Экскурсия на ледокол ленин

Ледокол “Ленин”. Мурманск. Экскурсия. Расписание

А чего это я обхожу стороной красоты России?
Шатаемся по всяким там Египтам, а между прочим у нас и у самих полно достопримечательностей.
И некоторые даже поинтереснее заграниц будут.
В итоге я решил открыть новую рубрику “Россия”.

А начну я со знаменитого атомного ледокола “Ленин”.
Ледокол “Ленин”- это первый в мире ледокол с силовой установкой работающей на ядерной энергии.

В этой части будет главная информация.
Вы узнаете где находится сам ледокол “Ленин”, как к нему пройти, а также расписание экскурсий.

Атомный ледокол-музей “Ленин” стоит на причале у Морского Вокзала в городе Мурманск, Россия. ( Портовый проезд, 25)
Добраться до Морского вокзала можно на такси, на автобусе №19, и пешком.
Пешком до него дойти проще всего.
Справа от Железнодорожного вокзала ( ул.Коминтерна, 14), стоящего в центре Мурманска, есть переход над путями.
Проходите по этому переходу до самого конца.

По пути любуетесь паровозом, стоящим на перроне и видом многочисленных вагонов с углем, идущих в торговый порт.
Осторожнее! В начале пути довольно крутые ступеньки!

Далее спускаемся с лестниц и идём направо.
Примерно через сто метров вы увидите аллеи Морского вокзала.
Аллея красивая, там тоже можно сделать замечательные фотографии.
Морской вокзал сам по себе достоин посещения, даже если бы ледокола там и не было вовсе.
Красивое место!

На оградке у причала висят многочисленные ржавые замки, оставшиеся от свадеб.
Молодоженам нынче непременно нужно повесить свой хлам на заборе.
Желательно с надписью типа “Вася+ Оля=любовь”.
А ключ в обязательном порядке стоит швырнуть в залив. Иначе брак даст трещину.
Судя по статистике разводов приметы не работают.

Выходите на причал и непременно увидите ледокол “Ленин”.
Он большой, целых 134 метра в длину, мимо точно не пройдёте.
Чисто теоретически есть еще один путь – от Ледового дворца и плавательного бассейна вниз до торгового порта, а там налево.
Идти придется дольше и дорога так себе, только на любителя.

В этот раз нам повезло и справа от “Ленина” стоял пассажирский теплоход “Клавдия Еланская”.
Этот теплоход курсирует вдоль побережья Кольского полуострова.
Служит для связи с отдаленными поселками типа Чапома и Чаваньга.
Мы и его сфотографировали.

На фотографии ниже вы видите расписание работы ледокола-музея “Ленин”.

Экскурсии по ледоколу-музею “Ленин” в Мурманске проводятся в 12, 14, 16 часов.
А в 13 и 15 часов открыта интерактивная выставка “Атом и Арктика”.

Льготный входной билет для граждан России стоит 150 рублей.
Но паспорт не спрашивают.
Поэтому, русскоязычные гости из других стран могут не особо палясь заплатить 150 рублей, а не 500 рублей, как все остальные.
Касса находится на борту ледокола.
К оплате принимаются пластиковые карты.
Экскурсия длится примерно 50 минут. Телефон для справок – +79113456777.

И самое важное! Понедельник и вторник-выходные дни!
Музей работает со среды по воскресенье!
В праздники музей РАБОТАЕТ!

Мы пришли на экскурсию к 12 часам.

UPD. Расписание действует и в 2019 году. Изменений во времени работы и стоимости экскурсии нет.
Свежее фото от 13.02.2019.

Народ уже толпился у причала. Даже проглядывали отдельные китайские лица.
Последнее время довольно большое количество китайских туристов приезжает в Мурманск чтобы посмотреть северное сияние и попить водку, посетить Териберку и другие интересные места.

Кстати, в этот раз я использовал для фотографирования свой смартфон.
Вдобавок прицепил к нему широкоугольную линзу, чтобы больше объектов могло попасть в кадр.
Эксперимент признаю удачным!
Так действительно намного удобнее!

Время экскурсий еще не пришло и мы бродим по причалу, осматриваю ледокол со всех сторон.

Калитка закрыта на электромагнитный замок.
Проход на перрон только с сопровождающими!

