Elm327 доработка
Много букаф и картинок. Все началось с того что давным давно я приобрел вот такой вот сканер:
elm327 bluetooth и служил он мне верой и правдой долгие годы. И вот начитавшись ваших экспериментов с Forscanом я тоже захотел его испытать. Поставил андроид версию — классно, но хочется чего то большего, типа там писк ремня отключить или сигнал о снижении температуры на улице ниже 3х градусов цельсия, все это возможно сделать в Forscanе но только в версии под винду. А винды то как раз у меня и нет. Долго значит я мучался пытаясь подсоединиться к этому адаптеру через Forscan запущенный под седьмой виндой из под виртуалбокса на маке, но так ничего у меня и не вышло. Стал думать как приделать к нему провод, тем более слышал, что вроде как это возможно (покупать ELM327 USB с алика — не вариант, ждать долго) да и кнопку HS / MS припаять заодно, это было неделю назад. Кнопку вкорячил быстро, спасибо tolyan252 за его инструкцию.
А дальше началась чистая импровизация, погуглив тему, наткнулся на ветку Форд Фокус клуба, где обсуждались различные варианты переделки ELM327 и тут я вспомнил, что у меня уже давно валяется переходник FTDI Usb -> Serial, при помощи которого я когда — то программировал Атмеги и Ардуины. Разузнал у местных, что они думают насчет этой затеи (многие кстати походу посчитали что я больной на голову) и приступил к доработке.
Объясняю технологию: короче адаптер этот по сути состоит из двух частей, первая часть это то что подсоединяется к машине и обменивается с ней информацией, а вторая — bluetooth модуль, который позволяет общаться с этим девайсом с телефона или любой другой железяки оснащенной сабжем. Обычно когда устройство состоит из таких вот явно обособленных частей — которые работают вместе, части эти внутри устройства обмениваются инфой через один из распространенных протоколов, не буду заостряться на этом, а также на том какие они бывают и прочее. Скажу лишь то что в этом девайсе сам ELM и Bluetooth модуль общаются внутри по UART протоколу. UART — это всего два провода RX и TX по одному из них устройство читает данные по другому отправляет. Ай задолбался я это писать, короче гуглите дальше сами. Нужно вообщем разобрать девайс, выдрать Bluetooth модуль и вместо него припаять usb to serial переходник, все очень просто!
Разобранный девайс выглядит так:
разобранный девайс В верхней части композиции, по центру — вы можете видеть bluetooth модуль о котором я вам рассказывал, его нужно оттуда отпаять. Изначально у меня был план приделать провод и переключаться между USB / Bluetooth тумблером, но паяльник из ашана на 380ватт оборвал мне все дорожки от модуля к плате, так что от затеи приделать его назад — пришлось отказаться. Отпаяли, дальше нам нужно найти RX / TX / GND контакты которые шли на bluetooth модуль. Сделать это не так сложно как кажется, земля понятно, а RX / TX можно тупо прозвонить тестером используя распиновку FTDI микросхемы место под которую намечено на плате адаптера (под bt модулем):
припаялись к RX / TX / GND припаяли три провода. Если приглядеться, то можно заметить с мясом вырванные контактные площадки — куда ранее крепилась часть контактов от блютуса. Дальше приделываем туда какой нибудь подходящий толстый провод, выводим его сквозь корпус наружу и закручиваем все как было:
почти собрали К обратному концу провода припаиваем FTDI адаптер, землю в землю, rx в rx, tx в tx:
ftdi адаптер будет служить нам вилкой, то есть его и будем тыкать в комп, затягиваем все в темоусадку и получаем вот такой вот симпатичный колхозный штекеръ:
утконоса напоминает ответная часть устройства теперь выглядит у нас так:
вот такой вот адаптер получился у нас Притащил в машину подключился — все работает, тумблер переключает, кстати работает существенно быстрее чем по bluetooth, а еще выяснился приятный бонус, подключив устройство при помощи вот такого вот кабеля:
не помню как называется, короче для того чтобы флэшки в телефон втыкать к андроид смартфону — мне также удалось подключиться к нему форсканом, так что блютуз мне больше ваще не нужен. So it goes…
ForScan программа для диагностики АМ Форд + доработка Елм 327 02.02.2014 00:44
FORScan — это программный сканер для автомобилей Ford, Mazda, Lincoln и Mercury, который работает с OBD2-RS232 адаптерами типа ELM327.
внимание у нас в продаже появился адаптер с переключаетелем сразу! —
Существует множество OBD-II сканеров, чем же отличается FORScan? Тем, что он разработан специально для автомобилей Ford, Mazda, Lincoln и Mercury. Таким образом, поддерживает специфические особенности протоколов производителя, что делает FORScan значительно мощнее в работе с этими марками по сравнению с другими сканерами.
Например, FORScan может обнаруживать модули, которые не видят обычные OBD-II сканеры, может показать вам коды неисправности, которые никогда не покажут OBD-II сканеры, может показать вам параметры (PID), которые не поддерживаются OBD-II сканерами, выполнять специфические тесты и сервисные процедуры. Другими словами, FORScan может делать то, что не могут делать обычные OBD-II сканеры.
