Ibasso dx100 обзор

Содержание

Технические измерения iBasso DX100

Для объективных измерений использовался программно-аппаратный комплекс, состоящий из программного обеспечения RMAA PRO, ARTA, STEPS и RAA. В качестве оборудования – профессиональный интерфейс E-MU 1616m PCIe, USB осциллограф и генератор от ATAKOM, а также стенд с резистивными нагрузками.

RMAA RRO – амплитудно-частотная характеристика iBasso DX100

График Амплитудно-частотной характеристики показывает баланс громкости частот. Если мы будем производить синус конкретной частоты и фиксировать уровень сигнала на выходе, то перебрав частоты с 20 Гц по 20 кГц – получим исходный график АЧХ. График АЧХ в RMAA для частоты дискретизации 44.1 кГц получен через воспроизведение и анализ мультитонового сигнала по 120 гармоникам от 4 Гц до 22 кГц. Масштаб графика с диапазоном в 10 дБ позволяет оценить наличие или отсутствие биений на графике АЧХ, свидетельствующих о цифровых искажениях (например ресемплинга).

От 20 Гц до 20 кГц, дБ -0.11, +0.01
От 40 Гц до 15 кГц, дБ -0.07, +0.01

АЧХ представляет собой прямую, без каких-либо завалов. Отклонение на высоких частотах даже ниже, чем у большинства популярных звуковых карт.

RAA – амплитудно-частотная характеристика iBasso DX100

График Амплитудно-частотной характеристики показывает баланс громкости частот. Если мы будем производить синус конкретной частоты и фиксировать уровень сигнала на выходе, то перебрав частоты с 20 Гц по 20 кГц – получим исходный график АЧХ. График АЧХ в RAA получен через воспроизведение и анализ импульсного сигнала в ARTA. Масштаб графика в RAA аналогичен масштабу графика RMAA для акустических тестов с шагом сетки в 6 дБ и диапазоном в 90 дБ. Разница в 6 дБ эквивалентна двукратному соотношению уровней сигналов.

Анализ линейного выхода и выхода для наушников показал, что выход на наушники имеет меньше отклонений и более близок к прямой. Плеер вполне годится как альтернатива CD транспорту и компьютеру со звуковой или внешним ЦАП, никаких подъемов или провалов в частотном диапазоне 20 Гц-20 кГц не будет.

RAA – амплитудно-частотная характеристика и полное выходное сопротивление (импеданс) iBasso DX100

График Амплитудно-частотной характеристики показывает баланс громкости частот. Если мы будем производить синус конкретной частоты и фиксировать уровень сигнала на выходе, то перебрав частоты с 20 Гц по 20 кГц – получим исходный график АЧХ. График АЧХ в RAA получен через воспроизведение и анализ импульсного сигнала в ARTA. Масштаб графика в RAA аналогичен масштабу графика RMAA для акустических тестов с шагом сетки в 6 дБ и диапазоном в 90 дБ. Разница в 6 дБ эквивалентна двукратному соотношению уровней сигналов.
График полного выходного сопротивления показывает сопротивление на выходе устройства в зависимости от частоты. Шкала сопротивления представлена в логарифмическом масштабе. График получен через воспроизведение анализ импульсных сигналов в ARTA под двумя разными резистивными нагрузками и последующим вычислением графика полного выходного сопротивления по разнице полученных АЧХ в абсолютных величинах.

Выходное сопротивление равно 1.7 Ом, близкое к нулевому. При взаимодействии с таким усилителем АЧХ наушников не зависит от их импеданса. Параметр взаимного проникновения каналов при подключении низкоомной нагрузки не будет ухудшаться.

RAA –амплитудно-частотная характеристика в зависимости от нагрузки iBasso DX100

График показывает АЧХ устройства при подключенных резистивных нагрузках на выход устройства. Если мы подключим резистивную нагрузку на выход устройства и будем производить синус конкретной частоты и фиксировать уровень сигнала на выходе, то перебрав частоты с 20 Гц по 20 кГц – получим исходный график АЧХ. График АЧХ в RAA получен через сложение данных АЧХ устройства (измеренной без нагрузки), внутреннего выходного сопротивления устройства и заданного сопротивления нагрузки. Для наглядности представлены 9 нагрузок от 16 до 600 Ом.