И вот пробил наш час.
Группы небольшие, человек по 15-20.
У каждой группы свой экскурсовод. Грамотная организация.
Так все успеют всё осмотреть и сделать фотографии без помех.

Наша группа поднимается на борт. Нас уже ждут.

С трапа открывается вид на Морской вокзал и “Клавдию Еланскую”.

Ледокол большой и ходить куда попало не следует. Вас потом и с собаками не найдут.

Местами есть таблички запрещающие проход.

Вот вход, он же и выход с ледокола.

Практически сразу при входе касса с сувенирным магазином.
Я даже не ожидал, что здесь такая богатая сувенирка.
Есть и магнитики, и тарелки, и ложки.
Модели ледокола, пряники, брелки.
Вы даже можете купить сертификат о посещении ледокола “Ленин” на русском или английском языке.
Он пустой, можете вписать туда все ,что захотите!

Цены умеренные. Наверно, я просто не знаю с чем сравнить.

Слева от кассы фотовыставка работ Владимира Кондратьева.

А вот почтовый ящик меня просто покорил. Старый совковый почтовый ящик.
Но почему то не хватило ума спросить функционирует ли он и можно ли отправить письмо или открытку с ледокола.

..продолжение следует…

И да, это не реклама, никто не мне не платил, эх…

Свинни и ледокол “Ленин”

Немного истории

Строительство ледокола «Ленин» стало важнейшим событием в жизни страны. Оно началось летом 1956 года в Ленинграде. Строили ледокол всем Советским Союзом: турбогенераторы привозили из Харькова, судовые турбины — из Кирова, электродвигатели использовали местные, ленинградские.

Год спустя, в декабре 1957 года, судно уже спустили на воду. В 1960 «Ленин» вошел в состав Мурманского морского пароходства. Таким образом СССР приобрел огромное преимущество в вопросе освоения Арктики.

Ледокол строили, не жалея денег. Все внутренние помещения отделаны натуральной древесиной, полы покрыты ламинатом. Да, он стал от этого намного тяжелее, но Хрущев, бывший тогда у власти, понимал: «Ленин» станет визитной карточкой страны, его будут посещать зарубежные делегации, и поэтому судно должно быть сделано по высшему разряду. Так и получилось: еще на этапе строительства на борт «Ленина» поднимались министры и правящая верхушка Великобритании, США и Китая.

Ледокол засветился на открытках и почтовых марках тех времен. О нем говорили, о нем писали.

Едва ли не первое, что увидел Фидель Кастро в Советском Союзе, был ледокол «Ленин». Команданте летел с первым визитом в СССР именно через Мурманск.

На борту атомного ледокола бывал и Юрий Гагарин, для которого Мурманск значил очень многое в жизни: здесь будущий космонавт нес армейскую службу, женился и стал отцом.

Спустя 30 лет активной работы во льдах Арктики ледокол списали. Эксплуатация судна становилась все более затратной для страны, тем более, к тому времени уже было построено несколько других атомных гражданских кораблей. Они-то и обеспечивали бесперебойный транзит грузов и поддерживали научные экспедиции. «Ленин» чуть было не отправили в утиль, но потом решили оставить его на вечной стоянке в порту приписки, городе Мурманске. В 2008 году здесь открылся музей.

У вас может возникнуть вопрос: а зачем вообще нужен был ледокол и этот Северный морской путь, который судно сделало доступным в любое время года? Отвечу и для сравнения приведу статистику.

Путь из Европы в Азию через Суэцкий канал занимал 40 дней, а через Северный Ледовитый океан — в два раза меньше. Помимо прочего, это было намного дешевле. А «Ленин» проводил через ледяные дебри около 70 судов в год.

Где находится ледокол «Ленин» и как туда добраться

Первый способ

Ледокол «Ленин» стоит на вечном приколе рядом с голубым зданием морского вокзала (Портовый проезд, 25) и является единственным в своем роде музеем. Добраться до него проще всего от железнодорожного вокзала Мурманска (ул. Коминтерна, 14). Справа от входа есть лестница вниз.

Спускайтесь по ней, пересекайте небольшой сквер, и слева вы увидите длинный мост через железнодорожные пути. Это место стало моим любимым в Мурманске.

