Хонда на водороде

Водородный автомобиль от Хонда, будущее уже рядом

Если Вы — владелец машины на водороде, то Вам наверняка приходится тратить много времени на поиски специализированной АЗС. Ведь на большинстве автозаправочных станций заправляют транспортные средства исключительно бензином и дизельным топливом. Правда, в США водителям водородных автомобилей приходится легче — там потрачено много миллиардов долларов на то, чтобы создать для них всю необходимую инфраструктуру. Американские автолюбители могут заправить свою машину водородом по цене 2,5 долл. за один галлон (примерно 3,8 л).

В последнее время транспортные средства на водородных элементах пользуются довольно стабильным спросом. В частности, их выбирают автолюбители, которые заботятся об экологии. Вместе с тем, их производство поддерживают власти многих стран, так как использование машин на водороде экономит запасы нефти.

Впрочем, подавляющее большинство автолюбителей не спешат менять обычный автомобиль на машину, заправляемую водородом. И дело здесь не столько в отсутствии должной инфраструктуры. Просто транспортные средства на водородных элементах прихотливы в обслуживании и отличаются небольшим салоном. Последний пришлось сделать маленьким в силу конструкционных особенностей машины, так как силовая установка на водородных топливных элементах занимает много места. Единственным утешением для водителей может стать дизайн автомобиля. Как правило, такие машины выглядят ультрасовременно и выгодно отличаются на фоне обычных транспортных средств.

А теперь давайте поговорим, собственно, о самой Honda Clarity Fuel Cell. Автопроизводитель позиционирует эту машину как большой седан. Она изготовлена из высококачественных материалов. Первое, что бросается в глаза – хромированная распорка радиаторной решетки, к которой с обеих сторон прилегают удлиненные фары. Несмотря на заверение производителя о том, что Honda Clarity Fuel Cell является седаном, ее с некоторой долей натяжки можно назвать полноценным внедорожником, в который без проблем поместятся пять взрослых людей. Что нетипично для автомобилей, которые оснащены работающей на водороде установкой.

Также мы обратили пристальное внимание на трансмиссию Honda Clarity Fuel Cell — она оставила приятное впечатление. В целом компания Honda сделала в «трансмиссионном» направление колоссальную работу. При этом Вы можете найти несколько видов хороших трансмиссий в таких моделях, как электрическая и водородная версии Ford Focus, Hyundai Tucson. Кстати, последняя машина является гибридной, то есть, она использует не только водород, но и обычный бензин. Сюда же можно отнести и Hyundai Ioniq.

Но все они меркнут на фоне Honda Clarity Fuel Cell, так как эта машина выпускается сразу в трех версиях – электрической, гибридной и водородной. В настоящий момент в США реализуется лишь модель, которая заправляется водородом. Другие же версии Honda Clarity Fuel Cell появятся на американском рынке в течение нынешнего года.

Предлагаем вновь заглянуть в салон автомобиля. Как уже упоминалось, он очень большой. Причем пространства хватает как спереди, так и сзади. Например, пассажир, который расположится по правую руку от водителя, сможет спокойно держать на вытянутых руках iPad или поставить под ноги объемную сумку. Хватает места и на приборной панели — на нее можно складировать много полезных вещей. К слову, сама приборная панель выглядит элегантно, даже несмотря на то, что имеет угловатые линии. В этом есть определенный шарм.

Но, как известно, в каждой бочке меда отыщется ложка с дегтем. Применительно к Honda Clarity Fuel Cell ею является странное отверстие в центре приборной панели. Оно довольно большое. Однако его предназначение нам выяснить так и не удалось.

Разработчики Honda Clarity Fuel Cell хорошо потрудились и над убранством салона. В частности, они обтянули сидения эко-материалом — это искусственная замша, которая изготовлена из переработанной кожи. Наверное, таким образом Honda решила заявить о своей приверженности «зеленому» движению, которое нынче в тренде. Однако многие автолюбители могут банально не оценить данного стремления, так как, в первую очередь, их интересует цена. А эко-материалы стоят немалых денег.

Цилиндрические водородные резервуары занимают много пространства, именно поэтому их часто размещают за задними сидениями. Но специалисты из компании Honda проделали грандиозную работу, чтобы устранить этот недостаток и сделать салон более просторным. В итоге им удалось значительно сократить топливные элементы. При этом они учли опыт предыдущей модели, где часть установки располагалась между водительским и пассажирским сидениями.

