Автомат морской бой СССР

30 ноября RUVDS совместно с Музеем советских игровых автоматов проведут первый в России турнир по олдскульным видеоиграм Game Overnight. Сейчас проходит отборочный турнир, за 3 дня уже более 300 хабражителей приняли участие в турнире. Немногие смогли пройти тест. Попробовать свои силы вы можете на сайте игры. А пока мы решили вспомнить как появились первые автоматы в СССР, немного рассказать об их устройстве и помочь игрокам потренироваться перед турниром.
Игровые автоматы появились в СССР намного позже, чем в остальном мире. Когда в Америке и Японии уже вовсю играли в пинболы и аркадные шутеры, советские люди только начинали знакомиться с каруселями, американскими горками и игровыми автоматами.

Летом 1971 года в Парке Горького и в Измайловском парке в Москве прошла большая международная выставка «Аттракцион–71», на которую зарубежные производители привезли 180 самых разных игровых автоматов. Большинство советских жителей ничего подобного до этих пор не видели, и уж тем более – ни во что такое не играли, поэтому неудивительно, что за 10 дней работы выставки ее посетило 2,5 миллиона человек!
Выставка «Аттракцион-71»:

Для всех, в том числе и для Всесоюзного объединение «Союзаттракцион», – ведомства, организовавшего выставку, очевидными стали огромный интерес к игровым автоматам и их дальнейший потенциал. Но вместо того, чтобы заключить договоры с компаниями-производителями или выкупить лицензию на производство таких же аркад в СССР, «Союзаттракцион» поступил по-другому: из почти двух сотен зарубежных «выставочных» автоматов отобрали 30 самых популярных и отдали их на советские заводы, где западные прототипы разбирали, тщательно изучали, и уже на их основе производили советские аркады.

Производство: военные заводы и товары народного потребления

Заводы, на которых советские специалисты разбирали и изучали западные автоматы, были военными. В основное время работы большая часть этих заводов выпускала комплектующие и сложную электронику для оборонной промышленности. Автоматы появились на военных предприятиях неслучайно: строить отдельные фабрики для «несерьезных» устройств никто не стал, а на военных заводах были достаточные для производства автоматов ресурсы и кадры. К тому же, у каждого предприятия в СССР, независимо от того, что на нем производили, был финансовый план на выпуск товаров «народного потребления», одним из видов которых стали, в том числе, игровые автоматы.
Однако, советская плановая модель экономики вносила коррективы в вопросы производства: действительно, советские инженеры разбирали западные автоматы и на их основе делали советские, но – только из имеющихся на конкретном заводе комплектующих. «Плановый» набор деталей, который получал каждый советский завод, не всегда подходил для создания того или иного автомата, поэтому приходилось работать с тем, что было. Из-за этого инженерам приходилось собирать сложнейшие конструкции, которые легко можно было упростить (и удешевить!), имей они нужные детали.

Игровые автоматы: классификация

Всего с начала 1970-х до начала 1990-х годов в СССР было выпущено порядка ста разновидностей игровых автоматов. 95% из них были копиями западных автоматов, остальные – оригинальными советскими разработками, какие-то автоматы выпускали на протяжении десятилетий, постепенно модернизируя и улучшая, другие – снимали с производства ввиду непопулярности, неокупаемости или производственных трудностей.

Все игровые автоматы можно классифицировать, используя при этом разные принципы деления. Самый простой способ – распределение по тематике. Так, советские аркады можно разделить на военные, спортивные, стрелковые и гоночные имитаторы, пинболы, автоматы-качалки. Более точная и сложная классификация – техническая, согласно которой все советские игровые автоматы делятся на электромеханические и электронные. Последние созданы на базе дискретной логики, а для отображения игрового поля в них, как правило, используется телеэкран.

