Аккумуляторы с низким саморазрядом

Аккумуляторы с низким саморазрядом (LSD NiMH)


Исследования в области технологии изготовления NiMH-аккумуляторов начались в семидесятые годы прошлого века с целью преодоления недостатков NiCd (никель-кадмиевых) аккумуляторов. Однако применяемые в то время металл-гидридные соединения были нестабильны и разработки в области NiMH-аккумуляторов притормозились. Новые металл-гидридные соединения устойчивые для применения в аккумуляторах были созданы только в 1980 году. Начиная с конца восьмидесятых годов, технологии производства NiMH-аккумуляторов постоянно совершенствовались, и плотность запасаемой NiMH-аккумулятором энергии возрастала. Со временем гонка за максимальной ёмкостью аккумулятора привела к тому, что пользователей перестали устраивать бытовые аккумуляторы, которые быстро разряжаются в процессе хранения и не могут полноценно питать электронные устройства с высоким токопотреблением (фонари, вспышки, фотокамеры, радиоуправляемые модели и т.д.).

Такая ситуация привела к тому, что в ноябре 2005 года на свет появился принципиально новый тип никель-металл-гидридных аккумуляторов, который получил название LSD NiMH (англ. Low Self-Discharge Nickel-Metal Hydride Battery) – никель-металлогидридные аккумуляторы с низким уровнем саморазряда. Эта аббревиатура была введена в обиход компанией Sanyo, которая разработала и запатентовала технологию производства аккумуляторов с низким саморазрядом. По сей день компании, выпускающие данный тип аккумуляторов, обязаны отстёгивать копеечку компании Sanyo за использования технологии LSD NiMH.

Основные преимущества аккумуляторов с низким саморазрядом:

  • минимальная потеря ёмкости в процессе хранения (10-20% в год)
  • работа при отрицательных температурах (от -20o до +40o)
  • максимальная токоотдача при работе под значительной нагрузкой
  • возможность быстрого заряда без особого ущерба для аккумулятора
  • долгий срок службы (500-1500 циклов разряд-заряд)

Стоит обратить ваше внимание на то, что на рынке существует следующая тенденция… заводов способных производить аккумуляторы с низким саморазрядом в мире не так уж и много, а на рынке можно встретить десятки различных брендов аккумуляторов. Откуда такое разнообразие?

-Всё очень просто… Крупные торговые компании (реселлеры), не имеющие своих высокотехнологичных аккумуляторных производств, выпускают под своей маркой, так называемые, брендированные аккумуляторы — это означает, что компания заказывает и скупает в больших объёмах аккумуляторы у производителя, и далее на аккумуляторы наносится тот бренд, который необходим заказчику.

Далее я приведу список аккумуляторов, которые позиционируются на рынке, как аккумуляторы с низким уровнем саморазряда (редакция июль 2011 г.)

>Типоразмер AA / R6 / Пальчиковые / Mignon >Типоразмер AAA / HR03 /Мизинчиковые / Micro >Типоразмер C / HR14 / Baby >Типоразмер D / HR20 / Mono >Типоразмер Крона / 9V / 6F22 / E-Block

Введение

В сегодняшней статье мы представляем вам короткое и немного необычное исследование — изучение работы четырёх разных типов элементов питания формата AA при температуре -15 °C. На дворе зима, и хоть «русской суровой» её в этом году можно назвать лишь условно, тема работы батареек при отрицательных температурах, на наш взгляд, актуальна. Тем более, что рассматривать мы будем не столько продукцию разных фирм, сколько разные типы элементов питания — то есть отличающиеся друг от друга электрохимией.
В том, что батарейки и аккумуляторы на морозе теряют ёмкость, нет ничего удивительного: внутри у них находится электролит, от температуры которого зависит и подвижность ионов, и скорость протекания химических реакций — а значит, эффективность работы элемента питания. Разные типы элементов имеют разный состав электролита и, соответственно, по-разному реагируют на снижение температуры. Сегодня мы и попробуем эту разницу увидеть на практике.
Исследование наше будет заключаться в измерении ёмкости четырёх элементов питания при двух температурах — +23 °C и -15 °C. В тестировании приняли участие:

щелочные батарейки Duracell Turbo;
литиевые одноразовые (неперезаряжаемые) батарейки Energizer Ultimate Lithium;
никель-кадмиевые аккумуляторы GP 100AAKC (паспортная ёмкость 1000 мА*ч);
никель-металлгидридные аккумуляторы Sanyo HR3U (паспортная ёмкость 2700 мА*ч).
Обращаем ваше внимание, что литиевые элементы — это одноразовые батарейки формата AA с рабочим напряжением 1,5 В, а не перезаряжаемые литий-ионные аккумуляторы, чьё напряжение обычно равно 3,6 или 3,7 В. Хотя последние при сильном охлаждении также страдают — и это известно, пожалуй, всем владельцам мобильных телефонов, которые вынуждены были когда-либо подолгу разговаривать зимой на улице — в нашем тесте они не приняли участие по двум причинам. Во-первых, в промышленных устройствах Li-ion аккумуляторы обычно альтернативы не имеют, устройство может использоваться только с одной конкретной моделью аккумулятора. Во-вторых, в нашем распоряжении не было как Li-ion аккумуляторов, удобных для подключения к нашей тестовой нагрузке, так и отдельного зарядного устройства для них.
Также стоит уточнить, что при охлаждении до -15 °C потеря ёмкости аккумуляторов и батареек — временная, после нагрева обратно до комнатной температуры их характеристики полностью восстанавливаются. Для необратимого повреждения большинство типов аккумуляторов, включая литий-ионные, требуется охладить ниже -40 °C.
В статье мы будем говорить только о разрядке аккумуляторов при низких температурах. Зарядку же их всегда лучше выполнять при температуре не ниже +10 °C.

Постановка эксперимента

Тестирование батареек и аккумуляторов проходило в два этапа: сначала мы провели измерение их ёмкости при разряде постоянным током 500 мА (примерно такую же нагрузку на элементы питания создаёт фотоаппарат или фонарик с лампочкой накаливания) при нормальной комнатной температуре (23 °C), после чего зарядили аккумуляторы, заменили батарейки — и повторили эксперимент при тех же условиях, за исключением температуры.

В результате мы получили два набора данных, разница между которыми была только в температуре окружающего воздуха, при которой эти данные получались.
Нужная температура создавалась при помощи инкубатора Sanyo MIR-253 — 254-литрового термошкафа, способного сколь угодно долго поддерживать внутри себя любую заданную температуру в диапазоне от -20 до +50 °C. Температура в нём устанавливается с точностью до 1 °C, а чтобы она была одинакова по всему объёму инкубатора, он снабжён вентилятором. Мощный компрессор позволяет инкубатору остыть от комнатной температуры до -15 °C всего лишь за полтора часа.
Для разрядки элементов питания постоянным током использовалось уже известное нашим читателям устройство, представляющее собой 4-канальный стабилизатор тока. В ходе процесса напряжения всех четырёх элементов питания фиксировались самописцем Velleman PCS10, каждый из каналов которого предварительно калибровался для получения максимально возможной точности измерения.

Чтобы изучить влияние холода только на сами батарейки, но не на нашу установку, блок с батарейками был подключён к ней с помощью гибкого 40-сантиметрового шлейфа, проходящего через специальное отверстие в стенке инкубатора. Таким образом, условия разряда в первом и втором экспериментах не отличались ничем, кроме температуры окружающего батарейки воздуха.
Непосредственно перед экспериментом аккумуляторы заряжались с помощью универсального зарядного устройства Sanyo NC-MQR02.

Изначально инкубатор был установлен на температуру +5 °C. За полтора часа до начала измерений в него были помещены батарейки, а температура изменена на -15 °С. Примерно за час инкубатор остыл до заданного уровня (табло на фотографии выше показывает текущую температуру воздуха внутри инкубатора), через полчаса после этого батарейки были подключены к находящейся снаружи инкубатора нагрузке — и эксперимент начался.
Таким образом, тестировавшиеся элементы питания успели остыть ниже нуля градусов ещё до начала разрядки. Это было сделано специально, чтобы смоделировать ситуацию, когда, скажем, вы отправляетесь гулять с фотоаппаратом, и к моменту, когда вы захотите сделать снимок, батарейки в нём уже успеют остыть. В случае, если батарейки пробыли на морозе несколько часов, потеря ёмкости может оказаться ещё более значительной, чем в нашем эксперименте.
Эксперимент продолжался до полной разрядки последней из батареек, дверца инкубатора при этом открывалась дважды на несколько секунд, чтобы извлечь разрядившиеся Ni-Cd и Ni-MH аккумуляторы — температура в инкубаторе при этом поднималась примерно на градус-полтора, но, благодаря мощному холодильному агрегату, быстро возвращалась обратно.

