Формат raw

Разумно ли конвертировать исходные файлы в формат Adobe DNG? Если вы используете Lightroom или Photoshop с Camera Raw, у вас есть возможность конвертировать RAW-файлы в формат DNG. В этой статье мы обратим внимание на преимущества преобразования, причины преобразования в DNG, а также развеем некоторые мифы о DNG.

Формат DNG был разработан Adobe в ответ на растущее число недокументированных RAW-форматов камер, которые появляются при производстве каждой новой камеры. Проблема здесь состоит в том, что эти форматы файлов камер разрабатываются производителями камер. Чтобы открыть эти файлы вам необходимо либо использовать программное обеспечение производителя камеры, или способность интерпретировать исходные данные с помощью программного обеспечения сторонних производителей, таких как Capture One, Camera Raw или Lightroom.

1. DNG как архивный формат

Любой из типов исходных файлов, которых сейчас существует более 500, которые в настоящее время поддерживаются Camera Raw и Lightroom, могут быть заархивированы с помощью DNG. Некоторые камеры даже дают вам возможность сохранить ваши снимки в DNG, в том числе новые смартфоны на Android. Формат DNG является открытым стандартом, который сделан на основе формата файла TIFF 6. Он в свободном доступе для любого стороннего разработчика. Ряд других программ, кроме Lightroom и Photoshop умеют читать и записывать DNG-файлы. Это наделяет DNG свойствами, соответствующими архивному формату. Вы можете хранить свои работы в данном формате и быть уверенными, что практически любая программа сможет их открыть и перезаписать или конвертировать. Это должно быть справедливо и для файлов TIFF.

Вы могли заметить, что каждый раз, когда вы импортируете файлы в Lightroom, у вас есть возможность конвертировать их формат DNG. Вы также можете выполнить такое преобразование, сделав выбор фотографий в модуле Library и выбрав Library> Преобразование фотографий в DNG.

На данный момент, нет неизбежной необходимости конвертировать всё в DNG, поскольку все прочие RAW-форматы могут по-прежнему читаться. Тем не менее, в долгосрочной перспективе, есть опасения по поводу пригодности хранения необработанных файлов с использованием недокументированных форматов файлов. Основные обновления операционной системы, как известно, делают старые операционные системы и программное обеспечение, которое работает на них, устаревшим в течение нескольких лет.

Поэтому, по-прежнему поддержка недокументированных форматов файлов напрямую зависит от дальнейшей поддержки для этих приложений. Вполне вероятно, Adobe будет существовать через 10 лет, но фотографы действительно должны спросить себя «что произойдет через 50 или 100 лет?»

2. Проверка необработанных данных

Формат DNG содержит функцию проверки контрольной суммы, которая может быть использована, чтобы определить поврежденные файлы DNG. Это полезная функция для архивистов, поскольку это позволяет им проверять состояние своих архивных файлов.

В Lightroom вы можете выбрать Validate DNG из меню библиотеки, чтобы проверить целостность ваших DNG-файлов.

3. Более высокая производительность

Формат DNG позволяет включить Fast Data Load, которая хранит эскиз предварительного просмотра в файле DNG. Это обеспечивает более быструю загрузку при открытии изображения в Camera Raw или Lightroom. Lightroom начиная с версии 6.3 теперь включает в себя быстрое кеширование Camera Raw посредством открытия собственных исходных файлов. Теперь работать с RAW почти так же быстро, как открыть DNG с быстрой загрузкой данных.

Спецификация DNG позволяет также строить мозаичное изображение, которое может ускорить чтение данных из файла при использовании многоядерных процессоров по сравнению с чтением непрерывно сжатого файла RAW, который может быть прочитан только с помощью одного ядра процессора в единицу времени.

Вы можете включить Fast Load Data при сохранении файла DNG в Lightroom.

4. Компактный формат

RAW-файлы, которые были преобразованы в формат DNG, как правило, меньше по размеру по сравнению с оригинальными. Это происходит потому, что метод сжатия без потерь Adobe, как правило, более эффективен по сравнению с реализацией большинства производителей. В некоторых случаях экономия размера файла может быть очень существенной.

Если вы сравните размер файла оригинала RAW с перекодированным DNG, размер файла DNG, как правило, будет заметно меньше.

5. Объединение фото

Если вы используете Camera Raw 9 или Lightroom 6, вы можете создать панорамы или изображения HDR, которые сохраняются в DNG. Благодаря этому файлы могут содержать исходные данные изначального изображения.

Пример: объединённая панорама, созданная в Lightroom и сохранённая в DNG.

Также стоит отметить, что Camera Raw и Lightroom объединяя HDR, сохраняет файл с плавающей точкой TIFF 16-битной цветопаередачей, которые могут содержать более 30 стопов данных. Это сравнимо с HDR-файлом, который содержат выходные данные в виде 32-битных TIFF для того, чтобы хранить более 30 стопов. Поэтому в Camera Raw и Lightroom HDR файлы DNG предлагают более эффективный способ работы с данными, по сравнению с другими HDR-методами обработки.

Пример: объединение фото в HDR DNG, который создается и обрабатывается в Lightroom из трех изображений с разной экспозицией.