Вместе с тем, автолюбителей волнует и другой актуальный вопрос — как узнать показатель эффективности машины на водородных элементах, учитывая расход топлива на одну милю? Что ж, для начала необходимо перевести галлоны в килограммы. Но не будем сильно углубляться в эту тему, так как она подразумевает довольно сложные математические расчеты. Достаточно сказать, что Honda Clarity Fuel Cell выгодно отличается от электромобилей, которые способны проехать без подзарядки всего лишь 366 миль (около 588 км).

Смотрите также: Технология топливных элементов и ее использование в автомобилях

Honda громко заявила о себе на весь мир и высоко подняла ставки. В будущем она не имеет права снижать планку, в противном случае ей суждено оказаться в числе неконкурентоспособных автопроизводителей. Пока же Honda Clarity Fuel Cell остается единственной машиной, которая наглядно демонстрирует, как будет выглядеть автомобиль будущего.

Поговорим теперь о комфорте водителя. Садясь за руль Honda Clarity Fuel Cell, автолюбитель испытывает двоякое чувство. С одной стороны, он оказывается в привычном для себя просторном салоне. Но стоит ему завести двигатель, как происходит что-то странное — слышен едва уловимый шум. Вам может показаться, что Вас посадили за руль электромобиля. Но самое интересное начинается потом — Honda Clarity Fuel Cell трогается с места неспешно, как бы нехотя. Автомобиль не издает сильных шумов и в процессе движения, даже, если водитель переключится на спортивный режим езды. На первый взгляд, это может показаться преимуществом. Но на самом деле водитель не чувствует динамичности двигателя. В данном случае Toyota Mirai, которая также заправляется водородом, превосходит Honda ClarityFuel Cell. При этом водородная модель от компании Toyota оснащена дополнительным электродвигателем мощностью 151 л. с. А вот ее водородный мотор эквивалентен 174 л. с. Разница небольшая. Однако, когда водитель нажимает на педаль акселератора Toyota Mirai, то он слышит его приглушенный рокот.

Однако невзирая на различные показатели, нынешнее поколение седанов, оснащенных водородной установкой, не должны оцениваться исключительно по их производительности. В конце концов, подобные машины только начинаю завоевывать симпатии автолюбителей. Также не будем критиковать и правительства некоторых стран, которые не желают развивать инфраструктуру для таких машин. Всему свое время. Рано или поздно водородные автомобили заполонят улицы наших городов. А уже сейчас для приверженцев водородных транспортных средств есть хорошая новость — та же Honda Clarity Fuel Cell поддерживает LaneWatch и carplay от Apple/Android. Помимо этих полезных опций, машина укомплектована современной системой безопасности.

Смотрите также: Долгожданная премьера 2017 года – Honda Civic Coupe 1.5T

К сожалению, не каждый автолюбитель сможет позволить себе купить Honda Clarity Fuel Cell — его цена достигает 58 490 долл. Но у американских водителей есть уникальная возможность арендовать этот автомобиль. Например, в Калифорнии официальные дилеры Honda предлагают взять в аренду Honda Clarity Fuel Cell на год и более. Один месяц пользования этим автомобилем обойдется водителю в 369 долл. При этом его можно будет заправлять совершенно бесплатно — стоимость топлива включена в аренду. Правда, здесь есть один нюанс — в отличие от других штатов, в Калифорнии есть только около двух десятков водородных АЗС.

У Honda, несомненно, большие перспективы — она постоянно вкладывает большие финансовые средства в развитие инновационных технологий. Это видно на примере разработанной ею водородной силовой установки. Но в будущем японская компания может столкнуться с серьезными проблемами. Одна из них – нежелание нефтедобывающих компаний уходить с рынка. Впрочем, последнее слово будет за автолюбителями — если они массово пересядут на водородные машины, то автомобильный рынок кардинально изменится. Ждать осталось недолго. Ну а пока водители могут арендовать Honda Clarity Fuel Cell и лично убедиться в том, насколько хороша эта машина. Возможно, она придется им по душе, однако не исключено, что их постигнет разочарование. В любом случае, время покажет.

Honda Clarity Fuel Cell

Батарея

346 Вольтовая Литий-Ионная

Двигатель

Синхронный индуктивный электродвигатель с постоянными магнитами

Мощность/Крутящий момент

174 л.с. / 300 Нм

Трансмиссия

Автоматическая (1 передача)

Тип привода

Передний привод

Масса

1.875 кг

Мест

Объем багажника (литры)

334 л

Стоимость базовой версии в США в переводе в рубли

3.337.000 рублей

Honda выпустила на рынок впечатляющий водородный автомобиль


Honda Clarity.

