Инсталляционный проектор

Демонстрация возможностей инсталляционных проекторов Panasonic.

Несколько примеров серьезных проектов демонстрируют очень непростые возможности профессиональных проекторов Panasonic для решения задач AV-интеграции.

Четкого определения термина «инсталляционный проектор» не существует. В первом приближении любой проектор любой марки можно назвать инсталляционным, если его можно закрепить на стене или на потолке. Во втором приближении оказывается, что с того места, где закрепили проектор, он не может создать изображение нужного размера и требуется дополнительный сменный объектив, который поможет решить эту проблему. Обычно, соблюдения этих требований к проектору более чем достаточно для любительских инсталляций в офисах и небольших залах.

В профессиональных инсталляциях к проекторам предъявляются дополнительные специфические требования. Производителей, которые выпускают такие проекторы, мало, а тех, кто обладает целой серией профессиональных проекторов, до недавнего времени не было вообще. На фоне такой ситуации, компания Panasonic, которая за последние два года выпустила более двух десятков профессиональных проекторов, стала резко выделяться на фоне конкурентов.

Предпочтения профессионалов к этой марке проекторов начали склоняться еще по двум важным причинам. Обычно, профессиональные проекторы такого класса поставляет и обслуживает какая-нибудь крупная компания-инсталлятор, которая непроизвольно «перехватывает» клиентов у своих партнеров на стадии консультаций, ремонта или проведения профилактических работ. Компания Panasonic использует принципиально иную схему. Широкая сервисная сеть Panasonic и поставки проекторов через партнеров-«не инсталляторов», сделала эти проекторы наиболее выгодными для компаний-инсталляторов всех уровней и по все стране.

Немного об упомянутых выше «специфических» возможностях, которыми обязательно должен обладать современный профессиональный инсталляционный проектор, которые есть в проекторах Panasonic, и которых нет в обычных непрофессиональных инсталляционных проекторах.

  • Высокая яркость — Этот, простой на первый взгляд, параметр проекторов, к сожалению, часто имеет мало отношения к цифрам в спецификациях. Ни какая высокая цифра в спецификации не может помочь проектору с одной, и даже с самой мощной, лампой создать световой поток более 4000-5000 люмен. Исходя из требований к номинальной яркости 500 лм на один квадратный метр, этого не хватит даже для создания яркого изображения размером 4х3 метра (12 кв.м.). Профессионалам требуется намного больше, а значит, в проекторе должно быть несколько ламп. Проекторы Panasonic имеют несколько ламп.
  • Непрерывная работа — ни у одного проектора нет ограничений по режиму непрерывной работы, но для мощных проекторов это непростая задача. Чтобы микродисплеи не теряли свойств от нагрева ламп, они должны быть не только неорганическими или поликристаллическим, а вообще металлическими. Но и этого недостаточно, и даже металлические микродисплеи, кроме воздушного, еще нужно обеспечить жидкостным охлаждением. В проекторах Panasonic используются металлические микродисплеи DLP с жидкостным охлаждением.
  • Долгоживущие лампы — Никаких долгоживущих ламп не существует. Все лампы принципиально не отличаются друг от друга и служат в обычных режимах периодических презентаций 1500-2000 часов. В непрерывном режиме эксплуатации проектора срок службы ламп катастрофически сокращается до срока менее 1000 часов. Чтобы продлить жизнь лампе непрерывно работающего проектора, ей нужно каждые сутки устраивать 2-х часовой отдых. В многоламповых проекторах Panasonic можно программировать время и продолжительность отключения каждой лампы в отдельности.
  • Создание изображения из нескольких частей — Панорамные и мозаичные проекции создаются с помощью нескольких проекторов, каждый из которых проецирует только часть изображения. Это несложно. Сложно соединить части изображения, так чтобы не было видно швов. Проекторы Panasonic умеют регулировать яркость на перекрывающихся краях изображений при их соединении «внахлест», создавая «бесшовное» соединение.
  • Проецирование на изогнутые поверхности — проекторы Panasonic могут менять геометрию проекции, чтобы на изогнутых поверхностях не нарушались пропорции исходного изображения.
  • «Стрельба» из любого положения — обычные проекторы не могут, например, светить на потолок или на пол. Стандартная схема воздушного охлаждения обычного проектора рассчитана на его горизонтальное положение с небольшими отклонениями. Превышение допустимых пределов наклонов корпуса проектора приводит к его перегреву. Проекторы Panasonic обладают системой охлаждения, снимающей все ограничения по углам наклона корпуса.
  • Сервисное обслуживание — профессиональные проекторы, обладающие перечисленными выше свойствами, обычно обслуживают специально подготовленные дипломированные специалисты, которые законно гордятся своей незаменимостью и высокой квалификацией, но проживают, как правило, только в городе Москве. Проекторы Panasonic обслуживаются обычными сервисными центрами компании Panasonic по всей стране.