6. Нет необходимости обновляться

Camera Raw обновляется несколько раз в год, чтобы обеспечить поддержку новейших камер и объективов. Эти обновления теперь доступны только для клиентов, которые используют Photoshop CC (начиная с Camera Raw 9.2 и Lightroom 6.2). Тем не менее, пользователи CS6, а также тех, кто работает более старые версии Photoshop или более ранних версиях Lightroom могут использовать программу для конвертирования файлов DNG и для пакетного преобразования необработанных файлов, снятых на новые камеры в формате DNG и тем самым сохранить своё старое программное обеспечение в работе.

Программа DNG-конвертер.

Негативные стороны DNG

1. Время, необходимое для преобразования в DNG

Преобразование в DNG имеет свои недостатки, в первую очередь, дополнительное время, необходимое для преобразования необработанных файлов в DNG.

2. Совместимость DNG с другими программами

В то время как программы Adobe хорошо работают с форматом DNG, есть и другие программы, не поддерживают этот формат. Это привело к проблемам для некоторых фотографов, которые преобразовали свои снимки в формат DNG. Это поправимо благодаря возможности конвертировать в другие форматы, но, тем не менее, это может быть препятствием для некоторых пользователей, которые работают с другими программами переработки RAW. Если конвертировать в DNG, безусловно, теряете способность обрабатывать DNG-файлы с помощью специализированного программного обеспечения для обработки RAW-файлов которые предлагают изготовители камер.

3. Резервное копирование изменений DNG метаданных

Если сохранить процесс редактирования в DNG-файле, это приведет к замедлению процесса резервного копирования, так как программное обеспечение резервного копирования будет копировать весь файл DNG, а не только сопроводительные файлы XMP, которые сопровождают RAW-файлы камер. Многие предпочтут резервировать только метаданные, а файлы оставлять нетронутыми, чем постоянно перезаписывать внушительные объёмы информации.

Bсходные RAW-файлы, которые были отредактированы в Camera Raw или Lightroom имеют метаданные, информацию, хранящуюся в компактном файле XMP. DNG файлы включают информацию метаданных в заголовок файла.

Мифы о DNG

1. Преобразование в DNG изменяет исходные данные

Всякий раз, когда вы открываете необработанное изображение в Camera Raw и Lightroom, исходные данные автоматически преобразуются в формат DNG, независимо от того, какого формата файл вы открываете. Другими словами, DNG является внутренним форматом для Camera Raw и Lightroom. Если вы можете открыть изображение с помощью Camera Raw или Lightroom, для вас не будет никакой разницы, если вы его сохраните в формат DNG. Хотя стоит учитывать, что сжатие конечного формата изменится, так как формат DNG основан на спецификации TIFF 6, которая является отраслевым стандартом форматов файлов.

Когда файл DNG правильно читается, результат будет идентичен чтению проприетарного RAW любого производителя.

2. DNG преобразует ваши файлы в цветовой профиль «Adobe Standard»

При импорте файла RAW, Lightroom применяет настройки камеры как часть процесса импорта профиля. То же самое относится и к копированию файлов через Bridge и открытие их в Camera Raw. Профиль камеры просто устанавливает базовые настройки, отвечающие за внешний вид для импортированных файлов. По умолчанию профиль камеры установлен в Adobe Standard. Если вы предпочитаете профиль, который используется вашей камерой, в соответствии с превью камеры в формате JPEG, вы можете использовать его, установив в качестве нового значения по умолчанию.

При преобразовании RAW-файла, формат DNG сохраняет цвета исходного файла в родном цветовом пространстве датчика. Преобразование в DNG фактически не конвертирует данные в профиле Adobe Camera. «Adobe Standard» просто вариант для цветопередачи по умолчанию при интерпретации исходных данных о цвете в Lightroom и Camera Raw. Информация о профиле камеры включена в метаданные DNG, поэтому он может быть прочитан Adobe Camera Raw или Lightroom. Стандартный профиль камеры Adobe не имеет смысла для других программ, которые не могут его читать. Они просто его игнорируют.

3. Процесс преобразования DNG преобразует исходные данные для лучшей работы с Camera Raw и Lightroom, а это значит, что другие программы, не в состоянии интерпретировать исходные данные.

Другие DNG-совместимые программы, такие как Capture One могут читать DNG-файлы, так же, как они умеют читать любой другой RAW-формат. Как исходные данные могут читаться и редактироваться с помощью Camera Raw или Lightroom не будет иметь никакого влияния на способность другой программы читать те же исходные данные. Это происходит потому, что каждая программа обработки RAW будет иметь свой собственный уникальный способ чтения исходных данных.

4. Это не очень хорошая идея, конвертировать изображения в формат JPEG и DNG

Формат DNG изначально был разработан как альтернатива RAW, но вы можете также использовать его для архивирования JPEG, и вот почему. Хотя это правда, что преобразования JPEG в формат DNG не превратит его в файл необработанного изображения, есть очень хорошие причины для использования DNG в качестве формата контейнера JPEG. Lightroom позволяет импортировать и редактировать файлы в формате JPEG (например, при съемке с использованием смарт-телефона), используя те же ползунки, как вы используете для обработки RAW-файлов. Если сохранить метаданные с файлом JPEG с помощью Camera Raw или Lightroom, будут сохранены исходные Jpeg и все корректировки. Вы можете выполнять неразрушающее редактирование и всегда вернуться к исходному файлу.

Если вы хотите экспортировать JPEG из Lightroom, то это будет очень просто сделать с метаданными через Camera Raw. Если вы хотите конвертировать файлы JPEG в формат DNG, в Lightroom, настройки всегда будут путешествовать с основным изображением и позволить другому Camera Raw и Lightroom получить доступ пользователя к настройкам, применяемым в JPEG. В то же время, сохранение в файл DNG сохраняет скорректированные файлы в Lightroom такими же в любом стороннем редакторе. У вас всегда будет правильный предварительный просмотр.