Последние изыскания ученых в области водородных двигателей показали, что они могут быть не только такими же экологически чистыми, как электродвигатели, но весьма эффективными в вопросе производительности. По техническим характеристикам водородные двигатели могут обойти своих электрических коллег. Это доказал водородный автомобиль Honda Clarity.

Водородный автомобиль Honda Clarity.


Запас хода 750 км.

Запас хода автомобиля Honda Clarity составляет 750 км, в то время как запас хода последнего электрокара Tesla Model S составляет всего 434 км. Мощность водородного двигателя новенького седана от Honda 174 лошадиных сил. Максимальная скорость достигает 160 км\ч, а питается автомобиль от бака с сжатым под давлением 70 мПа водородом. Помимо этого, машина использует передовой генератор Power Exporter, который на водородном топливе и может использоваться в качестве домашнего аккумулятора.

Мощность водородного двигателя 175 лошадиных сил.

Стоит отметить, что у водородных систем, в отличие от электрических Tesla Powerwall, есть один недостаток. Ни о какой зарядке при помощи солнечной энергии не может идти и речи. Вместо этого придется посещать специальную заправочную станцию. На сегодняшний день таковых в мире, к сожалению, всего несколько десятков. Стоит отметить, что если использовать генератор Power Exporter 9000 в «домашнем» режиме, то он сможет питать бытовую технику почти одну неделю.

Элегантный салон.

Сейчас седан Honda Clarity выпущен ограниченной партией и купить его можно только в Японии. Продажи авто начались несколько лет назад. В ближайшие год Honda планирует снабжать этими авто своих корпоративных клиентов.


Стоит отметить, что Honda выпускает не только автомобили. Компания недавно представила недавно складывающийся электроскутер, который уже успел приобрести популярность.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

>Технология топливных элементов и ее использование в автомобилях

Что такое топливные элементы и их применение в автомобилестроении

Сэр Уильям Грове знал много об электролизе, поэтому он выдвинул гипотезу, что путем процесса (который расщепляет воду на составляющие водород и кислород путем проведения электричества через нее) он может производить электричество, если провести его в обратном порядке. После расчётов на бумаге, он подошел к экспериментальной стадии и сумел доказать свои идеи. Доказанную гипотезу развили ученые Людвиг Монд и его помощник Чарльз Лангре, усовершенствовали технологию и еще в 1889 году дали ей название в которые входили два слова- «топливный элемент».

Сейчас это словосочетание крепко вошло в обиход автомобилистов. Вы безусловно слышали этот термин «топливный элемент» и не единожды. В новостях в интернете, по телевизору все чаще мелькают новомодные слова. Обычно они относятся к рассказам о новейших гибридных автомобилях или программах развития этих гибридных автомобилей.

Например, еще 11 лет назад в США была запущена программа «The Hydrogen Fuel Initiative». Программа была направлена ​​на разработку водородных топливных элементов и технологий инфраструктуры, необходимых для того, чтобы сделать транспортные средства использующие топливные элементы практичными и экономически продуманными, рентабельными к 2020 году. Кстати, за это время на программу было выделено более 1 млрд. долларов, что говорит о серьезной ставке, которую сделали власти Штатов на развитие экологически дружелюбных технологий.

По другую сторону океана производители автомобилей также не дремали, начинали или продолжали проводить свои изыскания на тему машин с топливными элементами. Honda, Toyota, Mercedes-Benz и даже Hyundai продолжал работать над созданием надежной технологии топливных элементов.

Наибольшего успеха на данном поприще среди всех мировых автопроизводителей добились две японских автопроизводителя, Toyota и Honda. Их модели на топливных элементах уже пошли в серийное производство, в тоже время их конкуренты следует прямо за ними.

Поэтому, топливные элементы в автомобильной индустрии- это надолго. Рассмотрим принципы работы технологии и ее применение в современных автомобилях.

Принцип работы топливного элемента

В сущности, топливный элемент представляет собой двигатель без движущихся частей. С технической точки зрения определить топливный элемент можно как электрохимическое устройство для преобразования энергии. Он преобразует частицы водорода и кислорода в воду, в процессе попутно производя электричество, постоянный ток.

Существует множество типов топливных элементов, некоторые из них уже используются в автомобилях, другие проходят исследовательские тесты. В большинстве из них используется водород и кислород в качестве основных химических элементов необходимых для преобразования.

Аналогичная процедура происходит в обычной батарее, отличие только в том, что батарея уже имеет все необходимые химические вещества, требуемые для преобразования «на борту», в то время как топливный элемент может быть «заряжаться» от внешнего источника, благодаря чему процесс «производства» электричества может быть продолжен. Помимо водяного пара и электричества, другим побочным продуктом процедуры является выделяемое тепло.