Примеры применения профессиональных инсталляционных проекторов Panasonic.

Тренировочный комплекс судоходного канала.
12 проекторов Panasonic PT-D12000
Панорамная проекция 210 градусов.

Площадка спортивного комплекса.
12 проекторов Panasonic PT-D10000
2 проектора Panasonic PT-D7700

Оформление коммерческого центра.
6 проекторов Panasonic PT-DZ12000
6 проекторов Panasonic PT-DW5100

Оформление коммерческого центра.
3 проектора Panasonic PT-DZ12000
3 проектора Panasonic PT-DW100

Музей — панорама 360 град.
18 проекторов Panasonic PT-DZ12000

Демонстрационный зал — экран 106 метров.
25 проекторов Panasonic PT-D7700

Стенд на международной выставке.
4 проектора Panasonic PT-DW10000

Музей.
24 проектора Panasonic PT-DW5100

Аэропорт — зал регистрации.
72 проектора.

Ресторан.
30 проекторов Panasonic PT-D4000

Многофункциональный зал отеля.
25 проекторов Panasonic

Call-центр банка.
10 проекторов Panasonic PT-D7700

Религиозный центр.
3 проектора Panasonic PT-D12000

Религиозный центр.
6 проекторов Panasonic PT-DW7000

Стена здания. Ширина изображения 12 метров.
Проектор Panasonic PT-DW10000

Раскрыт секрет невероятной яркости источника света Philips для LED проекторов

Главной и самой интересной особенностью нового источника света стало то, что в нем есть фосфор, но нет фосфорного колеса. Более того, использующим этот источник света DLP проекторам не нужно и цветовое колесо, то есть в них совсем нет движущихся деталей в оптическом тракте!

Источник света устроен следующим образом.

В нем на DLP матрицу светят красный светодиод, синий и еще один синий светит через фосфор, генерируя зеленый свет. В каком виде находится фосфор, и как Philips удалось избежать его перегрева, нам неизвестно.

Наличии трех лучей основных цветов позволяет избавиться в DLP проекторах от цветового колеса, что, как сказано выше, является большим плюсом всей конструкции, обеспечивая ей на порядок более высокую надежность. В LCD проекторах такой источник света применять трудно, потому что делать три оптических тракта для трех лучей разного цвета нецелесообразно.

Для этого источника света в интернете уже начало мелькать новое название «LED-PHOSPHOR». Оно лучше и понятнее отражает его суть, чем родное, но невнятное Color Spark HLD LED, и именно по этой причине используется в описаниях проекторов на нашем сайте.

Чтобы сравнить новый источник света с уже существующими, приводим ниже их краткие описания в хронологическом порядке начала массового использования в проекторах.

КСЕНОНОВЫЕ ЛАМПЫ — они использовались еще в пленочных кинопроекторах, затем стали использоваться в цифровых, и существую до сих пор. Их особенностью является наличие в лампе газа под высоким давлением. Непревзойденный плюс этих ламп заключается в том, что в них светится, как и на солнце в небе, инертный газ, то есть они обеспечивают цветовой спектр идентичный солнечному. Срок службы ксеноновых ламп примерно 500-700 часов.

РТУТНЫЕ ЛАМПЫ — именно они стоят в большинстве «ламповых» профессиональных проекторов для презентаций и домашнего кинотеатра. В них нет газа, их «взрыв» не опасен, их замена осуществляется неподготовленными пользователями. Срок службы примерно 2000 часов. В спецификациях часто указывают 10000 часов, но это с учетом 80% времени, когда проектор находится в режиме ожидания с немного подогретой для быстрого запуска лампой.

