Акустика с 90 характеристики

35 АС-012 «Radiotehnika S-90B»

Изготовитель: ПО «Радиотехника», г. Рига.

Назначение и область применения: для высококачественного воспроизведения музыкальных и речевых программ в стационарных бытовых условиях. Акустическая система «S-90», разработанная в 1975 г., является первой отечественной системой, удовлетворяющей требованиям международных документов на аппаратуру категории Hi-Fi. S-90B более поздняя модель «S90», отличающаяся расширенным диапазоном воспроизводимых частот, введением индикации электрической перегрузки громкоговорителей и новым внешним видом. Рекомендуемая мощность высококачественного бытового усилителя 20 – 90 Вт. Руководство по эксплуатации на диске.

Характеристики

3-х полосная напольная АС с фазоинвертором

Диапазон воспроизводимых частот: 25 (-14 дБ) – 25000 Гц

Неравномерность АЧХ в диапазоне 100 — 8000 Гц: ±4 дБ

Чувствительность: 89 дБ (0,56 Па/√Вт)

Направленность под углами 25±5° в горизонтальной плоскости и 7±2,5° в вертикальной плоскости, от АЧХ, измеренной по акустической оси АС:

в вертикальной плоскости: ±3°

в горизонтальной плоскости: ±4°

Гармонические искажения АС при уровне звукового давления 90 дБ на частотах:

250 — 1000 Гц: 2 %

1000 – 2000 Гц: 1,5 %

2000 – 6300 Гц: 1 %

Сопротивление: 8 Ом

Минимальное значение импеданса: 7,6 Ом

Номинальная мощность: 35 Вт

Предельная (паспортная) мощность: 90 Вт

Кратковременная мощность: 600 Вт

Установленные динамики:

НЧ: 75 ГДН-1-8

СЧ: 20 ГДС-1-16

ВЧ: 6 ГДВ-6-25

Размеры (ВхШхГ): 710х360х285 мм

Вес: 23 кг

Конструкция

Корпус выполнен в виде прямоугольного неразборного ящика из древесно-стружечной плиты, фанеровано шпоном ценных пород дерева. Толщина стенок 16 мм, лицевая панель – фанера толщиной 22 мм. На стыках стенок корпуса с внутренней стороны установлены элементы, увеличивающие прочность и жесткость корпуса.

Головки обрамлены двумя декоративными накладками, из пластмассы, окрашенными «под металл» или черного цвета. Одна накладка обрамляет СЧ и ВЧ, а также верхнюю половину лицевой панели, другая – головку НЧ и нижнюю половину лицевой панели АС. Головки защищены металлическими сетками. Каждая из накладок закреплена с помощью шести декоративных шурупов. Головка СЧ с внутренней стороны изолирована от общего объема корпуса специальным пластмассовым кожухом в форме усеченного конуса. Головки НЧ, СЧ и ВЧ расположены на лицевой панели по вертикальной оси. На шильдике в верхней части АС изображена кривая АЧХ и дано название АС. В правом углу лицевой панели находятся индикаторы перегрузки АС по каналам, а в нижней части – прямоугольной отверстие фазоинвертора, размером 108х35 мм и частотой настройки 25 Гц. На задней стенке АС укреплен шильдик с основными характеристиками и колодка с зажимами для подключения соединительного шнура, а также регуляторы уровня звукового давления на средних и высоких частотах.

Внутренний объем АС – 45 литров. Для уменьшения влияний на АЧХ звукового давления и качество звучания АС резонансов внутреннего объема корпуса, он заполнен звукопоглотителем, представляющим собой маты из технической ваты, обтянутые марлей.

Внутри корпуса на одной плате расположены электрические фильтры, обеспечивающие разделение полос АС. Частоты раздела между НЧ/СЧ — 750 ГЦ (±50 Гц), между СЧ/ВЧ — 5000 Гц (±500 Гц). В конструкции фильтров и блока индикации перегрузки применены резисторы типа ВС, МЛТ, СП3-38Б, С5-35И, ППБ, конденсаторы типа МБГО-2, К50-12, К75-11 и катушки индуктивности на пластмассовых литых каркасах.

Электрическая схема S-90B

Ностальгия

«Радиотехника S-90» считалась одной из лучших систем того времени и была востребована повсеместно. Концерты в домах культуры самых удалённых уголков нашей страны, выступления самодеятельности, школьные вечера с песнями и танцами — всюду эта аппаратура была незаменимой. Репетиции некоторые безответственные товарищи рисковали проводить на дому, и колонки С-90 создавали незабываемый звуковой эффект в абсолютно всех квартирах панельной пятиэтажки. «Благодарность» соседей была тоже неописуема. Их можно понять. Даже если владелец «врубал» среднюю громкость, посторонние звуки просто испарялись: куда-то исчезал вой собак, стук соседей по батареям, а также звук вялого баса из обычных колонок двумя этажами выше.

Колонка «Радиотехника» возвещала не то о приближающемся землетрясении, не то о военном истребителе, на бреющем полёте задевающем крышу. Люстры подпрыгивали, хрусталь в сервантах тоненько позванивал, а всё в комнате, что было не закреплено, явно вибрировало. Хотя нужно сказать, что в своём классе колонки С-90 самыми мощными и не считались, и не были, к ним устанавливался усилитель. Кстати, рабочие варианты этой аппаратуры нарасхват и сегодня. Стоит такая, даже сильно подержанная ретро-техника весьма недёшево. Колонка «Радиотехника» любой модификации в рабочем состоянии обойдется в сумму от четырёх тысяч рублей. Одна!

