Большой брат следит за тобой

Большой брат

Смотреть что такое «Большой брат» в других словарях:

  • Большой Брат — Аллегория тотальной слежки со стороны государства за своими гражданами из романа английского писателя Дж. Оруэлла «1984». Тематики защита информации EN Big Brother … Справочник технического переводчика

  • Большой брат — У этого термина существуют и другие значения, см. Брат. Большой брат: Большой Брат персонаж романа «1984» Джорджа Оруэлла. Большой брат (реалити шоу) международное реалити шоу, в России представлено каналом ТНТ. «Большой брат» … … Википедия

  • Большой Брат — Старший Брат (Большой Брат) Big Brother Старший Брат из телевизионной версии BBC. Создатель: Джордж Оруэлл Произведения: «1984» … Википедия

  • Большой брат — Волог. В свадебном обряде родной или названый брат невесты, который перед согласием на выдачу невесты “продает и пропивает” её. СВГ 1, 38 … Большой словарь русских поговорок

  • Большой брат — идиом. метафорическое выражение Дж. Оруэлла, пользующегося огромной популярностью в англоязычном мире, обозначающее надзирающее за человеком правительство тотальную политическую власть, способную в деталях контролировать поведение граждан,… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • Большой брат меньшого не догонит. — (колеса). См. ЕЗДА ПОВОЗКА … В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • Барышу наклад большой брат. — Барышу наклад большой (родной, старший) брат. См. ТОРГОВЛЯ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • Брат — Брат мужчина, каждый из сыновей в отношении к другим детям от тех же родителей. Сводный брат. Брат пост, обет. Во многих культурах существует установление братских дружеских отношений между мужчинами в ходе специального ритуала… … Википедия

  • Брат якудзы (фильм) — Брат якудзы Brother Жанр драма / … Википедия

  • БРАТ — Белый брат (братец). Жарг. мол. Шутл. Унитаз. Вахитов 2003, 14. Большой брат. Волог. В свадебном обряде родной или названый брат невесты, который перед согласием на выдачу невесты “продает и пропивает” её. СВГ 1, 38. Брат брата на вилки поднял.… … Большой словарь русских поговорок

Азбука тоталитаризма Джорджа Оруэлла. Перечитывая «1984»

Рубрики : Литература, Общество, Последние статьи

Джоржд Оруэлл и его бессмертные произведения «Скотный двор» («Звериная ферма») и «1984» – настоящие памятники, которые могут служить незаменимым пособием для изучения азов тоталитарного режима и содержат описание всех его ключевых методов и практик. Каждый из них – это выстраданные, пережитые на собственном опыте и горько осознаваемые автором черты современного ему мира. Сегодня мы поговорим немного о том, что заставляло Оруэлла творить свои антиутопии, изучим основные признаки тоталитарных режимов на примере романа «1984» и попробуем применить полученные знания на практике, проводя аналогии с реалиями сегодняшнего дня.

Большие надежды и разочарования Джорджа Оруэлла

Джордж Оруэлл (или Эрик Артур Блэр — это его настоящее имя) — британский подданный, родившийся в Индии. Именно Англия стала страной, вдохновившей Маркса на изучение труда фабричных рабочих и ставшей лабораторией для знаменитого «Капитала». Оруэлл был идейным последователем его учения, считавшим своим долгом обеспечить возможность справедливого вознаграждения и гарантии отдыха трудящихся и внести посильный вклад в дело установления мирового господства пролетариата. С этой целью Оруэлл участвовал в освободительной войне в Испании. Вряд ли он пожалел о своих буднях на фронте, но эти дни стали тяжелейшим опытом в его жизни, который заставил его пересмотреть свои идеалистические взгляды на социализм и коммунизм. Самые яркие события этого отрезка биографии Оруэлла он запечатлел в романе «Памяти Каталонии» (1937), а также своем эссе «Воспоминания о войне» (1942, далее — эссе).

Война лишена какой бы то ни было романтики, война – это тяжелый, неблагодарный труд, это грязь во всех смыслах этого слова.

«Вши — это вши, а бомбы — это бомбы, хоть ты и дерешься за самое справедливое дело на свете» (1).

Первое, что вспоминает автор в своем эссе – «повсюду тебя преследуют отвратительные запахи человеческого происхождения». Оруэлл подробно описывает казарменный сортир и признается, что он «внес свою лепту в разрушение моих иллюзий насчет гражданской войны в Испании». Сортиры, пот, кровь, гниение, увечья, трупы … Что может быть страшнее этих военных атрибутов? Еще большее отвращение и физическое неприятие вызывают моральные нечистоты. Пропаганда, несправедливость, глобальная ложь – этот лик войны становится самым невыносимым для Оруэлла. Он с горечью осознает, что самое справедливое дело может пользоваться самыми несправедливыми методами, и совсем не готов с этим мириться – об этом он неустанно пишет:

«Что касается широких масс, то их мнения, необычайно быстро меняющиеся в наши дни, их чувства можно регулировать, как струю воды из крана, все это результат гипнотического воздействия радио и телевидения. У интеллигентов подобные метаморфозы, я думаю, скорее вызваны заботами о личном благополучии и просто о физической безопасности. В любую минуту они могут оказаться и «за» войну, и «против» войны, ни в том, ни в другом случае отчетливо не представляя себе, что она такое» (2).