LED источники света используют три светодиода красного, синего и зелёного цветов. Пока они нашли применение только в минипроекторах, потому что не удается создать яркий зеленый светодиод и LED-проекторы по этой причине до сих пор не могут преодолеть барьер яркости 800-1000 лм. В тех случаях, когда в спецификации заявлена более высокая яркость, то это означает либо режим с разбавлением цвета, либо является рекламой совсем неизвестных производителей для совсем наивных покупателей.

LED-ЛАЗЕР-ФОСФОР использует красный и синий светодиоды, а зеленый свет получается облучением лазером фосфора, нанесенного для его охлаждения на вращающееся колесо. Срок жизни таких источников света обозначался как 20000 часов. После их появления почти все производители проекторов начали их активно использовать, но из-за проблем, которые теперь тщательно скрывают, от них отказались все, кроме самого изобретателя этого источника света, компании Casio.

ЛАЗЕРНО-ФОСФОРНЫЕ источники света используют лазер, который светит на вращающееся покрытое фосфором колесо. Фосфор светится и генерирует белый свет, который дальше используется также, как и в обычных ламповых проекторах. Такие проекторы часто для краткости называют лазерными, но по своей сути они люминесцентные. Именно этот источник света пришел на смену лампам в ярких профессиональных и кинематографических проекторах. Для небольших проекторов, с яркостью меньше 5000 лм, он пока достаточно дорог и, скорее всего, в них будет использоваться LED-фосфорный источник света Philips (HLD LED). Лазерно-фосфорные источники света служат более 20000 часов.

ЛАЗЕРНЫЕ источники света используют только лазеры — красный, синий и зеленый. Это самые мощные источники света на сегодняшний день и именно их используют для проекторов в коммерческих кинотеатрах, чтобы получить световой поток более 60000 лм. Плюсами этих источников являются высокая яркость, идеальная цветопередача, возможность идеально разделить стереопары кадров для 3D показов. Их главный минус — это возможность использования только в профессиональной обстановке, когда можно обеспечить защиту глаз от прямого попадания лазерного луча. Например, в кинотеатрах для этого существуют четко ограниченные правилами зоны, куда нет доступа зрителям. Как правило это задние ряды, наиболее близкие к аппаратной. Понятно, что в бытовой технике эти источники света не появятся.

Инсталляция – слово чрезвычайно емкое. Можно назвать инсталляцией процедуру установки одного единственного устройства, а можно подразумевать сложный процесс интеграции проектора и экрана в готовое помещение со специфическими условиями эксплуатации. О втором варианте прочтения данного слова мы и предлагаем поговорить.

На базе всего двух брендов – проекторов EIKI и экранов MW – мы рассмотрим основные инсталляционные возможности современной проекционной техники и приведем примеры их практического использования.

Говоря о технических особенностях профессиональной проекционной техники, было бы логично сначала обозначать основной спектр проблем, возникающих при инсталляции проекторов и экранов в различных условиях. Сравнительно простая задача – демонстрация рекламы или какой-либо другой информации на большом экране в торговом центре, аэропорту, на вокзале или в любом другом общественном месте. Однако это уже не просто. При ближайшем рассмотрении обрисовывается следующий набор проблем: высокая освещенность помещения, сложность установки и последующего обслуживания.

Для выполнения поставленной задачи возьмем самый яркий из доступных проекторов. В нашем случае это EIKI LC-XT5. Он наилучшим образом подходит для создания большой картинки в хорошо освещенном помещении, поскольку имеет максимальную мощность светового потока 15000 ANSI-люмен. Проблему расположения проектора можно решить путем подбора объектива, всего предлагается 11 различных вариантов – от длинного до короткого фокуса. Для того чтобы сам проектор не было видно, и в его луч не попадали другие конструкции, размещенные под потолком, используется принцип обратной проекции с экраном MW Standart Frame, оснащенным высоко контрастным серым просветным полотном ReproLS. Кстати, в результате применения именно этого типа полотна, картинка, и без того достаточно контрастного (2000:1) проектора, стала еще более качественной и глубокой, способность отображения черного цвета увеличилась.

