Гейм бой приставка

Ностальгия по Game Boy

Люблю же я портативную технику. Что в детстве тянуло к Тетрисам и Тамагочам («Электроника» не попадалась практически, играл только в гостях если), что сейчас интересуют по большей части только смартфоны, планшеты и, чёрт побери, даже всё те же игровые приставки и стилизованные под них UMPC (да даже если не стилизованные). Что-то в них есть такое, чего нет у ПК, и это даже не портативность! Какое-то ощущение свободы при юзании, не знаю, как описать точнее.

Поэтому увиденный в конце девяностых в магазинчике NewGame, обитавшем тогда ещё на ВДНХ, самый настоящий Game Boy (точно не помню уже, классический это был или уже Pocket) произвёл на меня неизгладимое впечатление. И не только на меня, к слову! Помню, родители тоже были очень впечатлены дивной игрушкой. Разумеется, о покупке и речи быть не могло, Гейм Бой стоил тогда до неприличия дорого, но память о том первом дне, когда я увидел его на витрине магазинчика и даже немного попробовал в деле, была выжжена в мозгу и осталась со мной навечно.

Точно не помню, через какое время родители всё-таки нашли возможность выделить из семейного бюджета средства на игрушку, самого момента покупки припомнить уж я не в силах, к сожалению. Ни коробки не сохранилось, ни какой-либо документации по консоли, вообще ничего, с чем можно было бы связать какие-нибудь воспоминания, или что-нибудь напомнило бы о том, что давно забыто. В любом случае, в один прекрасный момент своей жизни я стал полноправным обладателем самой настоящей портативной игровой приставки! Вряд ли это был конец 90-х, скорее всего уже начало нулевых, поскольку большинство картриджей имеют на задней стороне либо отметку «2001», либо «2002».

Таков был мой самый первый картридж, который я получил сразу вместе с консолью. На 90% состоит и пиратского трэша и самоповторов этого же треша, остальные десять процентов — нормальные игры, в которые можно и нужно играть. По поводу года покупки затрудняюсь сказать, на самом картридже нет никакой идентификации. На задней стороне картриджа есть пломба, текст на которой в силах прочесть только китайцам и тем, кто учит китайский язык.

В теории, год выпуска может быть ещё на самой плате, но портить пломбу, прожившую почти 13 лет, мне что-то мало хочется, т.ч. пусть это так и останется тайной. Sonic 5 пихался на многие многоигровки (масло масляное), являет собой эталон пиратского говна на Гейм Бое, идеал, к которому должны стремиться все китайцы и им сочувствующие. Усатый водопроводчик тоже отличился, но не так плачевно, всего-лишь оказался не в своей игре. На деле это не N64 Mario (более известная под названием Super Mario Land 4), а Crayon Shin Chan 4, из которой убрали все кат-сценки, а героя заменили водопроводчиком. Играть можно, даже не без удовольствия, благо музыка внятная. Остальное на картридже уже норм. Ностальгичные Танчики, рвущий жопу Hyper Lode Runner, тоже рвущий то же самое место Master Karateka, ставший почему-то Karaeka’ой в меню картриджа, и вечно живой вечно молодой Тетрис.

Боже, этот Соник. Я ненавижу этого ежа! Сколько же нервов было убито на попытки хоть немного приблизиться к прохождению этого недоразумения! Чего там только нет — пропадают мониторы, врагов можно бить только сверху, реакция на управление никакая, герой проваливается сквозь платформы, ПРОСТО РВУЩАЯ УШИ МУЗЫКА. И всё-равно я пытался это проходить, ведь только в Росс. Ой, Кинаманим. В любом случае, надолго меня в этой игре не хватало.

Hyper Lode Runner был уже гораздо интереснее. Чертовски сложным, но хотя бы не потому, что под героем внезапно пропадает платформа из-за глюка! Далеко я в этой игре никогда не доходил, мозгов не хватало мне осиливать уровни выше пятого, да и начальные реально были тугими! С помощью найденного в режиме конструктора бага (причём я уже не помню, как именно его вызывал), я получил пароли от всех уровней и просто посмотрел на то, какие же они жопорвущие. Сейчас уже интереснее проходить.