Учитывая отсутствие чёткой спецификации расширения RAW, существует несколько вариантов носимой в нём информации. В основном, данный файл хранит в себе состояние того или иного элемента светочувствительной матрицы, благодаря этому, фотографии в формате RAW способствуют получению конечного изображения без потери излишне затемненных, а также осветлённых участков определенного кадра.

Вникая в понятие того, что такое формат RAW, следует знать о названии, которым наделили его профессиональные фотографы. Такие форматы изображений называют «цифровым негативом». Эти расширения файлов могут формироваться в виде нескольких версий одного и того же снимка, при этом, в ходе обработки RAW можно менять параметры, за исключением тех, которые не поддаются коррекции, к примеру, сильная ошибка экспозиции.

RAW файл можно открывать при помощи специальных программ, которые поддерживают RAW формат. Достаточно часто отображение таких файлов при просмотре, является подобным тому, если бы их запускали в формате JPEG. Учитывая весьма большое количество программного обеспечения, открытие файлов типа RAW производят такими популярными графическими редакторами, как Adobe Photoshop, а также Corel PaintShop, ACD Systems и прочими.

Основная особенность формата серии RAW, это хранение изображений отдельно от дополнительных параметров их обработки, таких как данные коррекции экспозиции и баланс белого, а также насыщенность, резкость или яркость, контраст.

Файлы такого графического формата сохраняются камерой на карту памяти, как и прочие данные, полученные в виде других форматов изображений. Файл формата RAW можно конвертировать в более распространенные форматы, например JPEG, TIFF

RAW с английского переводится как «сырой, незавершенный». Если в обычной жизни данное качество нельзя рассматривать как плюс, то в цифровой фотографии «сырой» формат — наиболее совершенный. Лишь самые серьезные цифровые камеры позволяют сохранять снимки в RAW, чтобы отложить часть важных настроек до этапа обработки и выжать максимум из фототехники.

Что такое RAW

Если универсальные форматы изображения JPEG и TIFF можно считать цифровым эквивалентом слайда (или конечного отпечатка), то RAW — аналог пленочного негатива. «Полуфабрикат», предполагающий различные варианты дальнейшей обработки, в ходе которой будет получен тот или иной результат.

Чтобы понять смысл «сырого» формата, стоит пойти от противного. При использовании JPEG картинка проходит пять этапов: захват аналогового сигнала матрицей, перевод в цифровую форму (аналогово-цифровой преобразователь), цветовая интерполяция, обработка в соответствии с настройками камеры, сжатие с потерей качества. Половина настроек встречаются в любых фотоаппаратах, в том числе пленочных (экспозиция, чувствительность ISO, метод замера, работа автофокуса). Остальные настройки имеют отношение к формату JPEG: * Цветопередача. Различные варианты («живая», «насыщенная», «естественные цвета»). Режимы монохромной съемки. Коррекция цветовых составляющих RGB. * Баланс белого. Если снимок получается синим или красным, выбрана неверная установка White Ballance. * Яркость и насыщенность. * Микроконтраст. Фигурирует под английским словом sharpening или русским «резкость», хотя к настоящей резкости не имеет отношения. * Степень сжатия. Различные варианты вроде «суперкачества» (super-fine) на деле означают лишь то, что потери сведены к минимуму.

z

Конвертированный RAW-файл. © www.birdinfo.co.za

Снимок в формате JPEG. © www.birdinfo.co.za

z

Цифровой «негатив» записывается на карту сразу после этапа оцифровки аналогового сигнала. Его использование позволяет отложить все эти настройки до этапа обработки на ПК.

Цветовая интерполяция

Типичная матрица цифровой камеры состоит из расположенных на одной плоскости ячеек, которые реагируют только на яркость, формируя монохромное изображение. Чтобы получить информацию о цвете, инженер компании Kodak Брюс Байер 20 лет назад предложил установить перед каждой ячейкой фильтр одного из трех цветов — зеленого, красного и голубого, которые в сумме дают нужный оттенок. Данная технология используется по сей день. На каждую ячейку с красным и голубым фильтрами приходится две с зеленым, поскольку этот цвет содержит основную информацию о яркости.

После преобразования в цифровую форму картинка состоит из пикселей красного, зеленого и синего цветов. Для непосредственной работы такое промежуточное изображение непригодно. Чтобы каждый пиксель на выходе имел естественный оттенок (то есть включал все три цветовые составляющие), процессор камеры или RAW-конвертер суммируют цвет соседних пикселей, для чего используется сложный алгоритм цветовой интерполяции.

zАвтоматический импорт RAW-файлов в Adobe Lightroom. z

В зависимости от производителя и конкретной модели ЦФК, RAW-файл может содержать данные как до интерполяции, так и после (до этапа конечной обработки). В большинстве современных цифровых камер используется первый подход, так как программы конвертирования RAW почти всегда предлагают более совершенные алгоритмы. К тому же они постоянно совершенствуются, а процессор фотоаппарата можно поменять, купив новый. Улучшение внутрикамерных алгоритмов JPEG развивается параллельно с совершенствованием матриц. Именно оно нередко определяет преимущества новых моделей перед предшественниками — например, зеркалки Nikon D40 над D70.