EIKI LC-XT5

После установки, конечно же, встает вопрос настройки. Поскольку проектор оказывается спрятанным где-то далеко за экраном, единственным вариантом видится штатный проводной пульт ДУ, но есть еще более прогрессивный способ – сетевое управление, реализуемое с помощью опциональной LAN платы и любого ПК, включенного в ту же локальную сеть, что и проектор. Выставить изображение относительно экрана, при использовании EIKI LC-XT5 – это совсем несложная задача. Оптика моторизирована, имеется сдвиг линз в обоих направлениях. Если все же не удастся установить EIKI LC-XT5 ровно относительно плоскости экрана, присутствует возможность коррекции трапецеидальных искажений, также в двух направлениях.

Пример такой инсталляции вы могли видеть, если бывали в залах прилета аэропортов Внуково или Шереметьево. Там были установлены именно такие проектор и экран. Задача инсталляции – демонстрация рекламных роликов на экране размером 4:3 метра в течение 20 часов в сутки. С учетом особенностей помещения, были применены дополнительные, внешние воздушные фильтры, периодичность замены которых совпадает со стандартным сроком замены лампы. Результат данной инсталляции превзошел все ожидания. В достаточно светлом зале яркость картинки оказалась выше, чем у висящих рядом плазменных панелей.

Внуково Шереметьево

Несколько другой набор проблем имеет инсталляция в клубе, кафе, баре и прочих подобных заведениях. Возьмем для примера спорт-бар. Несмотря на кажущуюся простоту, установка проектора с экраном тоже могут оказаться далеко не тривиальной задачей. Основная проблема – атмосфера, в которой будет работать проектор. Конечно, мы имеем в виду не эмоциональный накал, а атмосферу в буквальном смысле слова – воздух, наполняющий помещение. В воздухе можно обнаружить не только пыль, как в зале аэропорта, в баре это скорее смесь из небольшого количества пыли, дыма от сигарет, пара и взвеси жиров от пищи. Все это не только сокращает оптическую проницаемость среды, что опять же требует повышения мощности светового потока, но еще и может стать причиной выхода проектора из строя. Еще одна проблема – управление. Как и в предыдущем случае, обычный пульт ДУ может оказаться вещью совершенно бесполезной.

Вариантов решения несколько. Вариант первый: 3LCD проектор EIKI LC-XDP3500. Он создан специально для работы в сложных условиях. Дым, пыль, песок, мел и прочие загрязнения ему не страшны, поскольку система фильтрации воздуха и защиты оптики многократно усилена относительно обычной. Световой поток 3500 ANSI-люмен позволит создать достаточно яркую и большую картинку, особенно хорошо получится, если помещение будет полутемным. Наличие цифрового DVI-D и нескольких типов аналоговых видеовходов, решают проблему коммутации с любыми источниками сигнала. Встроенный видеопроцессор способен аккуратно масштабировать картинку без артефактов и даже улучшить изображение стандартной четкости, например, эфирного телесигнала. Не менее успешно справляется проектор с 3-2/2-2 pulldown и i/p преобразованиями. Данная модель оснащена портом LAN с возможностью управления по сети. Безопасность обеспечивается возможностью закрепить проектор тросом толщиной до 11 мм. Для замены лампы аппарат не придется снимать, лючок расположен сбоку.

3LCD проектор EIKI LC-XDP3500

Тем, кто хочет получить картинку больше и качественнее, понравится DLP проектор EIKI EIP-4200. Он также является пылезащищенным и имеет возможности аналогичные EIKI LC-XDP3500. Основные отличия заключаются в том, что у EIKI EIP-4200 выше яркость (4200 ANSI-люмен) и выше реальный контраст (2500:1 против 500:1 у 3LCD модели).

DLP проектор EIKI EIP-4200

В качестве партнера для данных проекторов можно рассматривать экран MW RollFix Premium Electric, встраиваемый с помощью специального монтажного комплекта в потолок или MW MovieSmart Motor, установочные кронштейны которого перемещаются по корпусу так, что экран можно закрепить даже на двух стоящих рядом колоннах. Оба экрана моторизированные, управление осуществляется с помощью радиопульта ДУ или встраиваемого в стену переключателя. Стенной переключатель может управляться как обычной ручкой, так и ключом.