Водородно-кислородный топливный элемент с протонообменной мембраной содержит протонопроводящую полимерную мембрану, которая разделяет два электрода — анод и катод. Каждый электрод обычно представляет собой угольную пластину (матрицу) с нанесённым катализатором — платиной или сплавом платиноидов и др. композиции.

На катализаторе анода молекулярный водород диссоциирует и теряет электроны. Катионы водорода проводятся через мембрану к катоду, но электроны отдаются во внешнюю цепь, так как мембрана не пропускает электроны.

На катализаторе катода молекула кислорода соединяется с электроном (который подводится из внешних коммуникаций) и пришедшим протоном и образует воду, которая является единственным продуктом реакции (в виде пара и/или жидкости).

wikipedia.org

Применение в автомобилях

Из всех типов топливных элементов, по- видимому наилучшим кандидатом для применения в транспортных средствах стали топливные элементы на основе протонообменных мембран или как их называют на западе- Polymer Exchange Membrane Fuel Cell (PEMFC). Основными причинами этого являются его высокая удельная мощность и относительно низкая рабочая температура, а это в свою очередь означает, что у него не потребуется много времени для того чтобы привести топливные элементы в рабочий режим. Они оперативно разогреются и начнут производить необходимое количество электроэнергии. В ее основе используется также одна из самых простых реакций из всех типов топливных элементов.

Смотрите также: Виды аккумуляторов, их преимущества и слабые стороны

Первое транспортное средство с этой технологией было сделано еще в 1994 году, когда Mercedes-Benz представил прототип MB100 созданный на основе NECAR1 (новый электрический автомобиль 1). Помимо малой выходной мощности (всего 50 киловатт), самый большой недостаток этой концепции заключалась в том, что топливный элемент занимал весь объем грузового отсека фургона.

Кроме того, с точки зрения пассивной безопасности, это была ужасная идея для массового производства, принимая во внимание необходимость установки на борту массивного резервуара, заполненного легковоспламеняющимся водородом под давлением.

В течение следующего десятилетия технология развивалась и одна из последних концепций, созданных на топливных элементах от Мерседес имел выходную мощность 115 л.с. (85 квт) и диапазон действия около 400 километров перед дозаправкой. Конечно, немцы были не единственными пионерами в разработке топливных элементов будущего. Не забывайте про двух японцев, Toyota и Honda. Одним из крупнейших автомобильных игроков стала Honda, который представил серийный автомобиль с силовой установкой на водородных топливных элементах. Продажи FCX Clarity в лизинг на территории США начались летом 2008 года, чуть позже реализация автомобиля перешла в Японию.

Еще дальше пошла Toyota с моделью Mirai, чья прогрессивная система топливных элементов, работающая на водороде, по- видимому способна предоставить футуристичному автомобилю диапазон действия в 520 км на одном баке, который может быть заправляемого менее чем за пять минут, так же как обычный автомобиль. Показатели расхода топлива поразят любого скептика, они невероятны даже для автомобиля с классической силовой установкой Toyota Mirai расходует 3.5 литра независимо от того в каких условиях используется автомобиль, в городе, на шоссе или в смешанном цикле.

Прошло восемь лет. Honda потратила это время с пользой для своего дела. Второе поколение Honda FCX Clarity сейчас появляется в продаже. Ее батареи топливных элементов стали на 33% более компактными, чем у первой модели, удельная мощность увеличилась на 60%. Honda уверяет, что топливный элемент и интегрированный силовой агрегат в Clarity Fuel Cell по размерам сравним с двигателем V6, что оставляет достаточно внутреннего пространства для пяти пассажиров и их багажа.

Предполагаемый диапазон составляет 500 км, а стартовая цена новинки должна закрепиться на уровне в $60,000. Дорого? Наоборот, очень даже дешево. В начале 2000 автомобили с подобными технологиями стоили $100.000.

Смотрите также: 2016 World Car of the Year, победители и проигравшие

Учитывая ограничения присущие данной технологии в автомобилях, в связи с отсутствием заправочной инфраструктуры, являющейся наибольшим препятствием, машины на топливных элементах вряд ли смогут конкурировать с более традиционными автомобилями в ближайшие 15-20 лет, но в долгосрочной перспективе, они могут оказаться более жизнеспособными. Налоги на загрязнение и экологические законы становятся все более и более жесткими, и наряду с непрерывным ростом потребления ископаемого топлива, это может убедить правительства разных стран и производителей автомобилей вкладываться в экологичную технологию еще активнее.