Одинаковая матрица, но D40 — более «свежая» модель, и поэтому она обеспечивает лучшее качество JPEG. Но еще лучшего качества можно добиться, снимая на D70, если вообще отказаться от формата JPEG!

«Сырое» качество

z

Необработанный RAW, показанный на этом примере, был снят камерой Canon ® EOS™ 20D© 2006 Raw Release.

Тот же самый рав после обработки в программе Phase One® Capture One™ © 2006 Raw Release.

z

В RAW-файле потенциально всегда больше информации, чем в конечном. RAW-конвертеры различным образом используют эти данные. Одни лучше подходят для обработки недоэкспонированных снимков, другие «выжимают» максимум из снятых с оптимальными настройками.

Как правило, АЦП (аналогово-цифровой преобразователь) обеспечивает глубину цвета 12 бит. Есть и более продвинутые исключения: Canon 40D (14 bit), Fuji S5 Pro (14 bit x 2), Pentax K10D (22 bit). При съемке в формате JPEG мы получаем обычные 8-битные файлы, сразу годные для печати. «Лишняя» информация используется процессором, чтобы компенсировать недостатки цифрой матрицы (узкий диапазон яркостей, шум). Но даже в самых мощных и продвинутых моделях «лишняя» информация не используется на 100%. RAW хранит всю информацию, которую дает блок АЦП, включая исходную разрядность (глубину цвета).

zz

После того как файлы скопированы на компьютер, вы сами решаете, что делать с 12-битными данными. 12-битный RAW дает возможность безопасной экспокоррекции в пределах двух ступеней экспозиции в каждую сторону. Используя в RAW-конвертере инструмент экспокоррекции (просто перемещая ползунок), вы смещаете рабочую область конечного файла (8-битного). Если ваша камера слегка ошиблась в выборе параметров экспозиции, это позволит «вытягивать» тени и света без каких-либо тональных искажений или иных побочных эффектов, которые имеют место в случае серьезной тоновой коррекции.

Если же экспозиция изначально определена точно, за счет большей разрядности вы можете получать более глубокие, детализованные изображения, конвертируя «сырые» файлы в формат TIFF с 16-битным цветом. Разрядность RAW позволяет использовать этот формат для получения фотографий с расширенным динамическим диапазоном — High Dynamic Range (HDR).

Многообразие форматов

Если бы формат RAW совпадал у всех производителей, это было бы очень удобно с точки зрения совместимости программного обеспечения. В истории были попытки создать универсальный стандарт цифрового негатива, аналогичный JPEG и TIFF. Наиболее удачная из них — формат Digital Negative (DNG) от Adobe, который нашел применение в некоторых современных ЦФК (Leica M8, Pentax K10D, Samsung GX-10). Однако это — исключение из общего правила.

z z

Мало того что каждый производитель продвигает собственный стандарт «сырых» файлов (CR2, NEF, PEF, вариации с расширением RAW), так еще и внутри линейки одного производителя форматы не совпадают: как правило, для каждого нового поколения ЦФК требуется обновление ПО.

Форматы отличаются не только с точки зрения структуры данных. Иногда производители экономят место на картах памяти, используя сжатие «сырых» данных (например, как в случае Nikon Electronic Format). Теоретически такое сжатие может привести к незначительной потере качества. На практике даже минимальные потери отсутствуют. Недостаток лишь в том, что сам процесс сжатия отнимает ресурсы и может отразиться на скорости записи снимков. «Сырой» формат Pentax (PEF) воплощает противоположный подход.

z

Файл, конвертированный из RAW без обработки © М. Харин

Обработанный RAW файл © М. Харин

z

Когда не снимать в RAW

RAW-формат обеспечивает лучшее качество и возможность сделать даже из не самых удачных снимков нечто, радующее глаз. Но существует несколько ситуаций, когда снимать в RAW нецелесообразно: недостаточный объем карты памяти, серийная съемка (на некоторых «медленных» фотокамерах), бытовая съемка, прямая печать, отсутствие личного времени на обработку изображений.

Константин Иванов

Facebook Twitter Вконтакте

По материалам androidcentral.com

Многие из нас возлагают большие надежды на съемку в RAW формате и возможности, которые открываются при редактировании таких снимков на компьютере. Но некоторые имеют вообще очень мало представления о том, что это за зверь, RAW, и почему энтузиасты фотографирования из мира Android столько о нем говорят.

В общем и целом, если камера вашего аппарата способна делать RAW снимки, у этих фотографий будет лучший исходный набор характеристик для редактирования, чем у изображений в обычном JPG. И несмотря на то, что в смартфонах маленький сенсор и фиксированное фокусное расстояние не позволяют сравниться с «настоящей» камерой, сейчас на Android устройствах можно делать фотографии, которые ранее не были возможны. Чего стоит один HDR…

Но давайте посмотрим поближе, что такое снимок в RAW и что с ним можно сделать.

Что такое снимок в RAW

Если вы просто достанете новенькое устройство из коробки и сделаете снимок, у вас получится милое фото, которое отправится в вашу галерею. То, что у вас вышло – результат работы сенсора, который собирает информацию о мельчайших точках, от которых поступает по-разному окрашенный свет – о пикселях. Затем изображение корректируется (настраиваются баланс белого, резкость, уменьшается уровень шума и т.п.), проходит окончательную оптимизацию и наконец приобретает достойный для вашего экрана вид. Когда это происходит, лишняя информация о файле удаляется. Итоговый результат – изображение в JPG, которое намного меньше по размеру и создано при помощи специального ПО, чтобы выглядеть настолько хорошо, насколько это предполагает алгоритм. Если у вас современный Android аппарат, наверняка большую часть времени вас устраивает то, что получается на выходе.

