Ил бзс

После триумфального дебюта «Ил-2» (без дураков, предмета гордости россиян) серия ушла в затяжное пике, словно ей подбили двигатель: последний выпуск, сделанный Медоксом, запомнился среди прочего тем, что из-за режима для дальтоников игру невозможно было запустить: она просто обнуляла FPS даже на мощных компьютерах. С «Битвой за Сталинград» здесь история перевоплощения: фанаты того самого «Ил-2», авторы нескольких громких модов к нему, объединились с теми, кто делал оригинал, чтобы возродить серию. Проект «Лазарь», самолетная версия.

Как и подобает фанатам, в 1С Game Studios взялись за работу основательно: перелопатили гору исторических архивов, нарисовали (максимально достоверную) гигантскую карту, пригласили в консультанты 91-летнего Степана Микояна. А еще совершили маленький гражданский подвиг: облетали вдоль и поперек настоящий Ил-2 (а вы в современные «Аирбасы» садиться боитесь). В общем, подготовились, а все для того, чтобы сделать «игру мечты».

Система повреждения в игре отличная: после удачного попадания пострадавшие примерно так себя и ведут

Небо, крылья, гул мотора

Первоначально «Битва за Сталинград» именно так и выглядит — взять хотя бы количество местных режимов. Загибайте пальцы: быстрые миссии, миссии, где можно задавать параметры, кампания и мультиплеер (там тоже куча вариантов). С первыми двумя, думается, все понятно, а вот на остальных нужно остановиться подробнее.

Кампания поделена на несколько глав и охватывает, собственно, все этапы сталинградского сражения, где участвовала авиация. Начинаете вы с операции «Уран» (правда, самолеты там были явно не на первых ролях), заканчивая полным освобождением города в начале 1943. Сюжетного режима здесь не предусмотрено, но его отсутствие с лихвой окупается подробными историческими справками и атмосферой в целом: разработчики уверяют, что постарались воссоздать поля сражений максимально точно, вплоть до расположения зданий. Задания в кампании, в основном, стандартные, но есть и интересные моменты, особенно, когда самолет приходится пилотировать в тяжелых погодных условиях.

Впрочем, за разнообразием лучше идти в мультиплеер — это основа «Битвы за Сталинград». Поскольку серверы держат сами игроки, вы всегда можете подобрать что-то себе по вкусу именно с теми параметрами, которые устраивают именно вас. А потом уже приступать к выбору режимов, которых здесь хватает. Например, «дуэль»: два самолета сходятся в смертной схватке над чистым сталинградским небом, регулярно заходя в пике и соревнуясь, кто быстрее и больнее пальнет по обшивке.

Советские самолеты готовы отправится в бой и показать «Мессершмитам», кто в небе главный

Для профессионалов и их друзей

Благодаря хитрой физической системе Rise of Flight, перебравшейся в «Ил-2» из предыдущей игры студии, самолеты в игре ведут себя, словно живые. Не будем вдаваться в дебри научной терминологии, просто знайте: тот Як-1, что мерцает на экране монитора, летает примерно так же, как и его реальный собрат, бороздящий небо во время Второй мировой. Кстати, отсюда получается занятный казус с освоением: разница в управлении между самолетами колоссальная, а значит, научившись сносно летать на немецком Bf-109F4, даже и не надейтесь повторить тоже самое на других аппаратах. Скорее всего, просто уткнетесь носом в снежную гущу бескрайнего поля.

Выглядит «Битва за Сталинград», к слову, потрясающе: такое даже и не ожидаешь увидеть от российской игры. Стоить чуть взмыть над разрушенным городом, как натурально сводит живот: под тобою километры, над тобою облака, а впереди маячит вражеский штурмовик. Любоваться красотами тут особенно хорошо, когда спокойно летишь с выполненной миссии на посадочную полосу. Солнце ласково заглядывает в кабину, стекло потихоньку зарастает морозцем; чувствуешь себя настоящим летчиком, который возвращается после трудного, но важного задания.

С видом из кабины играть сложно, но невероятно увлекательно: будто сам летаешь

А теперь пятиминутка ледяного душа. То, что написано выше, актуально только старых фанатов «Ил-2», тех, кто в летных симуляторах десятилетиями. Остальные будут больше нервничать, чем играть: заучивать километры технической информации, биться с непонятным штурвалом, набирать тягу, падать, пару раз в полчаса (случайно) попадать пулеметным стрекотом по противнику и снова падать. Автор этого текста, до этого с подобными играми знакомый слабо, потратил месяц непериодического изучения «Битвы за Сталинград», сорвал все сроки написания рецензии, и так толком ничему и не научился. До сих пор с завистью смотрю записи на YouTube, как ловкие парни лихо ведут свои крылатые машины.

Справедливости ради, «Битва за Сталинград» и не пытается прикинуться простой игрой. Высокая цена (1,5 тысячи за обычную версию и 3,5 за люксовую) отсекает случайных пассажиров, а обязательное наличие джойстика оставляет только проверенных пилотов. И им, конечно, все понравится, а остальные могут играть в War Thunder или угонять самолеты в Battlefield 4.