Наука и жизнь // Иллюстрации Наука и жизнь // Иллюстрации Наука и жизнь // Иллюстрации Наука и жизнь // Иллюстрации Наука и жизнь // Иллюстрации Наука и жизнь // Иллюстрации Наука и жизнь // Иллюстрации Наука и жизнь // Иллюстрации Наука и жизнь // Иллюстрации ‹

Автомобиль вошел в нашу жизнь так широко, что породил немало проблем, многие из которых требуют безотлагательного решения. Наиболее серьезные из них — шум и загрязнение воздуха. Предсказывают, что через 20-30 лет нефть кончится. Естественно, возникает вопрос: чем заменить нефтяное топливо, чтобы сделать автомобиль безвредным для окружающей среды, а заодно и сберечь нефть для более важных целей, чем работа двигателя внутреннего сгорания?

В США серьезная борьба с загазованностью атмосферы началась с 60х годов прошлого столетия, в Европе — в 80-х. Сейчас принятые нормы токсичности (содержание вредных веществ в отработанных газах) автомобилей в Западной Европе и в США почти не различаются. Последние отечественные модели автомобилей тоже соответствуют принятым во всем мире нормам.

Основные компоненты, с которыми приходится бороться, — окись углерода, двуокись углерода, углеводороды и окислы азота. В зависимости от режима работы двигателя, они поступают в атмосферу в разных количествах и в разных пропорциях. Выполнить нормы, соответствующие стандартам ЕВРО-1, ЕВРО-2, ЕВРО-3, ЕВРО-4, технически вполне возможно, дозируя поступление топлива в цилиндры двигателя и очищая выхлопные газы каталитическим нейтрализатором. Нейтрализатор начинает работать при температуре 600оС. Нагревается он выхлопными газами. На это уходит время, в течение которого выхлопные газы полностью еще не очищаются.

Казалось, электромобиль, который гарантирует тишину и чистый воздух, — наилучший выход из сложившейся ситуации. Идея его создания была особенно популярна в 70е годы, когда прорабатывалась американская программа нулевой токсичности. Но на пути экологически чистой машины появились препятствия, которые помешали ей стать единственным и окончательным решением проблемы.

До сегодняшнего дня нет способа компактного хранения электрической энергии, который позволял бы без подзарядки проезжать столько же, сколько можно проехать на одной заправке бензобака. И если представить себе электромобиль, способный пробежать 600 км, то он сможет везти только аккумуляторы, а время их заправки составит восемь часов. Следует также отметить, что стоимость этих аккумуляторов в несколько раз превосходит стоимость самого автомобиля. Пытались вместо аккумуляторов применить конденсатор ные батареи. Они быстро заряжаются, но так же быстро и разряжаются.

В настоящий момент по земле ездят несколько сотен миллионов автомобилей. Представьте, что будет, если их все станут заряжать одновременно. Откуда взять столько электроэнергии? Чтобы перевести все автомобили на аккумуляторы, необходимы электрические мощности, равные тем, которыми сегодня располагает человечество. А это значит, что надо как минимум удвоить производство электроэнергии.

Для снижения суммарной токсичности автомобилей американцы решили «разбавлять» автомобили с двигателями внутреннего сгорания электромобилями. Согласно этой идее, часть выпускаемой продукции каждого автопроизводителя должны составлять электромобили. Таков следующий шаг по уменьшению токсичности.

Но есть и другое решение. 200 лет назад был изобретен генератор, в котором водород, соединяясь с кислородом, производит воду, а «побочным» продуктом реакции становится электричество. Принцип его работы, грубо говоря, таков: имеется некая пластина, обладающая свойством пропускать протоны и не пропускать электроны. С каждой ее стороны — два электрода — положительный (анод) и отрицательный (катод), связанные между собой в электрическую цепь. С одной стороны пластины подается водород, с другой — кислород. Катализатор, нанесенный на пластину, активирует реакцию расщепления водорода на протон и электрон. Протон проходит через пластину и, соединяясь с кислородом, дает воду. А электрон уходит в подсоединенную электрическую цепь.

Водородно-кислородные топливные элементы были применены на американских и российских лунниках, на «Шаттле» и «Буране». Как часто случается, космические технологии нашли применение и на земле, в автомобильной промышленности.

Топливный элемент, призванный заменить двигатель внутреннего сгорания, состоит из множества ячеек (маленьких генераторов). Напряжение каждой ячейки — от 0,6 до 1,0 В. Соединив ячейки последовательно, можно получить необходимое напряжение. Сегодня мы располагаем технологиями, позволяющими делать ячейки толщиной в полтора миллиметра. Значит, можно добиться того, что масса и габариты новой топливной установки останутся теми же, что и у двигателя внутреннего сгорания равной мощности.