Электромеханика: «Морской бой»


Легендарный советский игровой автомат – «Морской бой» – это электромеханическая аркада. Цель и принцип игры хорошо известны многим, кто родился даже в позднем Советском Союзе: прицеливаться в перископ (кстати, сделанный по подобию настоящих) в кораблики на горизонте и «торпедировать» – стрелять по ним, выпуская торпеды.

Видоискатель
В распоряжении игрока есть 10 торпед, и в случае, если все 10 выстрелов достигнут цели, игрок получит вознаграждение – 3 дополнительные торпеды.
Советский «Морской бой» был скопирован с американских автоматов Sea Rider и Sea Devil, выпускавшихся чикагской компанией Midway с 1969 года. Американские производители поняли, что линейное расположение игровых элементов очень сильно влияет на габариты аркады, делая ее непозволительно громоздкой, поэтому в основе расположения внутренних составляющих лежит принцип зеркального отражения.
Панорама «боевых» действий, то есть само игровое поле, расположена вертикально, но отражаясь в зеркале, установленном под углом 45°, выглядит горизонтальной. Имитация моря выполнена из стекла, на которое нанесен рисунок моря, а под стеклом расположены траектории движения торпеды – 8 «дорожек», в каждой – по 10 лампочек.

Вид сверху на механизм выбора траектории движения торпеды. Слева видны 8 контактов, отвечающих за трассы.

Механизм, приводящий в движение корабли. Расположен в нижней части автомата. Слева видна цепь, на которой закреплены фигуры.
Запуская торпеду, игрок, на самом деле, замыкает один из 8-ми контактов механизма выбора траектории полета торпеды, лампочки в выбранной «дорожке» загораются одна за другой, создавая иллюзию динамично летящей торпеды. При совпадении последней лампочки с датчиком на корабле зажигается самая большая лампочка взрыва, цепь замыкается, игрок получает очко. Такой принцип фиксирования трассы торпеды делает аппарат технически более надежным, и, в то же время, пуск торпеды становится для игрока менее предсказуемым.

Привод с двигателем и табло взрывов в сборе.
Корабли, по которым ведется стрельба, – это плоские железные фигуры, прикрепленные к обычной цепи (такая еще используется в велосипедах), которая движется по круговой оси. После попадания торпеды свет в автомате выключается, сигнализируя игрока об успехе, корабли останавливаются и, затем, начинают движение уже в другую сторону.
→ Сыграть в «Морской бой»
«Морской бой» выпускался на Серпуховском радиотехническом заводе «Ратеп» с 1974 года. Основной продукцией предприятия в советское время были радиолокационные системы управления для зенитных ракетных и артиллерийских комплексов, модули управления стрельбой корабельных комплексов выстреливаемых помех. Интересно, что другие автоматы, выпускавшиеся здесь же, – «Лоцман» и «Шайбу! Шайбу!» устроены по аналогичному принципу – с использованием зеркального отражения.


Всего на заводе выпускалось несколько вариантов «Морского боя»: для внутреннего рынка и экспорта в социалистические страны и в Финляндию. Одна из версий автомата была разработана специально для тренировки экипажей подводных лодок ВМФ СССР. У таких автоматов не было монетоприемника, а надпись «Морской бой» была заменена аббревиатурой «ЭТ-10М». Загадочная аббревиатура расшифровывается просто: ЭТ — электронный тренажер, 10 – количество выстрелов, М — модернизированный. Такой вариант «Морского боя» устанавливали только на атомных подводных лодках – на них было достаточно места – для развлечения моряков в дальних походах.

