Игра goblins

Первый выпуск одной из самых знаменитых игровых серий 1990-х – результат творческого союза Пьера Гийода и Мюриэль Трами. Соответственно, нас ждёт и сочная рисованная графика с неподражаемым французским юмором, и уникальный экспериментальный геймплей на стыке различных жанров – в данном случае адвенчуры, головоломки и даже некоторых элементов аркады.
Несмотря на то что «Gobliiins» изначально выходила сразу на пяти языках, большая часть сюжета подаётся исключительно визуально. Включая вступительный ролик, поясняющий предысторию игры: властитель одного сказочного королевства, в котором, судя по всему, тихо и мирно живут вместе не только люди, но и прочие существа самых разных видов и размеров, внезапно сошёл с ума – по причине чудовищных манипуляций, которые совершил кто-то очень могущественный с куклой вуду, изображающей нашего короля. Трудно сказать, на каком основании, но было решено, что избавить любимого монарха от магической напасти способен лишь очень талантливый, но и очень эксцентричный волшебник с подозрительным именем Ньяк. В состав официальной делегации, призванной добиться у чародея аудиенции и выпросить нужное лекарство, были включены трое маленьких гуманоидов, именуемых в игре то «гоблинами», то «гномами», то «эльфами», – собственно, все они и поступают в наше полное распоряжение (на что намекает и тройная буква «i» в названии).
В европейском варианте наших героев зовут Асгард, Игнациус и Упс, а в американском почему-то БоБо, Хутер и Двейн, – впрочем, в любом случае узнать об этом можно лишь из соответствующего издания руководства пользователя. Зато что непременно следует усвоить – так это то, что каждый из трёх игровых персонажей обладает уникальными способностями. БоБо, щеголяющий в рогатом шлемике, исповедует принцип «сила есть – ума не надо»: он способен щедро раздавать тумаки, а также лазить вверх и вниз по верёвкам; старичок с седой бородой Хутер – полная противоположность: мудрый и рассеянный маленький волшебник, он умеет читать разнообразные заклинания, но не всегда может предсказать все последствия их применения; наконец, Двейн, которого легко узнать по национальному гоблинскому колпачку, способен подбирать и даже использовать различные предметы, но – в силу своего тщедушного телосложения – не более чем по одному за раз.
Игровой процесс строго разделён на уровни, которых насчитывается здесь 22 штуки. Каждый из них представляет собой отдельный экран – крайне симпатично нарисованный пейзаж или интерьер, на котором щедро рассыпаны активные объекты и прочие достопримечательности той или иной степени сказочной сюрреалистичности. «Gobliiins» не случайно напоминает собой логическую головоломку: наша задача – найти своего рода «выход из комнаты», совершив при помощи своих трёх подопечных все необходимые последовательные манипуляции с предметами и персонажами, дабы на экране загорелась стрелочка «GO!», позволяющая перейти на следующий уровень. Отчасти понять своеобразную логику местных задачек можно из руководства пользователя: как и в случае с «Legend of Djel», там специально отмечаются некоторые особенности всех тех опасных мест, которые нам предстоит посетить, а также свойства характера ещё более страшных чудовищ и тёмных личностей, которых предстоит встретить. Скажем, Ньяк страдает аллергией на шум; уходя из дома, он оставляет на страже свирепого пса по кличке Рагнарок, обожающего грызть маленьких птичек; библиотекарь Карбонек был как-то укушен волком-оборотнем и с тех пор пишет исключительно печальные книги, – и так далее.
Упомянутые опасности присутствуют в игре в самом что ни на есть буквальном смысле: в качестве привета из жанра аркад ниже основного окна на экране расположена полоска энергии, уменьшающаяся при каждом неверном действии: падение с высоты, получение тумака, сильный испуг, даже неправильное использование предмета! Не то чтобы этот момент особо напрягал любителя традиционного квестового геймплея, – однако ввиду того, что многие опциональные и просто неверные действия, за которыми следует строгое наказание, забавны и любопытны сами по себе, разгадывать каждый уровень приходится дважды: сначала знакомясь с предназначением и свойствами одушевлённых и неодушевлённых обитателей очередного экрана и получая при этом немало удовольствия от проб и ошибок (а какая здесь анимация, какие ужимки героев!), но временами и экран «Game Over», – чтобы затем, вернувшись на исходную позицию, пробежаться по этапу единственно верным способом ради экономии драгоценной энергии, поскольку пополнить её можно будет только один раз за всю игру.
Способ сохранения в «Gobliiins» также весьма нестандартный как для адвенчуры и для PC – посредством кодов, выдаваемых нам при прохождении очередного уровня и позволяющих загрузить соответствующий этап, в точности сохранив текущий уровень энергии. Для загрузки, равно как и для выхода, предусмотрен такой элемент интерфейса, как изображение черепа в правом углу нижней панели. Сама эта панель носит скорее декоративный характер – за исключением приводимой слева текстовой информации о находящемся в настоящий момент в наших (точнее, в двейновых) руках активного предмета, индикатора справа, отображающего прогресс в получении некоторых других, ключевых объектов, использовать которые можно будет только автоматически, а также портрета активного персонажа в центре. Переключаться между гномо-эльфо-гоблинами можно и нажатием на этот портрет, и при помощи пробела, и посредством клика на нужном герое. Правая кнопка мыши служит при этом для выбора текущего действия – либо передвижение, либо использование уникальной способности БоБо, Хутера или Двейна, при котором курсор принимает форму кулака (в случае же с третьим персонажем доступен ещё и значок руки, позволяющий переместить плохо лежащий предмет в инвентарь).
Вот таким вот хитрым способом нам и предстоит посетить множество уголков королевства и разгадать их загадки – хотя некоторые экраны и повторяются по нескольку раз. Ни один любитель старых добрых игр не должен пройти мимо этой нетленной классики, даже если перспектива получить наказание за неправильное действие и выглядит немного раздражающе.
А вот что способно действительно запутать современного пользователя – так это скорее многообразие версий и изданий «Gobliiins». Поэтому отметим кратко все их особенности и недостатки.
Подобно многим играм начала 1990-х, первый шедевр Пьера и Мюриэль появился сначала на дискетах, причём в CGA-, EGA- и (отдельно) VGA-исполнении, а затем и на CD-ROM. Добавившиеся с новым носителем возможности вовсе не означают однозначной предпочтительности этого улучшенного издания – и «Gobliins 2» тому хороший пример. Хотя в случае с героем нашего текущего обзора всё несколько проще: дело в том, что у флоппи-версии «Gobliiins», несмотря на наличие соответствующего пункта в титрах, начисто отсутствует музыкальное оформление! По каким именно причинам – техническим, художественным или же маркетинговым – оно не было вставлено в игру, теперь уже вряд ли получится выяснить. А потому одним из наиболее явных преимуществ CD-издания оказываются сопровождающие нас на каждом экране великолепные мелодии Шарля Калле. Появилась на компакт-диске и мультиязычная озвучка – однако особой роли она не играет, так как соответствует лишь текстовым сообщениям, изредка появляющимся в промежутках между уровнями. Хотя для кого-то одни только звуковые эффекты, – в том числе и «тарабарская» речь персонажей во вступлении, – в дискетной версии немного отличающиеся, вкупе с более привычной EGA-палитрой, окажутся предпочтительными. Обратите также внимание, что в переиздании CD-версии 1.02, в отличие от 1.0, были добавлены пропавшие было субтитры к межуровневым вставкам.
Помимо наличия изданий на двух типах носителей и с поддержкой различных графических режимов для «Gobliiins» характерны также и некоторые отличия между европейской и американской версиями: в появившемся чуть позднее в США варианте игры от Sierra некоторые, если можно так выразиться, «эротические» сцены были тщательно отцензурены, а дискетное издание кроме того лишилось ещё и системы защиты от копирования, требовавшей в исходном варианте ввода при начале игры нужного кода из приложенной документации. Выходила игра и на русском языке – конечно же, полностью неофициально: в 1994–95 гг. любительский перевод взломанной EGA-версии европейского дискетного издания осуществила творческая группа Frog & Hedgehog при поддержке известного дуэта Taralej & Jabocrack, а в 2012 году этот вариант локализации был адаптирован и для CD-версии целым коллективом пользователей Old-Games.Ru под руководством A.P.$lasH, внесшим в игру немало прочих полезных усовершенствований.