Благодаря низкому выходному сопротивлению, где линия графика представляет прямую, АЧХ наушников совсем не зависит от нагрузки.

RAA –Полное выходное сопротивление (импеданс) линейного выхода и выхода на наушники iBasso DX100

График полного выходного сопротивления показывает сопротивление на выходе устройства в зависимости от частоты. Шкала сопротивления представлена в логарифмическом масштабе. График получен через воспроизведение и анализ импульсных сигналов в ARTA под двумя разными резистивными нагрузками и последующим вычислением графика полного выходного сопротивления по разнице полученных АЧХ в абсолютных величинах.

Рябь в области низких частот у линейного выхода – погрешность измерения, при столь высоком сопротивлении, амплитуда импульса мала по сравнению с уровнем шумов. Для того, что бы получить данные без влияния шума, в данном случае необходимо воспользоваться более трудоемким измерением – получить импульсные характеристики через анализ синусов с переменной амплитудой. Т.к. целью было получить общее представление о величине полного выходного сопротивления и не выстраивать взаимосвязи с влиянием на АЧХ от согласования нагрузок, то более точный график было решено не делать. Сопротивление линейного выхода составило 920 Ом.
При подключении наушников к линейному выходу, можно ожидать существенное сужение панорамы из-за высокого взаимопроникновения каналов от высокого выходного сопротивления с подключенной нагрузкой. При подключении низкоомных наушников стереопанорама будет мало отличаться от моно звука.

RAA — Уровень напряжения на выходе от нагрузки (выход для наушников) iBasso DX100

График показывает уровень сигнала на выходе усилителя под резистивными нагрузками разного номинала. Для повышенной точности используется 10 резистивных нагрузок от 16 Ом до 1 кОм. Сигнал сверху ограничивается максимально возможным сигналом на выходе устройства, в котором не появилось искажений. График строится по визуальному контролю спектров гармонических искажений в ARTA (дополнительно в Adobe Audition и RMAA) и графику «Distortion vs Amplitude», построенному в STEPS (ARTA). Cлева приводятся значения уровня напряжения, а справа значения в дБ, где за 0 дБ взят 1 В, использующийся в характеристики чувствительности наушников.

Величина нагрузки, Ом 16 23 30 56 98 202 237 298 609 1074
Уровень на выходе, В (rms) 1,89 2,72 3,26 3,73 4,23 4,25 4,26 4,29 4,3 4,32 4,58

Максимально неискаженный уровень без нагрузки – 4.78 В (rms). У плеера практически нулевое сопротивление, а следовательно, на низкоомной нагрузке растет потребление тока и начиная с определенного значения, уровень неискаженной громкости на выходе усилителя может снижается. Это проявляется как при одинаковом значении регулятора громкости, высокоомные наушники воспроизводят звук без искажений, а низкоомные «похрипывают». На графике видно, что на высокоомной нагрузке линия недалека от 5 В, на 80 Ом пересекает значение 4 В и далее более круто снижется до 2 В на 16 Ом.
2 В – это более чем избыточный уровень для затычек, к примеру у C4 Pro на миниджековом выходе 0.7 В и не припомню, когда хотелось получить большую громкость с выхода 6.3 (1.8 В). Обычно для внутриканальных наушников достаточно 0.2-0.5 В. Для тех, кого был плеер от Cowon D2, C2- там 0.8 В и многим этого хватало даже для полноразмерных наушников. Средний уровень чувствительности внутри канальных наушников с сопротивлением 16 Ом равен 128 дБ/В, при подаче 2 В мы получим прибавку в 6 дБ (посмотрите на график, где 2 В на 16 Ом равно 6 дБ) и итоговое давление получится равным 134 дБ. У внутриканальных наушников с сопротивлением в 32 Ом, к их чувствительности нужно добавлять уже 9 дБ.
Накладные наушники в среднем имеют чувствительность в районе 110 дБ/В. Сопротивление накладных наушников колеблется в диапазоне от 32 до 50 Ом, что даст прибавку в 9-10 дБ (120 дБ). Низкоомные полноразмерные наушники обладают чувствительностью от 100 до 110 дБ/В с сопротивлением 50 Ом. К их чувствительности прибавляем 10 дБ.
Высокоомные модели — это порядка 100 дБ/В и сопротивлением 250-300 Ом. Здесь прибавка составит 12 дБ.
Для метро для внутриканальных наушников обычно достаточно уровня в 110 дБ, для накладных и полноразмерных – 120 дБ. Для улицы (автобусы, маршрутки) – 100 и 110 соответственно.