О недостатках

Вес одной колонки иногда превышал тридцать килограммов. Стоили они триста рублей за пару (инженер зарабатывал в месяц от девяноста рублей до ста двадцати). Однако в свободной продаже их мало кто видел. Музыкальные колонки С-90 многие покупали по одной, несмотря на то что не было никаких гарантий, что при покупке второй удастся сделать из них хорошо настроенную пару. Впрочем, даже если покупалась пара, сбалансированность её тоже никто не гарантировал: например, правая колонка С-90 мощность всю свою собирала воедино и настойчиво звучала громче левой. Это несмотря на то, что аппаратура позиционировалась как обладающая высшей категорией качества.

Этот недостаток не единственный из тех, что могла иметь колонка С-90. Динамики высоких частот часто выходили из строя, поскольку тонкие и слабые провода сами по себе не очень практичны. На средних частотах звучание было откровенно плохим и часто портило всё впечатление. Другая электроника рядом с этими громадами акустической системы не выдерживала, да и на человека создаваемое колонками магнитное поле влияло отрицательно. И всё-таки именно S-90 идеально могли создавать объёмное звучание в обычной квартире стандартного панельного дома. Особых претензий к саунду в общем-то не было.

Внешний вид

У колонки С-90 корпус сделан просто и добротно — неразборный прямоугольный ящик из ДСП, отделанный шпоном высокого качества из дерева ценных пород. Толщина стенки — шестнадцать миллиметров, а лицевая панель сделана из авиационной многослойной фанеры двадцати двух миллиметров. Стыки стенок и внутренних сторон укреплены специальными элементами, увеличивающими жёсткость и прочность корпуса.

На головках сделаны декоративные рамки чёрного цвета, штампованные из алюминиевого листа. Также они защищены металлической сеткой. На лицевой панели головка средних частот внутри изолирована конусообразным кожухом из пластмассы, головка низких частот расположена по вертикальной оси. В нижней части колонки расположена накладная панель из пластмассы с шильдиком. Там же находится отверстие 100 х 80 миллиметров — это выход фазоинвертора. Амптитудно-частотная характеристика (АЧХ) отображена на шильдике, все кривые соответствуют положениям регуляторов. Там же присутствует собственно название акустической системы и фирменный знак. На лицевую панель втулками прикрепляется вышеописанная рамка с тканью. На задней стенке снизу — колодка с клеммами.

Внутри

Внутренний объём заполнен звукопоглотителем из технической хлопковой ваты, обтянутой марлей. Таким образом уменьшается влияние звукового давления на АЧХ и достигается более качественное звучание колонки за счёт исключения резонансов во внутреннем объёме. Внутри корпуса — электрические фильтры на плате, разделяющие полосы акустической системы. В комплекте также были четыре ножки из пластмассы, предназначенные для крепления на основание корпуса, а также декоративная съёмная рамка с трикотажным полотном, добавляющая акустическую прозрачность.

Редкая акустическая система тех времён обладает такими качествами, как колонки С-90 — мощность звука просто зашкаливает! Но на близкой к предельной громкости низкие частоты становятся неразборчивыми и гулкими, а верхи начинают цокать — это характерная особенность высокочастотных головок 6ГДВ-1-16. Чуть позже, когда стала поступать в продажу аналогичная продукция — «Амфитон 35АС-018», «Орбита 35АС-016» и другие, головка использовалась уже другая. Иногда аналоги этой акустической системы давали более глубокое и сбалансированное звучание, чем оригинальные колонки S-90.

Модернизация вручную

Многие меломаны всё-таки воплотили в жизнь собственную мечту: купили легендарные колонки S-90 и принялись дорабатывать их «напильником». Решение бюджетное, увлекательное, а потом звучание — на зависть всем. Снаружи за прошедшие тридцать лет колонки, естественно, прежний шик потеряли почти в ста процентах случаев, но тут главное — чтобы внутри никто не поковырялся. К работе нужно приступать, обогатив свой арсенал инструментарием. Понадобится основной набор отвёрток, плоскогубцы, паяльник. Первым делом снимается передняя панель, для чего нужно вывернуть десяток-другой разнообразных шурупов.

При разборке обязательно нужно произвести сверку: соответствует ли паспорту начинка. Чтобы на высоких частотах было 10ГД-35, на средних — 15ГД-11А, а на низких, например, 35ГД (ну, или что там в паспорте заявлено). Динамики чаще всего повреждаются, поскольку угробить технику и в течение одного дня можно, а за тридцать-то лет и подавно. К примеру, много могло случиться перестановок мебели и переездов. Скорее всего, что-то повреждено. Например, динамик низких частот. Его реанимация потребует дополнительной работы. Надо перемотать катушку. В принципе, это не так сложно, если знать некоторые тонкости и хотя бы несколько раз ранее сталкиваться с процессом перемотки. После намотки, центровки и просушки звучание динамика будет идеальным — исчезнут все посторонние призвуки.