Итоги тестирования

Для начала — график разряда протестированных элементов питания при комнатной температуре:

Аккумулятор Sanyo HR3U (паспортная ёмкость 2700 мА*ч) на постоянном токе 500 мА мы уже тестировали ранее, а вот про остальные три элемента стоит сказать отдельно.
Никель-кадмиевый (Ni-Cd) аккумулятор GP 100AAKC полностью подтвердил свои паспортные данные — при обещанной производителем ёмкость 1 А*ч в нашем тесте он смог отдать 1,03 А*ч. Аккумулятор хорошо держит напряжение в течение почти всего процесса разрядки.
Одноразовая литиевая батарейка Energizer Ultimate Lithium в очередной раз подтвердила свои отличные характеристики — ёе ёмкость, в отличие от более привычных щелочных батареек, весьма мало зависит от разрядного тока. Ранее мы уже тестировали её при разряде током 750 мА, и получили примерно тот же результат — около 3 А*ч. К слову, паспортная ёмкость Ultimate Lithium как раз трём ампер-часам и равна. Батарейка хорошо держит напряжение до последнего момента, после чего быстро «просаживается».
Щелочная батарейка Duracell Turbo (также тестировавшаяся нами ранее, но на других токах — 250 и 750 мА) звёзд с неба не хватает: хотя при разряде до 1,0 В её ёмкость в ампер-часах оказалась одинакова с Ni-Cd аккумулятором, но вот напряжение она держит плохо, так что при пересчёте в ватт-часы батарейка займёт последнее место в рейтинге. Шансы на конкуренцию с Ni-Cd аккумулятором у неё есть разве что в случае, когда питаемое устройство может работать от напряжения 0,9 В или ниже, но на конкуренцию с литиевыми батарейками или Ni-MH аккумуляторами при таком разрядном токе — шансов уже нет никаких. Впрочем, этот вывод не нов, щелочные батарейки мы уже тестировали и об их непригодности для устройств со сколь-нибудь серьёзным энергопотреблением говорили.
Теперь посмотрим на результаты, полученные на элементах питания, охлаждённых до -15 °C. Оси графика имеют такой же масштаб, как и выше:

Во-первых, у всех элементов снизилось напряжение — примерно на 0,1 В у Ni-Cd аккумулятора и литиевой батарейки, и немного больше, на 0,15 В, у Ni-MH аккумулятора.
Во-вторых, все элементы сократили свою ёмкость, кроме того, у Ni-MH аккумулятора и литиевой батарейки графики стали более пологими, теперь их напряжение плавно снижается с самого начала процесса разряда, а не держится на постоянном уровне.
В-третьих, отдельно стоит сказать о щелочной батарейке — как наглядно видно из графика, при температуре -15 °C она попросту неработоспособна: под нагрузкой её напряжение падает ниже 1 В примерно за четверть часа, далее у батарейки хоть и открывается ненадолго «второе дыхание» (напряжение вдруг начинает расти), но ситуацию оно не спасает никоим образом. О конкуренции даже с относительно малоёмкими Ni-Cd аккумуляторами более не идёт и речи.

Диаграмма с емкостями протестированных элементов в ампер-часах лишь подтверждает сказанное — щелочная батарейка при сильном охлаждении практически перестаёт работать, её ёмкость на нагрузке 500 мА упала до 0,14 А*ч.
Весьма интересно, что падение емкостей Ni-Cd и Ni-MH аккумуляторов вполне сравнимо, хотя традиционно считается, что Ni-Cd более устойчивы к холоду. То ли под холодом надо понимать температуры ниже -30 °C, то ли, возможно, стоит попробовать Ni-Cd аккумуляторы других производителей, но в нашем случае по абсолютной ёмкости среди аккумуляторов, несомненно, побеждает Ni-MH.
В общем же зачёте привычно лидируют литиевые батарейки Energizer — им и мороз нипочём. Ещё бы стоили они подешевле…

При пересчёте в ватт-часы разница емкостей при температурах +23 °C и -15 °C становится больше — сказывается тот факт, что при охлаждении у всех элементов питания снизилось рабочее напряжение. Впрочем, расстановка сил не меняется: щелочные батарейки на морозе не годны практически ни на что, Ni-Cd аккумулятор теряет примерно половину ёмкости, а лучше всех держится одноразовая литиевая батарейка.


И, наконец, самая наглядная диаграмма: потеря ёмкости в процентах при охлаждении до -15 °C относительно ёмкости при +23 °C.
Щелочная батарейка Duracell Turbo демонстрирует катастрофический результат — падение на 87 %. Боюсь, если летом во многих фотоаппаратах щелочных батареек хватает на десять-двадцать снимков, то зимой — хорошо, если объектив-то удастся выдвинуть…
Чуть меньше чем вдвое снизилась ёмкость Ni-Cd аккумулятора — увы, чуда не произошло, и по абсолютной ёмкости обогнать он смог лишь щелочную батарейку, в общем зачёте оказавшись на третьем месте.
Весьма неплохо выдерживает мороз Ni-MH аккумулятор: его ёмкость падает примерно на треть, но номинальное её значение достаточно велико, чтобы остатка хватило на уверенное второе место. Таким образом, по крайней мере для эпизодического использования при температурах до -15 °C менять Ni-MH на Ni-Cd смысла нет никакого.
И, наконец, лучший результат — у одноразовых литиевых батареек, падение ёмкости которых при охлаждении на 38 градусов составило всего лишь около 20 %. К сожалению, их высокая стоимость (в московских магазинах — более 70 рублей за штуку на момент подготовки статьи) не позволяет широко использовать их вместо аккумуляторов.
Сформулируем вкратце выводы:
щелочные батарейки при отрицательных температурах работают крайне плохо, падение ёмкости при охлаждении у них лишь немного не дотянуло до десятикратного;
для техники со сравнительно большим энергопотреблением для периодического использования при температурах до -15 °C лучшим выбором являются обычные Ni-MH аккумуляторы;
для техники с малым энергопотреблением (например, заоконные беспроводные датчики домашних метеостанций), а также техники, которая должна долго храниться при низких температурах с батарейками в комплекте (например, ручной фонарик в неотапливаемом гараже) лучшим выбором являются одноразовые литиевые батарейки Energizer Ultimate Lithium, несмотря на их высокую стоимость;
какого-либо смысла в использовании Ni-Cd аккумуляторов с точки зрения эпизодической работы при температурах до -15 °C мы обнаружить не смогли.
P.S. То, что аккумуляторы или батарейки способны работать на морозе, ещё не значит, что устройство, в которое они установлены, также рассчитано на отрицательные температуры. Сверяйтесь с руководством пользователя!
> Другие материалы по данной теме
Тестирование Ni-MH аккумуляторов формата AA
Тестирование батареек формата AA
Методика тестирования аккумуляторов и батареек

10 лучших аккумуляторов для зимы

Место

Наименование

Характеристика в рейтинге

Лучшие аккумуляторы для бензиновых авто

1 BOSCH S5 001 (52R) Лучший аккумулятор для малолитражек
2 Topla AGM Stop&Go AGM аккумулятор для городской езды
3 Tyumen Battery 6CT-60L Premium Самй доступный аккумулятор
4 Зверь 6СТ-60 Честные технические характеристики
5 Medalist Standard Крепкий середнячок

Лучшие аккумуляторы для дизельных авто

1 VARTA BLUE DYNAMIC Высокая энергия пуска, быстрое восстановление емкости
2 OPTIMA 75 YELLOW TOP Самый современный гелевый аккумулятор
3 EXIDE Premium EA770 (77R) Длительный срок службы
4 MUTLU Calcium Silver Лучшее сочетание цены и качества
5 TAB Polar 66 Высокий пусковой ток

Суровой зимой выявляются все «болячки», притаившиеся в автомобиле. В качестве самого слабого звена часто выступает аккумуляторная батарея. Этот электрохимический прибор обладает одной неприятной для автовладельцев особенностью. С понижением температуры пропорционально уменьшается его способность запускать двигатель. Из-за этого водителю приходится искать провода, чтобы «прикурить», пользоваться буксировкой, ставить АКБ на подзарядку и т. д. Когда все попытки вернуть былую мощь батарее провалились, приходится выбирать новый источник тока для своего железного коня. И здесь автомобилистов подстерегает ряд сложностей. И самой важной из них является тип двигателя, которым оснащен автомобиль.

  1. Владельцы бензиновых машин зимой находятся в более выигрышном положении. Чтобы запустить агрегат, должны просто работать все свечи и поступать топливная смесь в цилиндры. Раньше водители умудрялись запускать мотор отечественной легковушки в морозы, пользуясь «кривым стартером» (обычной металлической ручкой). Поэтому от аккумулятора требуется просто провернуть коленчатый вал несколько раз, чтобы из глушителя пошел знакомый дымок.
  2. Больше всего страдают от сильных морозов дизелисты. Это объясняется принципом работы этого типа моторов. Воспламенение солярки, впрыскиваемой в цилиндры мотора, происходит от сильного сжатия воздуха. Свечки накала и предпусковые подогреватели только разогревают топливо и камеры сгорания. Усугубляет положение и загустевающая солярка. Поэтому на дизельном авто аккумулятору приходится изрядно потрудиться, что сделать уверенное и быстрое вращение коленвала.

Эти особенности современных легковушек следует учитывать при выборе автомобильного аккумулятора для зимы. В нашем рейтинге представлены лучшие модели, о которых водители оставили положительные отзывы.

Как выбрать пальчиковые аккумуляторные батареи ААА или АА и какие из них лучше?

Здравствуйте, уважаемые читатели моего блога. С вами на связи, Тимур Мустаев. Купил себе новый комплект аккумуляторов для вспышки. Очень долго выбирал, но все же сделал, на мой взгляд, правильный выбор. Так какие я именно приобрел, вы узнаете ознакомивший со статьей.

