Dirt 4

Наверняка многие, кто играл в гонки в конце 90-х и в начале двухтысячных, помнят серию раллийных игр V-Rally. Тогда она была прямым конкурентом для Colin McRae Rally, а последняя игра серии под номером 3, которая вышла в 2002 году, получила множество восторженных отзывов в игровой печатной прессе.

Спустя 16 лет V-Rally вернулась – серию решили возродить в издательстве Bigben усилиями разработчиков из студии Kylotonn.

Последние три года в Kylotonn отвечали за игры по лицензии WRC. В 2018-м новой части под номером 8 на полках магазинов не появится – поэтому в студии решили выпустить свою раллийную игру, у которой хоть и не будет лицензии на чемпионат мира, но зато она получит узнаваемое название из прошлого. Тем более, что на должности геймдиректора оказался Алан Ярну, который работал еще над той самой V-Rally 3 в 2002-м.

Прошлые части V-Rally сильно напоминали Sega Rally, где физическая модель поведения машин не требовала от игрока каких-то серьезных навыков и усилий. V-Rally 4 придерживается иной философии и предлагает более правдоподобную физику – но, конечно, не такую реалистичную, как в культовой Richard Burns Rally или в DiRT Rally.

Для игры в V-Rally 4 даже не нужно доставать с антресолей свой руль Logitech – управлять почти всеми машинами вполне удобно и с геймпада (в отличие от Project CARS 2). Как в большинстве гоночных игр, все автомобили ведут себя на трассе по-разному. Однако порой физика выдает совершенно неожиданные вещи, и удержать на трассе переднеприводный Ford Escort RS 1600 становится гораздо сложнее, чем полноприводный гораздо более мощный и легкий Fiat Punto Abarth категории S2000. На заднеприводных Porsche на гравий вообще лучше не выезжать и ограничится только асфальтовыми ралли.

Какой бы ни была физика, игровой процесс усугубляется тем, что V-Rally 4 заблокирована на 30 кадрах в секунду – даже на PS4 Pro. Для гоночной игры, в которой нужно принимать быстрые решения на огромной скорости, это серьезнейший недостаток, особенно если учесть, что все конкуренты давно научились оптимизировать свои игры на 60 FPS.

Причина, по которой V-Rally 4 работает только в 30 FPS, совершенно не ясна на фоне графической составляющей – такое ощущение, что V-Rally 4 создали лет десять назад в эпоху PS3 и Xbox 360, но релиз по какой-то причине решили отложить до осени 2018 года.

Сравнения V-Rally 4 с DiRT 4, которая вышла в 2017 году, неизбежны. У обеих нет лицензии WRC, и создателям нужно сделать интересную раллийную игру со множеством гоночных дисциплин. В V-Rally 4 их пять: традиционное ралли, ралли-кросс, гонки на багги (которые от ралли-кросса почти ничем не отличаются), заезд на склон и экстремальная джимхана, где можно представить себя Кеном Блоком.

Цель режима карьеры – стать чемпионом в каждой дисциплине. Чтобы этого добиться, нужно строить свою команду, нанимая инженеров и механиков, зарабатывать деньги на победах и покупать более конкурентоспособные машины (в автопарке игры всего 50 автомобилей), а также подписывать спонсорские контракты. Кажется, все это мы уже где-то видели.

Пожалуй, единственная вещь, которая выгодно отличает V-Rally 4 от всех остальных игр, посвященных раллийным гонкам – качество исполнения трасс. Игровые локации красивые, разнообразные, живые – до безумия. Возможно, в жанре такого не делал еще никто, а художники и левел-дизайнеры из Kylotonn превзошли сами себя.

Раллийные трассы и трассы подъема на холм по-настоящему впечатляют: это тенистые калифорнийские леса парка «Секвойя», джунгли Кении, узкие асфальтовые дороги на японских серпантинах и даже сибирские сугробы (да, действие одного из Ралли происходит в России). Многие любят раллийные игры за то, что они дарят атмосферу путешествия, и по этой части с V-Rally 4 пока вряд ли сможет потягаться кто-то другой.

Насколько хороши игровые локации, настолько сильно страдает качество моделей машин. Очень трудно признавать, но оно уступает даже вышедшей в 2009 году DiRT 2. С видом из салона играть в V-Rally 4 практически невозможно из-за маленького угла обзора, а у некоторых машин даже цифры на приборной панели попросту размазаны – это определенно нельзя назвать уровнем 2018 года.

Формально DiRT 4 – двенадцатая игра серии Colin McRae Rally, то теряющей, то вновь обретающей имя великого гонщика. С другой стороны – это четвертая часть собственно DiRT, аркадной раллийной гонки для широких масс. Дело в том, что несмотря на всю любовь геймеров, продажи чуть более хардкорной Dirt Rally оказались не так велики, как хотелось издателям, и Codemasters решила вернуться к более востребованной игроками части, заимствовав лучшие наработки из Dirt Rally. DiRT 4 – игра компромиссов, чуть более аркадная, чем Dirt Rally, чуть более хардкорная, чем DiRT 3.