Проводка и корпус

Чтобы улучшить звучание низких частот, нужна доработка корпуса. Долой ватно-марлевые матрасы! В магазинах продаётся недорогой ватин, из которого получится превосходная прокладка для начинки. И всего за сто с небольшим рублей! Всё это сделать можно быстро и без каких-либо усилий: ширина ватина — два метра, хватит на две колонки, но понадобится мебельный степлер или друг, у которого он есть. Перед монтажом на всякий случай лучше поменять всю проводку, вынуть переключатели. Выкроить ватин в два слоя и смело обшить корпус.

Труба фазоинвертора ставится на герметик, а после этого тоже обтягивается ватином. Непосредственно с фильтром работы тоже не так много. Переключатели не понадобятся никогда, поэтому их можно удалить, как и все ненужные элементы с платы. Все эти тридцатилетние тоненькие проводки заменить нормальными медными на всех соединениях. Далее освобождённый от всего ненужного фильтр нужно аккуратно установить в корпус и закрыть ватином. Весь бокс средних частот снаружи тоже должен уйти под упомянутый выше материал.

Мастер по ремонту аудио и видеотехники в Барнауле

Часто при выборе звуковоспроизводящей аппаратуры возникает вопрос, что выбрать? Импортную аудиотехнику, нашу отечественную СССР, новую импортную и т.д. Как выбрать технику, чтобы не потратить деньги впустую и остаться с положительными эмоциями от ее обладания?

Почему винтаж? И что это такое?

В нашем современном мире темпы жизни довольно высоки. Мы не можем тратить время на какие-то детали, мелочи. У нас его попросту нет. Поэтому, чтобы все успеть, авторы-разработчики упростили нам устройства восприятия видео и музыкальной составляющей, как называют сейчас «контента». Они применили сложные суперскалярные процессоры и микросхемы миниатюрного исполнения, чтобы объединить многие функции в одно целое. Нам предложили смартфоны в качестве устройств для прослушивания звука, и интернет, как замену носителей информации. Все в одном «флаконе». При этом качество «контента» постоянно растет. Это и видео и аудио. Оно цифровое. Причем каждый раз оно приближается к живому. Это например, качество изображения. Но вот со звуком получилось не все так гладко, как с изображением. Упростить устройства воспроизведения не получилось без потери качества и естественности звучания музыки. Цифра и аналоговая музыка имеют существенные отличия. Главное — Цифра убивает живую и естественную составляющую звуков, синтезирует звук, выбрасывает все «недостатки» живого звука, при этом выхолащивая его, и он получается окрашенным, синтетическим, «дистиллированным». Слушать такой звук можно, но вы перестаете отличать его от натурального, и думаете, что так и должно быть. Вы перестаете отличать естественный звук от синтезированного. Складывается ложное восприятие звука. Музыка должна передавать эмоции, все недостатки и преимущества ее. А выходит так, что убирают «недостатки» и получают излишнюю «детализованность».

А винтажные вещи дают нам шанс приблизиться к правильному звучанию. Поставьте грампластинку, включите усилитель с акустическими системами, и погрузитесь в эмоции от музыкальной фонограммы. Теплый ненавязчивый звук, тональный баланс без окраса — верный признак хорошей аппаратуры. При этом цена здесь мало влияет. Будь у вас акустическая система 10МАС-1М или Yamaha NS-1000. Более правильный звук может оказаться на стороне простой системы.

Так сложилось, что винтажная техника 60-х 70-х 80-х и начала 90-х годов более всего отражает натуральность звучания, качество исполнения и монументальность. Чего не сказать о современной технике, основанной на маркетинге. А главное правило маркетинга — больше продать и больше получить прибыли. А чтобы больше покупали, качество необходимо снизить, разработать одноразовые устройства.

Одним из основных способов выбрать технику — не обязательно гнаться за дорогими экземплярами. Достаточно подобрать удачные компоненты. Пусть они будут недорогими, но при этом имеют правильный звук.

В этой статье изложу советы, основанные на опыте эксплуатации, ремонтопригодности и других критериев выбора техники разных годов и производителей. Будем объективны. Отбросим все стереотипы и проведем анализ.

1. Импортная аудиотехника. Это огромный пласт техники разных годов выпуска. Что относят к винтажу? Обычно это период с 60-х до 90-х годов прошлого века. Страны производители — обычно это Япония, Германия, США и другие. В основном подавляющее большинство людей предпочитают приобрести именно импортный винтаж. Почему? Причины как оказывается довольно стереотипны. Импортная техника лучше, качественней, функциональней, удобней, продуманней, и т.д. По этим критериям люди отдают довольно внушительные суммы за эту технику. И что же они получают? Давайте разберемся.

