Джойстик кобра м5

Обзор Defender Cobra M5. Джойстик с магнитным сердцем

Буква «М» в названии этого джойстика неслучайна – это начальная буква слова «магнитный»: именно такого типа сенсоры применены в конструкции игрового манипулятора Defender Cobra M4.
Те, кто следит за компьютерными новостями, уже слышали о предыдущем продукте Defender – джойстике Cobra R4, который был основан на резисторах, а потому не мог похвастать идеальной чувствительностью и точностью. Модель Cobra R4 явилась первым опытом компании в разработке игровых джойстиков для авиасимуляторов. Модель M5 более продвинута в техническом, да и дизайнерском плане, к тому же этот джойстик разрабатывался специалистами Defender, поэтому это уникальный пока еще для рынка продукт с магнитными датчиками за такую цену.

Внешне джойстик выглядит довольно брутально – обращает на себя внимание массивное основание, утяжеленное стальной пластиной на днище. Благодаря этому «балласту», джойстик весит 1.65 кг и совершенно не опрокидывается при игре, ему даже присоски не нужны – очень устойчивая конструкция.

На верхней части корпуса нет кнопок, только лишь регулятор, он же РУД – рукоятка управления тягой. Не сказать, чтобы он был удобный, но его движение плавное и легкое. Минусом для профессиональных пилотов будет отсутствие afterburn, однако манипулятор все же ориентирован на любителей.

Место сочленения рукоятки и корпуса выполнено, на наш взгляд, практично и качественно: шарнир закрыт резиновым чехлом.

Сама рукоятка выполнена из пластика и обладает средним размером, поэтому подойдет для ладоней любого размера и будет удобна благодаря выступу под большой палец и большой площадке-упору для ладони.

Все кнопки сосредоточены на рукоятке и доступны для управления пальцами. это вызывает некоторую скученность, если учесть, что Defender Cobra M5 предоставляет в ваше распоряжение 23 кнопки. При этом реально кнопок всего 9 и один 8-позиционный хэт.

В верхней части ручки имеется один джойстик на 4 положения, который является программируемым и фактически аналогичен четырем кнопкам. По краям размещены две красных программируемых кнопки, различающихся формой (тактильно). А вот секрет переключателя, расположенного посередине как раз и скрывает возможность использования 7 из 9 кнопок в трех режимах – так мы и получаем 23 кнопки, переключая «страницы» назначенных кнопок при помощи переключателя. Главное – запомнить, что и на какой «странице» назначено. Курки у продукта и вовсе уникальные – технология ClusterFire позволяет реализовать залповый огонь, нажимая на два курка одновременно. К тому же внешний курок (черный) откидной – когда он не нужен, он просто откидывается вперед.

Кроме того, под мизинцем расположена еще кнопка с откидным рычажком, которая может быть использована, например, для тормоза.

Рукоятка РУС перемещается в двух осях – X и Y. Перемещение мягкое, ручка идет легко и свободно. Переход через нулевую точку ощутим, но если рука лежит на РУС, то почти и незаметен. Третья ось – рыскание – осуществляется поворотом рукоятки вокруг своей оси.

В качестве датчиков движения по осям X/Y применены магнитные резисторы, которые отслеживают не изменение магнитного поля, а угол его поворота с высокой точностью, благодаря этому точность управления находится на высоте. Напротив, две другие оси используют резисторы, хотя и качественные – получаемые кривые в JoyTester не имеют выбросов.

Внутренний вид манипулятора хоть и не говорит о высочайшем классе устройства, но выдает аккуратную сборку и шлейфы с разъемами.

Очень интересный джойстик получился на этот раз у Defender. Cobra M5 может похвастать таким набором характеристик, которым должен обладать любой уважающий себя игровой манипулятор, пригодный хоть для начинающих любителей виртуальных полетов, хоть для продвинутых любителей. Профессионалы же все равно будут искать более точный и аутентичный продукт для своих целей. Среди уникальных возможностей можно отметить переключаемые карты кнопок, что делает джойстик функциональным, уникальные курки ClusterFire, способные отрабатывать залповый огонь, а также откидную кнопку. Приятно порадует и стоимость джойстика, составляющая примерно 1600 рублей. За это манипулятор удостаивается «Выбора редакции».