Жанр аркадная гонка/симулятор
Платформы Windows, PlayStation 4, Xbox One
Разработчик Codemasters Southham
Издатель Codemasters
Сайты dirt4game.com , Steam

Безумные эксперименты по-своему неплохой DiRT: Showdown (продано 2,3 млн. экземпляров), благополучно забыты. Никаких гонок на выживание и безумных восьмерок. Режим Joyride спрятан где-то на задворках и не входит в обязательную программу. Джимхана из DiRT 3 тоже пропала. Остались только стадионные гонки Rally Cross, на которые Codemasters получила даже лицензию FIA World Rallycross Championship, да суматошный Land Rush на одинаковых трековых пикапах. Ну и, конечно же, ралли, много ралли. Современные и исторические, на переднеприводных и заднеприводных машинах, в разных классах и в разную погоду. Увы, без лицензии WRC, которую теперь держит Bigben Interactive, пугая инвесторов просто крошечными тиражами своих ежегодных раллийных симов. Последний из них, WRC 6: World Rally Championship, собрал далеко не самые лестные отзывы игроков.

Казалось бы, в таких условиях стоило передать лицензию Сodemasters, тем более что у них уже есть права на FIA Formula One World Championship и FIA World Rallycross Championship, но, к сожалению, лицензия все еще остается у Bigben Interactive и студии Kylotonn. Помня прошлый опыт лицензирования World Rally Championship – это еще как минимум на пару лет. С другой стороны, отсутствие официальных обязательств позволяет Сodemasters экспериментировать с раллийными этапами, не привязывая их к реальным трассам и календарю. Например, в DiRT 4 есть отличный генератор этапов, создающий уникальные трассы по заданным установкам, причем полученные в результате «уровни» ничуть не уступают созданным дизайнерами игры.

В любом случае, несмотря на отсутствие лицензии FIA, DiRT 4 в большей степени раллийный сим, чем официальная серия игр WRC от Bigben Interactive/Kylotonn. Раллийные этапы составляют примерно 75% гонок в режиме карьеры, чемпионаты по Land Rush и Rally Cross намного короче и менее интересны, учитывая не всегда адекватное поведение компьютерных соперников.

Для новичков в DiRT, которые успели расслабиться в DiRT: Showdown с его совсем уж аркадной физикой, предназначен режим DiRT Academy с интерактивными уроками по вождению, роликами и объяснением правил представленных в игре соревнований. На той же трассе, где проводятся уроки Академии, проходят и гонки Joyride в стиле DiRT 3 – накручивание виражей вокруг экскаваторов и разбивание пенопластовых блоков. Кстати, там же есть интересные гонки на время по очень сложным искусственным трассам, по которым разбросаны жетоны с бонусными и штрафными секундами. Хотя всего этапов в Joyride целых шестьдесят, на самом деле там повторяются три трассы, которые необходимо пройти на машинах разных классов.

Но все это приятные бонусы, основное блюдо здесь – ралли. И да, физика автомобилей и глубина симуляции в DiRT 4 отличается от DiRT Rally, хотя если кататься в режиме Pro с отключенной помощью, казуальной эту игру назвать нельзя. Впрочем, по умолчанию стоит режим Gamer с включенными помощниками, он подойдет большинству геймеров и скорее всего понравится тем, кто играл еще в DiRT 3. Я слышал и сравнение DiRT 4 по динамике и общему впечатлению от игры со старенькой Colin McRae Rally 2.0.

Длина этапов в раллийных гонках варьируется от 3-5 минут в первых чемпионатах до 10-14 минут в финальных. Количество этапов – от двух до двенадцати. И хотя официально лицензии WRC у DiRT 4 нет, из пяти представленных в игре локаций четыре почти совпадают с этапами WRC 2017 – Фицрой (Австралия), Таррагона (Испания), Вермланд (Швеция), Поуис (Уэльс). Плюс Мичиган (США) в качестве извинения перед американскими игроками.

Если смотреть на игру с точки зрения обычного игрока, а не фанатичного поклонника симуляторов, играющего обязательно с рулем, педалями и ручной коробкой передач, уровень симуляции в DiRT 4 вполне приемлемый. Машины адекватно ведут себя на трассе, заднеприводные модели отличаются по динамике от переднеприводных. Трехмерная колея в меру трехмерна, и мы очень не рекомендуем встречаться с кочками, отбойниками или откосами. Если штурман говорит «не срезать», значит, действительно не стоит. Лично мне, поклоннику дождевых гонок, понравилось, как изменяется динамика машины при разных типах дождя на разных покрытиях. Особенно хороша лесная грязь.

Официальных машин команд WRC в игре, конечно же, нет, но в целом парк не так уж и плох, выбрать есть из чего. Меня, поклонника исторических ралли, DiRT 4 порадовал гоночными машинами 80-х и 90-х годов. У них совсем другая мощность, другая динамика и управляемость, причем меняющаяся при переходе из эпохи в эпоху. Лично мне было бы интересно увидеть и раллийные авто 50-70-х годов, еще до WRC, а может быть, и более ранние.