Большая проблема — цена топливной установки (сегодня она примерно в 100 раз дороже двигателя внутреннего сгорания), потому что в ее изготовлении используются дорогие материалы и очень деликатные технологии. Без кропотливой работы по материалам и конструкции, а главное — по созданию технологии массового производства задачу не решить.

Чтобы топливная установка заработала, нужно разместить на борту автомобиля баллоны с газообразным водородом и кислородом. Отсюда — сложности. Во-первых, баллоны с газом занимают много места, а во-вторых, возить их в непосредственной близости друг от друга небезопасно. Поразмыслив, ученые решили, достаточно возить с собой только баллон с водородом, а кислород можно взять из воздуха.

На Волжском автомобильном заводе работы по автомобилям на топливных элементах были начаты в 2000 году, а в 2001 году собран первый автомобиль на топливных элементах — «Антэл-1». Скорее это был не автомобиль, а макет или лаборатория на колесах. Собран он из агрегатов, разработанных ранее для «Бурана», электромобилей и автомобилей ВАЗ и адаптированных для совместной работы на автомобиле.

«Антэл-1» собран на базе пятидверной Нивы. В салоне по-прежнему осталось пять мест. Энергоустановка, работающая на водороде и кислороде, мощностью 17 кВт вырабатывала ток напряжением 120 В. Впоследствии ее заменили на более мощную — 25 кВт. Максимальная скорость была соответственно 70 и 85 км/ч. Емкость баллонов для водорода и кислорода составляла 60 и 36 л, давление газов — 250 атм. Пробег такого автомобиля на одной заправке — 200 км. Энергоустановка разместилась в багажнике автомобиля, а системы управления, тяговый двигатель и стартовая аккумуляторная батарея — под капотом. По сравнению с базовой моделью масса автомобиля увеличилась на 250 кг.

Автомобиль «Антэл-1» демонстрировался на 5-м Московском международном автосалоне, и после его закрытия на Дмитровском автополигоне были проведены тестовые заезды для журналистов.

Работа с «Антэл-1» показала, что на достаточно быстрый разгон первому автомобилю на топливных элементах не хватает мощности. Для того чтобы исключить проблему, решили использовать буферный источник тока. Им стала аккумуляторная батарея. Буферная система работает по принципу: принять — выбросить.

Для нового автомобиля «Антэл-2» была разработана никель-металлгидридная аккумуляторная батарея с высокой удельной энергоемкостью ( емкость батареи — 10 А.ч) и напряжением 200 В, способная быстро заряжаться и разряжаться. Новая батарея позволила кратковременно увеличивать мощность при разгонах почти в два раза за счет энергии, «принятой» при торможении. Когда происходит торможение автомобиля, то кинетическая энергия превращается в «Антэл-2» в электрическую. Она заряжает аккумуляторную батарею. При разгоне энергия буферной аккумуляторной батареи подается на тяговый электродвигатель, дополняя энергию генератора.

Тормозная система автомобиля тоже претерпела изменения. На автомобиле «Антэл-2» установлен компактный электроусилитель тормозов, благодаря которому управлять автомобилем стало гораздо легче.

«Антэл-2» проезжает без подзарядки 350 км. На его борту предусмотрена система хранения и подачи водорода, оснащенная тремя сверхлегкими и прочными баллонами по 30 л. Водород в них находится под давлением 400 атм.

На то, чтобы закачать в 60-литровый баллон (на «Антэл-1») водород под давлением 250 атм, уходило два часа. Это никого не устраивало. Но если не закачивать газ в пустой баллон, а дать ему туда перетечь из некой емкости, в которой он хранится под определенным (необходимым и постоянно поддерживаемым) давлением, то на всю процедуру уйдет 5-10 минут. Именно такая технология внедрена на «Антэл-2». Сейчас мы строим опытную заправочную станцию.

В «Антэл-1» очень много времени уходило и на запуск установки. Чтобы автомобиль тронулся с места, нужно было ждать около полутора часов, пока генератор разогреется до 60оС (на полную мощность он выходит при 95оС). Время запуска автомобиля «Антэл-2» удалось сократить до 10-15 минут благодаря специальным нагревателям, установленным прямо в генератор. Питаются они от буферной батареи. При достижении температуры 60оС включается генератор, который, работая, сам выделяет тепло; таким образом, время выхода на максимальную мощность сокращается.