Разумеется, главной проблемой будущего ГеймБоемана стояла возможность покупки уже новых картриджей с новыми играми. В отличие от Денди и Сеги, стоили они ОЧЕНЬ дорого — 500-600 р. за штуку. Благо большая их часть были многоигровками, поэтому хватало более-менее надолго. Из-за цены коллекция картриджей у меня была крайне скромной, за всё время набралось не более десятка (около 5000 р. другими словами; представляете себе такие деньги в начале нулевых? Это очень много для подобного баловства). С другой стороны, каждый новый картридж был реально огромным подарком, и просто так он не дарился. Кстати, спустя некоторое время к Гейм Бою была докуплена своеобразная, но определённо забавная примочка — увеличительное стекло плюс подсветка на экран. Помню, штуковина была достаточно массивной, охотно жрала батарейки и особо при игре не радовала. Увы, на данный момент она не сохранилась в наличии. Может, сломалась, у меня могло быть такое.

Но не так радовал меня тогда сам Гейм Бой, как возможность играть в него с друзьями и обмениваться впечатлениями с ними. Было своеобразное трио обладателей чудо-игрушки на районе: я, Олег и Кирилл. Увы, на данный момент со всеми я потерял связь, о чём жалею. Как бы то ни было, спасибо ребятам за лучшее консольное детство, благодаря которому портативки у меня до сих пор самая любимая тема. Самой ходовой игрой на то время были, конечно же, Покемоны (Blue/Red и Golden/Silver), а тогда только у меня был легендарный провод, соединяющий консоли для будущего мультиплеера.

В Pokemon Golden/Silver я вечно сливал Олегу из-за его одного покемона сотого уровня, который крошил меня невероятно быстро. В Blue/Red ситуация была обратной. х) С Кириллом же соревновались мы с переменным успехом, поскольку начали проходить примерно одновременно. Была ещё карточная игра по Покемонам, старожилы помнят. Олег тут, к сожалению, выпал из-за отсутствия картриджа, а с Кириллом мы устраивали отменные дуэли. После мы с ним совершили довольно забавную сделку: кабель для Гейм Боев в обмен на один выпуск знаменитого журнала Великий Dракон. Сейчас думаю и, знаете, наверное, я даже рад, что согласился тогда, иначе никогда бы не увидел ни одного выпуска великого видеоигрового журнала.

В дальнейшем ГеймБоемания только продолжила своё развитие. На тринадцатый день рождения (2003 год то бишь) мне подарили самый настоящий Game Boy Advance с картриджем Earthworm Jim, который не порт, а самостоятельная игра, не снискавшая в своё время положительных отзывов.

Казалось бы, почему не нормальной Адвэнсовский картридж? Дело в том, что после выхода этой мега-портативки на рынок цены на картриджи для классика сильно рухнули, до 200-300р за штуку, в то время как Адвэнсовские стоили свои закономерные 500-600р и все поголовно были одноигровками ! У меня тогда в голове не укладывалось: «Половина косаря за одну игру? Как такое может быть?». Поэтому за всё время набралось всего-навсего четыре оригинальных Адвэнсовских картриджа. Ой, т.е. пять; Sonic Advance 2 был куплен мною аж в 2010 году всё в том же магазинчике NewGame из чисто ностальгических соображений. Что радовало в Адвэнсе — это его неубиваемый адаптер, который рад бы работать и сейчас, да корпус его сломался, всё не починю никак. Там банально надо вилку новую поставить.

Увы, но после покупки Адвэнса классический Гейм Бой оказался на задворках истории и моей квартиры.

Счастье кончилось в конце того злополучного 2003 года, когда мы переехали в другую квартиру. При переезде пропали все картриджи от Денди и Сеги, сама Сега внезапно перестала работать, поэтому я искренне удивлён и рад, что сохранился и сам Гейм Бой, и практически все картриджи от него. Но, самое главное, пропали все знакомые мне люди, в итоге даже какая-то грусть накатила. Но зато начали уже потихоньку появляться картриджи для нового Гейм Боя, и после них это реально был «графооон».

Отдельно хочется упомянуть ныне покойный картридж Sonic Advance 1, в котором я отчаянно пытался заменить батарейку. Сама игра была отменной, тем более это была моя первая пост-классическая игра про ёжика Соника, но главным фактором, почему она мне так запомнилась, является музыка. О да. Видеоигровая музыка. Ради того, чтобы залезть в Sound Test, я просто тупо таскал приставку с собой как музыкальный плеер. Первое время меня в школу подвозил отец, поэтому в машине всю дорогу и слушал. Интерес к портативке продержался примерно до 2005-2006 годов, после родители мне подарили игрофон Nokia N-GAGE QD. Снова вернулся к портативкам я году в 2010-м стараниями дядьки Бивиса, который напомнил мне о них и о том, до чего же они были круты.

Ну да ладно. Основной виновник торжества здесь сам Гейм Бой, а его ведь надо чем-то кормить, не так ли? Одними батарейками сыт не будешь, хотелось просто подключиться к сети и играть себе на диванчике преспокойно.

Таким образом мы медленно подбираемся к главной проблеме, с которой сталкивались многие обладатели сей чудо-консольки — адаптеры летят только так. Сначала они начинают тупить: огонёк включения у Гейм Боя горит очень тускло, картинку на экране можно разобрать только при максимальной контрастности, а звук превращается в полудохлый радиоприёмник. В конечном счёте финал один — адаптер дохнет окончательно. Но однажды мне повезло, и попался адаптер, который кряхтел-пыхтел, но помирать не хотел. В итоге при жутких лагах был пройден целый ряд игр, из которых точно помню Super Mario Land 1-3 и вроде две последних части Данки Конга.

Выглядит, прямо скажем, не очень, зато работает более-менее исправно, хоть и вредничает. И вообще, это же ведь самый настоящий живой адаптер!! Благо с приобретением Advance проблема решилась, благо адаптер подходил и к классике.

Вторая главная проблема — со временем сдыхали батарейки в картриджах, что приводило к потере всех сейвов и невозможности создания новых. Ребята, это реально мужские слёзы. Весь накопленный опыт в Покемонах, 100% прохождение Super Mario Land 3 (он же Super Wario Land), все пройденные Данки Конги на 100% (вы себе не представляете, что значит пройти Данки Конга на 100%. Дольше только Покемонов проходить можно!). В общем, это реально была беда. Только один картридж оказался настолько живуч, что сейвы держит до сих пор — это тот самый с карточной игрой про Покемонов. Впрочем, настигла эта самая беда меня уже в то время, когда хвастаться достижениями было не перед кем, спасибо огромное уже вышеупомянутому переезду в другую квартиру.

В любом случае, Гейм Бой и знакомые по старой квартире люди подарили мне офигенное детство, полное ништяков и радости. И, конечно же, не без разочарований, но тогда это было бы не совсем честно. Сейчас? Сейчас я временами поигрываю в Адвэнс (а иногда даже и классический). Буквально на днях повторил рекорд детства и прошёл все сто уровней игры Pop Up, аж вспотел.

История Game Boy

Nintendo DS (сокращённо NDS либо DS) — следующее поколение карманных игровых консолей компании Nintendo после Game Boy Advance SP. Консоль была выпущена в 2004 году в Канаде, США и Японии.

Nintendo DS имеет дизайн «раскладушки» с двумя жидкокристаллическими экранами, причём нижний экран чувствителен к нажатию (англ. touch-screen) стилуса или пальца (рекомендуется использовать стилус), что используется во многих играх.