Также, FORScan обладает рядом других достоинств. Например, FORScan — БЕСПЛАТНЫЙ программный продукт, что является большим плюсом для этого класса программного обеспечения. К тому же он быстрый, не требует много места на диске и прост в использовании.
Основные возможности
Чтение и сброс кодов ошибок всех модулей (см. список поддерживаемых модулей)
Cчитывание данных с датчиков модулей
Выполнение диагностических тестов
Выполнение сервисных процедур
Поддерживаемые автомобили:
Любые автомобили марок Ford, Mazda, Lincoln, Mercury, которые могут быть прочитаны поддерживаемыми адаптерами. Это 99% моделей после 2000 года and около 92% моделей после 1996 года года (когда OBD-II был принят в США).
Поддерживаемые адаптеры:
ELM327
ELS27 (STN1170)
OBDLink SX/MX (STN11xx)
OBDKey
Поддерживаемые протоколы:
FORD HS CAN
FORD MS CAN (только для OBDLink MX, ELS27 или доработанной ELM327)
FORD SCP (J1850 PWM)
FORD 9141
Протоколы, которые будут поддерживаться в одной из ближайших версий:
FORD MM CAN (только для ELS27 v2 или модифицированной ELM327)
Поддерживаемые модули:
Почти все модули, доступные по поддерживаемым протоколам. Полный список смотри в конце статьи.
Поддерживаемые платформы:
Windows 2000/XP/Vista/7 (COM, USB, Bluetooth и WiFi адаптеры)
Платформы в разработке:
iOS v6.0 и выше (WiFi адаптеры)
Android v4.0 и выше (Bluetooth и WiFi адаптеры)
Windows Phone 8 (Bluetooth и WiFi адаптеры)
Требования
Адаптер OBD2-RS232 типа ELM327, подключенный к ноутбуку или любому другому устройству под управлением ОС Windows 2000/XP/Vista/7.
Доработка Адаптера ЕЛМ 327 ELM 327:
Внимание: все изменения аппаратной части, описанные в приведенных ниже статьях, предназначены для опытных пользователей, которые имеют необходимые навыки в области электроники и точно знают, что они делают. Мы не рекомендуем любые модификации аппаратной части людям, не имеющим необходимого опыта и навыков. Для этой категории пользователей настоятельно рекомендуются готовые решения. В любом случае, любые модификации выполняются пользователями на свой собственных страх и риск. Команда FORScan ни при каких обстоятельствах не несет ответственности за любой ущерб, вызванный этими модификациями.
Как получить доступ к шине MS CAN c помощью FORScanv2 и модицифированного ELM327
Многие модели Ford и Mazda (примерно с 2003-2004 года) оборудованы шиной MS CAN, в дополнение к обычной шине HS CAN. Но в отличие от HS CAN, MS CAN не поддерживается стандартной ELM327, т.к. MS CAN является специфическим решением производителя и использует не-OBD2 контакты. Однако, ELM327 является очень гибким инструментом, и небольшая модификация позволяет реализовать поддержку MS CAN.
Замечание для владельцев Мондео 3: модулями MS-CAN оборудовались только модели после рестайлинга в июле 2003. К сожалению, текущая версия FORScan не способна распозновать рестайлинг. Как результат вопрос про MS-CAN задается для всех моделей, включая те, на которых MS-CAN на самом деле нет. Поэтому, если ваш автомобиль был произведен до июля 2003, и/или вы можете видеть в FORScan такие модули как ACM и EATС, вам НЕ нужно переделывать ваш ELM на работу с MS-CAN.
Статья содержит две части: как переделать ELM327 и добавить переключатель HS/MS CAN, и замечания об использовании MS CAN в FORScan V2
Замечание: Если FORScan не спрашивает вас о наличии переключателя HS/MS CAN (см. раздел 2 ниже), это означает, что программа не ожидает наличие модулей MS CAN на борту и не будет проверять их наличие, даже если вы переделаете ELM.