Автор обзора: Uka

Из названия игры понятно, что события разворачиваются в обществе гоблинов. Уникальная особенность игры в том, что нам предстоит управлять сразу тремя гоблинами. Каждый из них является специалистом в каком-то определенном искусстве – магия, сила и переноска предметов различной тяжести. Игра наполнена беззлобным юмором и здобрена большим числом интересных головоломок. Согласно сюжету игры наши три гоблина работают на злобного колдуна. От него им предстоит избавиться. Забавно, что в игре можно проиграть. Если герои выполнят слишком много неправильных действий, игра начнется сначала. Во время всего процесса гоблины забавно ругаются на играющего. Зовут гоблинов Хутер, Дуэйн и БоБо. Хутер собирает и носит разные вещи. Дуэйн настоящий волшебник, а БоБо обладает большой физической силой и умеет взбираться по разным столбам и веревкам. Управляя гоблинами, игрок должен провести их через 22 уровня. Каждый из уровней отличается забавными головоломками, хотя, в целом, игре не совсем хватает логики. Конечно, игра может показаться довольно легкой. Но обилие простого, но искрометного юмора и, в общем, увлекательный сюжет позволят приятно провести время и зарядиться позитивным настроем.

APh 07.06.2020 0:18:56

Обалденная и смешнючая игра! В 90-е всем институтом разгадывали загадки, делились секретами и хохотали. ))
Внучки подрастут немного и в эту дам поиграть.
В папке с игрой, если закончить её и выйти в командный сеанс, можно найти файл с кодами. Напоминаю, что вывод файла — команда type.
Запустить заново можно скриптом из пакетного файла GO.
Да, похоже, что не все файлы игры тут есть, т. к. звук только для пищалки работает (PC Speaker). Есть файл со звуком для звуковой карточки Adlib, но эмулятор, видимо, не совсем правильно её эмулирует, т. к. если при запуске после выбора языка нажать «О» и выбрать Adlib, звук с искажением идёт.
Администраторам предлагаю залить на сайт более полноценный комплект игры.

Ден 15.07.2019 23:23:40

Классика классик. Первый квест, в который я играл. Правда, копия была глючная, и вместо четвертого уровня появлялись кракозябры по всему экрану. Поэтому я думал, что прошел всю игру. Потом уже, годы спустя, скачивал снова, и выяснилось, что там далеко не вся игра.

Ископаемое 19.04.2019 21:01:46

Звук не пашет ни в одном из режимов ни в одном из эмуляторов