Если ваше Android устройство снимает в RAW+JPG, вы получаете тот же результат, что и выше, плюс файл, содержащий минимально обработанную версию всей информации об изображении, собранной сенсором. Сенсор собирает ее с очень темных участков, очень светлых, он получает сведения о цветах, которые кажутся иными нашему глазу, и многое другое, но значительная часть этой информации теряется после оптимизации в JPG. В RAW она сохраняется, и специальное ПО может ее использовать.

Возможно, для повседневного фотографирования на Android-устройстве RAW формат вам не нужен. На таких телефонах, как LG G4, процесс создания JPG хорошо оптимизирован – получается так же хорошо, как если бы вы использовали всю информацию о снимке и создали свой JPG в фоторедакторе. Но иногда вы можете использовать RAW, чтобы исправить снимок, с которым не справился встроенный алгоритм. А некоторые из нас просто любят заморочиться – для них этот формат тоже идеален.

Какой формат RAW использует Android и почему это важно

В Android на момент существования Lollipop 5.0 есть метод, в котором камера снимает RAW в формате DNG. DNG (Digital Negative) – открытый лосслесс RAW формат, написанный Adobe в 2004 году. Он основан на формате TIFF, файлы содержат информацию об изображении, по крайней мере одно JPG превью и метаданные, которые позволяют программам читать и обрабатывать файлы. Вот почему эти файлы так велики – в них много данных.

Для тех, кто пишет ПО под Android и разрабатывает устройства, очень важно наличие формата файлов, основанного на открытых стандартах. Они могут легко и свободно распространять ПО и апдейты для новых версий, также как и рассчитывать на обратную совместимость. Таким образом они платят меньше отчислений, ведь каждая копейка на счету.

Для нас с вами это все означает только поиск программ, которые будут видеть и читать такие файлы. DNG – это широко поддерживаемый формат, вы можете видеть, что его поддерживают многие редакторы изображений под Windows, Mac, Linux и даже менее известные Unix-варианты. Есть шанс, что и у вас уже есть программы, которые понимают DNG и могут их слегка обработать. На специальные программы мы посмотрим в разделе ниже, а пока отметим, что для Android RAW – это популярный формат с хорошей поддержкой специально для тех, кто хочет серьезно углубиться в обработку изображений.

Не стоит только забывать, что несмотря на то, что поддержка RAW масштабна и позволяет делать со снимками всякие классные вещи, ограничений малого фиксированного фокусного расстояния это не отменяет. Столько информации, сколько может собрать большой сенсор обычной камеры, мы не получим. Так что в ближайшее время ваш «андроид» не заменит вам цифрозеркалку. Поэтому очень важно подходить к делу с адекватными ожиданиями.

Как обрабатывать RAW файлы

Если вы новичок, вам надо понимать, что лучшие результаты получатся на компьютере. Наверное, кто-то где-то и разрабатывает под Android супер-пупер-DNG-редактор, но для того, чтобы выжать все лучшее из ваших RAW изображений, потребуется большой экран и довольно сложное ПО. Так что скиньте изображения на компьютер любым способом.

Есть много возможностей редактирования RAW файлов на компьютере. Пользователи Windows и Mac могут использовать Photoshop или Lightroom или менее дорогостоящие, а то и вовсе бесплатные GIMP или Photoshop Express. Большинство дистрибутивов Linux укомплектованы DarkTable, ImageMagick или digiKam, также как и GIMP. Какого-то одного лучшего варианта не существует.

И вот, у вас есть файл и программа, и вы можете играться с настройками. Вам стоит поработать с экспозицией, балансом белого, резкостью и т.д., и вы можете внести безобидные изменения в информацию о снимке. Потребуется практика, чтобы фото выглядели так же или лучше, чем JPG, который выдает камера, но удовольствие от процесса – тоже не последний аргумент.

Что вы можете делать изначально, так это хорошо фокусироваться и делать хорошие композиции, а затем вам предстоит менять вручную экспозицию, резкость и уменьшать шум. Потратите время на игру с настройками – можете получить реально эффектные снимки. Фото выше было получено в ручном режиме с затвором, открытым на 1/5 секунды, чтобы вода вышла таким образом. Затем файл был открыт в Lightroom и была чуть «затемнена» экспозиция (медленный затвор все делает слишком ярким), чтобы получилось то, что вы видите. Что-то подобное можно сделать и автоматическими режимами или JPG.

А если время вам тратить не хочется, не забывайте, что ваша камера и автоматически может делать отличные снимки. Не каждый кадр нужно непременно снимать в RAW и обрабатывать, и не каждый готов на такие мучения ради хорошего снимка.

А мой Android снимает в RAW?

Возможно. Изначально требуется версия Lollipop, но не каждый смартфон с этой версией снабжен набором инструкций Сamera2 API, который позволяет снимать в RAW, и не каждое приложение камеры поддерживает эту возможность, даже если ее поддерживает смартфон.

  • LG G4 снимает в RAW в стоковом приложении камеры.
  • Nexus 6 снимает в RAW с использованием стороннего ПО камеры.
  • В будущем обновлении приложения камеры ожидается поддержка RAW для Samsung Galaxy S6.
  • HTC One M9 снимает в RAW в стоковом приложении камеры.

Другие смартфоны также могут поддерживать съемку в RAW, а обновления могут добавить эту функцию в такие аппараты, как Note 4 или Moto X, которые в настоящее время не поддерживают полностью Сamera2 API. Поэтому за полной информацией о поддержке RAW лучше обратиться на форумы.

Если вы ищете приложение для съемки в RAW, вариантов множество. Из известных – Manual Camera, Camera FV-5 и L Camera. Для более детальных разъяснений здесь тоже можно посоветовать обратиться к форумам.

Камеры и разнообразнейшие мобильные гаджеты, умеющие фотографировать, уже стали привычными предметами повседневности. Кому сейчас придёт в голову, например, переписывать какой-то нужный текст, когда можно просто достать смартфон и отщёлкать нужные страницы? Зачем пытаться объяснить на словах, как выглядит что-то, если можно это что-то отснять и потом просто предъявить фото на планшете? Сегодня фотографировать не умеют разве что пылесосы — и то не факт, что скоро производители не научат делать это и их тоже. Вон, камеры, не требующие питания, уже сделали.
Совершенно закономерным этапом совершенствования цифровой техники стал тот факт, что формат RAW вырвался из рамок профессиональных зеркальных фотоаппаратов и стал появляться и в «мыльницах», компактах и даже в смартфонах/планшетах. И если вы являетесь обладателем девайса, поддерживающего функцию съёмки в RAW, но не знаете, что это и с чем это едят — вам под кат. Формат RAW — довольно интересная и дающая массу творческих возможностей штука, хотя и требующая умения с собой обращаться…
Пост расчитан на новичков и тех, кто совершенно не в теме RAW-файлов. Любители фотографии вряд ли найдут здесь для себя что-либо новое, но могут помочь новичкам в комментариях. 😉
Achtung! Под катом тяжеловесные GIF’ки.

Суть и особенности формата RAW

Формат RAW (в переводе с английского значит «сырой») представляет собой набор чистых сигналов, полученных прямо с матрицы фотоаппарата. Это означает, что файл такого формата, строго говоря, и не является фотографией. Это своего рода негатив, который затем нужно «проявить» — выставить его параметры (экспозицию, яркость, контраст, баланс белого, резкость, насыщенность) и преобразовать в итоговый файл формата JPEG (а лучше TIFF), который уже можно будет просмотреть, отредактировать и напечатать.
То есть, в сущности, даже простая любительская камера-«мыльница», производя снимок по нашей команде, первоначально сохраняет в свою внутреннюю память именно эти самые сырые данные (прошедшие лишь автоматическую калибровочную обработку), но затем сразу же обрабатывает их по заданному алгоритму (в соответствии с выставленной программой съёмки), сохраняет и выдаёт на экран предпросмотр уже готового снимка в JPEG или TIFF.
Добиться таких красот без постобработки очень тяжело.
Технически это выглядит следующим образом:

  1. Фотограф нажимает кнопку спуска, матрица камеры «снимает» световой поток, который преобразуется в аналоговый сигнал.
  2. Сигнал поступает на обработку в микропроцессор, который интерполирует данные из сенсоров, применяет выставленные пользователем (или в авторежиме) значения баланса белого, экспокоррекции, насыщенности и т.д.
  3. Полученные результаты конвертируются в цифровой вид и сохраняются в память камеры в JPEG или TIFF-файл.

Понятно, что после этого изменить базовые характеристики кадра вроде баланса белого или контрастности будет затруднительно, так как результаты съёмки записаны в формат, исключающий всю «лишнюю» информацию: только итоговый цвет каждой конкретной точки. Глубокая правка JPEG сродни сканированию готовой дипломной работы ради исправления одной опечатки. А вот если на руках у фотографа есть чистые исходные данные с матрицы — другое дело! Поэтому современная фототехника, как правило, умеет сохранять и их тоже — в файлы формата RAW.
Для чего это нужно? Ответ очевиден — фотограф сумеет добиться гораздо большего качества итогового изображения и получит существенно более широкое поле для творческих экспериментов, если будет конвертировать RAW вручную на мощном стационарном компьютере или ноутбуке с помощью специального
Сделать из обычного леса и цветочной поляны чуть ли не инопланетный пейзаж? Проще простого!
Поэтому профессионалы всегда, когда это возможно и имеет смысл, снимают именно в RAW, чтобы затем «выжать» из сырых данных максимум возможностей без потери качества изображения и при необходимости исправить некоторые допущенные при съёмке ошибки выставленных параметров. Ведь ни для кого не секрет, что даже профессионалы иногда могут упустить из виду какой-нибудь параметр — что уж говорить про обычных пользователей…

Плюсы и минусы RAW

В чем же достоинства формата RAW, что он так популярен в профессиональной среде? Помимо самого факта возможности глубокой редактуры снимков, можно отдельной строкой упомянуть следующие преимущества:

  • в RAW сохраняются все полученные значения для каждой точки за весь период экспонирования матрицы — то есть в RAW доступен весь цветовой охват камеры, на которую производится съёмка;
  • возможность ручной коррекции недостатков фото, связанных со свойствами объектива, а также исправление (до определенных значений) ошибок экспонирования;
  • при сохранении снимка искажения преобразования не превышают 1%;
  • большие возможности изменения кадра, сделанного в ультрафиолетовом или инфракрасном свете;
  • возможность осветлять или затемнять отдельные участки кадра (при том, что, например, в том же JPEG по большей части возможно только осветление);
  • возможность выбора конечного формата сохранения изображения.