Экран MW RollFix Premium Electric

Другой вариант сложной инсталляции в помещении – большой конференц-зал. Он может использоваться как для проведения семинаров и тренингов, так и для официальных приемов. В связи с этим проекционное оборудование должно появляться тогда, когда оно нужно и исчезать с глаз долой, когда проводимое мероприятие не подразумевает использования технологий визуализации. Основная проблема заключается в том, что зал большой, соответственно, и проектор, и экран тоже большие, причем настолько большие, что быстро демонтировать и унести их просто невозможно. Упомянутые ранее встраиваемые экраны MW RollFix могут иметь размер диагонали до 3,5 метров, что вполне достаточно для зала солидных размеров. Если этого окажется недостаточно, в потолок можно спрятать экран MW MaxxScreen, размер полотна которого имеет максимальный предел 20 метров по ширине и 7 по высоте. Но это, пожалуй, получится уже кинотеатр.

Конференц зал в Администрации города Липецка (EIKI LC-X70 и моторизированный экран Rollfix 80)

Проблема «встраивания» проектора в потолок легко решается с помощью лифтов MW Electric Ceiling Lift. Старшие модели могут работать с проекторами весом до 100 кг и способны опускаться на высоту до одного метра. Таким образом, даже тяжелые сверхмощные проекторы вроде 30 килограммового EIKI LC-X8 с мощностью светового потока 10000 ANSI-люмен или 25 килограммовый высокочеткий SXGA+ проектор EIKI LC-SX6 можно легко скрыть от посторонних глаз.

Следующий пример – установка проектора и экрана в аудитории ВУЗа, но не обычного высшего учебного заведения, а, скажем, художественного или кинематографического. Тут возникают совершенно иные требования к изображению. Нужно не только получить большую картинку, но еще и обеспечить безупречное качество цветопередачи, без чего ни полотна великих художников, ни киношедевры невозможно будет увидеть такими, какими их задумали авторы. Таким образом, проектор должен быть не просто подходящим по яркости, но и подходящим по точности цвета. Ни один из двух типов инсталляционных проекторов в стандартном исполнении, ни 3LCD, ни DLP, не могут похвастаться кинематографической точностью просто потому, что это не входит в стандартный список требований. Для решения данной проблемы требуются специальные проекторы с улучшенной цветопередачей или даже модели, используемые для создания цифровых кинотеатров.

Департамент Образования

В зависимости от масштабов инсталляции и освещенности помещения это может быть сравнительно недорогой и маломощный EIKI LC-XB43 с новыми неорганическими LCD матрицами, имеющими улучшенную цветопередачу и более высокий контраст, чем у обычных 3LCD проекторов.

EIKI LC-XB43

Более мощный вариант – 3LCD проекторы EIKI LC-XL100 и EIKI LC-XL200 с яркостью 5000 и 6000 ANSI-люмен, соответственно. Они также базируются на новых неорганических матрицах, а еще оснащены мощными видеопроцессорами с 10-битной обработкой сигнала. В больших залах можно поставить и уникальный трехчиповый DLP проектор EIKI EIP-WX5000 с яркостью 5200 ANSI-люмен и широкоформатной матрицей разрешением 1280х800 точек или даже более мощный Full HD проектор EIKI EIP-HDT20, обладающий яркостью 6500 ANSI-люмен и контрастом 7500:1.

3LCD проектор EIKI LC-XL200

В больших аудиториях экран для просмотра фото и киноматериала можно установить стационарно, над доской. Для этого вполне подойдет MW Frame Standard, вот только с крепежом, скорее всего, придется импровизировать. Так, например, в поточной аудитории МИФИ два экрана MW Frame Standard размером 3х2,25 метра устанавливались на специальные кронштейны, компенсирующие неровную поверхность стены.

Экран MW Standart Frame

Для небольших залов стационарный экран, как правило, не подходит. Тут более уместны рулонные экраны. Зачастую они устанавливаются как есть, в собственных корпусах, без встраивания в потолок, поэтому лучше выбрать те, что смотрятся наиболее эстетично, например, моторизированные MW Movielux Electric Basic или более дешевые, подпружиненные и при этом не менее качественные, MW Universal Premium. В таких помещениях для экрана обычно используется специальный крепеж, дающий отступ полотна от стены на расстояние, необходимое для того, чтобы за развернутым полотном экрана могла поместиться маркерная или меловая доска.