«Я мало видел жестокостей на войне в Испании <…>. Что меня поразило и продолжает поражать — так это привычка судить о жестокостях, веря в них или подвергая их сомнениям, согласно политическим предпочтениям судящих. Все готовы поверить в жестокости, творимые врагом, и никто – в творимые армией, которой сочувствуют; факты при этом просто не принимаются во внимание»(3).

«Помнится, я как-то сказал Артуру Кёстлеру: «История в 1936 году остановилась», — и он кивнул, сразу поняв, о чем речь. Оба мы подразумевали тоталитаризм – в целом и особенно в тех частностях, которые характерны для гражданской войны в Испании. Еще смолоду я убедился, что нет события, о котором правдиво рассказала бы газета, но лишь в Испании я впервые наблюдал, как газеты умудряются освещать происходящее так, что их описания не имеют к фактам ни малейшего касательства, — было бы даже лучше, если бы они откровенно врали. Я читал о крупных сражениях, хотя на деле не прозвучало ни выстрела, и не находил ни строки о боях, когда погибали сотни людей. Я читал о трусости полков, которые в действительности проявляли отчаянную храбрость, и о героизме победоносных дивизий, которые находились за километры от передовой, а в Лондоне газеты подхватывали все эти вымыслы, и увлекающиеся интеллектуалы выдумывали глубокомысленные теории, основываясь на событиях, каких никогда не было. В общем, я увидел, как историю пишут, исходя не из того, что происходило, а из того, что должно было происходить согласно различным партийным «доктринам»»(4).

Все эти события оставили неизгладимый отпечаток в памяти Оруэлла. Отныне он стал противником не только угнетающего пролетариат капитализма, но главное – лицемерных и извращенных форм псевдосоциалистических государств – фашизма и русского социализма, в основе которых лежит истинный террор и угнетение личности своих граждан.

Большой брат – персонаж известного романа Джорджа Оруэлла «1984», вечный лидер Океании и партии «Ангсоц». После его прихода к власти была полностью переписана история Океании, Большой брат стал её главным действующим лицом, единоличным лидером партии ещё с дореволюционных времён. Другие значимые участники событий того времени были вычеркнуты из памяти. В книге Большой брат представлен как черноусый мужчина в возрасте около 45 лет, с грубым, но по-мужски привлекательным лицом. Лицо Старшего брата изображается на многочисленных плакатах, развешанных по всей Океании. «На каждой площадке со стены глядело всё то же лицо. Портрет был выполнен так, что, куда бы ты ни стал, глаза тебя не отпускали. Старший брат смотрит на тебя — гласила подпись.» Существует ли Старший брат на самом деле или он лишь образ, созданный пропагандой, неизвестно. Главный герой, Уинстон Смит, спрашивает рьяного партийца О’Брайена: «Существует он в том смысле, в каком существую я?», и слышит в ответ: «Старший брат существует и бессмертен — как олицетворение партии».

В книге «101 самая влиятельная не существующая личность» Большой Брат, ставший символом тоталитаризма и правительственного контроля над человеком, занял второе место.

В 1998 году была учреждена ежегодная «Премия Большого Брата» за самое грубое нарушение свободы граждан государством или компанией.

Сейчас «Большой Брат» — нарицательное название государства или организации, стремящейся установить тотальную слежку или контроль над народом. После написания книги появилась теория «Большой брат следит за тобой», согласно которой спецслужбы всех развитых стран организовали механизм тотальной слежки за гражданами, организациями и другими государствами, включая слежку за интернет-пользователями. Однако с каждым годом мы получаем всё новые и новые доказательства того, что это на самом деле происходит вокруг нас.

Слежка осуществляется в Интернете, с помощью контроля за сотовой связью и любыми коммуникациями, через платежи с помощью электронных систем, видеонаблюдение, снабженное системами распознавания лиц, через документирование передвижения на транспорте и через границы. Поисковые службы являются особенно удобным средством для сбора информации о пользователях Интернета: задавая поисковые запросы, пользователь невольно сообщает поисковику, а через него — спецслужбам и другим заинтересованным организациям много сведений о своих интересах и пристрастиях, а также своем круге общения. Другими удобными средствами сбора информации являются электронная почта и мессенджеры, а также браузеры и операционная система, установленная на компьютере пользователя.

Противостоять подобной слежке могут только изощренные методы предосторожности, которые включают в себя использование криптографии, открытого программного обеспечения, средств анонимизации.