1. Как доработать ELM327 и добавить переключатель HS/MS CAN
Стандартно, ELM327 поддерживает HS CAN, т.к. Ford HS CAN полностью соответствует стандарту OBD2. Эта шина занимает контакты 6 и 14 разъема OBD2. Шина MS CAN занимает контакты 3 and 11, соответственно. Картинка ниже иллюстрирует проблему:
Самый простой способ реализовать поддержку MSCAN — добавить переключатель, который будет переключаться между MS/HS CAN. Схема ниже объясняет суть данной модификации:
План:
Купить 6 контактный мини-переключатель типа ON-ON (например, MTS-202-A2) в любом магазине радиодеталей, также приготовить провод
Разобрать ELM327 (для большинства китайских клонов — аккуратно отклеить наклейку, под которой прячутся 4 самореза, затем открутить их)
Найти место для установки мини-переключателя (для некоторых особо компактных устройств это может оказаться самой сложной частью)
Отпаять провода от контактов 6 и 14 разъема OBD2 и припаять их к двум средним контактам мини-переключателя
Припаять 2 новых провода от 2 крайних контактов мини-переключателя к контактам 6 и 14 разъема OBD2
Припаять 2 других новых провода от 2 других крайних контактов мини-переключателя к контактам 3 и 11 разъема OBD2
Проверить выполненную работу (очень важно не перепутаь шины CAN-L и CAN-H !) и собрать ELM327. Для предотвращения путанницы, можно пометить позиции MS и HS
Пример переделанного ELM327 USB:
2. Поддержка MSCAN в FORScan v2
FORScan v2 имеет поддержку MS CAN и оптимизирован для работы с переключателем HS/MS CAN. нет необходимости настраивать адаптер для работы с MS CAN, FORScan сделает это сам (автоматически). Когда FORScan устанавливает соединение с автомобилем, он анализирет конфигурацию. Если ожидается наличие MSCAN модулей, FORScan спросит пользователя о наличии переключателя HS/MS CAN:
Если такой вопрос не задан, это означает, что FORScan не ожидает наличия MS CAN модулей в данном автомобиле и не будет их проверять. Если пользователь подтвердил наличие переключател MS/HS CAN, FORScan попросит пользователя перключить шину, например:
FORScan v2 оптимизирова под использование переключателя HS/MS CAN (минимизирует кол-во необходимых переключений). Например, чтение DTC для 5 HS CAN модулей и 2 MS CAN модулей всегда потребует только одного переключения.
Поддерживаемые модули:
Модуль управления силовым агрегатом (PCM)
Модуль Противоблокировочные тормоза / Контроль силы сцепления (ABS)
Гибридный электронный приборный щиток (HEC)
Левая газоразрядная лампа (LHID)
Правая газоразрядная лампа (RHID)
Динамический модуль автомобиля (VDM)
Модуль управления 4X4 (4X4M)
Модуль управления системой кондиционирования (ACCM)
Модуль управления аудиосистемой (ACM)
Блок управления аудиосистемой (ACU)
Модуль управления системой альтернативного топлива (AFCM)
Система адаптивного головного освещения / модуль автоматической коррекции уровня (AFS/ALM)
Адаптивная система переднего освещения (AFS)
Модуль управления дополнительным отопителем (AHCM)
Audio Interface Module (AIM)
Модуль автоматической коррекции уровня (ALM)
Модуль усилителя (AM)
Модуль интерфейса с дополнительным протоколом (APIM)
Автоматическое регулирование плавности хода (ARC)
Система автоматической остановки (система, исключающая работу двигателя на холостом ходу) (A-STOP)
Модуль управления внедорожным режимом All Terrain (ATCM)
Модуль полного привода (AWD)
Модуль управления зарядным устройством аккумулятора (BCCM)
Модуль управления аккумулятором (BCM)
Модуль управления кузовом (BCMii)
Модуль управления кузовом/ многофункциональный электронный модуль (BCM/GEM)
Модуль управления оборудованием кузова В (BCMB)
Модуль управления электропитанием аккумулятора (BECM)
Электронный модуль кузова (BEM)
Телефонный модуль Bluetooth (BPM)
Модуль защиты (CSM)
Мониторинг мертвой зоны (слева) (BSML)
Мониторинг мертвой зоны (справа) (BSMR)
Дистанционное управление климатом (RCC)
Модуль круиз-контроля (CCM)
Модуль для отключения электрической цепи подачи питания для активации двигателя (CDIM)
Проигрыватель компактдисков (CDP)
Комбинация приборов (INST)
Модуль замка рулевой колонки (CLM)
Модуль камеры, задней (CMR)
Главный блок обеспечения связи (CMU)
Модуль сотового телефона (CPM)
Модуль центрального таймера (CTM)
Комбинированный телематический модуль (CTMii)
Модуль цифрового аудиовещания (DABM)
Модуль управления С цифровой аудиосистемой (DACMC)
Модуль управления преобразователем DC — DC (DCDC)
Модуль сиденья водителя с двухзонным климат-контролем (DCSM)
Модуль управления подачей реагента (DCU)
Блок управления двери водителя (DFDM)
Модуль двери водителя (DDM)
Пиротехническая система крышки капота (DHS)
Модуль сиденья водителя (DSM)
Модуль обработки цифрового аудиосигнала (DSP)
Электронное автоматическое регулирование температуры (EATC)
Система поддержки торможения Rader (EBS)
Электронный датчик столкновения (ECS)
Электрический стояночный тормоз (EPB)
Усилитель рулевого управления с электронным управлением (EPS)
Модуль Противоблокировочные тормоза / Контроль силы сцепления (ESOF)
Передний модуль управления кузовом (F_BCM)
Модуль управления системой подачи топливной присадки (FACM)
Модуль интерфейса передних органов управления/дисплея (FCDIM)
Модуль интерфейса передних органов управления (FCIM)
Модуль интерфейса переднего дисплея (FDIM)
