внутриконтинентальный оборонительный союз. Это мнение, которое лидеры по обе стороны Ла-Манша постоянно пытаются развеять.

По словам Хоке, поиск способа слияния FCAS и Tempest должен стать главным приоритетом для лиц, принимающих решения, как только будет достигнуто соглашение по Brexit о будущих торговых и оборонных отношениях. А пока, сказал он, «нам просто нужно набраться терпения».

Он пояснил: чтобы быть готовыми к «возможности вести переговоры на уровне глаз», оба проекта должны продолжать работу по развитию своих технологий, чтобы возможные точки соприкосновения для потенциального сотрудничества были как можно более яркими.

Напротив, генеральный директор Dassault Aviation Эрик Траппье призвал к осторожности, когда дело доходит до слишком быстрого расширения круга участников FCAS.

Отметив, что Испания уже была допущена к программе после того, как Германия и Франция начали ее, Траппье уточнил, что сформировавшаяся кооперация соисполнителей все еще учится работать вместе.

«Если мы будем менять партнеров каждые шесть месяцев, я могу сказать вам, что мы не достигнем результата к 2040 году», — добавил он, имея в виду предполагаемую дату ввода в эксплуатацию футуристического оружия.

Как ранее писала «Газета.Ru», французская компания Dassault Aviation представила полноразмерный макет европейского истребителя пятого поколения NGF (Next generation fighter) на авиасалоне в Ле-Бурже в июне 2019 года.

План действий предполагает, что соглашение по архитектуре перспективного самолета будет достигнуто в 2020 году, платформа-демонстратор будет создана в 2026 году, и, наконец, заморозив возможность изменений всех остальных тактико-технических требований в 2030 году, выход на производство боевой машины состоится к 2040 году.

Новый самолет должен прийти на замену истребителям Eurofighter Typhoon и Dassault Rafale в ВВС Германии, Франции и Италии.

Согласно официальному заявлению сторон, FCAS станет многоцелевой боевой воздушной «системой систем» XXI века с использованием искусственного интеллекта и работающей в «боевом облаке» (Combat Cloud) и сети («экосистеме») существующих и перспективных пилотируемых и беспилотных систем, включая различные типы беспилотных летательных аппаратов (Remote Carriers) и управляемого оружия.

Министерство обороны Германии охарактеризовало FCAS как самую крупную и технологически сложную европейскую оборонную программу. Сейчас французская и германская стороны официально именуют перспективный самолет NGF «истребителем шестого поколения».

В свою очередь, в программе создания истребителя Tempest («Буря») участвуют Великобритания, Швеция и Италия.

Министерство обороны Соединенного Королевства представило концептуальную модель истребителя нового поколения еще во время авиасалона в Фарнборо в 2018 году в рамках запуска новой национальной авиационной стратегии.

Проект Tempest является центральным звеном этой стратегии, предназначенной в значительной степени для того, чтобы позволить британской оборонной аэрокосмической промышленности сохранить свои технологические преимущества в разработке реактивных истребителей.

По расчетам разработчиков, перспективный истребитель Tempest должен совершить первый полет примерно в 2040 году, заменив Eurofighter Typhoon в составе Королевских ВВС Великобритании.

Перспективные возможности истребителя шестого поколения заключаются в интеграции пилотируемых самолетов и беспилотных летательных аппаратов, несущих оружие и датчики, связанных между собой сложной сетью передачи данных и облачной информационной инфраструктурой.

Для чего Великобритании нужен Tempest

Какое-либо реальное боевое применение истребителей Tempest для обороны Британских островов отсутствует, поскольку, если не рассматривать вариант ядерного сценария, исключается любое вооруженное столкновение с Россией, западными странами и с Китаем.

К тому же все последние войны, которые вела Великобритания, были коалиционными (как правило, во главе с США).

Можно предположить, что истребитель шестого поколения Tempest будет решать какие-то задачи на заморских территориях Соединенного Королевства. Однако в этом случае противником ВВС Великобритании будут самолеты гораздо технологически ниже классом даже Eurofighter Typhoon, не говоря уже о Tempest.