Электронные аркады

«Городки»
Открыта передняя панель автомата: хорошо виден монетоприемный механизм с накопителем.
Электронные игровые автоматы большей частью представляют собой оригинальные конструкции, в которых заимствованные западные идеи реализуются на советской технической базе. Но есть и полностью оригинальные советские разработки, самая известная из которых – игровой автомат «Городки».
Геймплей «Городков» создан на основе одноименной старинной русской игры, в течение 20-го века быстро превратившейся из народной забавы в массовый вид спорта со своим регламентом, турнирами и ассоциациями. В 1960-е годы городки были вторым по популярности видом спорта после футбола, поэтому неудивительно, что вслед за реальной спортивной активностью была создана ее «аркадная» версия.
Разработкой аркады занимались сотрудники Центральной научно-исследовательской лаборатории аттракционной техники (ЦНИЛАТ) – подразделения «Союзаттракциона», занимавшегося научными изысканиями и социологическими исследованиями. Перед игроком ставится та же задача, что и в настоящем спорте: выбить городошные фигуры наименьшим количеством бит.
Набор и порядок появления фигур на экране тоже совпадает с правилами классического спорта: от самой простой «пушки», до самой сложной – «письма».
На кинескопе автомата вид на игру представлен сверху, поэтому все, что отображается на экране – бита и фигуры – переведено в двумерный пиксельный формат. Чтобы сделать игру интереснее и сложнее, фигуры двигаются, а бита вылетает автоматически через 5 секунд.
Автомат «Городки» выпускался на заводе «Терминал», расположенном в украинском городе Винница. В советское время предприятие было «монополистом» в сфере производства дисплеев и экранов, в том числе – и для оборонной промышленности. Завод также выпускал и товары народного потребления, включая и игровые автоматы. Промышленникам было выгодно использовать дисплеи в своей продукции, поэтому среди игровых автоматов для производства выбирали те, в которых для вывода изображения используются кинескопы. Так, вместе с «Городками», «Терминал» выпускал «Мотогонки», «Истребители» и все автоматы на базе платформы ТИА-МЦ-1.
ТИА-МЦ-1
Телевизионный игровой автомат многокадровый цветной, более известный как ТИА-МЦ-1, – вид советских электронных игровых автоматов со сменными игровыми программами. В Советском Союзе все автоматы ТИА-МЦ-1 выпускались в одинаковых корпусах, которые отличались только цветом, содержанием инструкции к игре и обозначениями элементов управления.

На основе платформы ТИА-МЦ-1 было создано 12 оригинальных игр: «Конек-Горбунок», «Снежная королева», «S.O.S», «Кот-рыболов», «Звездный рыцарь», «Истребитель», «Котигорошко», «Остров дракона», «Остров сокровищ», «Автогонки», «Бильярд», «Городки». Все игры для ТИА-МЦ-1 были разработаны компанией «Экстрема-Украина» в середине 1980-х годов, а сами автоматы выпускались на производственном объединении «Терминал».
Структурно автомат состоит из монитора с 16-цветным экраном и разрешением 256х256 точек, консоли управления и основания, в котором расположены блоки элементов игрового автомата (БЭИА), выполненные в виде отдельных плат.
Блок БЭИА-100 предназначен для обработки логической информации в соответствии с игровой программой, преобразования цифрового кода в аналоговые сигналы цвета R,G,B; формирования сигналов звукового сопровождения, управления монетоприёмником и связи с пультом управления. БЭИА-101 предназначен для формирования синхронизирующих серий и фоновых элементов изображения. БЭИА-102 формирует подвижные объекты изображения, а БЭИА-103 нужен для хранения игровой программы, фоновых картинок, подвижных объектов и другой оперативной информации. Собственно, чтобы поменять игровую игровую программу в автомате, нужно было заменить блок БЭИА-103.

Гоночные автоматы турнира: «Магистраль» и «Авторалли»