RAA — Уровень тока на выходе от нагрузки (выход для наушников) iBasso DX100

График показывает уровень тока на выходе усилителя под резистивными нагрузками разного номинала. Для повышенной точности используется 10 нагрузок от 16 Ом до 1 кОм. Сигнал сверху ограничивается максимально возможным сигналом на выходе устройства, в котором не появилось искажений. График строится по визуальному контролю спектров гармонических искажений и графику «Уровень искажений от уровня напряжения на выходе в зависимости от нагрузки», построенному в RAA. Из полученного графика «Уровень напряжения на выходе от нагрузки» напряжение пересчитывается в ток.

Если бы у усилителя не возникало бы ограничение по току на низкоомной нагрузке, то линия графика представляла собой почти прямую, без ограничения сверху на уровне 0.118 А. В принципе, если нужно будет спрогнозировать, какой допустимый уровень будет у iBasso к примеру с нагрузкой в 8 Ом (Sony XBA-4) то подставляем значение в формулу U=I*I*R , где I – значение тока, а R – значение сопротивления . Подставив значение 0.118 А и 8 Ом получим 0.1 B, соответствующий -20 дБ на графике » Уровень напряжения на выходе от нагрузки ”. При чувствительности в 125 дБ/В у Sony XBA-4, максимум без искажений будет на уровне 105 дБ, при этом с искажениями плеер выдаст до 4 В, что даст прибавку в 12 дБ, и на выходе Sony XBA-4 получится 137 дБ.

RAA — Уровень напряжения на выходе от нагрузки (линейный выход) iBasso DX100

График показывает уровень сигнала на выходе устройства под резистивными нагрузками разного номинала. График строится в RAA, по максимальному выходному напряжению без нагрузки и полному выходному сопротивлению для нагрузок от 10 Ом до 1 кОм. Cлева приводятся значения уровня напряжения, а справа значения в дБ, где за 0 дБ взят 1 В, использующийся в характеристики чувствительности наушников.

График будет полезен тем, кто готов подключать наушники к линейному выходу. По графику можно рассчитать итоговую максимальную громкость конкретных наушников. Падение уровня достаточно большое, на 20-30 дБ для низкоомных наушников и порядка 10 дБ для высокоомных.

RAA — Уровень искажений от уровня напряжения на выходе в зависимости от нагрузки (выход для наушников) iBasso DX100

График показывает уровень гармонических искажений на выходе устройства в зависимости от выходного напряжения под определенной нагрузкой. График позволяет оценить стабильность значения уровня гармонических искажений в зависимости от амплитуды сигнала, а также оценить, как меняются искажения от уровня сигнала и нагрузки. Измерение проводится в STEPS (ARTA) через воспроизведение синуса с понижением амплитуды начиная от уровня 0 dBFS. Для повышенной точности используется 10 резистивных нагрузок от 16 Ом до 1 кОм.
Правая часть графика – это максимум, что выдает усилитель, резкий подъем линий вверх – это участки, на которых усилитель ушел в искажения. Участок перегиба линии показывает предельное значение, при котором усилитель работает без перегрузки. Середина графика – это зависимость уровня искажений от амплитуды в режиме, который условно считается не искаженным. В левой части графика все линии постепенно повышаются, что обусловлено уже низким динамическим диапазоном и высоким влиянием шумовой полки на результат, поэтому левая часть графика не представляет интереса.
Что бы более полно делать анализ, нужно не только видеть общее значение уровня гармонических искажений, но и оценивать спектр сигнала. Основной вклад во всех случаях вносят вторая и третья гармоника, гармоники верхнего порядка имеют низкую амплитуду и не влияют на общее значение уровня гармонических искажений. В целом, значение уровня и распределение гармоник в спектре стабильное, что является хорошим результатом. Хуже бывает, когда распределение гармоник в спектре изменчиво.

RAA — Уровень искажений от уровня напряжения на выходе (линейный выход) iBasso DX100

График показывает уровень гармонических искажений на выходе устройства в зависимости от выходного напряжения под определенной нагрузкой. График позволяет оценить стабильность значения уровня гармонических искажений в зависимости от амплитуды сигнала. Измерение проводится в STEPS (ARTA) через воспроизведение синуса с понижением амплитуды начиная от уровня 0 dBFS.
Можно видеть, как меняется уровень искажений от амплитуды. Обычно при максимальных значениях амплитуды, уровень искажений увеличивается в диапазоне амплитуд – от 0 до 3 dBFS, реже от 0 до 6 dBFS. В неудачных реализациях возможен резкий и сильный рос искажений на участке от 0 до 1 dBFS. У DX100 такой участок растянут от 0 до -9 dBFS. Уровень -9 dBFS соответствует значению громкости «234». Уровню 0 dBFS соответствует значение 1,53 В (rms), это уровень чуть ниже, чем у большинства современных звуковых карт, выдающих 2 В (rms).

RMAA PRO – гармонические искажения, спектр (без нагрузки на выходе усилителя для наушников) iBasso DX100

При воспроизведении сигнала, на выходе возникают искажения и в тесте оценивается, сколько «призвуков» генерирует устройство. Устройство должно воспроизвести только одну гармонику с частотой 1 кГц, но на выходе всегда присутствуют дополнительные гармоники, кратные основной: 2кГц, 3кГц, 4кГц и другие. Эффект от дополнительных гармоник – как если бы вы нажали на пианино не одну клавишу, сразу несколько, причем остальные просто потише, тем самым изменив общий тон звука основной клавиши. Чем меньше дополнительных гармоник в спектре, тем лучше. График показывает спектр распределения гармоник при воспроизведении основного тона с уровнем -3 dBFS на выходе устройства. График строится в RMAA PRO.
Спектр показывает убывающие гармоники, амплитуды гармоник не высокие. Вклад усилителя к искажениям ЦАП минимален. Если бы ЦАП был реализован еще лучше, то значения могли быть ниже. Любопытен тот факт, что плеер из первой партии показывал похуже результаты, вторая и третья гармоники достигали уровень -90 дБ.

RMAA PRO – гармонические искажения, спектр (линейный выход) iBasso DX100

При воспроизведении сигнала, на выходе возникают искажения и в тесте оценивается, сколько «призвуков» генерирует устройство. Устройство должно воспроизвести только одну гармонику с частотой 1 кГц, но на выходе всегда присутствуют дополнительные гармоники, кратные основной: 2кГц, 3кГц, 4кГц и другие. Эффект от дополнительных гармоник – как если бы вы нажали на пианино не одну клавишу, сразу несколько, причем остальные просто потише, тем самым изменив общий тон звука основной клавиши. Чем меньше дополнительных гармоник в спектре, тем лучше. График показывает спектр распределения гармоник при воспроизведении основного тона с уровнем -3 dBFS на выходе устройства. График строится в RMAA PRO.
Если выставить значение громкости «235» то уровень искажений получается на уровне 0,0006~0,0007%, что является очень хорошим результатом.

RMAA PRO – сигнал/шум, выход для наушников iBasso DX100

График сигнал/шум показывает уровень шума в полосе частот 20 Гц-22 кГц. Запись сигнала в отсутствии полезного сигнала разбивается на 65536 частотных диапазонов (бинов), где для каждого высчитывается индивидуальный уровень амплитуды. Сумма всех бинов равняется итоговым значением сигнал/шум. Чем выше значение и чем равномернее спектр без ярко выраженных гармоник, тем лучше.

Левый Правый
Мощность RMS, дБ -115.1 -114.9
Мощность RMS, дБ (A) -116.5 -116.2
Пиковый уровень, дБ -86.2 -86.1
Смещение DC, % -0.0 -0.0

Уровень сигнал/шум составил более 116 дБ(А), что является высоким значением среди современных устройств. Но более важно, что спектр чист. Чистый спектр сигнализирует об отсутствии гула или других призвуках, которые можно было бы расслышать при максимальном усилении в паузах в наушниках с высокой чувствительностью (в первую очередь с внутриканальными).

RMAA PRO – сигнал/шум, линейный выход iBasso DX100

График сигнал/шум показывает уровень шума в полосе частот 20 Гц-22 кГц. Запись сигнала в отсутствии полезного сигнала разбивается на 65536 частотных диапазонов (бинов), где для каждого высчитывается индивидуальный уровень амплитуды. Сумма всех бинов равняется итоговым значением сигнал/шум. Чем выше значение и чем равномернее спектр без ярко выраженных гармоник, тем лучше.

Левый Правый
Мощность RMS, дБ -115.0 -114.5
Мощность RMS, дБ (A) -116.3 -115.8
Пиковый уровень, дБ -92.1 -92.1
Смещение DC, % -0.0 -0.0

Уровень сигнал/шум составил 116 дБ(А), что является высоким значением среди современных устройств. Но более важно, что спектр чист. Чистый спектр сигнализирует об отсутствии гула или фона, которые можно было бы расслышать при максимальном усилении в паузах при подключении внешнего усилителя.

RMAA PRO – взаимное проникновение каналов, выход для наушников iBasso DX100

График взаимного проникновения каналов показывает перекрестные помехи в полосе частот 20 Гц-22 кГц. Если мы будем воспроизводить сигнал только в левом канале, то часть сигнала попадет и в правый канал, а по графику мы можем определить, какой уровень и на какой частоте подмешивается от другого канала. Чем ниже взаимное проникновение канала, тем лучше. График АЧХ в RMAA для частоты дискретизации 44.1 кГц получен через воспроизведение и анализ мультитонового сигнала по 120 гармоникам от 4 Гц до 22 кГц.

Левый Правый
Проникновение на 100 Гц, дБ -112 -107
Проникновение на 1000 Гц, дБ -112 -109
Проникновение на 10000 Гц, дБ -95 -92

Взаимопроникновение каналов находится на уровне 107-112 дБ, что является очень хорошим результатом. В совокупности с низким выходным сопротивлением, данное разделение будет справедливо и для низкоомной нагрузки.

RMAA RRO – график Амплитудно-частотной характеристики iBasso DX100

График Амплитудно-частотной характеристики показывает баланс громкости частот. Если мы будем производить синус конкретной частоты и фиксировать уровень сигнала на выходе, то перебрав частоты с 20 Гц по 20 кГц – получим исходный график АЧХ. График АЧХ в RMAA для частоты дискретизации 192 кГц получен через воспроизведение и анализ мультитонового сигнала по 120 гармоникам от 4 Гц до 85 кГц. Масштаб графика с диапазоном в 10 дБ позволяет оценить наличие или отсутствие биений на графике АЧХ, свидетельствующих о цифровых искажениях (например ресемплинга).

От 20 Гц до 20 кГц, дБ -0.11, +0.01
От 40 Гц до 15 кГц, дБ -0.07, +0.01

График показывает, что форматы высокого разрешения плеер воспроизводит без проблем, т.к. выше 20 кГц нет вертикального среза линии графика. Отклонения АЧХ в области высоких небольшие, а само отклонение вызвано сглаживающими фильтрами на выходе ЦАП-а. С разрядностью так нет проблем, что подтверждают графики спектров сигнал/шум и уровня гармонических искажений.