Там хорошо постоять, посмотреть на портовые краны (вечером они подсвечиваются разноцветными огнями) и вагоны далеко внизу, послушать шум крупнейшего порта России.

После того, как вы пройдете весь мост до конца, спускайтесь вправо и пройдите еще метров двести. Слева вы увидите сквер с фонарями в виде портовых кранов, заходите в него.

Справа будет здание морского вокзала, а прямо перед вами за сквером — ледокол.

Второй способ

Чтобы попасть к ледоколу «Ленин» можно пройти железнодорожный вокзал мимо, оставив его по левую руку, и следовать дальше по улице Коминтерна. Когда увидите Ледовый дворец спорта, надо свернуть налево, на Портовый проезд, и идти по нему, потихоньку сворачивая все левее.

В первый раз к ледоколу я шла именно таким путем, и он, конечно, тоже имеет свое очарование: вы будете переходить железнодорожные пути, пропускать поезда, идти совсем рядом с портовыми кранами! В общем, эта дорога тоже очень красивая. Выбирать вам.

Часы работы музея

Площадка перед морвокзалом — место само по себе приятное. Повсюду торчат портовые краны, которые похожи то ли на журавлей, то ли на ослов. Приятно смотреть на близкую воду Кольского залива и осознавать: всего 50 километров к северу по этой воде, и все — Северный Ледовитый! Летом к морвокзалу приезжают молодожены (заборчик усеян разноцветными замками), а зимой здесь холодно, и молодоженов я не застала.

В общем, если вы пришли, а ледокол закрыт, не расстраивайтесь: здесь и без него можно хорошо провести время. Например, почему бы не посетить Музей истории Мурманского торгового порта? Если повернетесь лицом к морвокзалу, музей будет по левую руку в соседнем здании.

Экспозиция охватывает сто лет развития самого северного торгового порта страны. Как вариант, можно прогуляться по скверу и почитать исторические справки, размещенные там на стендах. Но чтобы все-таки наверняка попасть на ледокол, надо знать его рабочие дни. То есть дни у него рабочие все (у «Ленина» есть своя команда, которая каждый день приходит на работу и содержит эту огромную машину), но экскурсии для посетителей проводятся в строго отведенные часы.

Ледокол «Ленин» открыт для гостей со среды по воскресенье и во все государственные праздники. Обзорные экскурсии начинаются в 12:00, 14:00 и 16:00. Ваша задача — просто подойти в указанное время к судну и ждать, вас пригласят на борт.

Помимо стандартной экскурсии (как опция есть экскурсии на английском языке: в Мурманск приезжает действительно много туристов из Китая и Европы) на ледоколе проводятся уроки астрономии и географии (на английском языке в том числе). Еще можно посетить интерактивную выставку «Атом и Арктика», сеансы в 13:00 и 15:00. В общем, если вы приехали с ребенком, скучать он не будет. Если возникнут какие-то вопросы, можете позвонить в экскурсионное бюро ледокола и уточнить. Телефон: +7 (911) 345-67-77. Официального сайта у музея пока нет.

Внутри ледокола «Ленин»

Экскурсия начинается с того, что все рассаживаются в большом зале кают-компании (помещение для досуга на корабле). Хотя нет, не так. Экскурсия начинается с того, что вас запускают на территорию, и вы поднимаетесь по чугунным ступеням лестницы.

Высота «Ленина» — 18 метров. Еще 10 находится под водой. Размеры и масштабы проекта держат под впечатлением все время экскурсии. Длина ледокола — 134 метра, но на палубы экскурсантов не пускают, так что оценить размеры ледокола в полной мере вам не удастся.

Так вот, кают-компания. Там проходили все собрания, а еще была библиотека (еще бы, «Ленин» был рассчитан на целый год плавания с командой из 240 человек!) и салон, где моряки курили и обсуждали прочитанные книги, видимо. Там же команда ледокола смотрела кино и слушала музыку. Помимо развлекательных помещений, на судне оборудован полноценный медицинский кабинет (есть даже рентгеновский аппарат). На борту всегда был хирург и стоматолог — мало ли что может произойти за год морской жизни?

В самом начале часовой экскурсии вам прочитают технику безопасности, обязательную к соблюдению. Меня больше всего впечатлило количество помещений на судне: более тысячи!

«Камеры установлены не везде, так что, если потеряетесь, искать вас будут долго», — сказал экскурсовод, и никто не потерялся.
Вам покажут рубку (капитанский мостик), откуда открывается прекрасный вид на город.

Да и вообще эта рубка — единственное место, откуда обычный человек может посмотреть на Мурманск с вод Кольского залива.

Посмотрите на атомный реактор, каюты, турбогенераторное отделение и просто коллективно походите по коридорам ледокола, которые спустя минут 10 кажутся абсолютно одинаковыми.

Кстати. Летом 2016 года съемочная группа Николая Хомерики работала здесь над фильмом «Ледокол», так что если не видели это кино, посмотрите. После посещения музея будет вдвойне интересно.

Сейчас на ледокол каждый день приходит команда, а вот боцман живет на борту на постоянной основе. Вместе с ним, как рассказал экскурсовод, живет и кот по кличке Вано. Говорят, повстречать его в коридоре — к счастью.

Рядом с кассой расположен сувенирный киоск, где продаются разные открытки, значки с изображением ледокола (140 рублей), красивые фотоальбомы (от 2 000 рублей), футболки, ручки.

Постройка

Памятная золотая монета России, 1000 рублей, 2007 год.Памятник ледоколу «Ленин» в мемориале «Покорителям Арктики» в Мурманске

Проект атомохода был разработан в ЦКБ-15 (п/я 619; ныне «Айсберг») в 1953—1955 годах (проект № 92) после принятия решения о строительстве атомного ледокола 20 ноября 1953 года Советом министров СССР. Главным конструктором был В. И. Неганов. Атомная установка проектировалась под руководством Игоря Ивановича Африкантова. Научным руководителем работ был назначен академик А. П. Александров. Корпусная сталь марок АК-27 и АК-28 была специально разработана в институте «Прометей» для ледоколов.

Из-за новизны оборудования во время проектирования возникли сложности с компоновкой машинного отделения. Было принято решение о создании макета машинного отделения из дерева. На этом макете отрабатывались компоновочные решения конструкторов, благо переделать тот или иной фрагмент помещений было достаточно просто и, без сомнения, куда дешевле, чем если бы это пришлось делать на строящемся судне.

Судно было заложено 25 августа 1956 года на судостроительном заводе им. А. Марти в Ленинграде. Главный строитель — В. И. Червяков.

Судовые турбины — Кировского завода. Главные турбогенераторы — Харьковский электромеханический завод. Гребные электродвигатели — ленинградский завод «Электросила».

Спущен на воду 5 декабря 1957 года. Ядерная энергетическая установка смонтирована в 1958—1959 годах. 6 августа 1959 года осуществлен физический пуск ядерного реактора. 12 сентября 1959 года уже с верфи Адмиралтейского завода отправился на ходовые испытания под командованием П. А. Пономарёва (западная пресса указывает дату 15 сентября).

Во время строительства и испытаний на борту атомохода побывали множество делегаций и представителей разных государств и стран мира, в том числе премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан, вице-президент США Ричард Никсон, министры КНР.

3 декабря 1959 года сдан Министерству морского флота. С 1960 года в составе Мурманского морского пароходства.

Эксплуатация

Благодаря большой мощности энергетической установки и высокой автономности, ледокол уже в первые навигации показал прекрасную работоспособность. Применение атомного ледокола позволило существенно продлить срок навигации.

С 4 ноября 1961 года капитаном ледокола стал Б. М. Соколов.

В 1966 году по результатам эксплуатации было принято решение заменить старую трёхреакторную атомную паропроизводящую установку с реакторами ОК-150 на более совершенную двухреакторную с реакторами ОК-900. Основная причина — низкая ремонтопригодность. Старую реакторную установку утилизировали затоплением в заливе Цивольки на Новой Земле после выгрузки топлива. Монтаж новой установки закончили к 1970 году.

Обладал хорошей ледопроходимостью. Только за первые 6 лет эксплуатации ледокол прошел свыше 82 тысяч морских миль и самостоятельно провел более 400 судов. За всё время эксплуатации прошел 654 тыс. миль, из них во льдах 563,6 тыс. миль.

В июне 1971 года ледокол «Ленин» первым из надводных судов прошёл севернее Северной Земли. Рейс начался в Мурманске и закончился в Певеке. Таким образом была подготовлена экспедиция ледокола «Арктика» на Северный полюс в 1977 году.

Ледокол «Ленин» проработал 30 лет и в 1989 году был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске. Сейчас на ледоколе действует музей, ведутся работы по расширению экспозиции.

В январе 2016 года министр культуры России Владимир Мединский подписал приказ о включении ледокола «Ленин» в единый государственный реестр памятников культурного наследия федерального значения. После проверки соответствия всем требованиям, которое заняло два года, в октябре 2018 года ледоколу «Ленин» вручили паспорт о присвоении статуса объекта культурного наследия федерального значения России.

  • Почтовая марка СССР, 1958 год

  • Почтовая марка России, 2009 год

  • Почтовый конверт и марка СССР, 1978 год

Инциденты

В литературе описывается несколько инцидентов, произошедших в конце эксплуатации реакторной установки ОК-150, однако достоверно неизвестно, каким уровням по Международной шкале ядерных событий они соответствуют, и может ли хоть один из них квалифицироваться как авария.

  1. В феврале 1965 года в ходе планового ремонта главных циркуляционных насосов первого контура реактора №2 из-за ошибки операторов кратковременно остановилась циркуляция воды через активную зону, что привело к перегреву последней, который в разных источниках описывается как оплавление с разрушением технологических каналов, частичное повреждение ~60% тепловыделяющих сборок или серьёзные механические повреждения некоторых тепловыделяющих сборок вплоть до отрыва части конструкций, обнаруженные при выгрузке ОЯТ. 95 отработанных ТВС были перегружены в пеналы хранилища плавтехбазы «Лепсе». Оставшиеся 124 ОТВС (около 60% топлива) были выгружены вместе с экранной сборкой и компенсирующей решёткой, помещены в специальный цилиндрический контейнер, который заполнили твердеющим радиационно стойким консервантом и герметизировали приваренной крышкой из нержавеющей стали. Для него построили цилиндрический понтон, в который был вварен специальный кессон также из нержавейки. После двухлетней выдержки на берегу контейнер вставили в кессон, забетонировав после этого оставшееся в кессоне свободное место. В итоге понтон с контейнером с ОЯТ затопили в заливе Цивольки на восточном побережье архипелага Новая Земля.
  2. Примерно в районе сентября 1965 года или несколько позднее прямо во время навигационного сезона была обнаружена течь первого контура реактора №3. Один из двух парогенераторов работоспособного реактора всего через три тысячи часов работы подвела вставная нержавеющая рубашка, которая должна была защищать внутреннюю поверхность корпуса от коррозии в течение нескольких десятилетий, и этот парогенератор имел течь первого контура во второй. В результате второй парогенератор до конца навигации мог выдавать лишь половину штатной мощности реактора.
  3. В начале 1966 года из-за нарушения технологии сварочных работ в аппаратной на ледоколе загорелся крупный пожар, разрушивший кабельные трассы. С большим трудом последствия пожара были ликвидированы, а парогенератор на третьем реакторе заменён.
  4. Летом 1966 года, по разным источникам в конце навигации или перед её началом при вводе установки в работу, была обнаружена новая течь вставной плакированной антикоррозийной рубашки из нержавеющей стали: теперь на реакторе №1, причём не на парогенераторе, а уже на силовом корпусе самого реактора. Устранить её без замены корпуса вместе со всем реактором оказалось невозможно.
  5. По сведениям организации «Беллона», уже в 1967 году (по другим данным, подготовка к демонтажу реакторного отсека началась в конце 1966 года) на одном из реакторов была зафиксирована течь трубопроводов третьего контура, охлаждавшего оборудование первого контура. Во время вскрытия неразборной бетонной биологической защиты для выяснения места протечки якобы были нанесены серьёзные механические повреждения оборудованию реакторной установки.

По разным версиям, решение о замене ОК-150 на ОК-900 вместо ремонта и модернизации имеющихся реакторов было принято после второго, четвёртого или пятого инцидентов. Документально оформлено оно было постановлением Совмина СССР № 148-62 18 февраля 1967 года.

> В культуре

На атомоходе снимался фильм «Ледокол».

> Капитаны

  • Павел Акимович Пономарёв (1957—1961)
  • Борис Макарович Соколов (1961—2001)
  • Александр Николаевич Баринов (2001 — н. в.)