Разумеется, у RAW есть и свои недостатки. Это:

  • большой размер файлов, по причине чего место на карте/в памяти камеры заканчивается быстрее, чем при съёмке в JPEG;
  • предыдущий пункт ведёт к тому, что для серийной съёмки требуется большой буфер памяти в камере и высокоскоростная карта памяти;
  • недорогие камеры долго «думают», снимая в RAW (из-за медленного буфера, расчитанного на JPEG’и);
  • отсутствие унификации кодировки самих файлов — у каждого производителя камер он свой.

Работа с RAW

Как уже было сказано выше, для RAW нет единого формата кодировки, так как каждый производитель реализует его по-своему: у Canon это CR2, у Nikon — NEF, у Sony — ARW и так далее. Поэтому выбор софта для обработки RAW выбирается каждым фотографом исходя из используемой им фототехники. Обычно нужный софт поставляется в комплекте с фотоаппаратом. Его главное преимущество — бесплатность. Но кроме того, рынок ПО предлагает и независимые программы, поддерживающие большинство кодировок RAW, либо умеющие конвертировать их в свой специфический формат. Не имеет смысла подробно останавливаться на всех популярных программах для работы с RAW, мы лишь упомянем две самые подходящие для начинающих. Делать первые шаги проще всего с помощью «родного» софта для вашей камеры, если производитель предоставляет таковой.
Владельцы камер Nikon могут воспользоваться приложением от производителя — Capture NX-D. Данный продукт бесплатен и может быть свободно скачан с официального сайта Nikon. Преимущества NX-D заключаются в легковесности, простоте интерфейса, а также возможности сравнения изображений и наличию пакетной обработки параллельно с комплексный редактированием. Из минусов — отсутствие возможности редактирования отдельных фрагментов фото.
Для обработки снимков, сделанных с помощью фотоаппаратов Canon, существует официальная программа Digital Photo Professional. Это проверенный временем софт, существующий достаточно давно, но регулярно и оперативно обновляющийся. Она бесплатна (требуется только указать серийный номер фотоаппарата при скачивании программы с сайта Canon), при этом имеет достаточно широкий функционал и пользуется популярностью не только у любителей, но и профессионалов. Главный плюс — очень простой интерфейс, благодаря которому программа осваивается очень быстро.
Среди универсальных конвертеров RAW в первую очередь следует выделить опенсорсный Raw Therapee. При том, что распространяется бесплатно, это приложение имеет функционал, практически ничем не уступающий большинству платного софта: интегрированный файловый менеджер, функция предварительного просмотра изменений, система рейтинга снимков, удобный и понятный интерфейс, пакетная обработка. Всё просто, наглядно и понятно.
Ну и самые популярные у фотографов всего мира конвертеры — это продукты компании Adobe (платные): Camera Raw и Lightroom. Работать в Camera Raw имеет смысл для тех, кто снимает немного и кому требуется широкая доработка готового снимка уже с помощью традиционных инструментов в Photoshop. Если же обширная ретушь не требуется — можно работать в Lightroom: он проще, не так требователен к ресурсам, заточен именно под «проявку» RAW’ов и имеет встроенные средства каталогизации и создания слайд-шоу.
Следует отдельно отметить, что неоднократно предпринимались попытки унифицировать форматы кодировки RAW, и именно компания Adobe добилась в этом более-менее стабильных результатов, разработав собственную кодировку DNG. Разработка оказалась довольно успешной, и на сегодняшний день её «переваривает» не только сторонний софт, но и многие специализированные программы от производителей самой фототехники.

Редактируем RAW

Редактирование RAW (цифровая «проявка» полученных «негативов») во всех редакторах выглядит примерно одинаково. Основные манипуляции проводятся с помощью гистограммы, нескольких ползунков, отвечающих за настройку определённых параметров фотографии, а также различных дополнительных меню, в которых можно провести небольшую ретушь, не прибегая к помощи фоторедактора. Мы же остановимся только на самом основном: редактировании непосредственно данных, полученных с матрицы.
Многие RAW-конвертеры предлагают не только редактировать общую экспозицию, но и отдельно увеличить / уменьшить полученные значения для каждой точки, в зависимости от того, к какой группе оттенков она относится.
Большинство редакторов делят фотографии на пять частей, у четырёх из которых есть собственные названия: оттенки чёрного, тени, света и оттенки белого.
Всё, что находится между «тенями» и «светами» (или «бликами») — средние тона — редактируется непосредственно общей настройкой экспозиции.
Манипулируя раздельными участками можно расширить или сузить динамический диапазон снимка: получить псевдо-HDR из одного RAW-кадра или, наоборот, очень контрастную картинку из ничем не примечательного пасмурного пейзажа.
Дым вряд ли был бы настолько контрастным и атмосферным при съёмке в JPEG.