Работа алгоритма SRC iBasso DX100

Вид волны меандра позволяет оценить величину биений и тип используемого фильтра у ЦАП. Вид волны снимается через осциллограф.

Вид волны меандра типичен для ЦАП-ов с отсутствием завала АЧХ в области высоких частот и низким уровнем гармонических искажений. В тех случаях, когда на волне меандра нет биений, на выходе ЦАП или присутствует плавный завал АЧХ в области высоких частот (хороший пример – работа настраиваемого фильтра в Meier Audio Corda Stagedac — Третье положение фильтра, 2-кратная передискретизация), или использование мультибитного ЦАП-а без фильтрации на выходе, когда волна воспроизводится не плавно, а «ступеньками», без аппроксимации промежуточных отчетов, что отражается в высоком уровне гармонических искажений. Вид импульса и меандра полностью симметричен, из-за чего биения небольшой амплитуды.

Анализ импульсной характеристики iBasso DX100

Анализ импульсной характеристики позволяет оценить АЧХ устройства. Устройство воспроизводит единичный импульс для частоты 44.1 кГц и записывается тестирующей аппаратурой в частоте дискретизации 192 кГц. Далее строится мгновенный спектр полученного импульса, который достаточно точно отображает АЧХ устройства в диапазоне до 96 кГц.
АЧХ полученных сигналов для 88 и 174 кГц полностью совпали и они отличаются от 44,1 кГц. В целом, существенных изменений в уровне искажений и других параметрах обнаружено не было, лишь на АЧХ завал в области высоких частот начинается чуть раньше и он плавный. Противопоказаний к SRC не наблюдается, как и какого-то особенного преимущества, его стоит включать по собственному субъективному вкусу. Под сторонними плеерами SRC не работает, это исключительно программная возможность программного плеера от iBasso (работоспособность SRC была проверена через анализ АЧХ импульсных характеристик из под сторонних софтовых плееров).

RMAA PRO — общие данные iBasso DX100

Еще один «аудиофильский» плеер от еще одного достаточно известного китайского производителя. iBasso начали штурмовать рынок портативного HiFi с топовой моделью DX100, продолжили бюджетным DX50, и вот, наконец, представили промежуточное решение в лице долгожданного DX90. Именно про него и пойдет речь в этом обзоре.


Внешне DX90 почти полностью повторяет младшую модель DX50, хотя начинка использована совершенно другая. Плеер использует схему с раздельными каналами. Для декодирования сигнала используются два чипа ESS Sabre 9018K2M, по одному на каждый канал. Данный чип является упрощенным вариантом одного из лучших современных дельта-сигма ЦАПов Sabre 9018 (я обозревал Yulong DA8, сделанный на этом чипе). Младшая модель имеет всего лишь два канала, в отличие от 8 каналов старшей версии, поэтому вполне можно было обойтись одним «полноценным» 9018, теоретически получив даже лучший результат. Именно так и делали iBasso в первой модели DX100, снятой ныне с производства. Но маркетинг, очевидно, диктует свои правила, и принцип «два чипа лучше одного» активно эксплуатируется китайскими разработчиками (в HiFiMan 901 вообще используются два «полноценных» 9018). Усилительных трактов у плеера, разумеется, тоже два, по одному на каждый канал. Они построены на базе микросхем OPA1611 и BUF634 и обеспечивают неплохую мощность на выходе. Судя по замерам, это дает свои плоды: по разделению каналов плеер лидирует в своей нише. Дополняет все это двухъядерный центральный процессор, призванный обеспечить декодирование любых форматов.

Ближайшим конкурентом DX90 по уровню выступает Fiio X5, появившийся на рынке немного раньше, хотя старт продаж в России и на Украине немного подзадержался, и оба плеера появились практически одновременно. X5 построен на другом ЦАПе и стоит на 80 долларов дешевле (если смотреть цены в США), стоит ли DX90 этой переплаты?