На турнире Game Overnight участникам предстоит сразиться друг с другом не только в культовые видеоигры, но и в не менее легендарные советские гоночные аркады – «Магистраль» и «Авторалли». Чтобы быть на турнире во всеоружии, предлагаем подготовиться заранее и узнать все тонкости геймплея советских аркадных гонок.
«Магистраль»
«Магистраль» – электронная гоночная аркада, которая в битве за популярность легко может поспорить с «Морским боем» или «Снайпером». Автомат имитирует автомобильные гонки на разных вариантах трассы, ход игры отображается на телеэкране, а сыграть в «Магистраль» можно одному или вдвоем, управляя своим автомобилем с помощью руля и педали газа.
Игроки могут выбрать один из вариантов трассы:
Режим «учебная трасса» – самый простой вариант гонок, в котором встречные автомобили – статические
«Гоночный» режим – трасса со встречной полосой движения, где виртуальные соперники управляют разными автомобилями — и стандартными, и суперкарами в два раза шире «нормы».
«Специальная» трасса – это гонки при попутных статических машинах со спецмашиной. Игроку необходимо маневрировать, пропуская другие автомобили вперед либо обгоняя их. Игра осложняется периодически проезжающими мимо спецмашинами, чья скорость значительно выше общего потока.
«Ночной» режим имитирует искусственное освещение от фар автомобилей. В полное темноте «ночного» режима нужно помнить о том, что одновременно на полосе может находиться две машины, двигающиеся по встречной полосе.
Режим «гололед» – это гонки при попутных динамических машинах, в котором виртуальные соперники скользят в том же направлении, что и игрок. Одновременно на экране могут отображаться три гоночных болида «соперников».
→ Выбрать трассу, потренироваться и сыграть в «Магистраль»
А в игровом автомате «Магистраль» выбор трассы происходит путем использования сенсорных (!) устройств на панели автомата!
«Авторалли»
«Авторалли-М» – еще одна советская гоночная аркада для одного или двоих игроков. Принцип управления типичен для многих гоночных автоматов – в распоряжении игрока руль и педаль газа, процесс игры, так же, как и в «Магистрали», отображается на телеэкране, расположенном горизонтально, но игровая ситуация отличается.
Цель игрока в «Авторалли» – не обогнать соперника, а собрать как можно больше очков, которые «разбросаны» по всему игровому полю в виде зеленых флажков. Чтобы выиграть в «Авторалли», игрокам нужно наезжать на них, собирая очки. А вот синие масляные пятна, красные флажки и белые барьеры лучше избегать: наезжая на них, игрок теряет управление и скорость. За несколько секунд до окончания игры очки начинают мигать: в этот момент лучше сосредоточить и поторопиться, потому что количество очков на задетом флажке удваивается.
Автомат «Авторалли-М» (буква «М», как и во многих других советских аркадах, означает «модернизированный») выпускался на Томском производственном объединении «Контур». В советское время предприятие в основном производило устройства числового программного управления и электронную начинку для ракет.
→ Сыграть в «Авторалли»
Уважаемые читатели! Приглашаем вас принять участие в первом в России турнире по олдскульным видеоиграм Game Overnight. В турнире есть отборочная часть и реальная битва лучших из лучших, которая пройдёт 30 ноября в Музее советских игровых автоматов. Нас ждёт турнир с 20 до 3 часов, пенные напитки Smart Admin, Dj Огурец (Сергей Мезенцев), а помогать ему будет админ RUVDS диджей Unpushible, а ещё мы будем пробовать новые снежные бургеры Sub Zero от наших админов. Так что, как говорится, добро пожаловать!

Рубрика объявления: Промышленность и производство в России в Москве \ Торговое оборудование \ Терминалы, вендинговые автоматы

Предыдущее объявление
Аппарат для чистки обуви с экраном для рекламы.
В каталог Следующее объявлениеЛотерейные терминалы и программное обеспечение

Ремонт советских игровых автоматов Морской бой Ремонт игральных автоматов СССР, Морской бой

Ремонт от 10000, восстановление 25000 для Москвы.Выезд в другие города по договоренности.

Переделка музыкального оформления автоматов под современную озвучку с переключателем «озвучка СССР и современная многоголосая» Опыт работы с 1974 года.Авто и вся аппаратура и инструменты для ремонта есть.Можно вставить в автомат и современную начинку.