Не ходите в Рейвенхолм, или обзор джойстика Defender M5 Cobra

Новинки в ассортименте джойстиков появляются нынче весьма редко. Насколько могу, я отслеживаю ситуацию в этом плане. Из новинок за последние годы можно назвать разве что пару моделей джойстиков от Defender — Cobra M5 и Cobra R4 и навороченный Saitek X-55 Rhino. X-55 Rhino не удалось пока лично протестировать, а вот с M5 и R4 встречался.

Про R4 не стоит рассказывать, это не джойстик, а недоразумение с мотором, а М5 достоин отдельной статьи. И хотя обзоры на него есть в интернете, это большей частью «заказные» статьи или написаны авторами не сильно разбирающимися в данной теме.

Предваряя обзор, скажу что данный джойстик имеет не совсем обычную историю. Он проектировался нашими отечественными энтузиастами как достаточно доступный по цене, в то-же время точный и с большими возможностями модернизации. Весь процесс создания обсуждался на авиационном форуме (ныне почившем в бозе). Кто хочет подробностей, вот статья о создании данного джойстика (и не только об этом).
На данный момент выпущено уже три ревизии джойстика Cobra M5.
Визуально можно отличить только первую — у нее нет выступа на колесике управления тягой двигателя. Во второй ревизии улучшили резистор твиста и поменяли контроллер (установлен NJoy32 Pro от ВКБ, имеющий весьма значительные возможности по модернизации). А так-же исправили проблему с небольшим запаздыванием реакции на осях. В третьей ревизии, в угоду удешевлению, контроллер опять поменяли на простенький. Джойстики второй ревизии — раритет и купить их уже очень сложно. Определить ревизию джойстика можно по номеру прошивки. 1.07-1.13 — первая ревизия, 1.27 — вторая, 1.01 — третья. Посмотреть версию прошивки — этой программой.
На тестирование мне досталась Кобра третьей версии.

Технические характеристики:

— Интерфейс: USB 2.0, 3.0;
— Тип соединения: Проводное;
— Тип датчика: Магнитный сенсор M-Force;
— Кол-во осей позиционирования: 4;
— Количество кнопок: 23, включая 2 курка ClusterFire™ (7 физических кнопок + 2 курка)
— D-Pad: 8-позиционный;
— Совместимость с версиями Windows: Windows XP/Vista/7;
— Длина шнура: 1.2 м;
— Вес: 1650 г;
— Питание: 5В от порта USB.

Небольшое лирическое отступление.
Все датчики в джойстиках можно условно поделить на 2 типа:
1) потенциометры (переменные резисторы);
2) бесконтактные датчики (датчики Холла, магниторезисторы, оптические).
Второй тип гораздо предпочтительнее по точности и долговечности.
В Кобре используются магниторезисторы и ниже я немного подробнее о них расскажу.

Упаковка и комплектация

Поставляется джойстик в небольшой, но очень красочно и информативно оформленной коробке. Информации и завлекательных картинок на коробке столько, что читать и рассматривать ее можно не один вечер.
_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________
Коробка мне попалась в не очень потребном виде, приношу извинения.
В комплекте:
— краткая инструкция по использованию;
— диск с игрой War Tunder;
— гарантийный талон;
— бонус-код War Thunder (1000 Золотых орлов).

Внешний вид

Внешний вид у джойстика весьма брутальный. Дизайн сделан на базе эргономики ручки истребителя-бомбардировщика Су-34 (или Су-29, тут сами авторы путаются в показаниях). Поверхность из удобного софттач пластика и не скользит в руке.
_______________________________________________________________________

______________________________________________________________________
Имеется подставка под ладонь и небольшая накладка с левой стороны под большой палец.
Сочленение рукоятки и основания прикрыто мягким резиновым пыльником.
_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________
В основании массивная, толщиной 4 мм, металлическая плита, на которой приклеены четыре рифленые резиновые ножки.
_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________
За счет этого джойстик очень прочно стоит на столе. Такое решение гораздо удобнее, нежели присоски, которые используют некоторые производители и которые любят в ответственнные моменты отрываться от стола.
Помимо этого в металлической плите есть 4 отверстия и можно насмерть прикрутить джойстик к поверхности болтами или саморезами (с разрешения особ женского пола, потому как если она сядет за компьютер написать важное друзьям в твиттере, а посреди стола прикручена палка…).
Все органы управления, кроме колесика управления тягой двигателя расположены на рукоятке.