Технические характеристики

Линейный выход

  • Частотный диапазон: 17 Гц – 20 кГц ± 0.1 дБ
  • Соотношение сигнал/шум: -119 дБ ± 1 дБ
  • Общие гармонические искажения + шум: 0.0015%
  • Разделение каналов: 115 дБ @ 1 кГц
  • Выходной уровень: 1.7 Vrms @ 1 кГц, 0 дБ

Выход на наушники

Общие

  • Время работы на одном заряде батареи: 8.5 ч
  • Время заряда батареи: до 3 ч от зарядного устройства, 5.5 ч от USB-порта
  • Встроенная память: 8 Гб
  • Поддержка карт памяти: MicroSD, до 2 Тб
  • Поддерживаемые форматы: APE, FLAC, WAV, WMA, AAC, ALAC, AIFF, OGG, MP3
  • Размеры: 64 мм x 100 мм x 17 мм
  • Вес: 140 гр

Упаковка и комплект поставки

Упаковка осталась такой же, как и в прошлой версии: небольшая коробка коричневого цвета с матерчатым покрытием. Кстати, iBasso первые, кто догадался выпустить новый плеер в старом дизайне, думаю, в будущем многие последуют этому примеру. На коробку надето бумажное кольцо с текстом про модель и производителя.

Внутри все традиционно: сверху лежит плеер, под ним — коробочка с аксессуарами. В комплект положили: пару защитных пленок, кабель для коаксиального выхода, USB-кабель, черный силиконовый чехол (намного лучше, чем матерчатый в DX50) и кабель для прогрева. Производители рекомендуют прогревать плеер с помощью этого кабеля не менее 400 часов, но, по-моему, это выглядит явно излишней мерой.
В целом комплект поставки хороший, в нем есть все, что необходимо для полноценного использования плеера, хотя еще не помешал бы в комплекте переходник для USB-OTG.

Дизайн и управление

Внешний вид плеера также не претерпел особых изменений. Единственное визуальное отличие от DX50 — более толстая металлическая окантовка разъемов. Корпус остался прежним: пластиковая основа, металлические передняя панель и крышка аккумуляторного отсека. Сменный аккумулятор — идея, которую стоит позаимствовать всем производителям: топовые плееры работают не так долго, как хотелось бы, поэтому в длительной поездке заряженный запасной аккумулятор позволит не терять возможность слушать музыку. Особенно хорошо, что используется стандартный аккумулятор от Samsung Galaxy S3, так что альтернатив (в том числе и повышенной емкости) — немало.

Корпус очень небольшой и достаточно легкий, просто удивительно, как внутри поместилась столь мощная начинка.

На передней панели находится сенсорный дисплей и три крупных кнопки управления воспроизведением. Дисплей неплох по качеству (как для плеера), 2.4″, IPS матрица с разрешением 320 x 240. Используется экран без воздушной прослойки, поэтому углы обзора приемлемы, хотя яркости на солнце все же не хватает. Лично мне больше нравится чисто механическое управление, но это вопрос привычки.

На левой панели находятся выключатель питания и ползунок блокировки, на правой — кнопки регулировки громкости. iBasso принадлежит в этом абсолютный рекорд — 255 шагов с логарифмической регулировкой. Поначалу немного смущает, что после нажатия на кнопку включения, до того как загорится экран, проходит секунд 5, поэтому кажется, что плеер не хочет включаться, но потом к этому привыкаешь.

На верхней панели размещены разъем коаксиального выхода, гнездо для карт памяти и micro-USB. Приятным дополнением служит поддержка плеером USB OTG, при наличии кабеля-переходника (зря его не положили в комплект), DX90 с легкостью читает музыку с флешек.