Передний модуль распознавания расстояния (FDSM)
Модуль управления коробкой передач (TCM)
Модуль подогрева охлаждающей жидкости, работающий на топливе (FFH)
Пассивная противоугонная система (PATS)
Передний электронный модуль (FEM)
Модуль управления впрыском топлива (FICM)
Модуль определения состава топлива (FIM)
Модуль топливного насоса (FIP)
Блок управления передним освещением (FLM)
Отопитель, работающий на топливе (FOH)
Обращенная вперед камера (FSC)
Модуль системы пожаротушения (FSSM)
Модуль управления складываемым верхом (FTCM)
Общий модуль дисплея (GDM)
Многофункциональныи электронныи модуль / интеллектуальная электрораспределительная коробка (GEM/SJB)
Общий электрический модуль (GEM)
Общий функциональный модуль (GFM)
Модуль глобальной системы определения местонахождения (GPSM)
Модуль переключения передач (GSM)
Модуль шлюза А (GWM)
Модуль управления фарами (HCM)
Модуль управления фарами 2(B) (HCM2)
Модуль коррекции наклона света фар (HD_LVL)
Комбинация приборов (IC)
Интегрированный модуль HVAC (HIM)
Модуль рулевого колеса с обогревом (HSWM)
Дисплей над головой (HUD)
Модуль рулевого колеса с обогревом (HV)
Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха (HVAC)
Интегрированный модуль воздушной подушки безопасности (IABM)
Интеллектуальная система поддержки торможения в городском цикле (ICA)
Интеллектуальныи’ модуль круиз-контроля (ICCM)
Модуль информационного центра (ICM)
Блок управления форсунками (ICU)
Модуль управления внутренним освещением (ILCM)
Модуль управления панелью приборов (IPC)
Модуль интеллектуального распределения питания (IPDM)
Модуль обработки изображений A (IPMA)
Модуль обработки изображений B (IPMB)
Модуль управления освещением (LCM)
Модуль левой приводной скользящей двери (LPSDM)
Модуль задней двери / багажника (LTM)
Центр сообщений (MC)
Многофункциональный переключатель рулевого колеса (MFSW)
Многофункциональный дисплей (MID)
Модуль преднатяжителя с электродвигателем (MPM)
Навигационный контроллер (NAV)
Пневмоподвеска (4WAS)
Кондиционирование (AC)
Система автоматического поддержания скорости (CCM)
Модуль запирания рулевой колонки (SCLM)
Рулевое управление 4 колесами (WS4)
Модуль регулирования скорости следующего поколения (NGSC)
Модуль управления аккумулятором (OBD_BCM)
Модуль управления впрыскиванием топлива (OBD_FICM)
Модуль системы классификации водителя/ пассажира (OCS)
Верхний бортовой компьютер (OTC)
Модуль Средства облегчения парковки (PAM)
Модуль управления стояночным тормозом (PBM)
Модуль сиденья пассажира с управлением микроклиматом (PCSM)
Модуль климат-контроля заднего пассажирского сиденья (rear) (PCSM2)
Блок управления двери пассажира (PDM)
Подножка с электроприводом (PRB)
Модуль управления усилителем рулевого управления (PSCM)
Модуль пассажирского переднего сиденья (PSM)
Задний модуль управления кузовом (R_BCM)
Модуль управления задней аудиосистемой (RACM)
Модуль дистанционного противоугонного устройства / профиля (RAP)
Модуль задней пневматической подвески (RASM)
Управление температурой воздуха в задней части салона (RATC)
Блок управления системой защиты водителя и пассажиров (RCM)
Задний блок управления аудиосистемой (RCU)
Задний модуль электроники (REM)
Модуль аварийной спутниковой/сотовой связи (RESCU)
Модуль развлекательной системы заднего сиденья (RETM)
Дистанционно функционирующее исполнительное устройство (RFA)
Модуль заднеи двери/ багажника (RGTM)
Складнои жесткий верх (RHT)
Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха — Задний блок (RHVAC)
Дистанционный вход без помощи ключа (RKE)
Блок А управления задним освещением (RLCMA)
Блок управления задней левой двери (DRDM)
Модуль правой скользящей приводной двери (RPSDM)
Блок управления задней правой двери (PRDM)
Мониторинг давления в шинах (RTM)
Задний мониторинг автомобиля (RVM)
Модуль датчика угла поворота (SASM)
Интеллектуальная поддержка тормозов/Радарный круиз-контроль Mazda (SBS/MRCC)
Модуль управления рулевой колонкой (SCCM)
Рулевая колонка/приборная панель/освещение (SCIL)
Модуль управления сиденьем E (SCME)
Модуль управления сиденьем G (SCMG)
Модуль управления сиденьем H (SCMH)
Снижение уровня токсичности (SCR)
Спутниковая цифровая система аудиоприема (SDARS)
Модуль управления рулевым усилием (SECM)
Вторичный модуль управления OBD А (SOBDM)
Вторичный модуль управления OBD C (SOBDMC)
Модуль управления определением боковых препятствий — левая сторона (SODL)
Модуль управления определением боковых препятствий — правая сторона (SODR)
Модуль опознавания речевых команд (SRM)
Дополнительная система безопасности (SRS)
Блок системы интеллектуального запуска Smart Start (SSU)
Модуль управления тормозами прицепа (TBC)
Модуль управления энергией (EMM)
Модуль управления заслонкой рециркуляции (TBM)
Модуль управления раздаточной коробкой (TCCM)
Модуль блока управления телематической системой (TCU)
Мониторинг давления в шинах (TPM)
Модуль управления диапазонами коробки передач (TRCM)
Модуль прицепа (TRM)
Переменное усиление рулевого управления (VAPS)
Система экстренных сообщений автомобиля (VEMS)
Узел виртуальных изображений (VIC)
Модуль защиты автомобиля (VSM)
Дело было вечером, делать было нечего. Как-то давно товарищ один отдал мне на опыты изделие из поднебесной, которое не захотело у него работать.