А теперь перенесемся от суетного и бесшабашного студенчества в места более серьезные и ответственные. Ситуационные центры – это то место, где техника должна быть не только удобной и качественной, но еще и гарантированно безотказной. Кроме того, ситуационные центры требуют создания высокочеткой картинки большого размера, что иногда просто невозможно реализовать с помощью одного проектора. А вот с помощью специально разработанной для таких нужд модели EIKI EIP-5000 все проблемы решаются разом. Несколько таких проекторов можно объединить в бесшовную видеостену с количеством до 64 устройств в формате 8х8 экранов. Инсталляционные возможности данной модели очень гибкие: моторизированные регулировки оптики, автоматическая коррекция трапеции в двух направлениях, сменная оптика, широкий диапазон настроек картинки, четыре уровня мощности светового потока. Двухламповая система делает EIKI EIP-5000 практически безотказным и гарантирует стабильную картинку в любой ситуации.

Модель EIKI EIP-5000

Быть может, не столь жизненно важна, но все же крайне актуальна надежность и безотказность техники, используемой на телевидении, например, в студиях, занимающихся выпуском новостей и трансляциями в прямом эфире. При этом немаловажно и качество получаемого изображения. Быть может, кому-то не понятно, о какой технике идет речь. Все довольно просто: тот экран, который мы обычно видим за спиной или сбоку от ведущего теленовостей, как правило, является просветным экраном на раме. Так, например, в студии ГТРК «Вести-Урал» задник за спиной ведущего – это не что иное, как специально сконструированный просветной экран, на который подается картинка с проектора EIKI EIP-WX5000. Трехчиповая DLP конструкция обеспечивает безупречное качество картинки и одновременно с этим исключает эффект мерцания, который был бы заметен в случае использования обычного одночипового DLP проектора.

Государственная телевизионная и радиовещательная компания Вести-Урал (г. Екатеринбург, Медиапроект)

Отдельный вопрос – когда сама проекция должна быть нестандартной, например, экраны, используемые на концертах. Здесь поле для фантазии бесконечно широко, и каждая задача является уникальной. Тем не менее, проекторы, применяемые в таких инсталляциях вполне стандартны, а полотно, используемое в роли экрана, производится на тех же заводах, на которых изготавливаются обычные экраны. Все основные типы полотна, производимого на заводе MW, можно получить в варианте прямоугольной поверхности с черной каймой и люверсами, размером до 25х20 метров.

На концертных площадках часто приходится решать проблемы проецирования на наклонную поверхность с компенсацией геометрических искажений и работы с нестандартной формой картинки. В обоих случаях разрабатываются специальные программно-аппаратные комплексы на базе специальных видеопроцессоров и сверхярких проекторов EIKI. Проблема геометрических искажений и наложения черной маски по форме экрана решается софтверно.

Еще более неординарные задачи приходится решать при создании видеоинсталляций в музеях. Живой пример – панорамный проекционный экран, расположенный по двум стенам под потолком одного из залов Дарвиновского музея. На полотно высотой 2,5 метра и длиной 25 метров, размещенное Г-образно, с углом поворота радиусом около двух метров, проецируют единую картинку девять проекторов EIKI EIP-4500, установленных на потолочной раме. Панорамное бесшовное изображение на экране формируется специально созданным видеосервером.

А завершить наш обзор инсталляций хотелось бы совершенно необычным решением. В Ярославском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике был установлен интерактивный мультимедийный демонстрационный комплекс «Интерактивная книга». Стенд имитирует книгу, размером 1,2х0,9 метра, лежащую на столе. Эта виртуальная книга имеет функции перелистывания страниц, быстрого поиска, масштабирования изображений и звукового сопровождения. Картинка создается с помощью проектора EIKI LC-XB43, установленного внутри стенда, зеркальной оптической системы и жесткого просветного экрана Visio.

Проект «Интерактивная книга» в 2009 году стал обладателем премии конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» в номинации «Технологии музейной экспозиции».

Вот такие сложные и необычные технические решения можно назвать простым словом «инсталляция». В каждом из примеров от проекционной техники требуются совершенно разные свойства. Каждый проект представляет собой целостное инженерно-техническое решение, которое можно реализовать разными способами, но лишь правильная инсталляция, с применением специально разработанных средств, дает желаемый результат.