Винтажные японские усилители — Если вы приобретаете усилители старых годов 70-80-х или ранее годами выпуска. Это обычно — Pioneer, Sansui, Yamaha, Sony, Denon и т.д. Усилители хорошие по звуку, но проблемы к сожалению у них возникают тоже часто. Несмотря на японское качество элементной базы, все-таки время берет свое. Вы можете столкнуться с различными проблемами — от проблем в коммутации кнопочных переключателей, тумблеров, различных кнопок. От времени внутри кнопок образуется коррозия, или износ, повреждение токопроводящих пластинок, пружин. Такие переключатели найти и заменить очень проблематично. Так как японцы отличаются тем, что даже в различных моделях одной и той фирмы используют разные по конструкции переключатели. Они могут быть экзотичными, расположение контактов нестандартное и другое. Остается одно — разобрать и отремонтировать старые. Шансы это сделать — 50% из 50. Будут ли работать эти переключатели в дальнейшем никакой гарантии нет. Другой нюанс — транзисторы предоконечного и оконечного каскада, дифф. каскада. Если усилитель из 70-х годов, то он имеет уже солидный возраст. Полупроводники имеют свойство также со временем деградировать и их параметры нарушаются. Замена здесь на такие же транзисторы может вызвать сложности в поиске новых компонентов. Аналоги не всегда подходят. Например, японские транзисторы отличаются своими уникальными характеристиками — повышенным напряжением коллектор-эмиттер, более высокий коэффициент усиления, более линейные характеристики режимов работы. Отечественные транзисторы, которые ставили в наши усилители, такими характеристиками похвастаться не могли. Но это не значит, что они были хуже в общей картине звука. Например транзистор может деградировать так: Будучи включенным в схему, он не работает как надо, пропускает например напряжение, а когда вы его выпаиваете и проверяете, он ведет себя как исправный.

Электролитические конденсаторы — в японской технике они довольно надежные, но с течением времени также могут выходить из строя.

Транзисторы выходного каскада — довольно уязвимое звено, от времени также изнашиваются. Как это проявляется? Могут работать на холостом ходу, но на мощности сразу сработает защита усилителя. Оригинальные транзисторы найти проблематично. Я уже не говорю про Китай. Там большое расхождение параметров. Есть вариант замены на комплементарные пары от Toshiba. 2SC1384 и 2SA5200. Один нюанс — они в пластиковом корпусе. Если у вас усилитель верхнего уровня, то в нем обычно стоят транзисторы в металлических корпусах и это уже проблема найти оригинал или близкую замену.

Микросхемы и процессоры — редко выходят из строя. Но, при неисправности, например процессора управления ресивера, новый такой найти уже опять проблема.

Переменные резисторы и регуляторы — Также изнашиваются со временем, и если они экзотические по конструкции, достать такие в оригинале нельзя.

Реле, микрореле и другие коммутирующие микроэлементы. В моем случае микрореле вышло из строя в усилителе Sansui, оно включало индикатор уровня. Он не работал. Такого реле не достать уже.

Индикаторы уровней сигнала — они вакуумлюминисцентные и микросхемы их управляющие — тоже практически индивидуальные для каждой модели. Могут выцветать и не работать.

По усилителям основные недочеты все. Покупать их можно, но при возникновении неисправностей выше, они могут превратиться в мертвый груз у вас на столе. Или их качество изменится не в лучшую сторону. Можно сказать об «одноразовости» такой технике.

Тоже касается акустических систем японского производства, так и других стран. Японцы любят применять весьма сложные технологические решения для динамиков СЧ и ВЧ звена, зачастую они произведены из редких материалов для более детального и точного воспроизведения звука. Это — бериллий, сапфировое напыление, многослойные диффузоры, вспененный металл, карбон, кевлар и т.д. Заменить можно только динамик целиком. Ремонт такого динамика маловероятен. На НЧ динамике еще можно как-то заменить подвес, но параметры динамика при этом изменятся. Поэтому если в акустической системе вышел из строя динамик, то вы столкнетесь с проблемой его замены.

Виниловые проигрыватели, CD-проигрыватели, кассетные магнитофоны и катушечные магнитофоны, CD-плееры японского производства и другие импортные — Те же проблемы, что и выше. Плюс в них используется зачастую автоматика управления на сложных микросхемах и процессорах. При выходе их из строя, также найти их сложно.

СD-проигрыватели. Наиболее часто может возникнуть неисправности в лазерном излучателе. Линза лазера в старых проигрывателях обычно из стекла и практически вечная. Если проигрыватель DVD, то линза пластиковая и китайцы делали много брака, да и пластиковая линза со временем тускнеет и нарушается фокусировка и т.д. Сам лазерный полупроводниковый излучатель тоже изнашивается.

Всевозможные датчики Холла, головки воспроизведения и записи, лазерные излучатели и другие — возможно найти замену, но опять же оригинал сложнее.

Механика — подшипники и двигатели, элементы приводов — придется искать или снимать с других доноров.

Пассики — единственное, что можно заменить без проблем поиска.

Вывод опять — пока работает, вы наслаждаетесь, как только что-либо вышло из строя, превращается в ящик.

Брать или не брать — вопрос ваш.

Общий вывод из всего многообразия импортной технике 70-80 и 90-х годов — работает до первой серьезной поломки. Потом или ее разобрать на запчасти, переставить с донора или продать как есть.

2. Импортная современная техника — В большинстве своем китайского производства. Все известные бренды сейчас — это Китай. К тому же, они все используют цифровые способы управления, компьютеризирована. А это указывает нам на «одноразовость» их при ремонте и эксплуатации.

3. Советская техника — Сейчас найти ее в отличном состоянии тоже довольно редко, можно где-то по объявлениям, интернете. Попадается или все перепаянное, или испорченное. Что представляет собой советская винтажная техника? Есть как удачные модели, так и неудачные экземпляры. Это встречается и у импортных производителей. Какой огромный плюс у отечественной технике? Это ее ремонтопригодность и способность восстановить при серьезных поломках.