И так, как вы уже поняли, сегодня речь пойдет об аккумуляторных батарейках. В данной статье я подробно расскажу вам о том, как нужно выбирать аккумуляторы для своих устройств. После прочтения данной статьи, вы будете знать все о батарейках в целом и какие их разновидности необходимы именно для вашего девайса.

Также вы найдете ответы на вопросы: Почему батарейки разряжаются на холоде? Почему батарейки не заряжаются? Какие аккумуляторные батарейки лучше? Ну что, давайте начнем?

На сегодняшний день количество устройств, которые работают за счет батареек, очень велико, и оно постоянно растет. Но каждый раз покупать их – это слишком дорого и совсем не выгодно. Тогда возникает потребность приобрести аккумуляторные батареи (АБ), которые можно перезаряжать несколько раз. Их стоимость выше, чем у обычных батареек, но в конечном итоге использовать их все равно выгоднее.

Существует несколько самых распространенных размеров АБ, это ААА и АА. В народе размер ААА называют — мизинчиковые, а АА — пальчиковые. Свои народные названия они получили из-за внешнего сходства с пальцами человеческой руки. АА похожи на указательный палец, а ААА на мизинец.

Выбор

Если вам потребовалось приобрести АБ, то лучше всего взять прибор, для которого вы их приобретаете, с собой в магазин, чтобы консультант смог помочь найти нужный товар. Продавцы тоже часто путаются при подборе батарей, даже если вы назвали ему точную модель вашего устройства и все необходимые параметры. Каждому прибору требуется разное напряжение и размер батарей.

При выборе следует обратить внимание на множество факторов. Основным является температура окружающей среды. Если вы собираетесь использовать прибор при высоких или низких температурах, то следует приобретать Никель — Кадмиевые батареи. Если же вам не важно, в какой температурной среде будет использоваться ваше устройство, то стоит приобретать батареи с маркировкой Ni-Mh.

Второй фактор, на который стоит обращать внимание при выборе батарей — продолжительность времени их работы. Если вам требуется, чтобы прибор функционировал на протяжении долгого времени, то стоит приобретать Никель – Металлогидридные. Они помогут сохранить заряд на долгосрочный период. Лучше всего подходят для фотовспышки.

Третий фактор – это подаваемое напряжение. Тут нет четких рекомендаций по поводу типа аккумуляторов. Единственное, на что Вам необходимо обратить внимание – это требования прибора. Они обычно указаны в инструкции по эксплуатации. Не стоит приобретать батареи, не зная, какое напряжение Вам требуется. Но в основном, напряжение в них одинаковое 1,2 – 1,5 Вольт.

Четвертый – это, конечно же, тип устройства, для которого собственно приобретаются батареи. Для мобильного или радио телефона следует приобретать аккумуляторы с маркировкой LilON, так, как только они выпускаются в специализированных формах, отличных от пальчиковых и мизинчиковых батареек.

Пятый, и очень важный параметр, на который так же необходимо обратить внимание, это объем аккумуляторной батареи, и он указывается в mAh – мили ампер часов. И чем больше объем вмещает аккумулятор, тем дольше будет работать устройство, но при этом и заряжаться он будет дольше.

После того, как вы приобрели нужные вам аккумуляторы, следует обратить внимание на то, что для них необходим специализированный аппарат зарядки. Иногда он продается в комплекте с аккумуляторами, но иногда его приходится подбирать отдельно.

Если вы приобрели Никель — Кадмиевые батареи, то следует покупать зарядное устройство, в котором будет предусмотрена функция полной разрядки, так как заряжать неразряженные батарейки такого типа невозможно.

Если вы приобрели Никель — Металлогидридные, то стоит обратить внимание на их бренд. Покупать зарядное устройство для аккумуляторов такого типа стоит исключительно от того же производителя.

Если же вы купили Литий — Ионные или Литий — Полимерные, то стоит приобретать зарядное устройство универсального типа, чтобы точно не ошибиться с выбором нужного напряжения и разъема, так как такие батареи имеют различные формы и емкость.

Заключение

Итак, друзья, я надеюсь, что данная статья помогла вам определиться с выбором АБ для своих приборов или хотя бы помогла узнать больше о батарейках в целом. Теперь вы можете смело отправляться в любой магазин, который специализируется на продаже техники и купить нужные вам аккумуляторы. А вообще гораздо проще купить, например, в Техносиле или Эльдорадо.

Но не стоит забывать о том, что иногда лучше купить сразу несколько комплектов. Это поможет вам всегда иметь рабочее устройство. Пока один комплект батарей будет питать девайс, второй будет находиться на зарядке.

На этом я прощаюсь с вами и желаю удачных покупок. Думаю, что теперь вы точно не пожалеете о приобретении, и сделаете максимально правильный выбор.