У меня же адаптер заработал сразу и без каких-либо сложностей. Положил я его в фокус и периодически использовал для диагностики. Единственным его недостатком было отсутствие средней шины, на которой сидит большинство модулей автомобиля. И это обстоятельство меня расстраивало время от времени. Для серьезных дел у меня есть клубный els27. Но чаще всего он либо дома лежит, либо в другой машине. А этот, так уж сложилось, был всегда под рукой. Идея доработки далеко не нова и описывалась многократно. Например на синем (раньше) форуме. ffclub.ru/topic/302511/jump_200/
Разновидность адаптера (bluetooth, Wi-Fi или USB) значения не имеет, потому что это способ соединения адаптера с ноутбуком или телефоном. А переделывать его нужно со стороны автомобиля, если можно так выразиться. Собственно приступим.
Зашел в радио магазин и купил два переключателя. Взял два разных, потому что четкого понимания, как и что буду делать, на тот момент не было. В разобранном виде адаптер выглядит вот так.
ZoomНе сильно разгуляешься.
Пины, на которые выходит высокоскоростная шина, это 6 и 14, согласно вот этой схеме.
Нужно было каким-то образом разорвать связь между платой и пинами, и вывести с контактов платы два провода на центральные ножки переключателя. А положение переключателя будет определять, с какими пинами эти два провода будут соединены. С высокоскоростной шиной (6 и 14), или со среднескоростной шиной (3 и 11). Отпаял пины от платы, вырезал изолятор из какой-то упаковки и припаял два проводка на их место. Ближе к краям, что бы не мешали. ZoomИзолятор
Потом сделал пропилы в направляющей, что бы толщина проводков не влияла на положение платы, развернул загибами внутрь пины 6 и 14 и припаял к ним проводки.
Потом припаял проводки к пинам 3 и 11 но уже снаружи направляющей.
И собрал в кучу.
Дошло дело до переключателя. Думал, думал и не смог придумать, как просто и надежно закрепить маленький ползунковый переключатель, поэтому решено было действовать по классическому варианту.
Паять переключатель нужно быстро и аккуратно. Из-за маленького размера перегревается он на раз. И желательно использовать две гайки. Первую закрутить к основанию резьбы. В противном случае есть риск вытянуть резьбу из переключателя при завинчивании внешней гайки. Собираем все в кучку и вот как это выглядит.
Сразу захотелось протестировать на авто )
Буквально сегодня с товарищем обсуждали его новую покупку — Renault Grand Scenic. Кстати, я автолюбитель из разряда «на УПК на «С» отмаслал» и своей «ласточки», естественно, не имею. Что не мешает мне давать советы, в основном по электрике да по автохимии (ЛКП и т.п.).
Так вот, начали мы за здравие: с радостного обсуждения преимуществ «европейца» с чистой историей перед российской сборкой и постоянными «жуками» на машине уже из салона. А закончили тем, что старый добрый диагностический брелок (в народе — ELM327) с новой машиной-то и не работает. Я товарищу пообещал посоветовать правильный, если это слово уместно в отношении китайских клонов, адаптер ELM327. Соединяю приятное с полезным и пишу об этом.
Итак, началось все с того, что в 2004 году Европейский союз принуждает всех производителей дизелей, проданных в ЕС, интегрировать в свои авто поддержку протокола OBD II. С этого момента и начинается его победное шествие по рядам автолюбителей (или шествие автолюбителей по рядам автосервисов). Но по-настоящему народной поддержка протокола стала в 2005 году, когда канадская компания ELM Electronics разработала на базе 8-битного микроконтроллера Microchip PIC18F2480 устройство, способное преобразовывать ряд протоколов, используемых в диагностических шинах автомобилей, в стандартный последовательный протокол RS-232 (наш любимый COM-портик).
Помимо версии 327 компания выпускает и другие модификации. Отличие — в количестве поддерживаемых протоколов, которое для 327 является максимальным: SAE J1850-PWM/VPW, ISO 9141-2 (K-Line), ISO 14230-4 (KWP), ISO 15765-4 (CAN), SAE J2411, SAE J1939. Стоимость микросхемы с оригинальной прошивкой варьируется от 15 до 20$. Чистый PIC18F2480 вообще стоит пару долларов.
Устройство назвали ELM327 и в первой версии забыли напрочь, что нужно при программировании контроллера выставить правильные фьюзы и защитить прошивку от чтения и тиражирования. Китайский брат сразу же этим воспользовался и наводнил рынок дешевыми (микроконтроллер и обвес ELM327 намного дешевле канадского устройства) копиями известного продукта. Первые «клоны» появились в 2007 году и к 2010-му оформились в так называемую «версию 1.5», которая триумфально распространилась по миру.