Цена 10 000 РУБ
Дата объявления 26.04.2020

Похожие бесплатные объявления на сайте:

Объявление подключение терминалов к бирже Подключение напрямую от Slot-soft тех.под 24-7 -документация к новым рыночным программам(вексель,биржа) -индивидуальные условия с каждым клиентом рабо…

Продаются купюроприемники MVU / MFL ЧМ-380 Продаются мультивалютные купюроприемники марки CashCode — MVU и MFL В прекрасном рабочем состоянии, после ТО, на гарантии — 6 месяцев Под заказ будет …

Информационный киоск; Платежный терминал; Электронный кассир Предлагаем большой выбор интерактивных информационных киосков как новых, так и б/у в хорошем состоянии. Интерактивные стойки модели от 17 до 55 дюймов…

Терминалы оплаты в наличии и на заказ Платёжные терминалы, от производителя в наличии и под заказ. Доставка по России и странам СНГ. Корпус Provento RT-1,Монитор General Touch,Купюроприемн…

Советский специалист занимается сборкой игрового автомата «На Луну». 1 декабря 1977 года Владимир Коротаев / ТАСС

Полстолетия назад, весной 1970 года, жители Советского Союза впервые увидели игровые автоматы. Их привезла в страну организация, созданная специально для того, чтобы разнообразить досуг советских граждан, — она же основала в CCCР первую игровую индустрию, позаимствовав все нужные технологии на Западе. Когда спустя 20 лет Советского Союза не стало, вместе с ним из парков и домов культуры быстро исчезли и угловатые стальные коробки с «Морским боем» и игрой «Снайпер» — их вытеснили новые цифровые аттракционы и компьютерные игры. Теперь с помощью Музея советских игровых автоматов «Медуза» вспомнила историю этих устройств — и даже воскресила одну игру.

Машины из запретного мира

1969 год. Новым президентом США становится Ричард Никсон, который обещает остановить войну во Вьетнаме, а американские астронавты высаживаются на Луне. У Советского Союза серьезный пограничный конфликт с Китаем, а на экраны страны выходит кинокомедия «Бриллиантовая рука».

В том же году в СССР создали производственное объединение со странным названием «Союзаттракцион» — именно оно во многом будет отвечать за досуг тех, чье детство пришлось на 70-е, 80-е и самое начало 90-х. «Союзаттракцион» появился благодаря постановлению советского правительства, которое решило разнообразить досуг населения в городских парках. Организация должна была курировать разработку, производство и обслуживание принципиально нового для страны развлечения — игровых автоматов.

Спустя год делегация министерства культуры СССР посетила парки аттракционов в Японии, США и ФРГ. Советские чиновники внимательно изучали, как организованы и парки, и сами заводы, где производили аттракционы. А уже в мае 1970-го первые автоматы появились в СССР: «Союзаттракцион» организовал гастроли в стране двух чешских луна-парков.

Один из них — с восемью аттракционами — открылся 14 мая 1970-го в Сочи и проработал там шесть месяцев. Нехитрые развлечения — карусели, автодром со сталкивающимися машинками и тиры — были очень популярны. За полгода парк посетило больше 1,4 миллиона человек. Второй луна-парк в это время гастролировал в Минске и на Рижском взморье — и оказался еще более востребован. За четыре с половиной месяца его посетило больше полутора миллионов.

До Москвы автоматы добрались только к августу 1970-го — первый зал с чешскими аттракционами открылся в парке Горького. Их рентабельность оказалась очень высокой: до конца года зал посетили 335 тысяч человек, а сборы достигли 71 тысячи рублей — при том, что ориентировочная совокупная стоимость всех автоматов составляла всего 15 тысяч. Социолог Алексей Левинсон, работавший в «Союзаттракционе» с 1977 по 1982 год, объясняет такой успех автоматов их принадлежностью к «чужому, отчасти запретному миру».