Почему недосвет лучше пересвета

Давайте на минутку забудем про то, что свет это волна, и представим его как поток частиц, а светочувствительные элементы матрицы — как своеобразные «накопители» этих частиц.
Для большей наглядности, пусть у нас идёт некий крайне неравномерный дождь, который мы ловим в квадрат 100х100 аккуратно расставленных стаканов. На момент начала экспозиции все стаканы пусты. Мы убираем крышу, которая не даёт попадать каплям в стаканы и начинается магия. Если мы закроем крышу через пять секунд — в каждом из стаканов будет какое-то своё значение накопившихся капель-фотонов. Мы можем удвоить эти значения, и получить примерно ту же «картину», но ярче и контрастнее. Таким образом «недосвеченный» кадр можно улучшить, пересчитав по определённым алгоритмам значение для каждой из точек.
А что будет, если мы уберём «крышу» всего на мгновение, а (из-за неправильных настроек камеры) световой поток, дождь, внезапно заполнит некоторые стаканы сразу до краёв? Уменьшая полученные значения, мы вместо определённых оттенков в большинстве случаев будем получать разные сорта серого: так как при переполнении светочувствительных сенсоров они регистрируют максимальное значение (белый цвет). Даже если камера регистрирует световой поток за всё время и записывает не одно значение для каждой точки, а ряд значений последовательно — из-за скорости заполнения светочувствительных сенсоров достать вменяемые данные с показателями цвета становится практически невозможно.
Пересвет на короткой выдержке практически неустраним и в этом случае RAW ведёт себя не сильно лучше, чем JPEG: данные из JPEG-картинки можно «увеличивать», осветляя полученный результат (пусть и с большими потерями качества), но совершенно бесполезно уменьшать: все светлые оттенки потеряют насыщенность и станут серыми пятнами, так как есть только их результирующий цвет, а не история накопления определённого уровня сигнала.

Съемка RAW на телефонах

Смартфоны научились снимать в формате RAW совсем недавно, да и далеко не все производители внедрили эту опцию в камеры своих телефонов. Сегодня из представленных на рынке смартфонов снимать в RAW умеют Nokia Lumia 930, 1020 и 1520, а также некоторые модели Google Nexus, OnePlus, ZTE, LG и Xiaomi. Продукция Apple в этом плане отстаёт и еще не освоила эту функцию, но некоторые приложения позволяют открывать RAW’ы из внешних источников. Конкретно формат кодировки DNG поддерживает и того меньше устройств и только после установки дополнительного софта (Mi2raw Camera для OnePlus One, ZTE Nubia Z5sn, LG G2, Xiaomi Mi2 и Mi3, а также Camera FV-5 для Google Nexus 5 и 6).
Mi2raw Camera — достаточно громоздкое приложение, которое к тому же предназначено для небольшого количества смартфонов, но имеющее неплохой функционал и в целом делающее хорошие снимки в RAW. Camera FV-5 помимо умения сохранять неплохие RAW’ы, может похвастаться удобным интерфейсом, полностью настраиваемым параметрами съёмки и кучей фич: удобные готовые программы съёмки, длинные значения выдержки, полноценный брекетинг экспозиции, режим бесконечной фокусировки и многое другое, но за неё просят несколько рубликов.
Для гаджетов на Windows есть приложение RAWer. В наличии поддержка очень большого количества форматов кодировки и моделей фотоаппаратов, быстрый импорт фото с камеры, широкий перечень возможностей, в том числе кадрирование фото, и при этом низкие системные требования и легковесность. К сожалению, функции редактирования фотографий — платные.

Безусловно, RAW — не однозначная замена другим форматам и не панацея для решения проблем ошибок съёмки. Но это действительно мощный инструмент фотографа, применение которого будет уместно в практических любой сфере — идёт ли речь о серьёзной фотографии или обычных мобильных снимках. В конце концов, снимает фотограф, а не камера, и шедевры можно создавать даже на спичечный коробок с дырочкой и кусочком плёнки внутри. RAW — не замена базовым правилам экспозиции, построения кадра и работы со светом. Но как подспорье для решения творческих задач это действительно полезный и эффективный инструмент.
Яркие и контрастные домики, не пересвеченное небо, широкий динамический диапазон и красивые цвета — без съёмки в RAW точно не обошлось.
Конечно, тут не всё так однозначно — нередко бывает так, что времени на качественную пост-обработку снимков вообще нет (даже по готовым шаблонам), и приходится сразу снимать в JPEG или TIFF. Научить родителей снимать толково в RAW и потом обрабатывать — тоже нетривиальная задача, особенно если они достаточно далеки от фотографии и/или компьютеров. И тем не менее, умение снимать в RAW даёт море творческих возможностей, поэтому осваивать этот навык имеет смысл не только тем, кто собирается монетизировать своё увлечение, но и всем, кто просто хочет радовать себя и близких снимками отменного качества.

При съёмке в JPEG мы бы получили либо чёрные пятна вместо камней, либо слишком яркий закат. RAW позволяет получить нормальную картинку и в тенях, и в ярких участках кадра.
Хотите подробную статью про обработку RAW, со всякими точками белого, точками чёрного, цветовыми кривыми, уровнями, и прочими интересностями? 🙂 Ставьте плюс, если тема интересная — мы обязательно продолжим. Удачных кадров.
Наши обзоры:
» Подключаем оригинальные геймпады к ПК
» Razer Abyssus: самый доступный Razer
» Nikon 1 S2: однокнопочная беззеркалка — Обратите внимание на этот пост. 🙂 Здесь тоже немного рассказано про возможности RAW у ультракомпактного Nikon’а.
» Обзор Lenovo Miix 3-1030 — А эта штуковина полностью на него отснята.
» Разбираемся в арт-хаосе компании Wacom
» ASUS ZenFone 5, LG L90, HTC Desire 601 — двухсимочная война за потребителя, часть 1