Специальное покрытие экрана обеспечивает износостойкость, а прилагающийся к консоли стилус крепится на задней панели. Консоль имеет встроенный микрофон, который используется в некоторых играх для подачи голосовых команд либо обмена голосовыми сообщениями с другими консолями. Nintendo DS поддерживает стандарт беспроводной связи IEEE 802.11 (Wi-Fi), что позволяет организовать одновременное подключение 16-ти консолей, находящихся на расстоянии до 10-30 метров друг от друга. Для многих игр нескольким игрокам требуется только один картридж с игрой. В приставке также имеются часы и будильник.

Стереозвук Nintendo DS обеспечивает эффект «звук вокруг» (англ. surround sound), поддерживается использование стереонаушников.

C 26 января 2006 года доступна новая версия консоли — Nintendo DS Lite, отличающаяся меньшими размерами, улучшенным дизайном, а также более яркими экранами.

2 октября 2008 года в Токио была анонсирована Nintendo DSi — третья модель семейства Nintendo DS. Меньше толщина устройства, исчез GBA-слот, появились 2 камеры, 256 МБ внутренней флеш-памяти и SDHC-слот.

Эпоха портативных игровых консолей, судя по всему, в ближайшие несколько лет уйдет в небытие. Благодаря повальному распространению смартфонов почетное звание «карманной приставки» сегодня применимо практически к любому мобильнику дороже $200. А как было в прошлом веке, когда о сотовых телефонах не приходилось даже мечтать?

Как ни странно, но в перестроечное время дела с портативными консолями у нас шли намного веселее, чем с телевизионными приставками. Советская промышленность сориентировалась на удивление быстро и, как заправский китайский мастер-копир, всего за четыре года клонировала игровую систему Nintendo Game & Watch. Японский оригинал в Стране восходящего солнца появился в начале 1980-х, а у нас знаменитый и, как тогда казалось, неповторимый «Ну, погоди!» покорял детвору с середины 1980-х и практически до начала XXI века.
«Веселый повар» в исполнении Nintendo:

Успех игрушки был настолько ошеломляющим, что, несмотря на производственные мощности почти двух десятков заводов, в том числе двух белорусских, она все время была в дефиците. И это с учетом внушительной для кошелька советского гражданина цены в 23—25 рублей! Интернета не было, а узнать о наличии (а чаще — об отсутствии) знаменитой «Электроники» в продаже можно было только заехав в специализированный магазин. Можно было, конечно, позвонить, только никаких гарантий, что игрушка вас дождется, не было — полки пустели в мгновение ока.
Советские клоны Game & Watch:

Непритязательный кирпичик размером с компактный смартфон окатывал лавиной положительных эмоций. Представьте, в конце 80-х — начале 90-х у вас в руках оказывалась игровая система с крутейшей графикой как в компьютере (так тогда хотелось думать)! Ну и пусть одно устройство означало только одну игру! Ну и пусть половина «графики» была просто нарисована на подложке обычной краской! Ну и пусть однообразный процесс! Зато все это добро можно было таскать с собой, показывать друзьям и тут же соревноваться, кто больше наберет очков.
Беспокоиться о разрядке не приходилось: пары дешевых батареек-«таблеток» хватало очень надолго. Речь шла не о часах и даже не о днях, а о месяцах работы. С совсем новыми батарейками, правда, была одна не самая приятная особенность: все игровые элементы на экране, даже неактивные, становились настолько контрастными, что было сложно различить движения того же волка из «Ну, погоди!» или машинки из «Автослалома».
Знаменитый «Автослалом», а внизу — экспортный вариант «Ну, погоди!»:

Всего в серии «Электроника» вышло больше двух десятков игр. Почти все они в той или иной степени повторяли «Ну, погоди!». Вместо волка мог быть повар, вратарь, кот-рыболов, вратарь-обезьянка, а вместо кур и яиц — продукты, шайбы, рыбки, мячи и т. д.