Детский автодром японской фирмы «Иточу» на выставке «Аттракцион-71» в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького и в Измайловском парке в Москве. 10 августа 1971 года Алексей Стужин / ТАСС

Окончательно вопросы о рентабельности автоматов отпали в августе 1971 года, когда в Москве — в парке Горького и Измайловском парке — открылась выставка «Аттракцион-71». На выставку приехало больше десятка крупнейших производителей аттракционов из США, Японии и Европы. Они привезли в Москву 50 современных парковых аттракционов и 180 игровых автоматов. Всего за три недели выставку посетили 2,5 миллиона человек. Советские люди впервые увидели «американские горки», карусели и игровые аттракционы компании Sega.

С секретных заводов — в руки городских хулиганов

После выставки 1971 года игровые автоматы остались в Советском Союзе: все экспонаты выкупили и начали изучать. Затем «Союзаттракцион» выбрал 30 самых популярных автоматов и отправил их на советские заводы, чтобы запустить производство адаптированных версий. Практически все автоматы упростили, чтобы снизить затраты на производство, — но даже с такими уступками каждый стоил по несколько тысяч рублей, то есть был сопоставим по цене с советским автомобилем.

Одновременно в автоматы добавили отличия, продиктованные советской идеологией и политикой: азартные игры в стране были под запретом, поэтому из автоматов убрали возможность какого-либо материального стимулирования. В советских автоматах можно было выиграть не деньги, а призовую игру или небольшой сувенир. Кроме того, появились и так называемые развивающие автоматы — например, «Викторина» на знание правил дорожного движения.

Чтобы сыграть на советском автомате, нужно было опустить в него 15-копеечную монету. Экономика процесса была устроена так: каждое устройство имело денежный план на день — 8 рублей 10 копеек. Эти деньги государство должно было получить в любом случае, остальная выручка считалась бонусом. В популярных местах автоматы за день «зарабатывали» в несколько раз больше плана, говорит Юрий Бочевер, который с 1975 по 1980 год работал в «Союзаттракционе» конструктором и заведовал отделом перспективных исследований. Однако работники «Союзаттракциона», обслуживающие автомат, все равно сдавали в кассу ровно по 8 рублей 10 копеек.

Несмотря на огромную популярность автоматов, у них появилась своя оппозиция: например, против такого досуга высказывались многие советские педагоги. «Линия противостояния заключалась в том, что это было платным развлечением, а тогда была очень распространена идея, что деньги портят детей», — объясняет Алексей Левинсон. Социолог вспоминает, что еще одним поводом для беспокойства была подростковая преступность: дети постарше часто поджидали младших около автоматов и отбирали у них деньги. В советских парках даже начали ниже подстригать кустарники, чтобы подросткам было сложнее скрыться от милиции.

К разгару перестройки СССР выпускал в год около шести тысяч аттракционов и автоматов 95 видов — в основном на оборонных заводах. Для таких предприятий это было своеобразной «социальной нагрузкой». При этом специально для автоматов детали никто не разрабатывал — в ход шло то, что было в распоряжении военных инженеров. В итоге элементарные игровые схемы часто были собраны из непропорционально сложных деталей, а в облике детских аттракционов почти всегда угадывались грубые «военные» очертания. Юрий Бочевер рассказывал, что когда на заводах проверяли надежность новых автоматов, представителям «Союзатракциона» на входе даже завязывали глаза и в таком виде вели по заводу до нужного места с автоматами.

Советский ответ «Морскому бою»

Изначально оригинальные автоматы в СССР почти не производили. Например, самый популярный советский игровой автомат «Морской бой» — это аналог американского Sea Devil. «Никто правами тогда не заморачивался. Просто переделывали и выпускали», — говорит Алексей Левинсон.

Однако к концу 80-х из 95 выпускаемых видов автоматов и аттракционов порядка 20 уже были оригинальными. Разрабатывали их в специальной лаборатории под названием ЦНИЛАТ. Помимо разработки новых автоматов она занималась социологическими исследованиями, адаптируя западные автоматы под советские реалии и изучая, как игра может повлиять на человека. В этой лаборатории и работали Алексей Левинсон и Юрий Бочевер.