Сейчас и раньше полно статей по улучшению техники СССР. Почему-то все пытаются «улучшать» акустические системы. Считаю, что делать этого не следует. Акустику очень сложно настраивать и в домашних условиях ее улучшить невозможно правильно. Можно в крайнем случае только заменить динамики на такие же, если они вышли из строя. Сейчас нетронутых «улучшателями» акустических систем СССР почти не осталось. И оценить тот самый звук, что был задуман авторами становится все труднее. В интернете также полно плохих мнений и откликов о нашей акустики. В основном это те, кто перешел на импорт, отдали кучу денег и теперь «идолопреклоняются» перед ними. Считаю их доводы все необоснованными и ничем не подкрепленными. Якобы, все что было разработано в СССР — это сплошной брак, стремление выполнить план и т.д. Это всего лишь мнения людей, а мнений много. Но были ГОСТы, были свои разработки, на материалах не экономили. Да и сейчас время советского Hi-Fi ушло. Большинство акустических систем и компонентов уже настолько изношены и «улучшены», что не имеют никакого отношения к качеству.

Обычно усилители СССР ругают за плохой звук. Но зачастую эти люди используют усилители с проблемами, не зная, что усилитель неисправен у них. Если усилитель исправен, он звучит чисто и мощно.

Нашу акустику тоже ругают за якобы «неправильный» звук. Но бывает так, что акустику либо ставят на пол, задвигают в угол, или подают на нее слишком высокую мощность. Могу отметить, что неудачной акустики в СССР не было до конца 80-х годов. Потом уже пошли неудачные модели. Тоже и с усилителями. До примерно середины 80-х годов выпуска шли удачные усилители, в конце 80-х и в 90-х уже пошел брак. Поэтому их брать не надо, нужно искать период с 70-х до середины 80-х годов.

Можно подобрать себе удачные по надежности и параметрам экземпляры, они также будут довольно высокого уровня по звуку.

Мой список наиболее удачной техники производства СССР:

1. Усилители — Одиссей — 010 — стерео, Корвет — 048, Радиотехника У-101, Бриг-001, Прибой 50УМ-204С, Электроника Б1-01, Эстония-010-стерео.

2. Акустические системы — 35АС-208 Корвет (Океанприбор), 35АС-1 Радиотехника, 35АС-018 Амфитон (Ивано-Франковск), 35АС-015 Электроника, 50АС-106 Вега, Радиотехника S-30, S-90, S-70, 10МАС-1М, 15АС-204, 15АС-109, 25АС-309, 15АС-222, 25АС-302, 25АС-311.

3. Электропроигрыватели — Электроники — 030, 017, Б1-01, Арктур — 006, Орфей 103.

4. Кассетные Магнитофоны со встроенными усилителями — Нота — 225, Маяк — 240-С1.

5. Катушечные магнитофоны с усилителями — Маяк- 203, 205, Союз — 110 стерео, Астра -110 — стерео.

6. CD-проигрыватели — Вега-122.

Что такое Hi-Fi? Часть 1. Немного истории

Hi-Fi. Что же это на самом деле? Какую аппаратуру и записи можно относить к Hi-Fi, а какую – нет? У целых поколений “рожденных в СССР”© данный термин ошибочно ассоциируется с отцовскими усилителями “Вега” или “Прибой” и колонками S-90. В сознании детей 90-х прочно укоренились заблуждения в виде бум-боксов и сотен различных музыкальных центров всех форм и размеров, наводнивших просторы когда-то Великого и Нерушимого подобно цунами. Для поколения нулевых это ПК с установленных WinAmp-ом и кучей MP3-файлов непонятного качества. Почему все это не является Hi-Fi? Стартуем новый цикл статей, отвечающих на эти вопросы. И начнем, как всегда, с истории вопроса

От лампы к транзистору

Ни для кого не секрет, что сам термин является сокращением от High Fidelity. И обозначает ничто иное, как Высокую Достоверность. То есть записи музыкальных произведений и аппаратуру для их воспроизведения, позволяющие получать результат, максимально приближенный к оригиналу. То есть в идеальном случае вы не должны при слепом тестировании отличить “живое” выступление исполнителя от воспроизводимой записи. Это и есть та заветная цель, которая двигала и продолжает двигать техническую сторону аудио-индустрии вперед.

Сменялись методы звукозаписи и инструменты постобработки, сменялись носители записей и аппаратура для воспроизведения. Но цель до определенных пор оставалсь неизменной. Так было ровно до того момента, пока в 60-е годы, на волне рок-н-ролла, битло- и роллинго-мании, на заре зарождения современной популярной музыки (такой, какой мы ее знаем до сих пор), основные игроки рынка не решили делать все для максимальной экономической доступности музыки широким массам. Фактически спрос начал формировать предложение. И законы рынка окончательно воцарились на ранее подчиненном исключительно энтузиастам поприще.

Дорогой читатель, бро, не пойми меня неправильно. Да, до этого были патифоны, относительно дешевые радиолы и шеллаковые пластинки. Был некий рынок относительно дешевого “популярного” аудио. Но никому из воротил рынка не приходило в голову лепить на это ярлыки Hi-Fi. И это явное, очевидное для потребителя разграничение сохранялось до описанного мною периода. Потребители с достатком ниже среднего могли себе позволить только нечто дешевое и не слишком качественное. Но они и понимали это! Настойщий Hi-Fi был уделом представителей среднего класса и выше. Просто потому, что себестоимость Hi-Fi-аппаратуры никогда не могла (и до сих пор не может) быть низкой.