По центру расположен трехпозиционный переключатель режимов.
_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________
Производитель предлагает такие названия режимов: ближний бой, дальний бой, навигация.
При переключении режимов все кнопки, кроме курков ClusterFire™ и восьмипозиционного переключателя видов, меняют свою функцию. То есть 7 кнопок могут работать в трех режимах.

ClusterFire™ представляет из себя две гашетки. При нажатии сначала срабатывает первая кнопка и если продолжать движение, то срабатывает вторая. Первую гашетку можно откинуть вперед и пользоваться только второй гашеткой.
_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________
Снизу расположен откидной рычаг — колесный тормоз, как его называет производитель. Если тормоза на колесах у вас на летательном аппарате в симуляторе не раздельные, то его действительно удобно использовать именно в таком качестве. Его так-же можно откинуть вниз.

На правой стороне красная пластиковая заглушка. Видимо, планировалось установить здесь кнопку, но потом от этого отказались.
_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Эргономика

Человек, который проектировал ручку, к сожалению, совсем не имел понятия об эргономике. Рукоять очень тонкая, складывается впечатление, что держишь карандаш в руке. Заканчивается рукоять несуразно здоровенной верхней частью, на которой кнопки расставлены излишне широко. Из-за этого, чтобы нажать на боковые, приходится немного выворачивать кисть, что мешает пилотированию и прицеливанию. Особенно неудобно стоит левая кнопка, недаром я видел несколько вариантов переделки данного джойстика, где эту кнопку вместе изрядным куском верхней пластиковой части рукоятки банально отпиливали.
Угол наклона площадки с кнопками неверный. Оптимально, когда в состоянии покоя рука без напряжения лежит на основных элементах управления, то есть, указательный палец на гашетке, большой палец на восьмипозиционном переключателе, а основание ладони опирается на выступ в нижней части джойстика. В данном случае, в нейтральном положении ручки, большой палец сильно отведен назад и напряжен. У меня ладонь не достает до подставки, а регулировки по высоте нет. В результате ненужное напряжение и рука довольно быстро устает. Впрочем, человек такое изумительно приспосабливающее существо, что даже к такому кошмарному дизайну можно привыкнуть.
_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________
Колесико регулировки тяги двигателя из серии «чтобы было».

Это уже придумка китайских конструкторов. Изначально джойстик планировалось выпускать в комплекте с отдельным РУДом (РУД — рычаг управления двигателем).
Управлять двигателем им неудобно, но можно. А если втянетесь, то вполне можно потом будет прикупить отдельный РУД. Например, разработки все того же ВКБ, только продающийся под брендом Gametrix ENGINE CONTROL SYSTEM.

Переключатель режимов
По моему скромному мнению, это излишнее усложнение.
На джойстике должны быть легкодоступны основные кнопки, которые в первую очередь необходимы в бою (управление системами вооружения, двигателем, закрылками). Все эти кнопки должны нажиматься на рефлексах, без взгляда контролирующего, в каком положении находится переключатель режимов. Я бы предпочел на месте этого переключателя иметь еще одну кнопку.
_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________
Впрочем, некоторые пилоты весьма благожелательно относятся к таким усложнениям. Для примера я начал считать, сколько кнопок и комбинаций я использую при полетах в симуляторе Штурмовик Ил-2. Когда счет ушел за шестой десяток — я плюнул на это дело. То есть, все необходимые кнопки все равно не запихнуть на джойстик. Есть, конечно, близко к этому подходящие системы, но это чаще всего HOTAS из совсем другой ценовой категории, типа упомянутого мной во вступлении Saitek X-55 Rhino
_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________
или Thrustmaster Hotas Warthog:
_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Попытки сделать подобное из Кобры вызывают у меня улыбку:
_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________
Докупив панели от ВКБ и умея немного работать с напильником, каждый может сделать такое со своей Коброй. Если, конечно, это вторая ревизия с нормальным контроллером, в других случаях придется еще и контроллер прикупить.