Именно в этой лаборатории появился игровой автомат, имитирующий игру «Городки». Придумали его Юрий Бочевер с коллегой. «Автоматы придумывали и за бутылкой, и просто за разговором на работе. Не помню, как именно было в тот раз, но мы сели и обсудили, что нужно сделать что-то из русского народного. Тогда не все можно было реализовать технически, поэтому постепенно пришли к «Городкам». Я сам в детстве любил «Городки» и с удовольствием играл бы в такой автомат. Постепенно придумали механику и остальное», — вспоминает Бочевер.

А вот те самые «Городки» (вы дочитали до игры, ура!)

А уже в начале 1990-х автоматы стали никому не нужны. «На смену пришла игровая индустрия, «однорукие бандиты» и так далее», — объясняет Бочевер. Часть их разобрали по частным игровым клубам и барам, вспоминает глава петербургского филиала Музея советских игровых автоматов Игорь Ковалевский: «Какие-то стаскивали в дома культуры, другие сдавали на металлолом. А потом их постепенно стали вытеснять компьютеры и приставки. Автоматы начали выбрасывать».

Именно с автомата, найденного на свалке, начался Музей советских игровых автоматов. В 2007 году трое 25-летних друзей из Москвы — инженеры Александр Вугман, Александр Стаханов и Максим Пинигин — захотели поставить у себя в гараже «Морской бой», в который играли в детстве. Нашли устройство на помойке в Таганском парке. Затем появились еще несколько — их искали по заброшенным пионерлагерям и базам отдыха в Подмосковье, покупали по объявлениям — один автомат может стоить несколько сотен тысяч рублей. В итоге у москвичей появилась идея открыть музей, где в автоматы можно поиграть. Под него даже удалось получить бесплатное помещение — подвал-бомбоубежище в общежитии МАМИ, где учились Вугман и Стаханов.

«Мы поначалу про рекламу вообще не думали, но случайно пропиарились. На сайте студии Артемия Лебедева есть «Музей старья». Там было написано, что они хотят найти автомат «Морской бой». Мы привезли им на месяц в студию его поиграться, потом другой автомат и так меняли их, — рассказывал Александр Вугман. — На сайт студии тогда ежедневно заходило какое-то невообразимое количество людей, и на первой же странице они видели новость про нас». О подвале МАМИ начали писать в путеводителях, туда регулярно приходили журналисты — в том числе из The New York Times, CNN, Wired.

К началу 2020 года музей владел коллекцией из 400 автоматов и имел филиалы в Москве и Санкт-Петербурге (был еще в Казани, но закрылся из-за нерентабельности). В год музеи посещает около 110 тысяч человек — в основном иностранные туристы и горожане 25–35 лет, которые узнают о музее из соцсетей или от знакомых. Выручка каждого музея составляет около 27 миллионов рублей, прибыль — порядка 20% от выручки.

Дети в Музее советских игровых автоматов. Кирилл Зыков / Агенство «Москва»

Среди прочего музей зарабатывает на корпоративах и продает сувениры: бейсболки, брошюры про игровые автоматы и так далее, — при этом советской символики в музеях нет, и это сознательный выбор создателей. «Мы не хотим ассоциироваться с политикой. Нам не хотелось бы, чтобы какие-то горны и пионерские галстуки присутствовали в нашей жизни постоянно. Мы хотим показать чистую историю игровых автоматов», — говорит Максим Пинигин.

Основатели музея уверены, что и в России интерес к советским игровым автоматам будет расти, — и тоже не из-за ностальгии по советскому прошлому. Людей, которые в детстве сами играли в такие автоматы, среди посетителей не так много. «К нам приходит очень много пар . Приходят родители с детьми. Для них это связь поколений. Дети, которые любят компьютерные игры, видят, как их родители рубятся в автоматы, и становятся как-то ближе», — заключает Пинигин.

Павел Мерзликин

  • Напишите нам