С самого начала было понятно, что возить в непосредственной близости баллоны с водородом и кислородом опасно, к тому же они занимают много места и требуют заправки. Поэтому задача перевести работу электрохимического генератора кислорода на воздух ни у кого не вызывала сомнения. Во втором автомобиле на топливных элементах мы ее решили: «Антэл-2» укомплектован первым отечественным щелочным водородно-воздушным генератором на топливных элементах напряжением 240 В и мощностью 25 кВт. Система оснащена компрессором, способным подавать 100 кг воздуха в час в батарею топливных элементов под давлением 3,3 атм.

Так как в устройстве генератора используется щелочь — едкий калий (им пропитывается пластина, разделяющая водородную и воздушные полости), пришлось разработать систему очистки воздуха (до тысячных долей процентов) от углекислого газа, дабы избежать реакции превращения щелочи в соль.

Еще для автомобиля «Антэл-2» разработан новый тяговый электродвигатель переменного тока максимальной мощностью 90 кВт, напряжением 200-300 В, кпд более 90% и массой 30 кг (электродвигатель «Антэл-1» имел показатели соответственно: 25 кВт, 120 В, 75% и 68 кг).

Остается отметить, что «Антэл-2» представляет собой пятиместный «Универсал» с полноразмерным багажником (базовой моделью послужила ЛАДА 111). А все узлы и системы энергоустановки разместились под полом и в подкапотном пространстве.

Работа над следующим автомобилем на топливных элементах уже идет. В первую очередь вместо газобаллонного хранения водорода на новом автомобиле будет установлен топливный процессор для получения водорода из бензина на борту автомобиля. Это позволит увеличить пробег на одной заправке до 900-950 км. Испытания «Антэл-2» покажут и другие направления, в которых следует работать.

Сегодня весь мир работает над созданием чистых автомобилей, в которых топливом служит водород. Но путь этот — не единственный. Перейти на один вид транспорта не удастся, да и не нужно. Для разных целей должны использоваться разные машины. Например, если на аккумуляторном электромобиле развозят по магазинам города хлеб и колбасу, а водитель, закончив работу, отправляется отдыхать, то длительная подзарядка аккумуляторов никому не повредит. А где подзаряжаться? Французы и швейцарцы уже решают этот вопрос. На любой бензозаправке есть розетка: включаешь в нее разъем, опускаешь монету и заряжаешь электромобиль. Такие же розетки есть во дворах жилых домов. Есть много ситуаций, в которых выгодно и экономично использовать именно этот вид транспорта. Электромобиль нужен для ближних поездок, а в гараже должен стоять еще и автомобиль (может быть, водородный) на «дальнюю дорогу».

Хочу воспользоваться случаем, чтобы поблагодарить наших партнеров по работе над созданием автомобилей на топливных элементах с Уральского электрохимического комбината (г. Новоуральск), Уральского электромеханического завода и из Научно-производственного объединения «Автоматика» (г. Екатеринбург), Научно-исследовательской лаборатории двигателей (г. Рыбинск), ВНИИ экспериментальной физики (г. Саров), Института катализа Сибирского отделения РАН (г. Новосибирск), Аккумуляторной компании «Ригель» (Санкт-Петербург), Ракетно-космической корпорации «Энергия» (г. Королев).

Кандидат технических наук, профессор Г. Мирзоев,
советник вице-президента ОАО «АВТОВАЗ» по техническому развитию.
Записала А. МАГОМАЕВА.

Vayzunoff ›
Блог ›
​Honda Clarity– в интересное время живем.

В Калифорнии в салоны официальных дилеров Honda начались поставки Honda Clarity 2017 модельного года. Автомобиль интересен тем, что работает на водородных топливных элементах.
Продажи начались сначала в Японии, но пока только корпоративным клиентам компании и вот до катились до Западного побережья США.

Благодаря тому, что топливный элемент находится под капотом и по размерам похож на двигатель V6, получился полноразмерный 5-ти местный седан.

Водородный топливный элемент представляет собой электрохимическое устройство, преобразующее энергию реакции соединения водорода с кислородом сразу в электричество, минуя малоэффективные, идущие с большими потерями процессы горения.

Инженеры Honda установили водородные топливные баки в подрамнике автомобиля, чтобы соответствовать мировым стандартам безопасности. Даже на сайте модели есть информация, что это не является экспериментальной разработкой или прототипом транспортного средства. Это сертифицированная производственная сборочная линия автомобиля. Технология абсолютно безопасна и не принесёт вреда ни владельцу, ни окружающим. Удивительно, значит все же некоторые опасения у покупателей есть)

Как сами заявляют производители, дизайнеры черпали вдохновение от природы. Делали машину, а получилась вроде птица, даже с крыльями. Форма кузова идеальна для того чтобы мчаться без лишних потерь через воздушный поток, все на благо эффективности, а то бишь для снижения расхода.