“Сэкономил – значит заработал” ©

Но истерия вокруг рок-н-ролла, бурные 60-е, хиппи, Джими Хендрикс, Битлы, Роллинги, Розовый Флойд, изобретение транзистора – все это породило невиданный доселе спрос на звукозаписи и аппаратуру для их воспроизведения. И как результат – технические возможности для его удовлетворения с очень низкой себестоимостью. Транзисторные радиоприемники, усилители, магнитофоны – все это в разы дешевле в изготовлении, чем ламповая аппаратура. Да, эксплуатационные характеристики у транзисторных/герконных/мосфетных агрегатов лучше. С этим тоже никто не будет спорить. Но по качеству звука… Тут есть вопросы без однозначных ответов.

Компактная кассета. Такой fail, что аж win

Аппаратура для воспроизведения – не единственное, что требовало перевода на рельсы массовости и максимальной дешевизны в изготовлении. Носители звукозаписей также требовали перемен для удовлетворения все возрастающего спроса. Именно удовлетворение спроса на компактный, максимально дешевый и не требующий дорогостоящей аппаратуры для воспроизведения носитель привело в 70-е годы к смене господствующего в массовой культуре формата с винила на компактные кассеты. До этого момента магнитная лента и “бобинные” мангитофоны на самом деле являлись, скорее, уделом звукозаписывающих компаний, нежели потребительским форматом.

И все на первый взгляд было неплохо. Но… Дешевые компактные кассеты (существовали и дорогие, в разы более качественные) обладали тем, что на сегодняшний день принято называть “фатальным недостатком” А точнее, этих недостатков было несколько:

  • размагничивание. Магнитный носитель, увы, не слишком надежен и долговечен. Опасность может подстерегать на каждом углу. Потому назвать кассету более надежным, чем винил, носителем нельзя;
  • механика и наличие огромного количества подвижных частей, подвергающихся износу. Стертые ролики, растягивающаяся со временем лента. Вездесущая пыль, вычистить которую (в отличие от винила) практически невозможно. Аппаратура, требующая отнють не меньшего, чем у виниловых проигрывателей, количества подвижных частей и элементов;
  • перемотка. В отличие от секундного действия с установкой иглы звукоснимателя на виниле в нужное место, слушателю приходилось перематывать кассету. Тратить время. Это банально неудобно. Всевозможные технические ухищрения, на которые пошли японские производители, частично решали проблему, но вели к серьезному росту себестоимости аппаратуры;
    реверс. необходимость переставлять кассету на другую сторону. Да, изобретение магнитофонов с автореверсом эту проблему решило. Но стоимость такой аппаратуры, как и ее сложность, заметно возрасли.

Не все инновации одинаково полезны

К концу 70-х все уже прекрасно поняли, что адекватной замены винилу из кассет не получилось. Да, получилось немного дешевле. Но вот с качеством звучания, эксплуатационными характеристиками и удобством использования были серьезные проблемы. Цель-максимум – получение единого формата носителя как для ценителей Hi-Fi, так и для массового рынка – достигнута не была. Винил продолжал оставаться основным форматом в Hi-Fi-системах для домашнего прослушивания. Его качество звучания, удобство в эксплуатации и надежность при должном уходе позволяли серьезным меломанам тех лет даже и не помышлять о переходе на что-то другое. Но была единственная проблема, побороть которую с учетом особенностей формата невозможно. Эта проблема – механический износ пластинок. Игла звукоснимателя оказывает на дорожки механическое воздействие при каждом прослушивании. Это – основной принцип считывания записи. Суть винила. И обратная сторона медали приводит к тому, что при каждом последующем прослушивании качество звука немного ухудшается. Дорожки деградируют от механического воздействия. И из композиций пропадают столь важные и любимые меломанами детали. Для отслеживания этого процесса была изобретена и стандартизирована целая шкала состояний виниловых пластинок. Но это совсем другая история.

CD и цифровая революция

Фактический провал компактных кассет, крупные габариты и деградация винилов при эксплуатации – все это висело над индустрией звукозаписи дамокловым мечем. Мечта о едином формате как для искушенных и состоятельных меломанов, так и для не слишком богатых потребителей оставалась мечтой. Но прогресс не стоял на месте. Постепенная компьютеризация всего, что только можно компьютеризировать, и гений японских инженеров привели к тому, что принято считать началом цифровой революции в аудио. К появлению DAT-магнитофонов. Этот гибрид магнитной ленты и цифрового формата записи дал доселе полностью аналоговой отрасли второе дыхание. Возможности компьютерной постобработки развязали руки звукорежиссерам. Сократили время и снизили затраты на создание тех или иных эффектов. Расширили их номенклатуру. Позволили быстро создавать то, что мы сейчас называем миксами. Таким образом себестоимость доведения трека от состояния изначальных студийных или концертных записей до завершенного произведения, пригодного для записи на носитель, снизилась многократно. Качество же при этом не только не снизилось, но в некоторых случаях даже возрасло. А раз в студиях звукозаписи стали применяться цифровые носители и форматы, то и путь дальнейшего развития для конечного слушателя также был предрешен. Конец 70-х и начало 80-х ознаменовалось рождением CD.

Казалось бы, этот формат сам по себе лишен всех недостатков своих предшественников. Он не подвергается механическому воздействию при воспроизведении. Он компактен. То есть возможно как домашнее, так и портативное его применение. Никакого реверса или перемотки. Практически исчезла необходимость в уходе. Качество записи не должно ничем уступать винилу… Но увы, время расставило все на свои места.