На нижней панели расположены гнезда выхода на наушники, линейного выхода и переключатель коэффициента усиления. Я очень надеялся, что в новой версии iBasso исправят недочет (на мой взгляд) и перенесут гнездо наушников наверх, но этого не случилось.
Интерфейс плеера не претерпел изменений по сравнению с DX50, меню достаточно простое, но все необходимое имеется. Музыку можно просматривать по артистам, жанрам и альбомам или использовать навигацию по папкам, если вы не поддерживаете порядок в медиатеке. Есть возможность создавать собственные плейлисты, группируя музыку. В настройках можно покрутить восьмиполосный эквалайзер, поменять режим воспроизведения, включить воспроизведение без пауз между треками, просмотреть информацию о треке. Системные настройки позволяют выбрать язык интерфейса (русский есть, но качество локализации ниже плинтуса), выбрать время работы экрана и выключения при простое, поменять яркость. В настройках также есть переключатель, позволяющий включить режим, в котором плеер при подключении к компьютеру работает как ЦАП, но судя по тому, что мой MacBook не реагировал на плеер в этом режиме — это сделано с заделом на будущее.

Есть определенное количество программных ошибок, в ходе тестов плеер один раз завис, несколько раз звук заикался, плюс есть общая для всех китайских устройств проблема навигации в больших файлах. Программных недочетов не так много, как у DX50 на первых версиях прошивки, но они все-таки есть. Думаю, ближайшие пару месяцев прошивка будет активно «допиливаться» и исправляться.

Время работы и зарядки аккумулятора — близко к заявленному теоретически. У меня на одном заряде плеер проработал 7 часов 50 минут.

Звук

Для прослушивания плеера использовались следующие наушники:

  • Ambient Acoustics AM6 HiRez
  • HiFiMan Re600
  • VSonic Gr01
  • Philips Fidelio X1 и ряд других

Работа надо ошибками модели DX50, конечно, удалась. Главная проблема «полтинника» — малая глубина баса — была учтена и исправлена. Звучание плеера очень ровное, с неплохой детализацией и характерной для Sabre легкой отстраненностью. Плеер хорошо подойдет любителям «выслушивать» нюансы музыки и детали исполнения.

Низкие частоты хорошо контролируются, обладают глубиной и детализацией. СЧ близки к безупречности в плане деталей и ровности подачи, но звучат на некоторых композиция отстраненно, как будто часть музыкантов записывали отдельно, и иногда это приводит к странным эффектам в построении сцены. Верхние частоты, пожалуй, лучшие в ценовом диапазоне, иногда даже удивительно, что играет устройство ценой в 430 долларов, а не что-то раза в два дороже. Есть легкий налет искусственности, характерный для Sabre, но слышно его далеко не всегда. Сибилянтов добиться практически невозможно.

Благодаря почти нулевому импедансу плеер здорово работает с арматурными наушниками, хотя и с хорошими динамическими не разочарует. Запаса по мощности хватает для большинства накладных наушников, за исключением самых тугих нестационарных моделей. Я бы посоветовал сразу выбирать что-то с высоким уровнем детализации, чтобы подчеркнуть достоинства данного плеера.

Разумеется, нельзя обойтись без сравнения с ближайшим конкурентом от Fiio. В общем, разница между двумя моделями состоит в первую очередь в манере подачи. Грубо говоря, вам придется выбирать между нейтральностью DX90 и энергичной подачей Fiio X5, исходя из имеющихся наушников и предпочтений в музыке. Высокие частоты лучше удаются DX90, середина мне больше нравится на Х5 (несмотря на ее недостатки). Опять же, нельзя не учитывать разницу в цене, которую можно использовать на покупку более качественных наушников, получив заметный прирост в звучании результирующей связки.
Плеер достаточно критичен к качеству записей, поэтому для раскрытия его потенциала вам, возможно, придется пересмотреть свою медиатеку.

Выводы

Очень сильный шаг iBasso, учитывающий все недостатки прошлой модели и позволяющий компании уверенно потеснить конкурентов в борьбе за место под солнцем. Плеер очень хорош по железу, которое раскрывает свой потенциал в качественном звуке, радует размерами и эргономикой. В ближайшем будущем ожидается выход новых моделей еще двух опытных производителей аудиотехники из Китая: QLS 360 и плеер от Aune, но тут iBasso точно не стоит беспокоиться — запас на будущее они заложили хороший.

Традиционно хочу поблагодарить моих знакомых из компании Era-in-ear за то, что предоставили возможность ознакомиться с этим плеером.