Видимо такая странно раздутая задняя часть именно по этой причине, а не для того, чтобы быть похожим на Шевролет Вольт.

Приятный интерьер, который если не приведет к релаксу, то уж точно не заставит вас нервничать. Опять же инфа с сайта Honda. Такое чувство, что они заранее хотят себя обезопасить от подачи всякого рода исков к компании) Мне нравится, кнопок по минимуму, все современно и наверно интуитивно понятно, что и где. Единственное что режет глаза даже на фотографии — это кнопки слева от руля, но видимо это уже на генном уровне)

А как вам система, которая позволит завести автомобиль только владельцу, благодаря отпечатку пальца? Вот это подход, новый уровень защиты автомобиля.

Интеллектуальная климат-система с ионизатором воздуха, разберется с микробами, запахами и сможет улучшить общее качество воздуха на молекулярном уровне. Звучит красиво, интересно работает ли?

CarPlay визитная карточка любого современного автомобиля. Про пользователей Андроид тоже не забыли. Долго конечно автопроизводители шли к такой простой и эффективной функции, тратя сумасшедшие деньги на разработки своих собственных навигационных систем.

Специально разработаны шины, аэродинамические колеса, которые создают дополнительные потоки воздуха, для охлаждения тормозов. Конечно не очень понятно зачем, ведь это не суперкар.

Современные стандарты безопасности в части защиты пешеходов при наезде заставили поднять капот над двигателем. Избежать этого можно только задним расположением двигателя или пиропатронами, отстреливающими капот при ударе, по команде соответствующих датчиков. Но получилось очень неплохо. Дизайн автомобиля мне импонирует, не говоря уже о его начинке.

Стоимость заправки в среднем около 50 долларов, если взять в расчет такое же количество водорода как у Мирай, то получится объем около 5кг. Цена примерно равна поездке на бензине в некоторых европейских странах, где литр стоит 1–1.5 евро. Но для американцев есть большой бонус — будет предоставлена бесплатная заправка на сумму 15,000 долларов.

Не известно насколько долго будет действовать их щедрое предложение, но видимо не вечно. Ведь даже Илон Маск уже заявил, что заправочные станции Тесла престанут с 2017 года бесплатно заправлять машины, купленные с 1 января.

С заправочными комплексами пока не густо, но работы идут и Калифорния первый блин, посмотрим насколько удачный. В Нью-Йорке пока нет ни одной заправки, как и в других штатах, так что особо не попутешествуешь)

В 2017 планируется выпустить полностью электрическую версию с пока не озвученной величиной пробега, а также подзаряжаемый гибрид с электрическим пробегом в 60 км. Который составит конкуренцию главному конкуренту. Планка конечно взята высокая, решили сразу обскакать Теслу.

Предлагаю подвести итоги. Что же получить покупатель купив этот космический корабль: большой автомобиль, (интересно комфортный ли?) с пробегом в 600 км и максимальной скоростью в 160 км/ч и небольшой временный гемор с заправками, за исключением Штата Калифорния. Звучит неплохо, теперь прикинем стоит ли овчинка выделки.

Стоимость владения для США невелика. Взять в лизинг автомобиль можно на три года за 369 долларов в месяц, около 23.000 рублей, и единовременного платежа в 2.868 долларов. Переводить в рубли не буду, а то расстроитесь)

На мой взгляд интереснейшая модель, которую с радостью бы попробовал живя там. Кстати, дополнительно к машине продается генератор, работающий от водородного топлива вашего автомобиля.

Полностью заряженный автомобиль обеспечит электропитание для среднего дома на срок до семи дней. Система похоже на модель Tesla Powerwall, только не работает с солнечными панелями.
Только представьте, этот девайс позволит вам использовать свой автомобиль в качестве резервного аккумулятора для вашего дома. Я в шоке, просто за декабрь я заплатил Мосэнерго 11 рублей, причем электричеством дом не топлю, есть газ, правда в газгольдере, тоже не дешевое удовольствие скажу я вам)

Надо брать! Точнее сначала валить в Калифорнию и потом брать)
Не удивлюсь, есть скоро начнут водород в картриджах продавать, и не придется строит сеть заправочных станций)
Хотя может и бегу вперед, ведь пока будущий владелец сможет выбрать всего 3 варианта окраски кузова — белый, красный и угадаете какой?)
Не самый конечно оптимальный цвет для Калифорнии))
Продолжение следует!
p/s/ ждем камментов от калифорнийцев, вдруг уже тестили)))