Вот к чему есть вопросы – так это к физике столкновений. Предугадать, куда отскочит автомобиль после легкого касания откоса, очень непросто, как правило, придется начинать этап сначала, тем более что перемоток времени, как в ранних играх серии, здесь больше нет. Странно ведет себя машина и при лобовых столкновениях. Можно въехать в дерево на скорости больше 100 км/ч и отделаться лишь помятым бампером. Или, совершив пару кувырков и приземлившись на крышу, остаться вообще без царапинки, даже стекло не треснет. При этом пробить колесо или повредить амортизаторы можно даже при очень аккуратном вождении. Загадочно.

Графика DiRT 4 вызывает противоречивые чувства. Игра сделана на последней версии фирменного движка Codemasters – Ego Engine 4.0, но такое впечатление, что местами она выглядит хуже Grid Autosport, использующей Ego Engine 3.0, или даже Dirt Rally, построенной на Ego Engine 2.5. В том, что касается машинок, претензий нет. Покраска металлик с карбоновыми вставками выглядит действительно очень прикольно. Визуализация повреждений не очень эффектная, но детали ваше авто теряет, да и мнется неплохо. А вот с землей и окружающей растительностью что-то явно не то. Деревья проигрывают даже Euro Truck Simulator 2 с последним дополнением, а ведь в ралли мы видим их с более близкого расстояния. Да что там, в солнечный день перед стартом на капот моего автомобиля вообще легла пикселизированная, абсолютно квадратная тень родом из 90-х. И это на настройках Ultra! С деревьями определенно нужно что-то делать.

С другой стороны, DiRT 4 может быть и очень красивой. Особенно в дождь, которого здесь целых семь видов. Хороши трассы, особенно лесные в Уэльсе, и после дождя, когда лужи только начинают подсыхать. Вообще грязь и дождь (девять типов осадков!) удались разработчикам как никогда, их ощущаешь почти физически. А ведь здесь еще есть пять видов снега для гонок в Швеции и три типа тумана. Проходить лесной этап в густой туман – развлечение не для слабонервных. Как и ночные гонки, которых здесь тоже достаточно. А вообще, вересковые поля и скрадывающие неровности трассы вечерние тени в Уэльсе очень даже ничего. Правда.

Правда, часов через пять игры вы начнете замечать элементарные строительные блоки, из которых собраны трассы в одной локации. Причем не только на сгенерированных компьютером, но и на собранных дизайнерами этапах. Это немного удручает.

Из соревновательных режимов в DiRT 4 присутствует как асинхронный, так и традиционный мультиплеер. Асинхронные соревнования делятся на ежедневные, еженедельные и ежемесячные: выполняя их и виртуально соревнуясь с другими игроками, можно заработать деньги, которые понадобятся на апгрейд вашей гоночной базы, найм персонала и покупку машин, которые здесь весьма недешевые. В ежемесячных асинхронных соревнованиях целых 12 этапов, и они очень непростые.

Традиционный мультиплеер может включать любые типы гонок и этапы, созданные вами с помощью генератора. Вот только игроков в Сети сейчас очень немного, найти противников даже для обычных гонок не так-то просто, что уж говорить о режиме Pro Tour – рейтинговых гонках в лигах.

Проблема в том, что DiRT 4 – игра-компромисс. Но у любого компромисса есть вероятность как удовлетворить обе группы участников, в нашем случае поклонников раллийных симуляторов и раллийных аркад, так и не удовлетворить никого. Похоже, фанаты DiRT Rally не торопятся покупать DiRT 4, считая его прямым продолжением DiRT 3. А те, кому нравился DiRT 3, опасаются, что DiRT Rally слишком хардкорный для них. Скажу честно, подобные опасения были и у меня. На самом деле, с помощью настроек DiRT 4 можно сделать почти симулятором и почти аркадой, а благодаря большому количеству режимов и генератору трасс каждый сможет найти гонки для себя.

Честно говоря, даже немного обидно за Codemasters. Они ведь хотели как лучше. А получилось, что DiRT 4 стал живой иллюстрацией известной поговорки о «благих намерениях». Тем не менее, DiRT 4 – это хороший аркадный сим, если вам нравился DiRT 3, понравится и новая серия игры. Подтягивайтесь!

P.S. Автор – фанат DiRT 3, но сравнивал свои впечатления от игры с ощущениями поклонника симуляторов уровня DiRT Rally. Игра в целом понравилась обоим.

4 Оценка ITC.UA Плюсы: Сбалансированная сложность; неплохие модели машин; исторические ралли; разнообразные погодные условия; лицензия FIA World Rallycross Championship; генератор трасс Минусы: Физика проще, чем в DiRT Rally; странная система повреждений; графика не дотягивает до уровня 2017 г. Вывод: DiRT 4 – игра-компромисс, не такая хардкорная, как Dirt Rally, и не такая попсовая, как Dirt: Showdown

Roccat рекомендует: