Братья огюст и луи люмьер

Создание кинематографа

С 1883 года Луи и Огюст Люмьеры вместе со своим отцом Антуаном наладили в Лионе производство желатиновых фотопластинок с использованием бромида серебра на основе технологии, разработанной Луи. В первый год их фабрика произвела 216 тысяч фотопластинок, а к 1890 году на ней уже трудились 200 рабочих, выпускавших ежегодно 4 миллиона пластинок. С 1892 года компания Люмьеров также выпускала бромидную бумагу, и её капитал в это время составлял 3 миллиона франков.

Изобретателем техники, названной «синематографом» (фр. Cinématographe, от др.-греч. κίνημα — движение и γράφειν — писать), был младший брат, Луи, официально бывший на тот момент владельцем семейной фабрики. Его проект частично финансировал старший брат Огюст, а после создания съёмочного аппарата оба брата активно участвовали в создании первых фильмов. Вместе с Люмьерами над новой техникой работал инженер Жюль Карпантье, сконструировавший первый проекционный аппарат для демонстрации их лент.

Патентная заявка на изобретение синематографа была подана 13 февраля 1895 года, почти через два года после того, как в США был запатентован кинетоскоп Эдисона, рассчитанный, однако, на индивидуальный просмотр. Хотя Люмьеры, как указывает энциклопедия «Кругосвет», были знакомы с изобретением Эдисона и, вероятно, использовали некоторые его идеи, тот факт, что их синематограф был предназначен для массового просмотра, позволяет именно их считать создателями современного кино. Первый публичный сеанс был проведён в Париже 22 марта 1895 года, однако днём рождения кино официально считается 28 декабря того же года, когда в Grand Café на бульваре Капуцинок прошёл первый коммерческий показ фильмов Люмьеров. Широкое освещение в прессе привело к тому, что уже в 1895 году Люмьерам начали поступать предложения о проведении сеансов в других городах и странах. Чтобы справиться с растущим объёмом заявок, они прибегли к системе концессий, при которой заказчики брали напрокат проекционные аппараты, а представители компании Люмьеров их монтировали на местах и проводили сеансы, с передачей 60 % от сборов авторам «Синематографа». В первой половине 1896 года демонстрации новой технологии прошли в Лондоне, Риме, Кёльне, Женеве, Мадриде, Санкт-Петербурге и Нью-Йорке, в сентябре — в Мельбурне, а в январе 1897 года — в Японии.

Уже первые 50-секундные ленты Люмьеров заложили основу жанрового разнообразия кинематографа, включая как документальное («Выход рабочих с фабрики Люмьер», «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота», а также первая кинохроника «Прибытие делегатов на фотоконгресс в Лионе» с конференции Французского фотографического общества), так и игровое кино (среди образцов которого у публики особым успехом пользовалась комедия «Политый поливальщик»). Люмьерами был опробован ряд приёмов, впоследствии взятых на вооружение другими кинематографистами — в частности, тревеллинг, или съёмка с движущейся платформы: в роли платформы в их случае была использована гондола, на которой они проплывали по венецианскому каналу.

Первый кинопостер в истории киноматографии (1895 г.)

Съёмками кино братья активно занимались до 1898 года, когда после окончания работы над фильмом «Страсти Иисусовы» Луи Люмьер отказался от дальнейшей кинокарьеры, сосредоточившись на улучшении технологии цветной фотографии. Уход из киноиндустрии был связан также с растущей конкуренцией. Если в первые годы эксплуатации аппарата Люмьеров они получали множество заказов на него и уже к июлю 1896 года заработали на концессиях около миллиона франков, а в 1897 году их «Синематографом» различные авторы сняли более 500 картин, то в дальнейшем отсутствие усовершенствований в первоначальной конструкции заставило публику переключиться на другие модели. Публичные сеансы с использованием «Синематографа» продолжались до 1902 года, а в каталогах фабрики Люмьеров он фигурировал до 1907 года. В дальнейшем Люмьеры продолжали производить 35-мм целлулоидную киноплёнку, использовавшуюся и в более новых киноаппаратах (с начала 1900-х до начала 1940-х годов через дочернюю фирму Société des pellicules françaises), однако выпуск камер прекратили. В общей сложности доходы от сеансов и продажи съёмочных камер составляли всего 15 % от доходов компании даже в годы бума, между 1896 и 1900 годами.

В общей сложности с 1895 по 1898 год братьями Люмьер были отсняты порядка 1800 лент, переданных Луи в 1946 году Французской синематеке.

Также первый в мире кинопостер связан с братьями Люмьер. Это был постер, который анонсировал фильм «Политый поливальщик» 1895 года. Данный кинопостер выставлен на аукцион, торги которого состоятся 28 августа 2018 года.

Оценка заслуг

Звёзды братьев Люмьер в Голливуде

Звезда Луи ЛюмьераЗвезда Огюста Люмьера

В 1909 году братья Люмьер были награждены медалью Эллиота Крессона.

В честь братьев Люмьер назван астероид (775) Люмьер, открытый в 1914 году. В 1960 году в честь братьев была открыта звезда на «Аллее славы» Голливуда. Памятники братьям Люмьер установлены в частности в Лионе рядом с их бывшим семейным домом (завершён в 1962 году), в Ла-Сьоте, где снимались их первые ленты, в 1958 году и в Екатеринбурге в 2012 году. В 2017 году в городе Экибастуз (Казахстан) назвали свой единственный кинотеатр в их честь.

Памятники братьям Люмьер

  • Лион, 1958—1962

  • Ла-Сьота, 1958

  • Екатеринбург, 2012

В 1995 году Банк Франции вынужден был остановить выпуск новой 200-франковой купюры с портретами братьев Люмьер. Это решение было вызвано скандалом, связанным с открывшимися подробностями сотрудничества братьев в годы Второй мировой войны с коллаборационистским режимом Виши. Старший брат, Огюст, был назначен маршалом Петеном в городской совет Лиона, а младший, Луи, стал членом Национального совета и одним из патронов фашистского Легиона французских добровольцев против большевизма (ЛВФ). Хотя уже были отпечатаны 17 миллионов банкнот, тираж был уничтожен.

> См. также

  • Фильмография братьев Люмьер

Синематограф братьев Люмьер. Как в наш мир пришло кино?

Братья Люмьер действовали оперативно, незадолго до знаменательного дня они запатентовали «синематограф», предназначавшийся для съемки движущихся объектов и проекции снятого на экран. А за три дня до кинопоказа провели съемки короткого сюжета у ворот собственной фабрики, расположенной в Лионе. Ими были не просто проведены первые съемки фильма, впервые же было организовано дублирование — похожий сюжет снимался три раза. Выбирать лучший сюжет братья Люмьер не стали, посчитав, что все три достойны демонстрации. Сейчас трудно установить, какую именно версию этого коротенького фильма увидели зрители в исторический день 22 марта.

Появление кинематографа было стремительным и параллельно шло во многих странах, так как идеи фиксации на гибкой пленке движущихся объектов буквально носились в воздухе. Первый шаг в этом направлении сделал наш соотечественник И. В. Болдырев, который изобрел в 1878 году гибкую светочувствительную негорючую пленку. Но патент на неё он получить не смог, как и многим русским изобретателям, ему просто не хватило денег на оплату регистрации изобретения. Поэтому приоритет создания кинопленки получили шедшие по его стопам американцы Г. Гудвин и Д. Истмен.

Появление пленки позволило создавать аппараты для съемки и проекции, которых за несколько лет предложили более десятка: «фоноскоп» и «хронофотограф» Ж. Демени, «тахископ» О. Анщюца и В. А. Дебюка, «оптический театр» Э. Рейно, «кинетоскоп» Эдисона, «паноптиком» У. Латама, «плеограф» К. Прушинского, «синематограф» братьев Люмьер, «биоскоп» М. Складановского и т. д. Определять приоритеты в этих изобретениях сложно, да и нет необходимости, так как для массового показа кино зрителям большинство из них оказались непригодными. Широкую известность получил только синематограф, да короткое время позабавил зрителей биоскоп.

Первый показ киноленты братьями Люмьер был встречен овациями, став главным событием конференции фотографов. Воодушевленные авторы решили не останавливаться на достигнутом и приступили к съемкам новых сюжетов. Очередную демонстрацию киноленты они устроили 12 июня 1895 года на закрытии Лионского конгресса Фотографического общества. В этот раз «изюминкой» было то, что съемки проводились в предыдущий день, а снимали прибывающих на конгресс делегатов. По сути, это был первый в мире показ кинохроники.

В публичном платном показе кино первенство оказалось у братьев Складановских, устроивших при помощи биоскопа демонстрацию фильма 1 ноября 1895 года в варьете «Зимний сад» в Берлине. Правда, назвать фильмом шестисекундные сюжеты, склеенные в единую ленту, трудно. Но зрители в течение месяца платили деньги, чтобы их посмотреть. Кстати, Складановские впервые сопроводили демонстрацию кино специально подобранной музыкой.

Событием в кинематографе, по праву снискавшем славу первого платного показа кинофильмов, стала демонстрация 28 декабря 1895 года в Париже в подвале «Гран-кафе» на бульваре Капуцин подборки из десяти киносюжетов, организованная братьями Люмьер. Это были именно фильмы, хотя и весьма короткие. Открывала демонстрацию лента «Выход рабочих с фабрики», приоритет которой братья решили сохранить. Затем шли «Вольтижировка», «Вылавливание красных рыбок», «Прибытие делегатов на фотоконгресс в Лионе», «Кузнецы», «Политый поливальщик», «Завтрак младенца», «Прыжок через брезент», «Площадь Корделье в Лионе» и «Морское купание».

Среди показанных фильмов особо стоит отметить «Политого поливальщика» — первый в мире игровой фильм. Его сюжет вы, наверное, помните. Садовник из шланга поливает цветы. Мальчишка-хулиган незаметно наступает на шланг и садовник, пытаясь понять, что же произошло, направляет наконечник шланга на себя. В результате садовника обливает водой, и, уронив от неожиданности шланг, он бросается за мальчишкой.

В этом коротком сюжете снимались Франсуа Клер — настоящий садовник из поместья Люмьеров, а также Бенуа Дюваль — сын одного из слуг. Именно их можно считать первыми киноактерами.

В некоторых источниках можно найти информацию, что в первом показе был продемонстрирован сюжет «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота», вызвавший панику среди зрителей. Это ошибка. Знаменитый сюжет был включен братьями в демонстрацию только 6 января 1896 года.

Сюжет с поездом и на самом деле производил на зрителей большое впечатление. Вот как описывал его Максим Горький, увидевший этот фильм на Нижегородской ярмарке в июле, всего через полгода после его первой демонстрации в Париже: «И вдруг что-то щёлкает, всё исчезает, и на экране является поезд железной дороги. Он мчится стрелой прямо на вас — берегитесь! Кажется, что вот-вот он ринется во тьму, в которой вы сидите, и превратит вас в рваный мешок кожи, полный измятого мяса и раздробленных костей, и разрушит, превратит в обломки и в пыль этот зал и это здание, где так много вина, женщин, музыки и порока».

Обратите внимание на приведенную дату, всего полгода после первой демонстрации, а фильмы братьев Люмьер уже смотрят в России. И на самом деле распространение кинематографа по планете было стремительным, а Россия оказалась в числе первопроходцев. Уже в мае 1896 года в Московском театре «Эрмитаж» и в Петербургском саду «Аквариум» демонстрировались не только привезенные из Франции сюжеты, но и снятые своими «кинооператорами» на родине. Среди первых отечественных кинолент «Перенесение иконы Озерянской Божьей матери» и «Вид харьковского вокзала в момент отхода поезда с находящимся на платформе начальством».

А уже в 1908 году петербургским фотографом Дренковым и режиссером Ромашковым был снят по мотивам народной песни «Из-за острова на стрежень…» семиминутный игровой фильм «Понизовая вольница». К этому времени синематографы (кинотеатры) были во многих городах России. Прошло еще несколько лет, и фильмы в России стали снимать десятками, появились свои профессиональные киноактеры, операторы и режиссеры.

Прошло всего сто с небольшим лет. Теперь мы в удобное для себя время можем смотреть фильмы в кинотеатрах, дома по телевизору или на мониторах компьютеров. Сегодня почти в каждой семье есть своя кинотека — фильмы на кассетах или дисках. Появились и семейные видеоархивы, в которых хранятся сделанные при помощи видеокамер, фотоаппаратов-мыльниц или мобильных телефонов видеосъемки основных событий семейной жизни, туристических поездок и т. д.

Теперь трудно представить, что столь привычное и любимое нами кино начиналось со скромного сорокасекундного сюжета, снятого братьями Луи и Огюстом Люмьер в далеком 1895 году.

Теги: история, изобретения, кино, фильмы, кинопрокат>Кто придумал кинематограф

Начало

История кинематографа берёт своё начало относительно недавно — в 19 веке. Можно считать, что стимулом к появлению этого вида искусства стала фотография. Но, несмотря на то, что фотографировать научились ещё в начале позапрошлого века, кино смогло появиться только после целого ряда проб и ошибок. К созданию системы записи и воспроизведения движущихся изображений приложил руку даже Томас Эдиссон. Увы, предложенная им концепция не была рассчитана на массового зрителя и потому потерпела неудачу.

Сегодня признанными отцами-основателями кинематографии считаются французы, братья Луи и Огюст Люмьеры. Их аппаратура оказалась самой удобной из всех разработанных, с её помощью можно было снимать и демонстрировать фильмы на большом экране, что и предопределило успех их изобретения.

Первый публичный показ был проведён в марте 1895 года в Париже. А днём рождения массового кино считается 28 декабря 1895 года: в этот день состоялся первый коммерческий киносеанс. Происходило это действо не где-нибудь, а в подвале «Гран Кафе», что на бульваре Капуцинов.

Первые сеансы Люмьеров состояли из показа нескольких «короткометражек» — это были видео длиной не более 50 секунд. А самым первым из них был «Выход рабочих с фабрики». Наибольшую же популярность приобрёл ролик «Прибытие поезда». Поезд на экране как бы надвигался на зал, что выглядело очень реалистично и производило сильное впечатление на зрителей.

Первые шаги

Изобретение киноаппарата ещё не означало появления собственно кино. Братья Люмьер были пионерами, создавшими системы записи и воспроизведения изображений, но они не представляли себе всех возможностей использования своего детища. Они всерьёз полагали, что основная функция их изобретения — запись и сохранение кинохроники для потомков. Некоторые из их современников, правда, воспринимали демонстрацию движущихся картинок как довольно забавное развлечение. Но, несмотря на отсутствие пока сюжетного кино, кинематограф становился всё более популярен. Многие влиятельные люди проявили интерес к нему, что немало способствовало распространению кинематографа во всём мире.

В числе первых заинтересовавшихся кинематографом был директор одного из парижских театров Жорж Мельес. Он сумел оценил возможности кинематографа, в первую очередь, как отличного средства для расширения возможностей сцены. Именно он был первым, кто стал снимать не просто кинохронику для потомков, а фильмы по сценариям. В общем, именно ему кинематограф обязан тем, что стал самостоятельным видом искусства. Один из наиболее известных фильмов, снятых Мельесом, — «Путешествие на Луну» (1902 год).

За первые 10 лет прошлого века неуклонно росло не только число разнообразных сюжетов сценариев, но и увеличивалась продолжительность кинофильмов. Менялось и отношение к кино. И если на первых порах оно воспринималось только как одно из модных развлечений, то постепенно сформировалось восприятие его как самостоятельного вида искусства. Уже 1908 году появилось понятие «художественный фильм».

По состоянию на 1910 год бесспорным лидером по производству фильмов была Франция: здесь производилось 70% всех снимаемых фильмов. Постепенно США, Великобритания, Германия приобретают вес в мире кино и оказывают немалое влияние на его развитие. В начале 20 века средняя продолжительность кинофильма не превышала 15 минут, но уже к 1910 году было создано немало фильмов, продолжительностью примерно в один час, а уже в 1915 году американец Гриффит снял картину «Рождение нации», посвящённую гражданской войне в США, которая длилась целых 3 (!) часа. И хотя содержание фильма, было, по сути, расистским, а картина послужила причиной крупных беспорядков в Штатах, фильм имел большой успех у публики (общее число зрителей составило примерно 100 млн.), а создатели получили огромные по тем временам кассовые сборы.

Начало 1920-х — старт развития киноиндустрии в США: производство фильмов ставится на потом, а главным человеком в проекте становится не режиссёр, а продюссер. Постепенно строится голливудская система, работающая и сегодня: продюсер подбирает и выкупает сценарий, он же приглашает режиссёра. Продюссер также активно участвует в подборе актёров. Наибольший успех в кинопрокате 1920ых стали комедии, особенно фильмы с Чарли Чаплином. Несмотря на бурное развитие Голливуда, европейское кино всё же удерживало за собой позиции первооткрывателя и новатора в этой области.

Что касается российского кино, то до революции оно практически всегда создавалось на основе и по образцу западных картин. Но уже с начала 1920-ых советские режиссёры принимаются самостоятельно ставить эксперименты над выразительными возможностями кино. Творческие находки некоторых режиссёров, Сергея Эйзенштейна, например, вошли в золотой фонд мирового киноискусства.