То есть Королевские ВВС нигде не столкнутся с самолетом, который бы их превосходил по технологическому уровню. Иными словами, по большому счету, для решения практически всех своих задач достаточно истребителей класса Eurofighter Typhoon.

Получается, какого-либо военного значения этот проект, по большому счету, не имеет.

Да и образно можно сказать, что Великобритания «не в гонке» по созданию истребителей подобного типа, в отличие, например, от Китая и России.

Выходит, самолет 6-го поколения создается для сохранения статуса, а главные задачи проекта Tempest — финансово-экономического плана.

Лондон пытается поддержать свою промышленность, статус BAE Systems как крупнейшей авиа- и ракетно-космической фирмы не только Великобритании, но и мира, загрузить производственные мощности, взбодрить кадры разработчиков, инженерно-технического состава, высококвалифицированных рабочих.

Связка BAE Systems и SAAB плюс Италия способна выдать самолет, который получится ничуть не хуже, чем создаваемый в настоящее время истребитель в связке Франция-Германия-Испания.

При этом если бы они все объединились в этом составе (Великобритания, Франция, Германия, Испания, Швеция, Италия), то ресурсов у них достаточно, чтобы создать машину, сравнимую с американским истребителем F-35.

Однако у американцев налицо сверхсистемы оружия (космос, навигация, связь, интеграция, получение информации от разных источников и т. д.), в которых F-35 как самолет — всего лишь элемент.

Однозначного ответа, выйдут ли европейцы на создание подобной сверхсистемы оружия, в настоящее время, пожалуй, нет.

Компании «МиГ» и «Сухой» будут совместно заниматься разработкой боевого авиационного комплекса шестого поколения, сообщил в интервью РИА «Новости» генеральный директор компаний «МиГ» и «Сухой» Илья Тарасенко.

Реклама

Он назвал главными конкурентами американских и европейских авиапроизводителей. По его словам, чтобы поддерживать уверенное лидерство в этой отрасли, компаниям «МиГ» и «Сухой» необходимо консолидировать лучшие компетенции и создать новые самолеты шестого поколения.

«Объединение потенциалов в рамках общих задач и общих целей — это колоссальная возможность сделать серьезный рывок. У зарубежных компаний таких возможностей уже нет», — обратил внимание Тарасенко.

Вместе с тем он уточнил, что планов объединения конструкторских бюро нет, инженерные школ «МиГа» и «Сухого» продолжают развиваться в рамках каждого КБ.

«Конечно же, та синергия, которую мы получим при сближении двух компаний, будет способствовать развитию конструкторского потенциала дивизиона — совместные разработки, трансфер технологий и прочие процессы запланированы в рамках формируемой стратегии. Однако хочу еще раз отметить — каждая конструкторская школа сохранит свою самобытность и уникальность, которые будут выражены в новых проектах легких и тяжелых авиационных комплексов», — подчеркнул гендиректор авиастроительных компаний.

Обсуждение разработки истребителя шестого поколения в России началось еще в 2016 году, когда об этом рассказал занимавший тогда пост вице-премьера Дмитрий Рогозин.

В настоящее время новейшим военным самолетом в России считается истребитель пятого поколения Су-57. Первый образец должен поступить в ВКС России в текущем году. Эта машина предназначена для уничтожения всех видов воздушных, наземных и надводных целей. Впервые Су-57 поднялся в воздух в 2010 году. Истребитель превосходит конкурентов благодаря сочетанию высокой маневренности с возможностью выполнения сверхзвукового полета, современному комплексу бортового оборудования и малой заметности.

На данный момент продолжаются испытания этого самолета, в ходе которых проверяется функционирование его систем и режимы работы двигателя второго этапа. В мае вице-премьер Юрий Борисов сообщил РИА «Новости», что Су-57 в ходе госиспытаний подтвердил практически все заложенные при его проектировании требования.

Бывший главком ВКС РФ Виктор Бондарев считает, что Су-57 за счет своего большого модернизационного потенциала может «перескочить» в следующее поколение.

«Это, на самом деле, прекрасный самолет, и он может быть не только пятого, но и шестого поколения. У него огромнейший модернизационный потенциал. Самое главное, что по своей незаметности он лучший среди существующих образцов. Он воплотил все лучшее, что есть в современной авиационной науке, не только российской, но и мировой», — говорил Бондарев.

Он также сообщил, что в России разрабатывают истребители шестого поколения не только в пилотируемом, но и в беспилотном варианте.

О том, что Су-57 имеет некоторое отношение к истребителям шестого поколения, говорил и источник ТАСС в авиационной промышленности. По его словам, отдельные бортовые системы для самолета шестого поколения уже сейчас испытываются на Су-57. Он уточнил, что речь идет о «системах управления и навигации, системе оружия».

Советник первого заместителя гендиректора концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Владимир Михеев рассказывал ТАСС, что лазерная защита истребителя шестого поколения будет сжигать головки самонаведения ракет противника, которые атакуют самолет.

Кроме того, по словам представителя КРЭТ, в состав вооружения истребителя войдут электромагнитные пушки и управляемые электронные боеприпасы.

Планируется, что истребители шестого поколения будут действовать в «стае». Один-два пилотируемых аппарата будут управлять 20-30 беспилотниками, способными нести любое оружие.

«Один беспилотник в стае будет нести СВЧ-оружие , включая управляемые электронные боеприпасы, другой — средства радиоэлектронного подавления и поражения, третий — набор обычных средств поражения. Каждая конкретная задача решается разным вооружением», — пояснил Михеев.

Принцип боевого порядка, который летчики называют стаей или роем, заключается в информационном обмене между истребителями в режиме реального времени. Как писало ТАСС со ссылкой на источник в военно-промышленном комплексе, это предполагает, что информационно-управляющая система каждого самолета автоматически обрабатывает данные с собственных датчиков и с датчиков других бортов.

В ходе форума «Армия-2019» глава объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь заявил в интервью телеканалу «Звезда», что в настоящее время создаются новые силовые установки, материалы и программно-аппаратные решения. По его словам, самолет будет все больше становиться летающим компьютером.

Тогда же Илья Тарасенко рассказал «Звезде», что основное требование в разработке истребителей шестого поколения — искусственный интеллект.

«Я думаю, что принятие решений будет полностью отдано непосредственно самому самолету. А дальность и другие характеристики — это уже дело прикладное. Самое главное — интеллект, который будет там заложен», — подчеркнул он.

Министр обороны Сергей Шойгу не позволит России проиграть гонку поколений боевых самолетов, заявил ФАН военный аналитик Андрей Кошкин.
Королевские военно-воздушные силы Великобритании опубликовали в Twitter ролик, демонстрирующий внешний облик истребителя шестого поколения. В разработке самолета с названием Tempest или «Буря» поучаствуют семь компаний.
«Новаторский альянс, который предложит новаторские концепции и технологии для нового поколения боевой авиации», — сообщается в заявлении королевских ВВС.
По словам эксперта ассоциации военных политологов, заведующего кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Г. В. Плеханова Андрея Кошкина, заявление королевских ВВС следует рассматривать только как «пропагандистский трюк, так как Лондон решил перескочить через пятое поколение, а значит у британских инженеров недостаточно технических компетенций для производства нового самолета».
«Британцы, минуя пятое решили сразу же заявить о шестом поколении, чтобы быть в авангарде технической мысли, но на самом деле они пока даже не пытаются достичь того уровня развития, которого достигли ведущие в этом направлении державы — Россия, США, Китай. Только эти страны имеют на вооружении самолеты пятого поколения и соответственно технический и научный задел для начала работ над следующим поколением», — говорит эксперт.
Собеседник ФАН напомнил, что по неофициальному списку требований, истребитель шестого поколения должен обладать высокой скрытностью, многофункциональностью, возможностью менять форму крыльев и фюзеляжа, чувствительные датчики и самое главное — высокую интеграцию в систему «единого информационного звена».
«В отличие от Великобритании, общая тенденция развития научно-технического потенциала позволяет России уже сегодня выйти на шестое поколение многофункциональных истребителей. Российские ВКС уже сейчас испытывают некоторые аспекты шестого поколения на тех же Су-57, которые были апробированы в Сирии, где показали свою высокую боевую мощь. Кстати, там он весьма успешно взаимодействовал с беспилотниками, а значит его потихоньку пытаются интегрировать в систему 5G Интернета, который передает данные в 30 раз быстрее. Сегодня не просто достаточно создать машину 6-го поколения, ее необходимо завести в «комплекс робототехнических средств», — продолжил Кошкин.
Военный аналитик предположил, что Су-57 может стать базой для отработки технологий, которые в будущем станут основой при производстве истребителя шестого поколения.
«У нас уже сейчас есть чем ответить британцам, кроме того мы находимся в режиме разработки и проведения научно исследовательских работ. Есть проекты, но тут еще надо понимать, что еще и путь длительный от эксперимента, от обозначения проекта до постановки самолета на дежурство. В общем, министр обороны Сергей Шойгу не позволит России проиграть гонку поколений боевых самолетов», — заключил собеседник ФАН.
Напомним, в июле 2018 года французская компания Dassault Aviation опубликовала на своем YouTube-канале видео с изображением европейского истребителя пятого поколения. Предполагается, что самолет заменит истребители четвертого поколения Dassault Rafale и Eurofighter Typhoon.

Во Франции пришли в восторг от сверхманевренности российского истребителя пятого поколения Су-57. По мнению французского журнала Capital, новейший самолет является «жемчужиной российской авиации».

Внимание журнала привлекли кадры видео, опубликованные Министерством обороны РФ, на которых Су-57 крутит «бочки» и демонстрирует вертикальный набор высоты. Помимо того, пилоты продемонстрировали элементы ближнего воздушного боя с применением сверхманевренных режимов самолета.

Как отметили в Capital, собранный на четверть из композиционных материалов Су-57 имеет просто исключительную маневренность в полете. Первый полет истребителя состоялся в 2010 году. Самолет имеет сниженную заметность в радиолокационном и инфракрасном диапазонах.

«С двумя российскими турбореактивными двигателями Су-57 развивает максимальную скорость около 2600 км в час, скорость подъема составляет 21 000 метров в минуту, а дальность полета – 1750 км», – отметил французский журнал.

Как «тренируется» Су-57 перед поступлением в российские войска

Вооружение машины размещается во внутрифюзеляжных отсеках, а при необходимости – и на внешних узлах подвески. Для истребителя пятого поколения Су-57 была разработана малогабаритная гиперзвуковая ракета, опытный образец которой уже создан. Речь идет о ракете класса «воздух–поверхность», снаряд помещается внутрь фюзеляжа.

Су-57 является перспективным российским многофункциональным истребителем пятого поколения, предназначенным для уничтожения всех видов воздушных, наземных и надводных целей. Его разработку ведет ОКБ им. П.О. Сухого в рамках проекта ПАК ФА. Самолет способен развивать скорость до 2,6 тыс. км/ч. В конструкции истребителя используются стелс-технологии.

Модель российского боевого самолета шестого поколения заметили в фильме об истребителе пятого поколения Су-57.

Модель самолета появляется в кадре на отметке 20.05, где телеканал «Звезда» показывает испытания авиационного двигателя с управляемым вектором тяги — подобного тому, что ставится на Су-57. На пульте операторов испытательного стенда стоят модели самолетов, в том числе экспериментальных: МиГ-1.44, Су-47. Есть здесь и Су-57 — причем он далеко не последний. Крайний слева — макет небольшого самолета с сильно разваленными килями и без стабилизаторов.

Это модель российского гиперзвукового истребителя шестого поколения, пишет Defence Blog. По мнению журналистов, секретную разработку показали намеренно.

Истребитель шестого поколения поднимется в воздух до 2025 года, сообщил в 2016 году бывший главком ВВС Владимир Михайлов. Самолет сможет развивать скорость в несколько Махов и работать в беспилотном режиме — хотя кабину в нем оставят. На Су-57 применена часть технологий шестого поколения — например, обмен функциями между бортовыми системами.