Китайская версия 1.5 полностью копировала оригинальную 1.4b и, нужно сказать, работала весьма неплохо. К месту подоспела и компания Microchip, предложив более дешевую и функциональную замену оригинального PIC18F2480 — PIC18F25K80, которую китайские инженеры массово и внедрили. Притом оригинальные канадские ELM327 до сих пор используют PIC18F2480.
Все бы хорошо, но китайский радиопром решил пойти дальше и обогнать пассивных канадцев. Выразилось это в желании собирать адаптеры на собственной элементной базе. В итоге рынок был наводнен множеством сомнительных решений (STM32F042, BK3231Q, 25K80 QBD327, STM8 и т.д.). Спаять-то спаяли, а вот с прошивкой пошло не все так гладко, как хотелось бы.
На остатках обрезанных прошивок возникла китайская версия 2.1, не имеющая абсолютно никакого отношения к изначальным канадским устройствам. Главный недостаток таких устройств — урезанный функционал и отсутствие поддержки большинства диагностических протоколов. Притом узнать, что конкретно отсутствует, очень тяжело. В большинстве случаев нет поддержки протокола J1850, как минимум ухудшена работа по протоколам ISO 14230/ISO 9141. Выражается это в невозможности подключения к бортовому компьютеру, в отсутствии обработки команд для индивидуального программирования параметров адаптера. Такие адаптеры напрочь отказываются работать с автомобилями, выпущенными в начале 2000-х годов, и не распознаются специализированным диагностическим ПО. Стоит отметить, что владельцы новых машин зачастую рапортуют об успешной работе версий 2.1 на новых авто при подключении по шине CAN и c использованием стандартных OBD II протоколов. Сами китайцы ссылаются на то, что «просто нужно использовать универсальные программы». Действительно, бывают случаи, когда даже версии 2.1 достаточно для просмотра базовых параметров и сброса некоторых ошибок. Но все это — игра в рулетку, и многие благодаря невысокой стоимости версии 2.1 играют неоднократно. Попадаются очень редкие экземпляры, которые поддерживают работу как по шине CAN, так и по шине K-Line.
Но лучше версии 1.5 может быть только версия 1.5. Поэтому каждый автовладелец, заинтересовавшийся самостоятельной диагностикой авто, должен ориентироваться на два ключевых параметра: version 1.5 и PIC18F25K80.
Как уже говорилось, изначально копии были не хуже оригинала, даже все детали были распаяны на местах. Но, как говорил Гераклит, «все течет, все меняется» (а во так по-ихнему: πάντα ρεῖ καὶ οὐδὲν μένει), а значит, и китаец захотел прибыль побольше, а денег вложить меньше. Отбросил ненужные, на его взгляд, протоколы, детали, строчки кода и т.п. Зато теперь Вася из гаражного кооператива может и себе, и друзьям на новый год купить 25 штук OBD mini Bluetooth. И выкинуть через пару дней, так как «не работает» и т.п.
В один прекрасный день и вашему покорному слуге вдруг понадобилось в полевых условиях диагностировать ошибки автомобиля. Хочешь не хочешь, придется разбираться. Благо товарищ принес нерабочую такую штучку с синей кнопкой «на запчасти». Грех было не разобрать, не попробовать починить. Но, начав читать, понял, что чинить не надо, — «надо правильная штучка покупать». Итак, с водой закончили, переходим к матчасти. В «синей кнопке» (см. картинку) был, мягко говоря, далеко не PIC18F2480, а «солянка» из BK3231Q + MCP2515 + TJA1040.
BK3231Q + MCP2515 + TJA1040
Ремонтировать, допаивать там что-то можно было, но в итоге приборчик бы все равно ничего толкового не показал. Набор команд там все равно обрезанный. Поковырявшись, я для себя установил некоторые правила, с помощью которых можно подобрать правильный (насколько это возможно) «клон» ELM327.
Сразу стоит определиться с понятиями и рассказать, что конструктивно все адаптеры интерпретируют диагностические сообщения и передают их по последовательному интерфейсу пользователя. Принимать эти данные можно либо по беспроводным Bluetooth/Wi-Fi, либо по USB. Если все, что вы планируете делать с помощью адаптера, — это иногда просматривать ошибки на смартфоне, то вам вполне хватит беспроводного адаптера. Если же планируется еще и что-то перепрошивать, желательно обзавестись версией USB. Менять скорость адаптера с Bluetooth нельзя (она фиксирована и составляет 38400), поэтому можно только читать диагностические сообщения и конфигурировать модули (с некоторым ограничением). Помимо невозможности увеличения скорости обмена присутствует и такая проблема, как нестабильность пинга. Время прохождения данных плавает, задержки могут достигать критических значений, при которых модуль выходит из режима программирования. Поэтому большие объемы данных передать через Bluetooth не представляется возможным. Только USB или переделка Bluetooth на USB. Из всего множества адаптеров USB очень желательно покупать с драйвером USB на
чипе FTDI. Он будет работать на скорости 500 кбит/с. Есть упоминания о том, что хорошо тянут скорость и адаптеры на чипах Prolific.