Нет, нет, я не забыл и обещал вам рассказать какие аккумуляторные батарейки приобрел я. И так, это Panasonic Ni-Mh, с объемом 2700 mAh. Я очень доволен покупкой, и теперь моя фотовспышка, будет работать еще лучше.

Совет. Вы не обращайте особого значения на бренд, это мало что даст. Выбирайте с максимальным объемом mAh, и желательно Ni-Mh.

Если вам помогла эта статья, пусть она поможет и другим! Делитесь ею в соцсетях и будет вам радость.

И все же, какому бренду вы доверяете?

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

Каждый раз при покупке батареек или аккумуляторов возникает много вопросов:

  • Насколько дорогие батарейки и аккумуляторы лучше дешёвых?
  • Насколько ёмкость литиевых батареек больше обычных?
  • Насколько ёмкость солевых батареек меньше, чем у щелочных?
  • Отличаются ли батарейки для цифровых устройств от обычных?
  • Какие из батареек и аккумуляторов, стоящих одинаково, лучше покупать?
  • Какое зарядное устройство лучше использовать для зарядки аккумуляторов

И в этой статье есть ответы на каждый из этих вопросов. Мы свели вместе множество исследований, к примеру в одном из них известный тестер Алексей Надёжин проверил все батарейки и аккумуляторы формата АА и ААА, до которых смог дотянуться. В итоге в тестировании участвовали 58 видов батареек формата АА и 35 видов ААА, 44 аккумулятора АА и 35 аккумуляторов формата ААА. Всего было протестировано 255 батареек и 198 аккумуляторов, так что, выборка получилась более чем приличная. А через год он сделал еще одно исследование, результаты которого мы так же свели в удобные выводы. А еще обобщили разрозненные тесты, добавили кое что из собственно опыта по поводу зарядных устройств и написали данное большое руководство. Если вам неудобно читать подробный текст, мы записали видеоролик с пересказом данной статьи. Однако, статья более подробная, раскрывает больше деталей и содержит ссылки на рекомендуемые модели.

Выводы по аккумуляторам АА и ААА

  • Аккумуляторы Ikea оказываются лучше всех. Если Ikea нет в вашем городе, хорошим вариантом будут легендарные Panasonic Eneloop или Fujitsu с заявленными 2000 циклами перезаряда (на Aliexpress появился фирменный магазин Panasonic, где 4 аккумулятора можно купить за 900 рублей). По сути, все три марки производятся на одном заводе и по одной технологии. Поэтому покупать стоит те, что стоят дешевле и те, что проще достать.
  • Если Икея или Энелупы по какой-то причине вам недоступны, то вам хорошо подойдут китайские PKCELL. К примеру, 12 штук формата ААА, емкостью 850 mAh, без саморазряда, с доставкой из России обойдутся рублей в 700-800. Или 16 штук емкостью 1200 mAh — уже за 900 (однако они уже с саморазрядом). Так что это хорошая цена за качественные аккумуляторы.
  • И да, выбрав раз аккумуляторы, желательно покупать их одной фирмы. Потому что разные производители используют разную химию. И аккумуляторы разных марок, вероятнее всего, будут иметь разное рабочее напряжение. А нет ничего хуже для техники, чем когда аккумуляторы работают неодинаково.
  • Максимальная реальная ёмкость для NiMh аккумуляторов формата AA — 2550 mAh, для AAA — 1100 mAh. Все аккумуляторы, на которых написано 2600, 2700, 2800 mAh и более в реальности имеют меньшую емкость.
  • NiMh аккумуляторы в отличие от батареек почти не снижают количество отдаваемой энергии при больших токах разряда. Поэтому если вам нужен аккумулятор для вспышки или в пульт радиоуправлямой модели, лучше использовать аккумулятор.
  • За месяц хранения обычные аккумуляторы теряют 4-20% заряда. Лучше всего ведут аккумуляторы с технологией LSD (обозначает низкий саморазряд — около 20% за несколько лет) и сходные с ними аккумуляторы.
  • Новые LSD аккумуляторы обычно оказываются заряжены на 70%.

Грандиозное тестирование батареек АА и ААА

Во время исследования Алексей протестировал 255 батареек. Использовались три основных режима:

  • Разряд постоянным током 200 mA. Такая нагрузка свойственна для электронных игрушек;
  • Разряд импульсами 1000 mA (10 секунд нагрузка, 10 секунд пауза). Такая нагрузка свойственна для цифровых устройств;
  • Разряд импульсами 2500 mA (10 секунд нагрузка, 20 секунд пауза). Такая нагрузка свойственна для мощных цифровых устройств — фотоаппаратов, вспышек.