Гоночный «Автослалом» отличался другой концепцией и не имел аналога среди устройств Game & Watch от Nintendo — настоящий самостоятельный советский продукт! На заре лихих 1990-х автор этих строк после долгих ожиданий и километровых пробежек родителей по магазинам все-таки дождался именно его — «Автослалома». По-моему, это лучшая из всех подобных игр. Популярность не пощадила сверхустойчивую советскую краску: стрелочки под кнопками управления со временем облезли, даже подпись под почти неиспользуемой кнопкой «Время» превратилась в «Бремя».
Устройство можно было использовать в качестве часов и будильника, имелась специальная металлическая подставка:

Сегодня в это невозможно поверить, но примитивное мельтешение черточек-барьеров, от которых на поздних этапах игры рябило в глазах, давало удивительное ощущение скорости. Набрать 200 очков, по достижении которых восстанавливались все «разбитые» машинки, было круто, 500 очков — очень круто, а вот дальше… Дальше начинались мифы. О некоторых играх линейки «Электроника» среди детворы ходили «достоверные слухи» (с аргументацией вроде «друг старшего брата сам видел!»), будто после 1000 очков на монхромном ЖК-экране игрушки можно будет увидеть мультфильм! Эх, тогда было сложно подобрать более сильную мотивацию для прохождения любимой игры снова и снова. А после дети понимали, что в этом мире нет не только Деда Мороза, но и мультика в «Ну, погоди!». Конечно, ведь больше 999 очков набрать было невозможно…
Зато совершенно немифическими оказались сбои, которые можно было вызвать, одновременно нажав на несколько кнопок советской консоли. В случае удачи игра переставала засчитывать проигрыши, но могла и совсем сломаться.


Самые счастливые юные геймеры какими-то неведомыми путями получали жутко редкую даже с учетом тотального дефицита модификацию «Электроники» со сменными экранами. Устройство состояло из базы в виде блока управления, к которой можно было подключать один из пяти доступных «картриджей»: «Ну, погоди!», «Веселые футболисты», «Хоккей», «Кот-рыболов» и «Автослалом». У японцев нечто похожее появилось лет на пять раньше. Ничего не оставалось, как снова клонировать. Скопировали даже ненужный в данном случае стик, который сгодился только для настройки будильника и переключения между сложностью игры.

В середине 1990-х одновременно с экспансией «Денди» и прочих «сюборов» на просторы СНГ проникло чудо японской инженерии под названием Game Boy. Это было логическое продолжение развития Nintendo Game & Watch, клонировать которое у нас так и не смогли или, скорее всего, не захотели — не до того было.
На этот раз — никаких нарисованных уровней и сегментного экрана. Консоль Game Boy получила поддержку игровых картриджей и свои еженедельные 5 минут славы в передаче Сергея Супонева «Денди — Новая реальность».

Что в то время могло обеспечить интересный и, главное, разнообразный игровой процесс в портативной консоли? Всего-то 4-мегагерцевый процессор, 2,6-дюймовый монохромный экранчик с разрешением 160×144 пикселя, 8 КБ памяти, D-pad, пара игровых кнопок, компактные размеры и вес около 400 граммов.

Super Mario в исполнении Game Boy:

У нас, впрочем, Game Boy тоже не пользовался особой популярностью — удовольствие получалось слишком дорогим. И это несмотря на большой «парк» из примерно 800 игр, многие из которых являлись упрощенными в плане графики и геймплея версиями «взрослых» приставочных проектов. Взять, например, Super Mario, разные версии «Бэтмена», Battletoads, Castlevania, The Lion King, Final Fantasy и даже Pac-Man.
Версия Game Boy с цветным экраном:

А уж сколько аксессуаров к устройству можно было купить за границей: здесь вам и настоящий сонар, и принтер для распечатки скриншотов, и камера для черно-белых снимков, и SNES-картридж для вывода изображения на телевизор, и адаптер для многопользовательских состязаний и многое другое. Главное — успевай каждые пять часов менять четыре АА-батарейки.
Не удивительно, что успех Game Boy, как и ее цветного последователя Game Boy Color, за границей был предопределен. В Беларуси шансы встретить эти консоли были примерно такими же, как осуществление желания, загаданного при виде падающей звезды. Но ведь без «Тетриса» мы не остались! За это спасибо не только советскому программисту Алексею Пажитнову, но и предприимчивым китайцам, продуктами труда которых буквально были завалены натыканные на каждом углу коммерческие ларьки, они же «палатки».
Помните этот «прямоугольник со скругленными углами»? Вроде как официально устройство называлось Brick Game, но все эту «игру с кирпичами» называли просто «Тетрис», которым она и была в первую очередь. Разноцветные, но в большинстве случаев светло-серые бруски в 90-е заменяли школьникам мобильники. Нет, с их помощью не звонили, но играли не только перемены, но и уроки напролет.
Одна из первых версий «Тетриса» — всего-то две игры:

Школьный статус некоторое время можно было определить по числу встроенных в «Тетрис» игр. Что может быть «круче», чем безумное количество в 9999? Ну и пусть, что никто и никогда не играл даже в сотую часть из них. Все равно они были вариациями десятка разных игр. Больше всего было разных видов «Тетриса»: с разной скоростью движения фигур, дополнительными элементами и т. д. На втором месте по популярности были вариации на тему «Змейки» плюс «Арканоид» и гонки в бесчисленных, зачастую и вовсе ничем не отличающихся модификациях.
Продвинутая версия с пятью игровыми кнопками:

Несмотря на азиатское происхождение, крепости этим устройствам было не занимать. Толстенный пластик выдерживал любые школьные издевательства. Кнопки если и начинали западать, то легко чинились путем откручивания нескольких винтиков и замены резиновых подложек. Даже самые «заюзанные» модели жили годами и обычно становились ненужными только после покупки сотового телефона.
Без программных багов не обошлось, хотя до сих пор многие считают, что это не «глюки», а «фишки». Время от времени одна из игр-стрелялок показывала чудо из чудес — «секретный уровень»! Для этого надо было прострелить одну полоску в центре опускающейся пирамиды и потом пройти по получившемуся желобку. Дальше творилось форменное безобразие вроде появляющихся из ниоткуда кубиков. Сделать такое получалось не всегда, что лишь придавало ореол таинственности «секретному уровню».
«Полный фарш»:

Эра мобильников все изменила. Китайские производители еще некоторое время пытались подстроиться под новые запросы, выпуская «Тетрис» в форме особенно популярных среди геймеров телефонов (например, в виде Nokia N-Gage) или настоящих портативных консолей вроде Sony PSP. Говорят, потомки тех самых кирпичеобразных «Тетрисов» встречаются и поныне, вот только о былой популярности они могут лишь мечтать.
Играли и в более экзотические вещи. Даже в калькуляторы! На особо продвинутых моделях «Электроники» можно было обнаружить спрятанные от посторонних глаз «Тетрис», «Змейку» и Pac-Man. Для моделей попроще выпускались целые книжки, в которых рассказывалось о недокументированных возможностях советских калькуляторов. При этом речь шла не про обычные «угадайки» чисел, а про аркады, квесты и даже стратегии. Без инструкции-брошюры поиграть было нельзя: приходилось вводить длиннющие программные коды, заполнять регистры, запоминать, что обозначают те или иные цифры, буквы и другие символы. В общем, калькуляторные игры были популярны среди относительно небольшого количества энтузиастов.
В это тоже можно было играть:

Пара лет во второй половине 90-х у многих девочек была загублена ухаживаниями за электронными питомцами — тамагочи. Небольшие яйцеобразные штуковины прямо на уроке могли виртуально обкакаться, заболеть и умереть, если владелец вовремя не обратил внимание на их попискивания. Классических тамагочи оживить было нельзя, так что в Японии появились целые кладбища электронных игрушек. На волне подростковых самоубийств пришлось встраивать кнопку перезагрузки. У нас вроде бы до суицидов не доходило, но свое место в игровой истории XX века тамагочи заняли.

Таким был портативный игровой мир в конце прошлого века. Без мобильных телефонов и консолей с продвинутой цветной (!) графикой, зато запоминающийся и увлекательный. Сегодня о нем можно вспомнить благодаря компьютерным эмуляторам. Но, право, лучше не увлекаться — пусть все останется в памяти.
Отсюда.