Какой проектор выбрать — ламповый или безламповый?

Рынок проекционного оборудования стремительно развивается. Все кажется простым и понятным, но когда дело доходит до выбора и приобретения проектора, многие теряются среди ассортимента и технологий. Основная функция любого проектора — показывать яркое цветное изображение на большом экране для большой аудитории. Но внутреннее устройство и выбор применяемых технологий проецирования могут быть разными. Как известно, одним из основных составляющих любого проектора является источник света, который бывает различных типов и имеет определенные сферы применений. В данный момент мы предлагаем нашим клиентам как проверенные временем ламповые проекторы, так и, набирающие популярность, безламповые. У обеих технологий проекции есть свои преимущества в зависимости от сферы применения и выполняемых задач.

На протяжении десятилетий в проекторах в качестве источника света применялись лампы высокого давления и они получили наибольшее распространение за счет отностительно высокой яркости и низкой стоимости. Свет от лампы проходит через устройство визуализации, затем через объектив, после чего проецируется на экран. Приници работы газоразрядной лампы высокого давления состоит в том, что при прохождении электрического разряда через пары ртути под высоким давлением возникает свечение. Этот принцип во многом схож с работой ламп уличного освещения. Основным отрицательным фактором ламповых источников света является их низкий КПД и сроки эксплуатации.

Но последние 10 лет все чаще стали встречаться совершенно иные проекторы. В них применяется источник света на основе полупроводников, таких как: светодиод, который нашел свое применение в небольших компактных проекторах, и лазер, имеющий превосходное качество цветопередачи, что очень важно, примером, для домашних кинотеатров и небольших конференц залов. Данная технология получила название безламповой и позволяет значительно увеличить срок эксплуатации проектора, не прибегая к сервисному вмешательству, но имеет не высокие показатели яркости, но тем не менее, она стремительно набирает популярность во всем мире и начинает применяться в различных областях, в том числе в медицинских учреждениях, университетах, конструкторских и проектных компаниях, транспортных узлах и культурно-развлекательных учреждениях.

На сегодня существует две модификации совмещения светодиодов и лазера, которые успешно внедряют в свои разработки и продвигают гиганты проекционного мира Panasonic и Casio. Первый вид имеет один красный светодиод и один синий лазер (рис.1), который проходит через вращающийся диск, с частично нанесенным на него люминофором, и тем самым мы поочередно получаем синий и зеленый цвет. Второй тип (рис.2) имеет по одному красному и синему светодиоду, а зеленый цвет создается благодаря свечению синего лазера через сплошную поверхность люминофора. Благодаря этому, проекторы на базе светодиодно-лазерного источника получили более широкий диапазон характеристик, что отразилось на их популяризации среди различных слоев потребителей.

Рис.1 Рис.2

А теперь перечислим плюсы каждого типа проекторов, чтобы каждый смог выделить для себя основные и сделать свой выбор. По яркости, качеству изображения и частоте обслуживания эти проекторы почти не отличаются.

Самым большим плюсом ламповых проекторов является цена — она зачастую отличается в два раза. Но при этом срок службы лампы будет порядка 4000-7000 часов, что почти в три раза меньше чем у безлампового проектора, источник света которого легко способен отработать 20000 часов. К слову, стоимость лампы для бюджетного проектора составляет порядка 50-60% его изначальной стоимости. Но нужно учитывать, что заменив лампу в старом проекторе, Вы никак не получите картинку как у нового проектора с коробки. И если даже суммировать наработку двух ламп, то безламповый проектор все равно выигрывает как ни крути.

Но есть нюанс… Нужен ли Вам такой ресурс и за такую цену? Если проектор используется редко и не очень интенсивно, то стоит выбирать ламповый проектор. При использовании проектора в течение одного или двух часов каждый день преимуществом ламповых проекторов станет более низкий объем начальных расходов на оборудование.

Безламповые проекторы также хороши тем, что умеют быстро включаться и выключаться, чего не скажешь про проекторы с лампой, которым нужно время на разогрев, а потом еще порядка 3-4 минут на охлаждение лампы перед отключением питания. Это может стать преимуществом при организации деловых встреч или во время чтения лекций, когда критически важно не потерять внимание аудитории.