В общем, возвращаемся к покупке. Есть два возможных варианта: покупка «у китайцев» (время терпит) или покупка на у нас в интернет-магазинах (нужно срочно).
Для первого варианта алгоритм следующий:
1. Ищем устройства по ключевым словам «ELM327 OBD PIC18F25K80» (для Bluetooth) или «ELM327 OBD PIC18F2480 FTDI» (для USB). Присматриваемся к продукции фирмы VGATE (но проверяем по методике ниже). В большинстве случаев будет достаточно беспроводного адаптера, но есть автомобили вроде Ford, которым для перепрошивки, например, нужны высокие скорости (>500 кбод), доступные только через протокол USB (а микросхема FTDI232 — стандарт качества для преобразователей USB-RS232, хотя последнее время хвалят и Prolific).
2. Важно, что корпуса хороших и плохих адаптеров внешне выглядят полностью идентично, поэтому необходимо смотреть на внутреннее устройство. Среди найденных объектов отбраковываем те, у которых нет фотографий внутренностей (продавец отказывается предоставить) или на фото плата не видна, маркировка микросхемы/компонентов или микроконтроллер залит компаундом — так называемая «капля», или «сопля» (см. фото). Внутри, скорее всего, какая-то бескорпусная STM.
Неправильный контроллер
3. В случае если удалось найти устройство на PIC18F25K80, смотрим, на какую частоту установлен кварцевый резонатор (обведен красным на картинке ниже). Там должна фигурировать цифра 4 (ни 8, ни 16, ни т.п.).
Кварцевый резонатор на 4 МГц
ELM могут быть как в одноплатном оформлении (как на рисунке выше), так и в виде двух плат (рисунок ниже). Принципиальной разницы нет. Мне больше нравится двухплатное исполнение — лучше теплообмен у компонентов.
Двухплатное исполнение с кварцем на 4 МГц
4. В принципе, с осмотром картинок закончено. Теперь остается задать продавцу пару вопросов, на основании которых в случае чего можно будет открыть диспут и вернуть деньги.
Вопросы стандартные:
- Реальные ли фото на картинке?
- Действительно ли в устройстве чип PIC18F2480/PIC18F25K80, как на картинке (никаких аналогов, «лучше» и т.п. приблуд вроде STM32F042, BK3231Q, 25K80 QBD327)?
- Действительно ли на плате установлен кварцевый резонатор частотой 4 МГц (последнее время появились адаптеры, сделанные на чипе QBD327 и подписанные как PIC18F25K80, с кварцевым резонатором на 16 МГц, на них в третьей строке маркировки микросхемы содержится строка 14309MP или 1643URE — на настоящем же чипе там закодирована дата производства)?
- Поддерживает ли устройство протокол J1850 ?
- Работает ли устройство с программой FORSCAN (программа отказывается работать с явной подделкой)?
- Просим скриншот окна программы ELM Identifier , чтобы в случае обмана при проверке прикрепить свой скриншот и вернуть деньги.
В случае утвердительных ответов по всем пунктам заказываем и ждем.
5. Когда девайс пришел, первым делом проверяем, что все нормально с платой и компонентами и что фото продавца соответствует тому, что пришло. Затем подключаем ELM к разьему OBD II в машине и проверяем упомянутой выше ELM Identifier. Сравниваем картинки. Если машины нет или лень выходить на улицу, проверить можно подключением устройства к компьютерному блоку питания по схеме, приведенной ниже.
ELM327-подключение
Примерно так, как на картинке ниже, выглядят различные версии китайского ELM327 в окне ELM Identifier.
Если описать алгоритм диагностики адаптера с помощью ELM Ident кратко, то получится следующее:
1) если есть красный цвет среди полосок в версиях от 1.0 до 1.4 — адаптер полная подделка. Бежать как от огня;
2) если все полоски зеленые до 1.4 и выше, то см. пункты 2а и 2б;
2а) если номер версии соответствует зеленым полоскам (v1.5 = полоски до 1.4 или v.2.1 = полоски до 2.1), есть вероятность получить неплохой адаптер, но нужно смотреть плату и компоненты на ней;
2б) если номер версии не соответствует зеленым полоскам (v1.5 = полоски до 2.1/2.2, скорее всего, подделка, как в пункте 1, но адаптированная под запросы рынка («выдавать в ELM Identifier побольше зеленых полосок»).