На приведенном ниже графике хорошо видно, как ведут себя батарейки разных типов:

Первые пять линий — то, как ведут себя солевые батарейки. Хорошо заметно, насколько меньше их ёмкость. Последние три линии — литиевые батарейки. Они не только имеют большую ёмкость, но и разряжаются по-другому: напряжение на них не снижается почти до самого конца, а затем резко падает. Особенно ярко это выражено у батарейки GP Lithium. Кроме того литиевые батарейки могут работать на морозе.

Среди множества похожих щелочных батареек хорошо видны два аутсайдера — Sony Platinum и Panasonic Alkaline и два лидера — Duracell Turbo Max и Ansmann X-Power. Остальные батарейки отличаются между собой по ёмкости всего на 15%.

Таким образом, если вам нужны постоянные высокие токи (вспышка в фотоаппарате, брелок сигнализации, пульт радиоуправляемой модели) и вы работате зимой, вам следует предпочесть литиевые батарейки. Во всех остальных случаях нет особой разницы, какую батарейку вы купите.

Батарейки формата АА

Теперь, что касается емкости при разных токах разряда. На первой диаграмме батарейки АА отсортированы по ёмкости при токе разряда 200 mA:

Из диаграммы хорошо видно, что разные батарейки по-разному проявляют себя при разряде большими и малыми токами. Например Camelion Plus Alkaline даёт больше энергии, чем Camelion Digi Alkaline на маленьком токе. А на большом всё наоборот. Как правило на батарейках, рассчитанных на большие токи указывают, что они предназначены для цифровых устройств. При этом есть множество универсальных батареек, отлично работающих с любыми токами.

Если усреднить количество энергии, которое батарейки выдают на больших и малых токах и на основе результатов и цены батареек (в ряде случаев цена указана приблизительно), получится диаграмма стоимости одного ватт-часа для всех батареек АА. Соотвественно, чем меньше, тем лучше.

Как видите, лучшим соотношением цена/качество обладают батарейки Ашан и Ikea. В других случая покупать стоит наиболее дешевые щелочные батарейки.

Обновление от марта 2018 г.: в настоящий момент батарейки Ikea перестали быть лидерами по соотношению цена/качество. Более подробная информация приведена в разделе про ААА батарейки.

Батарейки формата ААА

Все батарейки ААА были разряжены постоянным током 200 mA. Некоторые типы батареек прошли второй тест — разряд током 1000 mA в режиме «постоянное cопротивление» (ток при этом снижался по мере разряда). Этот режим служит для эмуляции работы батареек в фонарике.

В формате AAA Duracell Turbo Max оказался далеко не лучшей щелочной батарейкой. У многих дешёвых батареек (например Ikea, Navigator, aro, FlexPower) ёмкость была больше.

Обновление по батарейкам от 2018 г.

В марте этого года вышло обновление исследования от Алексея. Как уже было показано выше, покупать дорогие батарейки не имеет смысла, т.к по соотношению цена/емкость они практически не уступают (или даже уступают) своим более дешевым собратьям. Поэтому в новом исследовании Алексей сосредоточился на недорогих вариантах из магазинов Икея, Ашан и Леруа Мерлен.

Как показали исследования на высоких (1А) и на низких токах (200 мА), недавний фаворит — батарейки Ikea, показали себя не с лучшей стороны, тогда как батарейки Lexman и Pairdeer оказались лучшими по соотношению цена/емкость. И именно их мы и предлагаем покупать.

Батарейка Цена за шт., руб Разряд 200 мА Разряд 1А
mWh mWh/руб mWh mWh/руб
Каждый день (Ашан) 11,47 1000 87 580 51
Трофи 12,38 1070 86 640 52
Pairdeer (Леруа Мерлен) 12,8 1110 87 690 54
Lexman (Леруа Мерлен) 12 1130 94 630 53
Ашан (желтые) 13,28 870 66 380 29
Ikea 15,9 980 62 540 34
Auchan 16,44 1100 67 630 38
GP 16,99 1060 62 530 31

Грандиозное тестирование аккумуляторов АА и ААА

Во время этого исследования Алексей протестировал 198 аккумуляторов. Аккумуляторы ёмкостью выше 1500 mAh заряжались током 700-800 mA, аккумуляторы меньшей ёмкости током 500-600 mA. Соответственно, при разрядке аккумуляторы с ёмкостью выше 1500 mAh разряжались токами 500 mA и 2500 mA, а аккумуляторы меньшей ёмкости — токами 200 mA и 1000 mA.

Первый тест — тест на емкость, из которого как раз следует вывод, что максимальная емкость аккумуляторов составляет 2550 mAh, что бы не писали маркетологи на упаковке.