Краеугольным камнем стала аппаратура для воспроизведения. Пионер CD-проигрывателей, компания Philips, в начале 80-х годов выпустила свои версии такой техники. И так уж случилось, что им суждено было стать легендами. Но обо всем по порядку. Давайте для начала разберемся, что является наиболее важными компонентами такого проигрывателя:

  • механика и считывающая головка. То, что принято называть “транспортом”. Чем качественнее и долговечнее данная составляющая, тем лучше;
  • ЦАП. Увы, чистых “транспортов”, без встроенного перекодирования цифрового потока в аналоговый сигнал, даже на заре существования формата было крайне мало. Ведь для конечного массового потребителя важна простота применения. Необходимость покупки дополнительного внешнего ЦАП-а нелегко пояснить даже сейчас. Тогда же это сделать было еще труднее.

От качества этих двух частей зависит конечный результат. Philips же, выпуская первые в мире проигрыватели CD, поставил своим инженерам задачу – обеспечить звук, максимально приближенный по качеству к винилу. Сама задача была обусловлена необходимостью пояснить серьезным меломанам и аудиофилам тех лет необходимость перехода на CD. То есть, что называется, показать товар лицом. Таким образом, ни о каких компромиссах в плане качества компонентов и удешевления схемотехники и речи быть не могло. В прогрователи моделей 101 и 303 устанавливали самые лучшие на тот момент ЦАП-ы и абсолютно неубиваемую механику. Такой “золотой стандарт” сделал свое дело. Формат прижился. Как в массовой культуре, так и в Hi-Fi-среде.

Вечная классика

Но праздник не может длиться вечно. И вслед за бесчилсенными лицензионными копиями 101 и 303-х проигрователей производители начали выпускать гараздо более дешевые в изготовлении и доступные конечному пользователю решения. Закономерно, качество “транспорта”, ЦАП-ов и общей схемотехники снижалось. И тут началось самое интересное.

Война за сознание потребителя. Обман под названием CD quality

Осуществив, как им казалось, мечту единого формата аудиозаписей на рынке, производители начали кампанию по размыванию в сознании покупателя границы между Hi-Fi и обычной, бюджетной аппаратурой. Catch был в том, что CD завоевал к середине 80-х место под солнцем даже в глазах серьезных аудиофилов-винильщиков. Заставив их как минимум признать равенство форматов. Но сделано это было исключительно за счет бескомпромиссно качественной аппаратуры. Вот только покупателям об этом говорить совершенно не обязательно.

А что же важно для покупателя? Формат удобен в эксплуатации, лишен недостатков предшественников, а качество звучания признано на тот момент уже всеми ведущими аудио-изданиями и экспертами. Всё! На этом уже можно делать успешную рекламную кампанию. Продвигая проигрователи CD по все более и более низким ценам. Задавать вопросы о том, за счет чего снижена цена, будут единицы. Остальные же примут это как удешевление Hi-Fi. Но увы, в данном случае мы имеем дело с классическим примером подмены понятий.

Калосая CD-плеела! Осеня калосай! Недолага!

На самом деле по миру миллиардными тиражами расходились уже не бескомпромиссные творения аудио-инженеров, но сверхдешевые устройства, способные хоть как-то считать и преобразовать в аналоговый сигнал записи на CD. А к Hi-Fi это, как мы с вами понимаем, уже не имеет никакого отношения.

Действительно качественные и сравнимые со 101 и 303 аппараты продолжали появляться. Но стоили они уже баснословных денег и становились уделом единиц энтузиастов, понимающих настояще положение дел. Так свормировался небольшой и закрытый от масс рынок современного Hi-Fi. И была достигнута основная цель – окончательно размыть в головах абсолютного большинства потребителей грань между Hi-Fi аппаратурой/звучанием и аудио-ширпотребом. Сформировав таким образом обоснованный и устойчивый спрос на дешевую технику и максимально широкой аудиотрии. Одним из основных рекламных средств новой эпохи стал придуманный маркетологами термин “CD quality”. Затея по отождествлению качества звучания CD-записей, обеспечиваемого проигрывателями класса 101/303, с тем, что выдавали бюджетные поделки, увенчалась оглушительным успехом.

И вот уже миллиарды потребителей сметали с полок как стационарные плееры, так и портативные Disсman-ы. А у автопроизводителей появился законный повод включить CD-плеер в перечень дополнительных опций для новых моделей авто.

Так в головах абсолютного большинства жителей планеты термин Hi-Fi утратил свое значение и смысл. Появилось ложное суждение – раз на этом стоит маркировка CD quality, то это уже Hi-Fi. Эту заветную словесную конструкцию можно встретить и сегодня! В первую очередь на упаковках огромного множества Bluetooth-гарнитур без поддержки aptX и прочем аудио-ширпотребе. И сегодня, равно как и во второй половине 80-х годов, эта фраза является 100% обманом в подавляющем большинстве случаев.