6. Если программа дала приблизительно удовлетворительный результат, но совесть неспокойна, остается последний штрих: устанавливаем программу-терминал ELM327Chat и при подключенном к питанию адаптере пишем команды
ATZ ATPPS
Фальшивый адаптер ответит: «?», настоящий — примерно так, как ниже:
Write: ATZ
Read: ATZ
ELM327 v1.5
Write: ATPPS
Read: ATPPS
00:FF F 01:FF F 02:FF F 03:32 F
04:01 F 05:FF F 06:F1 F 07:09 F
08:FF F 09:00 F 0A:0A F 0B:FF F
0C:68 F 0D:0D F 0E:9A F 0F:FF F
10:0D F 11:00 F 12:FF F 13:32 F
14:FF F 15:0A F 16:FF F 17:92 F
18:00 F 19:28 F 1A:FF F 1B:FF F
1C:FF F 1D:FF F 1E:FF F 1F:FF F
20:FF F 21:FF F 22:FF F 23:FF F
24:00 F 25:00 F 26:00 F 27:FF F
28:FF F 29:FF F 2A:38 F 2B:02 F
2C:E0 F 2D:04 F 2E:80 F 2F:0A F
Пока только ответы на команды ATAL и ATPPS китайцы не научились подделывать. Но кто знает, что будет завтра? Если все пункты пройдены — поздравляю, у вас на руках практически оригинальный ELM327, который будет поддерживаться практически всем специализированным софтом. Если не повезло — продолжайте поиски или покупайте дорогие оригинальные ELM327 у контор, специализирующихся на автодиагностике.
Ах да, чуть не забыл. В начале статьи было упоминание про покупку на местных барахолках. Алгоритм проверки аналогичен. Только начинать можно с пункта 2.
Кстати, на нашем рынке замечены адаптеры, которые продавцы называют типа «ELM327 V1.5 (ххх руб.) собран на чипе PIC18F25K80 (Bluetooth)». Подделка с перемаркированным чипом, как писалось выше. Кварцевый резонатор на 16 МГц, на ATTPS не реагирует. ELM Identifier показывает «оригинал». На многих машинах отлично работает 🙂 Но… лучшее — враг хорошего. Ищите и обрящете.
Обращаю внимание! За 2-5$ нормальное что-то купить все равно не удастся.
Сергей БЕСАРАБ aka stean
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
В самом начале, проверяем работу OBDII адаптера и только после начинаем его переделывать! В противном случаи многие переделывали сгоревшие адаптеры. =)
# Помните, все что вы делаете, вы делаете на свой страх и риск! И не забывайте сохранять исходную конфигурацию в файл перед редактированием.
Вступление:
ELM327 — Диагностический адаптер с входом для авто OBD II и входом для компьютера USB. Поддерживает работу на OS windows XP/7.
Возможности: Диагностика неисправностей / сброс ошибок / прошивка модулей / откл-вкл функций автомобиля (в том числе скрытых функций авто) / привязка ключей зажигания / настройка работы модулей и многое другое…
Для Focus/Mondeo/Kuga — энтузиастами была создана программа ELMConfig, которую можно скачать бесплатно с официального форума программиста. С ней может работать даже малоопытный пользователь ПК.
Купить ELM327 можно как в Китаи так и в РФ. Для прошивок и работы с модулям обязательно только USB адаптер! bluetooth — не поддерживает высокую скорость + может выдавать сбои в работе, следствии чего можно частично записать модуль и машина попросту не заведется.
Для полноценной работы с ELMConfig, адаптер должен поддерживать (HS-CAN) высоко скоростную шину и (MS-CAN) средне скоростную шину. Большая часть скрытых возможностей и настроить на Focus 2 доступны по MS-CAN шине. По этому нам необходимо переделать стандартный ELM327 адаптер на работу обоих шин (Изначально он поддерживает только HS-CAN шину)
1. Разбираем корпус ELM327
Для этого необходимо отодрать края наклейки и открутить 4 болта
2. Впаиваем тумблер
Припеваем тумблер по схеме
— От разъема OBD отпаиваем пин №6 (провод с точками) — Припаиваем к 5-ой ножке тумблера.
— От разъема OBD отпаиваем пин №14 (провод с полосками) — Припаиваем к 2-ой ножке тумблера.
Далее
HS-CAN шина
— От ножки тумблера № 3, припаиваем к пину OBD №14
— От ножки тумблера № 6, припаиваем к пину OBD № 6
MS-CAN шина
— От ножки тумблера № 1, припаиваем к пину OBD №11
— От ножки тумблера № 4, припаиваем к пину OBD №3
В итоге мы получим рабочий адаптер ELM327 поддерживающий Высокую скорость (HS-CAN) и Среднюю (MS-CAN)
В следующих статьях будем учиться работать с ELMConfig. А точнее как и что правильно делать =)
Будьте осторожнее при пайке тумблера! Если вы перегреете, не будет работать. Обязательно по окончанию прозвоните контакты тумблера!
# Если статья была полезной, не забывайте делиться с другими читателями. Вам не сложно, а мне приятно!
Читайте так-же по теме…
— ELM327 vs ELS27, выбор OBD адаптера
— Доработка ELM327, поддержка двух CAN-шин
— Расшифровка кода ошибок
— Управления опциями FF2 через ELMConfig Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | Часть 4 | Часть 5
— Программное обеспечение (ПО)
— Чип-тюнинг замена PCM прошивки своими руками
— Диагностика неисправности подушек безопасности
— Программирование ключей зажигания Ford Focus 2
— VID-блок, инструкция как сделать конфигурацию с нуля.
Добавить комментарий