Для формата ААА эта цифра равна 1100 mAh. Самое интересное, что больше половины всех протестированных аккумуляторов изготовлена по технологии LSD (Low Self-Discharge — дословно, низкого саморазряда). Поэтому эти аккумуляторы продаются уже заряженными. Причем, согласно более позднего исследования Алексея, за 7 месяцев лежания на полке лучше всего себя ведут аккумуляторы Fujitsu 2550 LSD и Panasonic Eneloop Pro и обновленные Ikea Ladda (интересно, что все три марки, по сути, делаются на одном заводе и Ikea Ladda является полной копией Eneloop Pro). Таким образом, за 7 месяцев “простоя” аккумуляторы потеряли всего около 10-15% емкости.

Теперь, что касается цен. Ikea Ladda 2450 являющиеся практически полной копией именитых Panasonic Eneloop Pro при этом стоят в два раза дешевле (500 рублей за упаковку из 4 АА «банок» против 1000 рублей за аналогичные Eneloop Pro. Я специально не привожу никаких графиков, потому что обновленные аккумуляторы Ikea Алексей тестировал уже после того, как написал основной обзор. Тем не менее, на данный момент это самое доступное и самое качественное предложение на рынке.

Если магазин Ikea в вашем городе недоступен, то лучшей покупкой становятся Fujitsu 2550 LSD или Panasonic Eneloop. Eneloop, как правило, дорогие, но иногда встречаются акции, по которым можно купать из с неплохой скидкой.

Лучшее зарядное устройство для аккумуляторов формата АА, ААА и размера 18650

Как уже говорилось в самом начале статьи, фирменные зарядные устройства не всегда являются лучшим выбором. Как правило, они выполняют только одну функцию — заряд аккумулятора. И делают это плохо. Дело в том, что производитель не очень заинтересован в том, чтобы аккумулятор служили вам очень долго и его емкость так же долго сохранялась в районе заявленной. Ведь в этом случае вы долго не будете покупать новые «банки».

Небольшой пример. Многие фирменные зарядки позволяют заряжать аккумуляторы только парами, не заботясь об индивидуальном состоянии каждой из батарей. Понятно, что такая пара будет заряжаться на емкость самого слабого из аккумуляторов. Если одни из них деградирует, получится, что деградирует вся пара. Поэтому правильная зарядная станция заряжает каждый аккумулятор индивидуально.

Еще пример: редко какая фирменная зарядка позволяет выбирать силу тока, с какой будет заряжаться батарейка, тогда как правильным считается заряжать аккумулятор силой тока, равной 0,3 от емкости аккумулятора для NiMh и 0,1 для старых NiСd аккумуляторов. Правильная зарядка позволяет выбирать силу тока либо автоматически, либо по желанию пользователя.

Ну и третье, правильные зарядки позволяют разрядить аккумулятор до правильного нижнего значения (чего не всегда удается гаджетам, его использующим), а потом полностью его зарядить. Это необходимо для устранения эффекта памяти у NiMH аккумуляторов. Плюс, правильные зарядки позволяют «тренировать аккумулятор» и восстанавливать разряженные в ноль трупы.

После тестирования зарядных устройств разных типов, мы считает, Liitokala lii-500 является лучшим выбором для нетребовательного пользователя. Такая зарядная станция позволяет автоматически определять тип аккумуляторов, заряжать в индивидуальном режиме все 4 батарейки. Плюс, умеет при необходимости их правильно разряжать и заряжать.

Важное замечание к видео: высокие токи зарядки стоит выставлять только для тех аккумуляторов, которые действительно можно так заряжать. К примеру, Li-ion. В случае NiMh марки Eneloop или Ikea, стоит довериться автоматике. А в случае же ААА-аккумуляторов старого типа NiCd, необходимо выбирать самый малый ток.

У данной зарядной станции есть несколько недостатков. К примеру, аккумуляторы надо вставлять «вверх ногами», остальные же больше важны профессиональным потребителям аккумуляторов (к примеру, минимальный ток всего 300 mA, что не очень полезно для средних по качеству NiCd ААА аккумуляторов). Однако все полупрофессиональные модели зарядных устройств, с более низким током заряда, и, в том числе, с режимом тренировки, стоят сильно дороже. Поэтому Liitokala lii-500 можно смело рекомендовать как относительно недорогую хорошую зарядку для содержания в порядке ваших аккумуляторов.

Если у вас много батареек именно формата ААА, вам лучше купить Miboxer C4, способный заряжать их низким током 150 mA, но, увы, у устройства есть только заряд-разряд-заряд и то, лишь в одном из слотов. Тем не менее, даже без разряда, это одна из самых интересных моделей. Во-первых, она качественно сделана. Во-вторых, у нее большой и информативный экран. Более подробно о ней можно узнать из видео, опубликованного в начале статьи.