Современные форматы и продолжение обмана

Время шло. Технологии и всеобщая компьютеризация привели к тому, что появились цифровые форматы хранения аудиозаписей, не требующие привычных носителей. На смену CD пришла эра MP3. iPod и прочие портативные плееры, обширные аудиотеки на ПК – все это её узнаваемые атрибуты. Но одно оставалось неизменным. Вы угадали! То самое волшебное словосочетание “CD quality”. Это самое магическое качество нам обещали авторы формата AAC – та самая “какая-то фруктовая компания”©. Об этом же гордо сообщали диски с MP3 128 Kbps. Киевляне наверняка помнят их россыпи на рынке “Петровка” в первой половине нулевых. Словосочетание все еще работало. А в набирающем обороты Internet-е десятками появлялись и появляются по сей день статьи, рассказывающие нам с вами о том, что услышать разницу между MP3 128 и CD можно только на “аппаратуре за много-много тысяч $”. Как только неправдивость этого утверждения стала очевидной, публикации уступили место “MP3 320 vs CD”. Суть осталась той же. Фактически звукозаписывающие компании были заинтересованы в сохранении CD-формата в статусе фактического золотого стандарта качества. И продвижении заведомо ущербных форматов с пережатием (потеря качества) за счет успешного сопоставления их с CD. Пережатые форматы – наследие ограниченного дискового пространства и малого объема накопителей портативных устройств. Выходцы из тех времен, когда свободное место на жестком диске было на вес золота, а карта памяти объемом 512 МБ была роскошью.

172 Kbps. CD quality. “Не, ну а чё?”©

То есть из той самой первой половины нулевых. С тех пор утекло немало воды. Прогресс не стоял на месте. Винчестеры объемом в несколько десятков ГБ уступили место многотерабайтным. Современные карты памяти дадут фору иному HDD образца 2005 года. А пропускная способность современных сетей уже не является ограничивающим фактором для стриминга качественного аудио. Казалось бы, ограничений нет. Но иннерционность рынка столь велика, что маркетинговый миф о CD quality и пережатые форматы будут существовать еще очень долго. а потребитель будет и дальше благодарно принимать Google Music с контентом MP3 320. Ведь зачем больше, если и это способно обеспечить то самое вожделенное CD quality. В этих ваших интернетах же написано…

Тем временем in Soviet Union…

Как и во всем на просторах нашей необъятной некогда Родины, в аудио-индустрии СССР наблюдалось нехилое такое отставание. На пару-тройку десятилетий. Аппаратура зачастую являлась если не полными, то весьма близкими к таковым копиями прототипов из стран “загнивающего Запада”. Технические решения “тлетворного” копировались с существенным отставанием, потому как требовали каждый раз чуть ли не полной перестройки целых отраслей производства. В итоге советские винилы великой и ужасной фирмы “Мелодия” не являлись не то что Hi-Fi-ем, но дотягивали в лучшем случае до уровня 40-х годов. Конструктивные решения воспроизводящей аппаратуры были, скажем так, далеки от лучших образцов. Более того, как минимум до середины 70-х годов вовсю применялись некоторые производственные ноу-хау и даже станки(!), вывезенные из Германии в 40-е годы в качестве послевоенных репараций! Но и в этом мрачном царстве вечного “догонялова и перегонялова Запада” за очередную пятилетку были и свои лучики света. Их, правда, можно пересчитать по пальцам максимум двух рук, но они были. Бумажные динамики КИНАП, конденсаторы “бумага в масле”, “Эстония стерео”, S-90 после доработок и некоторые другие вещи действительно давали избранным гражданам Нерушимого возможность прикоснуться к качественному звуку.

Да-да, я Hi-Fi! А ну в глаза гипножабе смотри, я сказал!

Однако следует признать очевидное – 99% советской аудио-аппаратуры, не говоря уже о записях, являются откровенным трешем. И обращать внимание на шильдики Hi-Fi, встречающиеся на устройствах эпохи Перестройки, не нужно.

Лучик света в темном царстве

Несмотря ни на что, Hi-Fi в современном мире продолжает развиваться. Приняв форму lossless-форматов (FLAC и его собратья) и опираясь на качественную аппаратуру, спроектированную с соблюдением баланса себестоимости и качества звучания. Таким образом, вооружившись необходимыми знаниями и опытом, собрать достойную домашнюю Hi-Fi-систему можно за ~$1K. Включая все необходимые компоненты. Да, это не будет Hi-End-ом. Но для прослушивания lossless-форматов уровня 16/44.1, то есть для настоящего CD-качества, этого вполне хватит! Но об этом в следующих частях цикла.

Промежуточные итоги

Непонимание современным обывателем разницы между Hi-Fi и простым аудио – наследие “заботливой” информационной и маркетинговой политики лидеров индустрии звукозаписи. Равно как и производителей аппаратуры, гоняющихся за массовым неснижающимся спросом. Ситуация доведена до абсурда. Чистое воспроизведение какой-либо композиции без шумов и с задействованием всех частотных полос уже является в сознании большинства достаточным признаком Hi-Fi. Но увы, Hi-Fi – это не просто комфортный звук. Это не то, что может выдать заботливо проданная вам консультантом в магазине Bluetooth-колоночка для вашего смартфона. Это то, как произведение звучит вживую. Это достоверный, естественный и ничем не приукрашенный звук. То, какой музыку задумывал и сыграл ее автор/исполнитель. Да, этот уровень стоит доступных многим из нас, хоть и не сверхбольших, денег. Но услышав хоть раз настоящий Hi-Fi, понижать планку уже не хочется. В следующей части мы поговорим о том, как на сегодняшний день создать систему для домашнего воспроизведения музыки в настоящем CD-качестве. До скорого!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.