И звук, и цвет

Практически до начала 1930-ых годов кино было немым. Кинопроизводители довольно долго не решались озвучить свои произведения, несмотря на то, что первые системы, позволяющие сделать это появились ещё в начале 1920-ых: боялись, что это повлияет на стоимость картин. И до 1927 года подавляющее большинство фильмов было «немым». Первыми, кто решился сделать всё же звуковое кино, была американская фирма «Уорнер Бразерс»: в 1927 году вышел в прокат их первый фильм, в котором персонаж на экране разговаривает — «Певец джаза».

Некоторые режиссёры и актёры были категорически против звукового кино, но звук быстро стал неотъемлемой частью кино, и уже практически все фильмы, вышедшие на экран в 30-х были звуковыми. Это значительно повысило роль диалогов, которые стали основными носителями содержательной и выразительной нагрузки во многих фильмах.

С цветом всё обстояло ещё сложнее, чем со звуком. Возможности для создания вполне качественного цветного кино были созданы в 1930-е, а в 1939 году в США был снят один из первых цветных фильмов, и по сей день остающимся одним из самых популярных — «Унесённые ветром» по одноимённому роману Маргарет Митчелл. Несмотря на это потребовалось ещё почти 40 лет, чтобы цветное кино оформилось окончательно и заняло свои позиции в 60-ые — 70-ые. Связано это было и с постепенным улучшением качественных характеристик киноплёнки: повышается светочувствительность, что позволяет во многих случаях обойтись без дополнительного освещения, снимать в более сложных условиях.

Братья Люмьер — создатели первой империи кино

В творческом тандеме Люмьеров обязанности были распределены: младший брат, Луи, отвечал за техническую часть, старший же, Огюст, занимался преимущественно организаторской работой. Но был и еще один Люмьер, сыгравший важную роль в создании кинематографа — их отец Антуан. Ему принадлежала фабрика, с 1883 года выпускавшая желатиновые фотопластинки — эту технологию, кстати, разработал Луи.

Мир братьев вращался вокруг фотографии: они не только помогали отцу в фабричных делах, но и любили экспериментировать со съемкой. Особенно Люмьеров привлекали снимки в движении.

Огюст Люмьер в прыжке, 1888 год. (kinopoisk.ru)

Конечно, создание Томасом Эдисоном кинетоскопа, заставившего изображения двигаться, не оставило их равнодушным. Используя отдельные идеи американского изобретателя, французы создали собственную технологию — синематограф. Аппарат Люмьеров оказался куда более полноценным и доработанным — хотя бы из-за того, что он, в противовес кинетоскопу, был рассчитал на коллективный просмотр. Аппаратом же Эдисона можно было пользоваться только в одиночку.

Синематограф братья запатентовали в 1895-м. В декабре того же года Люмьеры организовали первый коммерческий показ фильмов, снятых ими к тому моменту. Он состоялся в Grand Café на бульваре Капуцинок в Париже. Публике были представлены как документальные, так и игровые короткометражные фильмы. К первым можно отнести, например, самую раннюю работу братьев — «Выход рабочих с фабрики», ко вторым — комедию «Политый поливальщик».

Первые работы Люмьеров по праву можно назвать семейными. В фильмах снимались и они сами, и их дети, и их родители. На платформе во время съемок картины «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» побывали едва ли не все родственники Люмьеров. Вот что рассказывал о кинопроцессе Луи Люмьер в конце 1940-х годов: «На перроне подпрыгивает маленькая девочка, за одну руку ее держит мама, за другую — бонна. Это моя старшая дочь, мадам Трарье, теперь уже четырежды бабушка. Там же с ними моя мать, госпожа Антуан Люмьер — ее легко узнать по шотландской шали».

Изобретение Люмьеров было оценено моментально. Едва ли не в каждом европейском городе находились желающие организовать сеанс синематографа. Братьям пришлось организовать что-то вроде франшизы: заказчики брали напрокат аппараты, а представители компании Люмьеров в пункте назначения помогали им работать с этими чудесами техники. 60% выручки при этом оседало в карманах братьев. Кстати, первый в Российской империи киносеанс тоже был проведен силами представителей Люмьеров — произошло это в 1896 году. Спустя десять дней после сеанса они же проводили съемку коронации Николая II.

Синематограф братьев Люмьер. (leannon.info)

Успех Люмьеров оказался ярким, но недолгим. Уже в 1902 году сеансы синематографа прекратились, аппарат уступил место новым, более совершенным устройствам. Братья, однако, успели хорошо заработать на своем изобретении, навсегда вошли в историю кино, а затем продолжили производство пленки — к слову, крайне прибыльное.