Двухпозиционный курок
Вообще, правильнее говорить гашетка. Курок это несколько другая часть оружия обычно. Реализация интересная, но не идеальная. Из минусов — большой ход первой гашетки и невнятная точка срабатывания второй. У меня, например, на внешней, первой, гашетке стоят пулеметы, а на второй, внутренней — пушки. У пушек обычно меньше боекомплект, поэтому их надо расходовать крайне экономно. Но частенько непроизвольно нажимаешь чуть сильнее и срабатывают обе кнопки, в результате чего впустую расходуется драгоценный боекомплект пушек.
Ход ручки
Джойстики весьма условно можно разделить на две категории: с коротким ходом рукоятки и с длинным. Ход рукоятки — расстояние, на которое нужно переместить руку, чтобы достигнуть крайнего положения рукояти. Это расстояние зависит от высоты ручки и максимальных углов наклона.
Длинноходовые джойстики позволяют более точное позиционирование в промежуточных положениях, а короткоходовые — более быстро реагировать на изменение обстановки. По моим наблюдениям, виртуальные пилоты, которые любят летать на истребителях, предпочитают короткоходовые джойстики. Но тут, конечно, очень индивидуально и зависит и от личных предпочтений и от организации рабочего места.
У Кобры ход ручки большой. И не в последнюю очередь из-за несколько излишней высоты джойстика. Желательно располагать его на высоте 10-15 см ниже поверхности стола. Оптимальный угол между плечом и предплечьем должен быть близок к 90 градусов. Вот так примерно:
__________________________________________________________________

__________________________________________________________________
В случае с Коброй стоящей на столе, предплечье приходится понимать сильно вверх и дополнительно изгибать руку в запястье.

Разборка
Разбирается джойстик очень просто. Достаточно открутить 4 самореза снизу и мы имеем доступ к механике и плате контроллера.
___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

В качестве датчиков использованы магниторезистивные датчики KMZ41 от NXP Semiconductors. Не путайте их с датчиками Холла — они реагируют на направление, а не на силу поля. Рядом распаяна микросхема MCP601 — операционный усилитель.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________
Прошу прощения за качество фото. Был какой-то праздник, день независимости Гондураса, или день солидарности грузчиков Мозамбика. В центре, в SOIC корпусе, как раз KMZ41.
Отличие датчиков в этой ревизии в том что они аналоговые. На первой и второй они работали в цифровом режиме. Там вместо MCP601 стояла сверхсекретная микросхема, в таком-же SOIC корпусе с 8 выводами, но со спиленной маркировкой, которая и должна была заниматься преобразованием аналогового сигнала с датчика в цифровой.
В качестве микроконтроллера используется простенький PIC18F14K50.
__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________
Механика хоть и пластиковая, но сделана достаточно качественно и люфты очень небольшие.

Загрузка раздельная по осям небольшими пружинками. Проход через центр сопровождается негромким щелчком и тактильно хорошо ощущается.
Загрузка довольно слабенькая, но можно либо поставить другие пружины, либо просто намотать вместо них резинки для денег (да, недолговечно, но их и заменить на новые несложно).

Резистор твиста в пластиковом корпусе. Боюсь, если с ним возникнут проблемы, найти замену будет нелегко.
___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Вот фото разобранной верхней части с механизмом ClusterFire™ и платой с кнопками.
___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Тестирование

На первой версии Кобры летать я так и не смог. У нее были серьезные проблемы с твистом и запаздыванием реакции на действия пилота. Третья ревизия, как я уже говорил выше, этих проблем не имеет.
Точность очень хорошая. Выставив свои кривые (я обычно чувствительность ближе к центру снижаю для более удобного пилотирования), я спокойно летал и не испытывал проблем.
Мертвых зон, как я уже говорил, нет.
Вот картинка из джойтестер:
________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Программное обеспечение

В комплекте его нет и это оправдано, так стандартных драйверов Windows вполне достаточно. Но можно скачать утилиту для калибровки джойстика с сайта производителя. Так как все три ревизии джойстика имеют различное железо, утилиты тоже свои для каждой версии. Ладно хоть что я знаю, какой ревизии у меня джойстик.
Рассказывать собственно нечего. Минималистичный интерфейс на английском.
________________________________________________________________________

________________________________________________________________________
Все то же самое делается из панели управления Windows. Единственное, можно задать мертвые зоны для каждой оси.

Выводы:
Вот теперь вы поняли смысл названия статьи? Все помнят тот Half Life? Другого пути нет. Несмотря на то что я написал достаточно много нелестного, Defender Cobra M5 — отличный джойстик за свои деньги. Причем, почти безальтернативный вариант. Единственный конкурент у него в этой ценовой категории это Thrustmaster T.16000M. Конечно, если вы хотите только попробовать, как оно, летать, используя не клавиатуру и мышь, а более аутентичные девайсы, то можно приобрести и дешевую модель. Но надолго дешевого джойстика не хватит, а некоторые модели могут и просто отбить желание использовать для управления именно такой способ. Потому как сразу летать нормально, пересев с клавиатуры на джойстик, не получится. Нужно время для привыкания. А если на ваши ошибки будут еще и ошибки контроллера накладываться, удовольствия вы точно не получите.
К отвратительной эргономике Кобры можно привыкнуть, сделать в крайнем случае накладки из пластика или кожи на рукоять для более удобного хвата. А вот такой точности и долговечности нет ни у одного джойстика за такие деньги (я выше уже назвал конкурента по точности — T.16000M, но у него тоже есть свои недостатки).
Ну и огромное спасибо нашим, отечественным конструкторам, которые смогли джойстик спроектировать и довести до серийного производства (а второе, я считаю, сложнее).

Плюсы:
— точность;
— долговечность;
— бесконтактные датчики;
— цена;
— возможность апгрейда;
— устойчивость.

Минусы:
— упрощенное и несколько неудобное управление тягой двигателя;
— эргономика.

>Defender Cobra M5 USB — Обзор

Джойстик.

>Defender Cobra M5.Цена: 1800 рублей.

Характеристики.

Джойстик представляет собой специальное устройство, напоминающее ручку (рычаг) управления, с помощью которого можно вводить информацию или управлять компьютером.

Магнитный;

недорогой;

легкий ход,

чувствительный;

массивный и устойчивый,

Количество кнопок: 23. Плюс 2 курка и 7 физических кнопок;

вес: 1650 гр;

длина шнура — 1,2 метра.

устойчивый.

Разберем подробнее характеристики джойстика такого типа.

Уникальный продукт, который имеет народное прозвище: «дешево и сердито». По сравнению с предыдущей моделью М4 (резисторной), магнитный джойстик более усовершенствованный и продвинутый, ведь он не изнашивается, ведь в нем нечему изнашиваться из-за отсутствия резистора, который быстро теряет свои позиции.

Внешний вид джойстика привлекательный и брутальный, поэтому судите сами, такой красавчик подойдет вашему интерьеру и любому устройству. Черный цвет, дополненный яркими пятнами красного и оранжевого цвета в виде кнопок отлично сочетаются и делают его еще более привлекательным агрегатом.

Как вы видите, сверху нет кнопок, только регулятор, то есть рукоятка управления, или сокращенно РУТ. Рукоятка стандартных размеров, подойдет для любой ладони, хоть самой большой, хоть детской. Имеется выступ под большой палец и для ладони. Рука удобно располагается на рукоятки, все движения идут плавно и равномерно. Вы почувствуете легкость, а к высокой скорости реагирования вы быстро привыкнете, как только поймете угол наклона.

>4 положения джойстика.

Это заменяет 4 кнопки. Плюс возможность использовать залповый огонь, то есть нажимая на 2 кнопки одновременно, выполняется стрельба залпом.

>М5.

Что обозначает буква М? Это зашифрована функция данной модели джойстика, обозначающая его «магнитность», то есть в игровом манипуляторе есть магнит.